Программа учебного предмета "Биология"
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) по теме

Ивченко Наталья Николаевна

Программа расчитана на 147 часов, 49 из них самостоятельная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_biologiya.docx83.44 КБ

Предварительный просмотр:

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"Биология"

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология»  предназначена  для изучения биологии в учреждениях, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих. 

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) биология изучается как базовый учебный предмет.

Рабочая программа ориентирована на достижение  следующих  целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей,  в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе;
  • проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся  профессиональных компетенций.

Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.

При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся  должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них  знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что  свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.  Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Освоение учебной дисциплины  «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных  при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для ряда биологических, сельскохозяйственных, медицинских и других специальных дисциплин.

Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной  деятельности  в содержание обучения  включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

147

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

98

в том числе:

     лабораторно-практические занятия

10

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

49

Промежуточная аттестация по дисциплине - дифференцированный зачет.  

Выпускник образовательного учреждения должен обладать общими компетенциями, включающими в  себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

2.2 Тематический план учебной дисциплины

«Биология»

                               

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

аудитор-ных

ЛПЗ

самост-ных работ

2 курс

2 полугодие

Введение.

3

1.

Учение о клетке.

18

2

7

2.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

21

1

6

3.

Основы генетики и селекции.

22

8

Резерв времени

2

Всего за 1 полугодие

66

3

21

3 курс

1 полугодие

3.

Основы генетики и селекции.

6

3

5

4.

Эволюционное учение.

9

5

5.

История развития жизни на Земле.

6

1

5

6.

Основы экологии.

6

2

10

7.

Бионика.

3

1

3

Дифференцированный зачет

2

Всего за 2 полугодие

32

7

28

Итого за курс обучения

98

10

49


3. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение. 

Содержание учебного материала.

2

2

1. Объект изучения биологии.

2. Признаки живых организмов.

3. Уровни организации

4. Многообразие живых организмов.

5. Методы познания живой природы.

6. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей.

7. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам и их охрана.

Раздел 1. Учение о клетке.

Содержание учебного материала.

11

2

1. История изучения клетки.

2. Клетка, многообразие клеток. Клеточная теория.

3. Химическая организация клетки.

4. Строение и функции клетки.

5. Вирусы. Борьба с вирусными заболеваниями.

6. Обмен веществ и превращение энергии в клетке – энергетический и пластический обмен.

7. Хромосомы, их строение и функции.

8. Генетический код.

9. Биосинтез белка.

10. Жизненный цикл клетки. Митоз.

 Лабораторные и практические работы.

1) Наблюдение клеток на микропрепаратах, их описание и сравнение.

2) Приготовление микропрепаратов клеток растений.

2

3

Самостоятельная работа – написание рефератов, сообщений по темам:

1) «Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении», 2) «Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении»,

3) «Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни  растения»,

4) «Практические  доказательства  образования  органических  веществ  в растении  путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах»,

5) «Доказательства  передвижения  органических и неорганических веществ в растении»,   6) «Клетка  эукариотических  организмов. Мембранный принцип ее организации»,

7) «Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток»,

8) «Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии  энергетического обмена в различных частях митохондрий»,

9) «Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка»,

10) «Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков  в поколениях»,

11) «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние».

7

3

Контрольная работа.

1

1

Знать:

  • наиболее важные понятия общей биологии;
  • основные положения клеточной теории;
  • строение и функционирование клетки;
  • потребность организма в белках, жирах, углеводах, суточная норма их потребления;
  • сущность биологических процесса: круговорот веществ и превращение энергии в клетке;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику.

Уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных; и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами.

Раздел 2.   Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Содержание учебного материала.

9

2

1. Организм – единое целое. Многообразие организмов.

2. Размножение: бесполое и половое.

3. Образование половых клеток. Мейоз.

4. Оплодотворение.

5. Индивидуальное развитие организмов.

6. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

7. Влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения окружающей среды на развитие человека.

Лабораторные и практические работы.

1) Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов

1) «Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью»

6

3

2) «Доказательства разной интенсивности метаболизма   в разных условиях у растений и животных»,

3) «Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке»,

4) «Биологическое значение митоза и мейоза»,

5) «Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование»,

6) «Половое размножение и его биологическое значение»,

7) «Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений»,

8) «Партеногенез и гиногенез  у позвоночных животных и  их биологическое значение»,  

9) «Эмбриологические доказательства эволюционного  родства животных»,

10) «Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных»,  

11) «Влияние окружающей среды  и  ее загрязнения на развитие организмов»,

12) «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка».

Контрольная работа.

1

1

Знать:

  • строение и функционирование биологических объектов: генов и хромосом;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения;
  • биологическую терминологию и символику;
  • вредное влияние на потомство алкоголя, наркотических веществ, загрязнения окружающей среды.

Уметь:

  • объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательное влияние алкоголя,  никотина,  наркотических веществ  на  эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды;
  • сравнивать биологические объекты: зародышей человека и других животных и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научных изданиях  
  • компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

Раздел 3. Основы генетики и селекции.

Содержание учебного материала.

16

2

1. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

2. Законы генетики. Моногибридное и дигибридное скрещивание.

3. Хромосомная теория наследственности.

4. Генетика пола.

5. Значение генетики для селекции и медицины.

6. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

7. Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

8. Селекция: основные методы и достижения.

9. Биотехнология: достижения и перспективы развития.

Лабораторные и практические работы.

1) Составление схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

2) Решение генетических задач.

3) Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

3

3

Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам:

1) «Закономерности фенотипической и генетической изменчивости»,

2) «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение»,

3) «Драматические страницы в истории развития генетики»,

4) «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении»,

5) «Центры многообразия и происхождения культурных растений»,

6) «Центры многообразия и происхождения домашних животных»,

7) «Значение изучения предковых форм для современной селекции»,

8) «История происхождения отдельных сортов культурных растений».

13

3

Контрольная работа.

1

1

Контрольная работа за 1 полугодие.

2

1

Знать:

•        основные положения биологических теорий и закономерностей: законы Г. Менделя, Т. Моргана, закономерностей изменчивости и наследственности, работы Н.И. Вавилова, И.В. Мичурина;

•        вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику.

Уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; влияние мутагенов на растения, животных и человека; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
  • выявлять источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно);

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Раздел 4. Эволюционное учение.

Содержание учебного материала.

15

2

1. История развития эволюционных идей.

2. Работы К. Линнея, Ж.Б. Ламарка.

3. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

4. Естественный отбор.

5. Вид: критерии и структура.

6. Популяция – структурная единица вида и эволюции.

7. Движущие силы эволюции.

8. Синтетическая теория эволюции.

9. Видообразование как результат эволюции.

10. Микро- и макроэволюция.

11. Доказательства эволюции.

12. Основные направления эволюционного процесса – биологический прогресс и биологический регресс.

Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам:

1) «История развития эволюционных идей до  Ч.Дарвина»,

2) «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии»,

3) «Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии»,

4) «Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина»,

5) «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции»,

6) «Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей»,

7) «Адаптивная радиация  организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора»,

8) «Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных».

5

3

Контрольная работа.

1

1

Знать:

  • основные положения эволюционного учения;
  • строение и функционирование биологических объектов: вид, его структура, популяция;
  • сущность биологических процессов: действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности видов;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки – Аристотель, К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин;
  • биологическу4ю терминологию и символику.

Уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; причины и факторы эволюции, изменяемость видов;
  • описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособленность организмов к среде обитания;
  • сравнивать биологические процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • находить информацию о биологических объектах и теориях в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

Раздел 5. История развития жизни на Земле.

Содержание учебного материала.

6

2

1. Гипотезы происхождения жизни.

2. История развития органического мира.

3. Гипотезы о происхождении человека.

4. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

5. Эволюция человека.

6. Человеческие расы.

Лабораторная работа: написание рефератов.

1

Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, рефератов по темам:

1) «Современные представления о зарождении жизни»,  

2) «Различные гипотезы происхождения»,

3) «Принципы  и закономерности развития жизни на Земле»,

4) «Ранние этапы развития жизни на Земле»,

5) «Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных»,

6) «Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров»,

7) «Современные представления о происхождении птиц и зверей»,

8) «Эволюция приматов и этапы эволюции человека»,

9) «Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма».

5

3

Раздел 6. Основы экологии.

Содержание учебного материала.

12

2

1. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

2. Экологические системы, их структура.

3. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

4. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

5. Причины устойчивости и смены экосистем.

6. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

7. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

8. Роль живых организмов в биосфере.

9. Биосфера и человек.

10. Основные экологические проблемы современности.

11. Пути решения экологических проблем.

12. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

13. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

14. Решение экологических задач.

Лабораторные и практические работы.

1) Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем и агроэкосистемы. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

2) Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

2

3

Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам:

1) «Воздействие человека  на природу на различных этапах развития человеческого общества»,

2) «Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей»,

3) «Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере»,

4) «Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости»,

5) «Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени», 6) «Сукцессии и их формы»,

7) «Роль правительственных  и общественных  экологических организаций   в современных развитых странах»,

8) «Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов»,

9) «Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов»,

10) «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение»,  

11) «Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения»,

12) «Устойчивое развитие природы и общества».

10

3

Контрольная работа.

1

1

Знать:

  • сущность биологических процессов: происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику.

Уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние экологических факторов на живые организмы; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • составлять элементарные схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения правил поведения в природной среде.

Раздел 7. Бионика.

        

Содержание учебного материала.

3

2

1. Бионика – одно из направлений биологии.

2. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

 Лабораторно-практические занятия. 

Экскурсии.

Многообразие видов.

Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.

Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма,  сельскохозяйственная выставка). Естественные и искусственные экосистемы своего района.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, разработка моделей, составление чертежей о применении в технических системах принципов организации, свойств, структур живой природы.

3

3

Промежуточная аттестация в форме – дифференцированного  зачёта

2

Всего (аудиторная нагрузка):

98

2

Всего (самостоятельная работа):

49

Тематика рефератов:

  1. «Структурной и функциональное различие растительной и животной клеток».
  2. «Био-, макроэлементы и их роль в жизни растения».
  3. «Фотосинтез».
  4. «Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации».
  5. «Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении».
  6. «Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколения».
  7. «Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий».
  8. «Практические доказательства образования ОВ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах».
  9. «Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование».
  10. «Половое размножение и его биологическое значение».
  11. «Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередование поколений».
  12. «Биологическое значение митоза и мейоза».
  13. «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка».
  14. «Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных».
  15. «Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных».
  16. «Влияние окружающей среды и ее загрязнение на развитие организмов».
  17. «Драматические страницы в истории развития генетики».
  18. «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение».
  19. «Закономерности фенотипической и генотипической изменчивости».
  20. «Центры многообразия и происхождения культурных растений».
  21. «Центры многообразия и происхождения домашних животных».
  22. «Значение изучения предковых форм для современной селекции».
  23. «История происхождения отдельных сортов культурных растений».
  24. «Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина».
  25. «Система природы К. Линнея и ее значение для развития биологии».
  26. «Эволюционные идеи Ж. Б. Ламарка и их значение для развития биологии».
  27. «История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина».
  28. «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции».
  29. «Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательства их адаптивных возможностей».
  30. «Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действие ЕО».
  31. «Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных».
  32. «Современные представления о зарождении жизни».

4. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методической документации;

Технические средства обучения:

  • компьютер для преподавателя;
  • программное обеспечение общего и профессионального назначения;
  • комплект учебно-методической документации

5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Учебники

  1. Биология: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования/ В.М.Константинов под ред В.М.Константинова.  – М.: «Академия», 2011.

Дополнительные источники:

1. Журнал «Биология» - 2014 г.

Интернет-ресурсы:

1. Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии» - http://bio.1september.ru

2. Биология в Открытом колледже - http://www.college.ru/biology

3. Herba: ботанический сервер Московского университета - http://www.herba.msu.ru

4. BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии - http://www.biodat.ru

5. FlorAnimal: портал о растениях и животных - http://www.floranimal.ru

  1. Forest.ru: все о росийских лесах - http://www.forest.ru

7. Биология: сайт преподавателя биологии А.Г. Козленко - http://www.kozlenkoa.narod.ru

8. БиоДан — Тропинка в загадочный мир - http://www.biodan.narod.ru

9. Внешкольная экология: программа «Школьная экологическая инициатива» - http://www.eco.nw.ru

10. В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова - http://www.biolog188.narod.ru

11. Государственный Дарвиновский музей - http://www.darwin.museum.ru

12. Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия - http://www.livt.net

  1. Занимательно о ботанике. Жизнь растений - http://plant.geoman.ru
  2. Изучаем биологию - http://learnbiology.narod.ru
  3. Проблемы эволюции - http://www.macroevolution.narod.ru
  4. Редкие и исчезающие животные России - http://www.nature.ok.ru
  5. Чарлз Дарвин: биография и книги - http://charles-darwin.narod.ru

18. Экологическое образование детей и изучение природы России - http://www.ecosystema.ru

  1. Журнал «Вокруг света» - www.vokrugsveta.ru
  2. Журнал «Гео» - www.geoclub.ru.

21. Журнал «National Geographic» - www.nationalgeographic.com/index.html.

  1. Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru.
  2. Национальный портал «Природа» -  http://www.priroda.ru

24. Иллюстрированная энциклопедия «Живые существа» - http://www.livt.net/

  1. Экологический центр «Экосистема» -  http://www.ecosystema.ru/

26. Атлас «Окружающая среда и здоровье человека» - http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm

  1. Природа России - http://www.biodat.ru/
  2. Биологический словарь - http://bioword.narod.ru/

29. Всемирный фонд дикой природы - http://www.wwf.ru/

6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-науч-ной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

работа по карточкам, самостоятельная работа, лабораторная работа, доклады, сообщения, рефераты

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

работа по карточкам, лабораторная работа, решение задач, самостоятельная работа

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

работа по карточкам, лабораторная работа

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

работа по карточкам, лабораторная работа, самостоятельная работа, контрольная работа, сообщения, рефераты

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

лабораторная работа, доклады, сообщения, рефераты

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

лабораторная работа

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

доклады, сообщения, рефераты

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- доклады, сообщения, рефераты

- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

- лабораторные работы

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

- доклады, сообщения, рефераты

Знания:

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

работа по карточкам, решение задач, самостоятельная работа, контрольная работа

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

работа по карточкам, самостоятельная работа, доклады

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

самостоятельная работа, контрольная работа, доклады, рефераты

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

сообщения, доклады, рефераты

биологическую терминологию и символику.

работа по карточкам, решение задач, самостоятельная работа, контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» по профессиям начального профессионального образования.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии  с примерной программой Министерства образования и науки Российской Федерации Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....