Программа учебного предмета "Биология"
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) по теме
Программа расчитана на 147 часов, 49 из них самостоятельная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_biologiya.docx | 83.44 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"Биология"
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в учреждениях, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) биология изучается как базовый учебный предмет.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе;
- проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.
При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для ряда биологических, сельскохозяйственных, медицинских и других специальных дисциплин.
Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 147 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 98 |
в том числе: | |
лабораторно-практические занятия | 10 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 49 |
Промежуточная аттестация по дисциплине - дифференцированный зачет. |
Выпускник образовательного учреждения должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
2.2 Тематический план учебной дисциплины
«Биология»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
аудитор-ных | ЛПЗ | самост-ных работ | ||
2 курс | ||||
2 полугодие | ||||
Введение. | 3 | |||
1. | Учение о клетке. | 18 | 2 | 7 |
2. | Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 21 | 1 | 6 |
3. | Основы генетики и селекции. | 22 | 8 | |
Резерв времени | 2 | |||
Всего за 1 полугодие | 66 | 3 | 21 | |
3 курс | ||||
1 полугодие | ||||
3. | Основы генетики и селекции. | 6 | 3 | 5 |
4. | Эволюционное учение. | 9 | 5 | |
5. | История развития жизни на Земле. | 6 | 1 | 5 |
6. | Основы экологии. | 6 | 2 | 10 |
7. | Бионика. | 3 | 1 | 3 |
Дифференцированный зачет | 2 | |||
Всего за 2 полугодие | 32 | 7 | 28 | |
Итого за курс обучения | 98 | 10 | 49 |
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Введение. | Содержание учебного материала. | 2 | 2 | |||
1. Объект изучения биологии. | ||||||
2. Признаки живых организмов. | ||||||
3. Уровни организации | ||||||
4. Многообразие живых организмов. | ||||||
5. Методы познания живой природы. | ||||||
6. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. | ||||||
7. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам и их охрана. | ||||||
Раздел 1. Учение о клетке. | Содержание учебного материала. | 11 | 2 | |||
1. История изучения клетки. | ||||||
2. Клетка, многообразие клеток. Клеточная теория. | ||||||
3. Химическая организация клетки. | ||||||
4. Строение и функции клетки. | ||||||
5. Вирусы. Борьба с вирусными заболеваниями. | ||||||
6. Обмен веществ и превращение энергии в клетке – энергетический и пластический обмен. | ||||||
7. Хромосомы, их строение и функции. | ||||||
8. Генетический код. | ||||||
9. Биосинтез белка. | ||||||
10. Жизненный цикл клетки. Митоз. | ||||||
Лабораторные и практические работы.1) Наблюдение клеток на микропрепаратах, их описание и сравнение.2) Приготовление микропрепаратов клеток растений. | 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа – написание рефератов, сообщений по темам: 1) «Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении», 2) «Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении», 3) «Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения», 4) «Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах», 5) «Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении», 6) «Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации», 7) «Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток», 8) «Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий», 9) «Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка», 10) «Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях», 11) «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние». | 7 | 3 | ||||
Контрольная работа. | 1 | 1 | ||||
Знать:
| Уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| |||||
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | Содержание учебного материала. | 9 | 2 | |||
1. Организм – единое целое. Многообразие организмов. | ||||||
2. Размножение: бесполое и половое. | ||||||
3. Образование половых клеток. Мейоз. | ||||||
4. Оплодотворение. | ||||||
5. Индивидуальное развитие организмов. | ||||||
6. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. | ||||||
7. Влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения окружающей среды на развитие человека. | ||||||
Лабораторные и практические работы.1) Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | 1 | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов 1) «Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью» | 6 | 3 | ||||
2) «Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных», 3) «Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке», 4) «Биологическое значение митоза и мейоза», 5) «Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование», 6) «Половое размножение и его биологическое значение», 7) «Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений», 8) «Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение», 9) «Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных», 10) «Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных», 11) «Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов», 12) «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка». | ||||||
Контрольная работа. | 1 | 1 | ||||
Знать:
| Уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). | |||||
Раздел 3. Основы генетики и селекции. | Содержание учебного материала. | 16 | 2 | |||
1. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. | ||||||
2. Законы генетики. Моногибридное и дигибридное скрещивание. | ||||||
3. Хромосомная теория наследственности. | ||||||
4. Генетика пола. | ||||||
5. Значение генетики для селекции и медицины. | ||||||
6. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | ||||||
7. Изменчивость: наследственная и ненаследственная. | ||||||
8. Селекция: основные методы и достижения. | ||||||
9. Биотехнология: достижения и перспективы развития. | ||||||
Лабораторные и практические работы.1) Составление схем моногибридного и дигибридного скрещивания.2) Решение генетических задач.3) Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. | 3 | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам: 1) «Закономерности фенотипической и генетической изменчивости», 2) «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение», 3) «Драматические страницы в истории развития генетики», 4) «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении», 5) «Центры многообразия и происхождения культурных растений», 6) «Центры многообразия и происхождения домашних животных», 7) «Значение изучения предковых форм для современной селекции», 8) «История происхождения отдельных сортов культурных растений». | 13 | 3 | ||||
Контрольная работа. | 1 | 1 | ||||
Контрольная работа за 1 полугодие. | 2 | 1 | ||||
Знать: • основные положения биологических теорий и закономерностей: законы Г. Менделя, Т. Моргана, закономерностей изменчивости и наследственности, работы Н.И. Вавилова, И.В. Мичурина; • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику. | Уметь:
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). | |||||
Раздел 4. Эволюционное учение. | Содержание учебного материала. | 15 | 2 | |||
1. История развития эволюционных идей. | ||||||
2. Работы К. Линнея, Ж.Б. Ламарка. | ||||||
3. Эволюционное учение Ч. Дарвина. | ||||||
4. Естественный отбор. | ||||||
5. Вид: критерии и структура. | ||||||
6. Популяция – структурная единица вида и эволюции. | ||||||
7. Движущие силы эволюции. | ||||||
8. Синтетическая теория эволюции. | ||||||
9. Видообразование как результат эволюции. | ||||||
10. Микро- и макроэволюция. | ||||||
11. Доказательства эволюции. | ||||||
12. Основные направления эволюционного процесса – биологический прогресс и биологический регресс. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам: 1) «История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина», 2) «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии», 3) «Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии», 4) «Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина», 5) «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции», 6) «Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей», 7) «Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора», 8) «Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных». | 5 | 3 | ||||
Контрольная работа. | 1 | 1 | ||||
Знать:
| Уметь:
| |||||
Раздел 5. История развития жизни на Земле. | Содержание учебного материала. | 6 | 2 | |||
1. Гипотезы происхождения жизни. | ||||||
2. История развития органического мира. | ||||||
3. Гипотезы о происхождении человека. | ||||||
4. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. | ||||||
5. Эволюция человека. | ||||||
6. Человеческие расы. | ||||||
Лабораторная работа: написание рефератов. | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, рефератов по темам: 1) «Современные представления о зарождении жизни», 2) «Различные гипотезы происхождения», 3) «Принципы и закономерности развития жизни на Земле», 4) «Ранние этапы развития жизни на Земле», 5) «Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных», 6) «Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров», 7) «Современные представления о происхождении птиц и зверей», 8) «Эволюция приматов и этапы эволюции человека», 9) «Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма». | 5 | 3 | ||||
Раздел 6. Основы экологии. | Содержание учебного материала. | 12 | 2 | |||
1. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. | ||||||
2. Экологические системы, их структура. | ||||||
3. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | ||||||
4. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. | ||||||
5. Причины устойчивости и смены экосистем. | ||||||
6. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. | ||||||
7. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. | ||||||
8. Роль живых организмов в биосфере. | ||||||
9. Биосфера и человек. | ||||||
10. Основные экологические проблемы современности. | ||||||
11. Пути решения экологических проблем. | ||||||
12. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. | ||||||
13. Правила поведения людей в окружающей природной среде. | ||||||
14. Решение экологических задач. | ||||||
Лабораторные и практические работы. 1) Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем и агроэкосистемы. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. 2) Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). | 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам: 1) «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества», 2) «Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей», 3) «Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере», 4) «Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости», 5) «Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени», 6) «Сукцессии и их формы», 7) «Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах», 8) «Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов», 9) «Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов», 10) «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение», 11) «Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения», 12) «Устойчивое развитие природы и общества». | 10 | 3 | ||||
Контрольная работа. | 1 | 1 | ||||
Знать:
| Уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| |||||
Раздел 7. Бионика.
| Содержание учебного материала. | 3 | 2 | |||
1. Бионика – одно из направлений биологии. | ||||||
2. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. | ||||||
Лабораторно-практические занятия. Экскурсии. Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе. Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка). Естественные и искусственные экосистемы своего района. | 1 | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, разработка моделей, составление чертежей о применении в технических системах принципов организации, свойств, структур живой природы. | 3 | 3 | ||||
Промежуточная аттестация в форме – дифференцированного зачёта | 2 | |||||
Всего (аудиторная нагрузка): | 98 | 2 | ||||
Всего (самостоятельная работа): | 49 |
Тематика рефератов:
- «Структурной и функциональное различие растительной и животной клеток».
- «Био-, макроэлементы и их роль в жизни растения».
- «Фотосинтез».
- «Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации».
- «Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении».
- «Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколения».
- «Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий».
- «Практические доказательства образования ОВ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах».
- «Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование».
- «Половое размножение и его биологическое значение».
- «Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередование поколений».
- «Биологическое значение митоза и мейоза».
- «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка».
- «Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных».
- «Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных».
- «Влияние окружающей среды и ее загрязнение на развитие организмов».
- «Драматические страницы в истории развития генетики».
- «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение».
- «Закономерности фенотипической и генотипической изменчивости».
- «Центры многообразия и происхождения культурных растений».
- «Центры многообразия и происхождения домашних животных».
- «Значение изучения предковых форм для современной селекции».
- «История происхождения отдельных сортов культурных растений».
- «Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина».
- «Система природы К. Линнея и ее значение для развития биологии».
- «Эволюционные идеи Ж. Б. Ламарка и их значение для развития биологии».
- «История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина».
- «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции».
- «Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательства их адаптивных возможностей».
- «Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действие ЕО».
- «Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных».
- «Современные представления о зарождении жизни».
4. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
Технические средства обучения:
- компьютер для преподавателя;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения;
- комплект учебно-методической документации
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
- Биология: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования/ В.М.Константинов под ред В.М.Константинова. – М.: «Академия», 2011.
Дополнительные источники:
1. Журнал «Биология» - 2014 г.
Интернет-ресурсы:
1. Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии» - http://bio.1september.ru
2. Биология в Открытом колледже - http://www.college.ru/biology
3. Herba: ботанический сервер Московского университета - http://www.herba.msu.ru
4. BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии - http://www.biodat.ru
5. FlorAnimal: портал о растениях и животных - http://www.floranimal.ru
- Forest.ru: все о росийских лесах - http://www.forest.ru
7. Биология: сайт преподавателя биологии А.Г. Козленко - http://www.kozlenkoa.narod.ru
8. БиоДан — Тропинка в загадочный мир - http://www.biodan.narod.ru
9. Внешкольная экология: программа «Школьная экологическая инициатива» - http://www.eco.nw.ru
10. В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова - http://www.biolog188.narod.ru
11. Государственный Дарвиновский музей - http://www.darwin.museum.ru
12. Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия - http://www.livt.net
- Занимательно о ботанике. Жизнь растений - http://plant.geoman.ru
- Изучаем биологию - http://learnbiology.narod.ru
- Проблемы эволюции - http://www.macroevolution.narod.ru
- Редкие и исчезающие животные России - http://www.nature.ok.ru
- Чарлз Дарвин: биография и книги - http://charles-darwin.narod.ru
18. Экологическое образование детей и изучение природы России - http://www.ecosystema.ru
- Журнал «Вокруг света» - www.vokrugsveta.ru
- Журнал «Гео» - www.geoclub.ru.
21. Журнал «National Geographic» - www.nationalgeographic.com/index.html.
- Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru.
- Национальный портал «Природа» - http://www.priroda.ru
24. Иллюстрированная энциклопедия «Живые существа» - http://www.livt.net/
- Экологический центр «Экосистема» - http://www.ecosystema.ru/
26. Атлас «Окружающая среда и здоровье человека» - http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm
- Природа России - http://www.biodat.ru/
- Биологический словарь - http://bioword.narod.ru/
29. Всемирный фонд дикой природы - http://www.wwf.ru/
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-науч-ной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; | работа по карточкам, самостоятельная работа, лабораторная работа, доклады, сообщения, рефераты |
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; | работа по карточкам, лабораторная работа, решение задач, самостоятельная работа |
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; | работа по карточкам, лабораторная работа |
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; | работа по карточкам, лабораторная работа, самостоятельная работа, контрольная работа, сообщения, рефераты |
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; | лабораторная работа, доклады, сообщения, рефераты |
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; | лабораторная работа |
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; | доклады, сообщения, рефераты |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; | - доклады, сообщения, рефераты |
- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; | - лабораторные работы |
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). | - доклады, сообщения, рефераты |
Знания: | |
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; | работа по карточкам, решение задач, самостоятельная работа, контрольная работа |
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; | работа по карточкам, самостоятельная работа, доклады |
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; | самостоятельная работа, контрольная работа, доклады, рефераты |
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; | сообщения, доклады, рефераты |
биологическую терминологию и символику. | работа по карточкам, решение задач, самостоятельная работа, контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...