Программа учебного предмета "Биология"
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) по теме

Ивченко Наталья Николаевна

Программа расчитана на 147 часов, 49 из них самостоятельная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_biologiya.docx83.44 КБ

Предварительный просмотр:

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"Биология"

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология»  предназначена  для изучения биологии в учреждениях, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих. 

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) биология изучается как базовый учебный предмет.

Рабочая программа ориентирована на достижение  следующих  целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей,  в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе;
  • проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся  профессиональных компетенций.

Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.

При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся  должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них  знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что  свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.  Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Освоение учебной дисциплины  «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных  при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для ряда биологических, сельскохозяйственных, медицинских и других специальных дисциплин.

Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной  деятельности  в содержание обучения  включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

147

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

98

в том числе:

     лабораторно-практические занятия

10

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

49

Промежуточная аттестация по дисциплине - дифференцированный зачет.  

Выпускник образовательного учреждения должен обладать общими компетенциями, включающими в  себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

2.2 Тематический план учебной дисциплины

«Биология»

                               

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

аудитор-ных

ЛПЗ

самост-ных работ

2 курс

2 полугодие

Введение.

3

1.

Учение о клетке.

18

2

7

2.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

21

1

6

3.

Основы генетики и селекции.

22

8

Резерв времени

2

Всего за 1 полугодие

66

3

21

3 курс

1 полугодие

3.

Основы генетики и селекции.

6

3

5

4.

Эволюционное учение.

9

5

5.

История развития жизни на Земле.

6

1

5

6.

Основы экологии.

6

2

10

7.

Бионика.

3

1

3

Дифференцированный зачет

2

Всего за 2 полугодие

32

7

28

Итого за курс обучения

98

10

49


3. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение. 

Содержание учебного материала.

2

2

1. Объект изучения биологии.

2. Признаки живых организмов.

3. Уровни организации

4. Многообразие живых организмов.

5. Методы познания живой природы.

6. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей.

7. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам и их охрана.

Раздел 1. Учение о клетке.

Содержание учебного материала.

11

2

1. История изучения клетки.

2. Клетка, многообразие клеток. Клеточная теория.

3. Химическая организация клетки.

4. Строение и функции клетки.

5. Вирусы. Борьба с вирусными заболеваниями.

6. Обмен веществ и превращение энергии в клетке – энергетический и пластический обмен.

7. Хромосомы, их строение и функции.

8. Генетический код.

9. Биосинтез белка.

10. Жизненный цикл клетки. Митоз.

 Лабораторные и практические работы.

1) Наблюдение клеток на микропрепаратах, их описание и сравнение.

2) Приготовление микропрепаратов клеток растений.

2

3

Самостоятельная работа – написание рефератов, сообщений по темам:

1) «Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении», 2) «Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении»,

3) «Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни  растения»,

4) «Практические  доказательства  образования  органических  веществ  в растении  путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах»,

5) «Доказательства  передвижения  органических и неорганических веществ в растении»,   6) «Клетка  эукариотических  организмов. Мембранный принцип ее организации»,

7) «Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток»,

8) «Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии  энергетического обмена в различных частях митохондрий»,

9) «Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка»,

10) «Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков  в поколениях»,

11) «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние».

7

3

Контрольная работа.

1

1

Знать:

  • наиболее важные понятия общей биологии;
  • основные положения клеточной теории;
  • строение и функционирование клетки;
  • потребность организма в белках, жирах, углеводах, суточная норма их потребления;
  • сущность биологических процесса: круговорот веществ и превращение энергии в клетке;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику.

Уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных; и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами.

Раздел 2.   Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Содержание учебного материала.

9

2

1. Организм – единое целое. Многообразие организмов.

2. Размножение: бесполое и половое.

3. Образование половых клеток. Мейоз.

4. Оплодотворение.

5. Индивидуальное развитие организмов.

6. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

7. Влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения окружающей среды на развитие человека.

Лабораторные и практические работы.

1) Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов

1) «Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью»

6

3

2) «Доказательства разной интенсивности метаболизма   в разных условиях у растений и животных»,

3) «Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке»,

4) «Биологическое значение митоза и мейоза»,

5) «Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование»,

6) «Половое размножение и его биологическое значение»,

7) «Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений»,

8) «Партеногенез и гиногенез  у позвоночных животных и  их биологическое значение»,  

9) «Эмбриологические доказательства эволюционного  родства животных»,

10) «Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных»,  

11) «Влияние окружающей среды  и  ее загрязнения на развитие организмов»,

12) «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка».

Контрольная работа.

1

1

Знать:

  • строение и функционирование биологических объектов: генов и хромосом;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения;
  • биологическую терминологию и символику;
  • вредное влияние на потомство алкоголя, наркотических веществ, загрязнения окружающей среды.

Уметь:

  • объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательное влияние алкоголя,  никотина,  наркотических веществ  на  эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды;
  • сравнивать биологические объекты: зародышей человека и других животных и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научных изданиях  
  • компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

Раздел 3. Основы генетики и селекции.

Содержание учебного материала.

16

2

1. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

2. Законы генетики. Моногибридное и дигибридное скрещивание.

3. Хромосомная теория наследственности.

4. Генетика пола.

5. Значение генетики для селекции и медицины.

6. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

7. Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

8. Селекция: основные методы и достижения.

9. Биотехнология: достижения и перспективы развития.

Лабораторные и практические работы.

1) Составление схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

2) Решение генетических задач.

3) Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

3

3

Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам:

1) «Закономерности фенотипической и генетической изменчивости»,

2) «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение»,

3) «Драматические страницы в истории развития генетики»,

4) «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении»,

5) «Центры многообразия и происхождения культурных растений»,

6) «Центры многообразия и происхождения домашних животных»,

7) «Значение изучения предковых форм для современной селекции»,

8) «История происхождения отдельных сортов культурных растений».

13

3

Контрольная работа.

1

1

Контрольная работа за 1 полугодие.

2

1

Знать:

•        основные положения биологических теорий и закономерностей: законы Г. Менделя, Т. Моргана, закономерностей изменчивости и наследственности, работы Н.И. Вавилова, И.В. Мичурина;

•        вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику.

Уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; влияние мутагенов на растения, животных и человека; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
  • выявлять источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно);

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Раздел 4. Эволюционное учение.

Содержание учебного материала.

15

2

1. История развития эволюционных идей.

2. Работы К. Линнея, Ж.Б. Ламарка.

3. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

4. Естественный отбор.

5. Вид: критерии и структура.

6. Популяция – структурная единица вида и эволюции.

7. Движущие силы эволюции.

8. Синтетическая теория эволюции.

9. Видообразование как результат эволюции.

10. Микро- и макроэволюция.

11. Доказательства эволюции.

12. Основные направления эволюционного процесса – биологический прогресс и биологический регресс.

Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам:

1) «История развития эволюционных идей до  Ч.Дарвина»,

2) «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии»,

3) «Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии»,

4) «Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина»,

5) «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции»,

6) «Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей»,

7) «Адаптивная радиация  организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора»,

8) «Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных».

5

3

Контрольная работа.

1

1

Знать:

  • основные положения эволюционного учения;
  • строение и функционирование биологических объектов: вид, его структура, популяция;
  • сущность биологических процессов: действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности видов;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки – Аристотель, К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин;
  • биологическу4ю терминологию и символику.

Уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; причины и факторы эволюции, изменяемость видов;
  • описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособленность организмов к среде обитания;
  • сравнивать биологические процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • находить информацию о биологических объектах и теориях в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

Раздел 5. История развития жизни на Земле.

Содержание учебного материала.

6

2

1. Гипотезы происхождения жизни.

2. История развития органического мира.

3. Гипотезы о происхождении человека.

4. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

5. Эволюция человека.

6. Человеческие расы.

Лабораторная работа: написание рефератов.

1

Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, рефератов по темам:

1) «Современные представления о зарождении жизни»,  

2) «Различные гипотезы происхождения»,

3) «Принципы  и закономерности развития жизни на Земле»,

4) «Ранние этапы развития жизни на Земле»,

5) «Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных»,

6) «Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров»,

7) «Современные представления о происхождении птиц и зверей»,

8) «Эволюция приматов и этапы эволюции человека»,

9) «Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма».

5

3

Раздел 6. Основы экологии.

Содержание учебного материала.

12

2

1. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

2. Экологические системы, их структура.

3. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

4. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

5. Причины устойчивости и смены экосистем.

6. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

7. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

8. Роль живых организмов в биосфере.

9. Биосфера и человек.

10. Основные экологические проблемы современности.

11. Пути решения экологических проблем.

12. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

13. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

14. Решение экологических задач.

Лабораторные и практические работы.

1) Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем и агроэкосистемы. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

2) Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

2

3

Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам:

1) «Воздействие человека  на природу на различных этапах развития человеческого общества»,

2) «Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей»,

3) «Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере»,

4) «Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости»,

5) «Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени», 6) «Сукцессии и их формы»,

7) «Роль правительственных  и общественных  экологических организаций   в современных развитых странах»,

8) «Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов»,

9) «Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов»,

10) «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение»,  

11) «Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения»,

12) «Устойчивое развитие природы и общества».

10

3

Контрольная работа.

1

1

Знать:

  • сущность биологических процессов: происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику.

Уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние экологических факторов на живые организмы; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • составлять элементарные схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения правил поведения в природной среде.

Раздел 7. Бионика.

        

Содержание учебного материала.

3

2

1. Бионика – одно из направлений биологии.

2. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

 Лабораторно-практические занятия. 

Экскурсии.

Многообразие видов.

Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.

Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма,  сельскохозяйственная выставка). Естественные и искусственные экосистемы своего района.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, разработка моделей, составление чертежей о применении в технических системах принципов организации, свойств, структур живой природы.

3

3

Промежуточная аттестация в форме – дифференцированного  зачёта

2

Всего (аудиторная нагрузка):

98

2

Всего (самостоятельная работа):

49

Тематика рефератов:

  1. «Структурной и функциональное различие растительной и животной клеток».
  2. «Био-, макроэлементы и их роль в жизни растения».
  3. «Фотосинтез».
  4. «Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации».
  5. «Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении».
  6. «Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколения».
  7. «Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий».
  8. «Практические доказательства образования ОВ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах».
  9. «Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование».
  10. «Половое размножение и его биологическое значение».
  11. «Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередование поколений».
  12. «Биологическое значение митоза и мейоза».
  13. «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка».
  14. «Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных».
  15. «Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных».
  16. «Влияние окружающей среды и ее загрязнение на развитие организмов».
  17. «Драматические страницы в истории развития генетики».
  18. «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение».
  19. «Закономерности фенотипической и генотипической изменчивости».
  20. «Центры многообразия и происхождения культурных растений».
  21. «Центры многообразия и происхождения домашних животных».
  22. «Значение изучения предковых форм для современной селекции».
  23. «История происхождения отдельных сортов культурных растений».
  24. «Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина».
  25. «Система природы К. Линнея и ее значение для развития биологии».
  26. «Эволюционные идеи Ж. Б. Ламарка и их значение для развития биологии».
  27. «История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина».
  28. «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции».
  29. «Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательства их адаптивных возможностей».
  30. «Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действие ЕО».
  31. «Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных».
  32. «Современные представления о зарождении жизни».

4. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методической документации;

Технические средства обучения:

  • компьютер для преподавателя;
  • программное обеспечение общего и профессионального назначения;
  • комплект учебно-методической документации

5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Учебники

  1. Биология: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования/ В.М.Константинов под ред В.М.Константинова.  – М.: «Академия», 2011.

Дополнительные источники:

1. Журнал «Биология» - 2014 г.

Интернет-ресурсы:

1. Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии» - http://bio.1september.ru

2. Биология в Открытом колледже - http://www.college.ru/biology

3. Herba: ботанический сервер Московского университета - http://www.herba.msu.ru

4. BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии - http://www.biodat.ru

5. FlorAnimal: портал о растениях и животных - http://www.floranimal.ru

  1. Forest.ru: все о росийских лесах - http://www.forest.ru

7. Биология: сайт преподавателя биологии А.Г. Козленко - http://www.kozlenkoa.narod.ru

8. БиоДан — Тропинка в загадочный мир - http://www.biodan.narod.ru

9. Внешкольная экология: программа «Школьная экологическая инициатива» - http://www.eco.nw.ru

10. В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова - http://www.biolog188.narod.ru

11. Государственный Дарвиновский музей - http://www.darwin.museum.ru

12. Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия - http://www.livt.net

  1. Занимательно о ботанике. Жизнь растений - http://plant.geoman.ru
  2. Изучаем биологию - http://learnbiology.narod.ru
  3. Проблемы эволюции - http://www.macroevolution.narod.ru
  4. Редкие и исчезающие животные России - http://www.nature.ok.ru
  5. Чарлз Дарвин: биография и книги - http://charles-darwin.narod.ru

18. Экологическое образование детей и изучение природы России - http://www.ecosystema.ru

  1. Журнал «Вокруг света» - www.vokrugsveta.ru
  2. Журнал «Гео» - www.geoclub.ru.

21. Журнал «National Geographic» - www.nationalgeographic.com/index.html.

  1. Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru.
  2. Национальный портал «Природа» -  http://www.priroda.ru

24. Иллюстрированная энциклопедия «Живые существа» - http://www.livt.net/

  1. Экологический центр «Экосистема» -  http://www.ecosystema.ru/

26. Атлас «Окружающая среда и здоровье человека» - http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm

  1. Природа России - http://www.biodat.ru/
  2. Биологический словарь - http://bioword.narod.ru/

29. Всемирный фонд дикой природы - http://www.wwf.ru/

6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-науч-ной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

работа по карточкам, самостоятельная работа, лабораторная работа, доклады, сообщения, рефераты

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

работа по карточкам, лабораторная работа, решение задач, самостоятельная работа

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

работа по карточкам, лабораторная работа

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

работа по карточкам, лабораторная работа, самостоятельная работа, контрольная работа, сообщения, рефераты

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

лабораторная работа, доклады, сообщения, рефераты

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

лабораторная работа

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

доклады, сообщения, рефераты

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- доклады, сообщения, рефераты

- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

- лабораторные работы

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

- доклады, сообщения, рефераты

Знания:

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

работа по карточкам, решение задач, самостоятельная работа, контрольная работа

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

работа по карточкам, самостоятельная работа, доклады

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

самостоятельная работа, контрольная работа, доклады, рефераты

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

сообщения, доклады, рефераты

биологическую терминологию и символику.

работа по карточкам, решение задач, самостоятельная работа, контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...