Календарно-тематическое планирование по биологии. 6-9 класс.
календарно-тематическое планирование по биологии на тему
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Биология". 6-9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno.doc | 631 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 6-9 классы.
Календарно-тематическое планирование.6 класс.
№ . | Название раздела, темы. | Элементы содержания | Вид контроля | § учебника | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||||
1 1 | Биология-наука о живой природе | Биология. Биосфера. Экология. Фенология. | ||||
2 2 | Устройство увеличительных приборов | Ручная лупа. Штативная лупа. Микроскоп. Тубус. Окуляр. Объектив. Штатив. | Практическая работа. | §1 | ||
3 | Строение клетки. Ее жизнедеятельность, деление, рост. Л.р.внутреннее строение кожицы лука. | Органоиды растительной клетки. | Лабораторная работа | §2 -3 | ||
4 | Ткани. | Ткань. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические. Покровные. | Индивидуальный опрос | §4 | ||
Царства бактерии и грибы. | ||||||
5 | Бактерии, их строение и жизнедеятельность | Многообразие прокариот, их происхождение, свойства, особенности строения и жизнедеятельности, особенности представителей п/ц Настоящие бактерии, значение бактерий в природе и жизни человека | Фронтальный опрос | §5-6 | ||
6 | Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы Л.р. строение шляпочных грибов. | Характерные признаки царства Грибы, отделы царства, особенности организации их основных представителей, роль грибов в природе и жизни человека. Профилактика отравления грибами. | Лабораторная работа | §7-8 | ||
7 | Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы паразиты Л.р. плесневый гриб мукор. | Дрожжи, мукор, пиницил.грибы- паразиты: спорынья, головня. Гриб-трутовик. | Лабораторная работа | §9-10 | ||
Царство Растений. | ||||||
8 | Разнообразие и значение растений. | Ботаника. Низшие и высшие растения. Слоевище. Таллом. | Тестовый контроль | §11 | ||
9 | Водоросли. Лишайники. | Многообразие видов, приспособленность к условиям жизни, роль в природе, практическое значение; | Индивидуальный опрос | §12-13 | ||
10 | Мхи, Папоротники. Хвощи. Плауны. | Знать характерные особенности мхов, черты усложнения в организации. | Индивидуальный опрос | §14-15 | ||
11 | Голосеменные растения. Л.р. строение хвои и шишки хвойного дерева. | Общие признаки голосеменных. | Лабораторная работа | §16-17 | ||
Строение и многообразие покрытосеменных растений | ||||||
12 | Строение семян. | Части семян двудольных и однодольных растений, | Фронтальный опрос | §18 | ||
13 | Виды корней и типы.зоны корня. Видоизменение корней. Л.р. определение типа корневой системы растения. | Стержневая и мочковатая корневая система. Зоны корня. Корнеплоды, корневые клубни. Воздушные корни, дыхательные корни. | Лабораторная работа | §19-21 | ||
14 | Побег и почки. Л.р. строение клубня. | Строение побега. Листорасположение. Верхушечные и пазушные почки.строение почки. | Лабораторная работа | §22 | ||
15 | Внешнее и клеточное строение листа. Практическая работа. Внешнее и внутреннее строение листа. | Влияние факторов на строение листа. Видоизменение листьев. Простые и сложные листья, типы жилкования. | Практическая работа. | §23-25 | ||
16 | Строение стебля. Видоизмененные побеги. | Функции стебля, его внешнее и внутреннее строение | Фронтальный опрос | §26-27 | ||
17 | Цветок. Соцветия. | Строение цветка. Строение тычинки и петика.Типы соцветий. | Фронтальный опрос | §28-29 | ||
18 | Плоды. Распространение плодов и семян. | Разнообразие плодов, их классификация, функции плодов, способы распространения семян. | Фронтальный опрос | §30-31 | ||
Жизнь растений | ||||||
19 | Химический состав растений.Минеральное питание растений. | Органический и минеральный состав растений | Тестовый контроль | §32-33 | ||
Фотосинтез. Дыхание. | Понятие «фотосинтез». Различие процессов дыхания и фотосинтеза | Индивидуальный опрос | §34-35 | |||
20 | Испарение воды растениями. | значение испарения воды и листопада в жизни растений. Передвижение воды и питательныхвеществ. | Индивидуальный опрос | §36-37 | ||
21 | Прорастание семян. Растительный организм как единое целое. Практическая работа. Проращивание семени. | Проросток. Условия необходимые для проростания семян. | Практическая работа. | §38-39 | ||
22 | Способы размножения растений. Размножение споровых растений | ЗООСПОРА. СПОРГАНИЙ. | Индивидуальный опрос | §40-41 | ||
23 | Способы размножения растений. Вегетативное размножение | Виды вегетативного размножения. | Индивидуальный опрос | §42-43 | ||
24 | Способы размножения растений. Половое размножение | §44 | ||||
Классификация растений | ||||||
25 | Основы систематики растений | Различать понятия «сорт» и «вид». Знать значение классификации растений | Практическая работа. | § 45-46 | ||
26 | Класс двудольные: семейство крестоцветные, розоцветные | Двудольные, однодольные. Формула цветка. | Фронтальный опрос | §47-48 | ||
227 | Класс двудольные: семейство мотыльковые, пасленовые, сложноцветные | Фронтальный опрос | §49-51 | |||
28 | Класс однодольные | Злаки. Лилйные. Формула цветка однодольных | Фронтальный опрос | §51-52 | ||
Природные сообщества | ||||||
29 | Основные экологические факторы и их влияние на растения. | Биотические факторы, абиотические факторы. | Фронтальный опрос | §54-55 | ||
30 | Растительные сообщества. | Растительные сообщества. Типы растительных сообществ. Растительность. Типы растительности.ярусность. | §56-57 | |||
31 | Итоговая контрольная работа. | Фронтальный опрос | ||||
32 | Происхождение растений. | Фронтальный опрос | §58 | |||
33 | Влияние деятельности человека на растительный мир. | §59 | ||||
334 | Резервный урок |
Календарно-тематическое планирование. 7 класс.
№ . | Название раздела, темы. | Элементы содержания | Вид контроля | § учебника | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||||
1 1 | История развития зоологии | Ученые-зоологи (А. Левенгук, Аристотель). классификация растений | §1 | |||
2 | Современная зоология. | Термины.Этология.Зоогеография Энтомология.Ихтиология Орнитология | Фронтальный опрос | §2 | ||
3 | Многообразие животных. | |||||
33 | Общая характеристика простейших. Их многообразие. Л.р. знакомство с разнообразием водных простейших | Органоиды движения: ложноножки, жгутики, реснички. Колониальные организмы. Систематические группы простейших | Лабораторная работа | §3 | ||
44 | Простейшие. Их значение. | Роль простейших в природе и в жизни человека. Простейшие – возбудители заболеваний человека . Среда и места обитания (свободноживущие, паразитические и прикрепленные организмы | . | §4 | ||
5 | Тип Губки | Классы губок: Известковые, стеклянные, обыкновенные. Роль губок в природе и в жизни человека | Фронтальный опрос | §5 | ||
6 | Тип Кишечнополост ные. | Классы кишечнополостных: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека | Фронтальный опрос | §6 | ||
7 | Тип Плоские черви. | Классы плоских червей: Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви. Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных | Индивидуальный опрос. | §7 | ||
8 | Тип Круглые черви. | Среда обитания, образ жизни (свободноживущие, паразиты). Особенности строения. Значение круглых червей в природе и жизни человека | Индивидуальный опрос. | §8 | ||
8 9 | Тип Кольчатые черви. Л.р. внешнее строение дождевого червя. | Термины:Олигохеты.Полихеты. Классы: Малощетинковые, Многощетинковые, Пиявки. Роль кольчецов в природе и в жизни человека (в медицине и сельском хозяйстве | Лабораторная работа | §9 | ||
10-11 | Тип Моллюски. Их значение. Классы моллюсков. Практическая работа. Раковины моллюсков. | Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Роль моллюсков в природе и в жизни человека | Практическая работа. | §10 §11 | ||
12 | Тип Иглокожие. | Классы иглокожих: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры. Роль иглокожих в природе и в жизни человека | Индивидуальный опрос. | §12 | ||
13 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные | Термины.Фасеточное (мозаичное) зрение Хитин. Партеногенез Многообразие сред обитания и образов жизни (свободноживущие, паразиты). Особенности строения (отделы тела, число ног, органы чувств) и жизнедеятельности (типы развития, размножения, дыхания и пищеварения). Особенности экологии | Индивидуальный опрос. | §13 | ||
14 | Класс Паукообразные. Клещи | Индивидуальный опрос. | §14 | |||
15 | Класс Насекомые. Общая характеристика и значение. Л.р.изучение представителей отрядов насекомых. | Лабораторная работа | §15 | |||
16 | Отряды насекомых: Тараканы, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. | Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития. Экологические особенности (среда обитания, образ жизни и адаптации) представителей отрядов насекомых. Названия отрядов насекомых. Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека. Основные представители отрядов насекомых | Фронтальный опрос | §16 | ||
117 | Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | Фронтальный опрос | §17 | |||
18 | Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи Практическая работа. Разнообразие бабочек. | Практическая работа. | §18 | |||
19 | Перепончатокрылые насекомые. Практическая работа. Определение Принадлежности животных к определенной систематической группе | Практическая работа. | §19 | |||
20 | Тип хордовые животные. Ланцетники. Круглоротые.. | Представители подтипа бесчерепные. Термины Бесчерепные Хордовые Деление хордовых на низших и высших .История открытия ланцетника П. С. Палласом. Среда обитания и образ жизни. Особенности строения: хорда | Индивидуальный опрос. | §20 | ||
21 | Класс Рыбы. Л.Р. Внешнее строение рыбы. | Водная среда обитания и образ жизни. Признаки подтипа Позвоночные (скелет головы, позвоночник, совершенствование органов чувств, сердце, органы дыхания). Значение в природе и жизни человека. Приспособления для жизни в воде | Лабораторная работа | §21 | ||
22 | Хрящевые рыбы. | Отряды: Акулы, Скаты, *Химерообразные Значение в природе. Признаки класса: жаберные щели, хрящевой скелет | Тестирование. | §22 | ||
23 | Костные рыбы | Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные; Кистеперые и двоякодышащие рыбы. Промысловые рыбы. Признаки класса: жабры, костный скелет, плавательный пузырь | Индивидуальный опрос. | §23 | ||
24 | Класс Земноводные. | Отряды земноводных: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. Значение в природе и жизни человека. Особенности строения земноводных. Представители земноводных | Индивидуальный опрос. | §24 | ||
25 | Класс Пресмыкающиеся.их особенности. | Систематика пресмыкающихся. Значение в природе и жизни человека. Признаки класса: сухая кожа, трехкамерное сердце, два круга кро-вообращения, внутрен-нее оплодотворение, наличие яйца, ячеистое строение легких | Индивидуальный опрос. | §25 | ||
26 | Класс Пресмыкающиеся. Отряды Крокодилы и Черепахи. | Термины Покровительственная окраска Среда обитания и образ жизни, способы передвижения. Биологические и экологические особенности. Признаки отрядов. Исчезающие виды и охраняемые виды | Индивидуальный опрос. | §26 | ||
227 | Класс Птицы. Л.р. изучение внешнего строения птиц. | Среда обитания и образ жизни. Признаки класса: крылья, перья, яйца, теплокровность, альвеолярные легкие, четырехкамерное сердце. Термины Инкубация Гнездовые птицы.Выводковые птицы Особенности внешнего строения.Типы перьев: маховые, рулевые | Лабораторная работа | §27 | ||
28 | Отряды птиц: Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные. | Образ жизни и среда обитания. Значение в природе и в практической деятельности человека. Особенности строения нелетающих птиц. Признаки отрядов (оперение, строение ног), основные представители и их распространение | Индивидуальный опрос. | §28 | ||
29 | Отряды птиц:.Дневные хищные птицы.совы. куриные. | Признаки отрядов хищных птиц: крючковатый клюв, мощные ноги с острыми когтями. Особенности биологии и экологии Признаки куриных: жесткий перьевой покров, крылья короткие, голова маленькая, клюв короткий, сильные четырехпалые ноги. Признаки воробьинообразных: небольшие размеры, маленькая голова, четырехпалые конечности. Особенности биологии и экологии | Фронтальный опрос | §29 | ||
30 | Отряды птиц:.воробьинообразные, голенастые. | Признаки воробьинообразных: небольшие размеры, маленькая голова, четырехпалые конечности. Особенности биологии и экологии | Фронтальный опрос | §30 | ||
31 | Млекопитающие. Первозвери. Сумчатые. Насекомоядные. Рукокрылые | Признаки отрядов: Сумчатые – наличие сумки, недоразвитые детеныши; Насекомоядные – вытянутая мордочка, слабо дифференцированные зубы. Рукокрылые – кожистая перепонка между передними и задними конечностями, большие размеры ушных раковин. Представители, обитающие на территории данной местности. Редкие виды и их охрана | Проверочная работа | §31 | ||
32 | Грызуны. Зайцеобразные. | Признаки отряда: Грызуны – по два резца в верхней и нижней челюстях; постоянный рост резцов, отсутствие клыков. Зайцеобразные – две пары резцов на верхней челюсти; одна пара на нижней челюсти | Фронтальный опрос | §32 | ||
33 | Китообразные. Хоботные. Хищные. | Распространение; признаки отрядов: форма тела, особенности волосяного покрова, конечностей Значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана | Фронтальный опрос | §33 | ||
34 | Парнокопытные. Непарнокопытные. | Признаки отрядов: Копытные – число пальцев, наличие копыта | Фронтальный опрос | §34 | ||
35 | Приматы. | Распространение; признаки отряда: развитие полушарий головного мозга, пятипалые конечности, расположение большого пальца, расположение глаз. Значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана | тестирование | §35 | ||
336 | Обобщение по теме: Многообразие животных. Л.р. распознавание животных разных типов | Лабораторная работа | ||||
ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ. | ||||||
337 | Покровы тела. | Функции покровов тела: защитная, регуляция to тела, предохранение от потери влаги | Индивидуальный опрос | §36 | ||
38 | Опорно-двига-тельная система. | Функции опорно-двигательной системы: обеспечение перемещения, защитная, опора | Практическая работа. | §37 | ||
39 | Полости тела. Способы передвижения Л.р. изучение способов передвижения животных | Виды движения: амебовидное, движение при помощи жгутиков и ресничек, движение с помощью мышц Приспособления к различным способам движения у животных (передвижение по грунту, плавание, полет, прыжки, бег, ходьба | Лабораторная работа | §38 | ||
40 | Органы дыхания. Газообмен. | Термины Альвеолы Диафрагма Пути поступления кислорода. Газообмен у животных разных систематических групп: поверхность тела, жабры, легкие Двойное дыхание птиц | Индивидуальный опрос | §39 | ||
41 | Органы пищеварения. Обмен веществ. | Термины Пищеварение Значение питания. Питание животных готовыми | Индивидуальный опрос | §40 | ||
42 | Кровеносная система | Термины Капилляры. Вены Артерии Венозная кровь Артериальная кровь Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения. Строение сердца у различных животных. Функции крови | Тестирование | §41 | ||
43 | Органы выделения. | Пути удаления веществ из организма. Появление выделительной системы. Значение органов выделения. Органы выделения: канальцы, почки, мочеточник, мочевой пузырь | Индивидуальный опрос. | §42 | ||
44 | Нервная система. Рефлекс. | Термины Раздражимость Функции нервной системы. Строение нервной системы у различных животных. Строение головного мозга у позвоночных животных Термины Рефлекс Инстинкт Врожденные и приобретенные рефлексы | Индивидуальный опрос. | §43 | ||
45 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Практическая работа. Наблюдение за поведением животных. | Значение органов чувств. Основные виды чувствительности: равновесие, зрение, осязание, химическая чувствительность, обоняние, слух. Влияние среды обитания и образа жизни на строение органов чувств | Практическая работа. | §44 | ||
446 | Органы размножения | Размножение – свойство живых организмов. Значение органов размножения. Строение половой системы животных: половые железы, половые пути. Влияние среды обитания на строение органов размножения | Фронтальный опрос | §45 | ||
47 | Способы размножения у животных. | Фронтальный опрос | §46 | |||
48 | Развитие животных с превращением и без превращения. | Термины Развитие без превращения Метаморфоз Биологическое значение развития с метаморфозом | Фронтальный опрос | §47 | ||
49 | Периодизация и продолжительность жизни. | Термины Онтогенез Периодизация: эмбриональный период, формирование и рост организма, половая зрелость, старость | Фронтальный опрос | §48 | ||
50 | Закрепление по теме: ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ | Фронтальный опрос | ||||
551 | Проверочная работа. | Проверочная работа | ||||
552 | Обобщение по теме: эволюция строения. Лабораторная работа «Распознавание органов и систем органов у животных | Лабораторная работа | ||||
Развитие животного мира на земле. | ||||||
53 | Доказательства эволюции животных | Палеонтологические, эмбриологические, доказательства эволюции. Значение для объяснения эволюции животных | Индивидуальный опрос. | §49 | ||
54 | Ч. Дарвин о причинах эволюции животных | Ч. Дарвин о причинах эволюции. Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции. | Индивидуальный опрос. | §50 | ||
55 | Усложнение строения животных. Многообразие видов. Лабораторная работа «Выявление приспособлений у животных к среде обитания | Усложнение и упрощение организации животных в эволюции. Разнообразие видов как результат эволюции | Лабораторная работа | §51 | ||
РАЗМЕЩЕНИЕ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ | ||||||
56 5 | Ареалы обитания. Миграция. Закономерности размещения животных | Термины Ареал Эндемики Виды-космополиты Причины, определяющие границы ареала | Тестирование. | §52 | ||
БИОЦЕНОЗЫ | ||||||
57 | Естественные и искусственные биоценозы. Практическая работа. Наблюдения за биоценозами | Термины Биоценоз Агробиоценоз Естественные и искусственные биоценозы. Структура биоценоза: продуценты, консументы, редуценты | Практическая работа. | §53 | ||
58 | Факторы среды и их влияние на биоценозы | Термины Среда обитания Экологические факторы Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные | Индивидуальный опрос. | §54 | ||
59 | Цепи питания. Поток энергии | Термины Цепь питания Продуктивность биоценоза | Индивидуальный опрос. | §55 | ||
60 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | Трофические связи. Связи по отысканию строительного материала. Связи, способствующие расселению видов | Тестирование. | §56 | ||
ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА | ||||||
61 | Воздействие человека на животных | Термины Промысел Прямое и косвенное воздействие человека на животный мир | Фронтальный опрос | §57 | ||
62 | Одомашнивание животных. Лабораторная работа « Распознавание домашних животных» | Термины Одомашнивание Селекция Причины и факторы одомашнивания | Лабораторная работа | §58 | ||
63 | Законы России об охране животного мира. | Термины Мониторинг Законы России об охране животного мира | Фронтальный опрос | §59 | ||
64 | Итоговая контрольная работа. | Контрольная работа. | ||||
65 | Анализ работы. Практическая работа. Животные « Красной книги» | Практическая работа | ||||
66 | Охрана и рациональное использование животного мира | Заповедники Заказники Памятники природы Природные национальные парки | Беседа. | §60 | ||
667 | Экскурсия. | |||||
668 | Итоги года. Задание на летние каникулы. |
Календарно-тематическое планирование. 8 класс.
№ . | Название раздела, темы. | Элементы содержания | Вид контроля | §учебника | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||||
1 | Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. | Анатомия, физиология, психология, гигиена и экология человека. | §1 | |||
2 | Становление наук о человеке | Труды Аристотеля,Гиппократа,Клавдий Гален. Изучение человека в эпоху Возрождения. Луи Пастер, И.И,Мечников. | Фронтальный опрос. | §2 | ||
Происхождение человека 3 часа. | ||||||
3 | Систематическое положение человека | Рудименты, атавизмы, доказательство животного происхождения человека, систематическое положение | Фронтальный опрос. | §3 | ||
4 | Историческое прошлое людей | Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Австролопитеки,питекантропы,синантропы, неандертальци,кроманьонци. | Фронтальный опрос. | §4 | ||
5 | Расы человека | Расы: европеоидная,монголоидная,негроидная, австралоидная. | Тестирование. | §5 | ||
Строение и функции организма 4 часа | ||||||
6 | Общий обзор организма. Практическая работа. Измерение массы и роста своего организма | Внешняя среда, внутренние органы; внутренняя среда; гормоны; органы; системы органов; уровни организации; полости тела | Практическая работа. | §6 | ||
7 | Клеточное строение организма. | Органоиды, развитие, рост, обмен веществ в клетке, деление клетки,свойства клеточной мембраны. | Индивидуальный опрос. | §7 | ||
8 | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная Л.р.Ткани организма человека. | Ткань, нервное волокно, основные виды тканей, строение нейрона, свойства нервной и мышечной тканей. | Лабораторная работа. | §8 | ||
9 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. | Рефлекс и его виды; рефлекторная дуга; рецепторы. | Индивидуальный опрос. | §8-9 | ||
Опорно-двигательная система 7 часов | ||||||
10 | Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей Практическая работа. Изучение внешнего вида отдельных костей | Макро- и микроскопическое строение кости, соединения костей.типы костей:трубчатые,губчатые,плоские. | Практическая работа. | §10 | ||
11 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей | Осевой скелет,добавочный скелет, мозговой и лицевой отделы черепа,позвонок, межпозвоночный диск.Отделы позвоночника. | Индивидуальный опрос. | §11 | ||
12 | Соединение костей. | Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей: подвижное, полуподвижное, неподвижное. | Индивидуальный опрос. | §12 | ||
13 | Строение мышц. Обзор мышц человека. Практическая работа.Мышцы человеческого тела. | Брюшко мышцы, сухожилия,головка и хвост мышцы. Мышцы антагонисты, мышечные пучки. Мышечное волокно. | Практическая работа. | §13 | ||
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция. | Двигательная единица. Исполнительный нейрон, тренировочный эффект. Динамическая и статистическая работа, гиподинамия. | Индивидуальный опрос. | §14 | ||
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л.р осанка и плоскостопие. | Осанка, остеохондроз,корригирующая гимнастика, сутулость,сколиоз-боковое искривление,плоскостопие. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление | Лабораторная работа. | §15 | ||
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | Ушибы. Переломы открытый и закрытый. Синяк, растяжение связок.вывих. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | Тестирование. | §16 | ||
Внутренняя среда организма 2 часа. | ||||||
17 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Практическая работа.Рассматривание крови человек а под микроскопом. | Антитело; компоненты внутренней среды; свертывание крови; состав крови и плазмы; лимфатические сосуды и лимфатические узлы; фагоцитоз; строение и функции клеток крови; группы крови; правила переливания крови; иммунитет, его виды; иммунная система; аллергия; резус-фактор. | Практическая работа | §17 | ||
18 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | Индивидуальный опрос. | §18-19 | |||
Кровеносная и лимфатическая системы 6 часов. | ||||||
19 | Транспортные системы организма | Артерии, аорта, кровеносные капилляры,вены, лимфатические капилляры,лимфотические сосуды и узлы.кармановидные клапаны. | Фронтальный опрос | §20 | ||
20 | Круги кровообращения | Большой и малый круги кровообращения. Легочные капилляры артерии и вены,артериальная кровь, венозная кровь.венечная артерия. | Фронтальный опрос | §21 | ||
Строение и работа сердца. Практическая работа. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке | Положение сердца в грудной клетке. Фазы сердечного цикла. | Практическая работа. | §22 | |||
21 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения | Артериальное давление крови. Пульс, кровоснабжение. Гипертония и гипотония. Спазмы сосудов,артериолы. Инсульт, инфаркт.приборы для измерения артериального давления крови. | Лабораторная работа. | §23 | ||
22 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Практическая работа. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений, измерение кровяного давления | Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений, измерение кровяного давления | Практическая работа | §24 | ||
23 | Первая помощь при кровотечениях | Внутреннее и внешнее кровотечение, гематома, виды кровотечений: венозное, артериальное, капиллярное. Жгут. Закрутка. | Тестирование. | §25 | ||
Дыхание 4 часа. | ||||||
24 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевание дыхательных путей. | Дыхание; органы дыхания; верхние и нижние дыхательные пути; значение дыхания; диффузия газов | Беседа по теме. | §26 | ||
25 | Легкие. Легочное и тканевое дыхание. | «Ворота легких», легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, диффузии. | Фронтальный опрос | §27 | ||
26 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | Фронтальный опрос | §28 | |||
27 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Приемы реанимации Л.р. измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. | Жизненная емкость легких, остаточный воздух.обхват грудной клетки,флюрография,туберкулез легких.палочка Коха, рак легких.искуственное дыхание, непрямой массаж сердца. | Лабораторная работа. | §29 | ||
Питание и пищеварение 6 часов. | ||||||
28 | Питание и пищеварение | Энергетический и пластический обмен. Пищеварение,питательные вещества.пищевые продукты. Аминокислоты,глицерин, жирные кислоты,глюкоза, простые сахара. Пищеварительный тракт.перисталика. рацион. | Индивидуальный опрос. | §30 | ||
29 | Пищеварение в ротовой полости. | Изменение пищи в процессе пищеварения, этапы пищеварения; органы пищеварения; механическая и химическая обработка пищи;строение зубов. Уход за зубами. | Индивидуальный опрос. | §31 | ||
30 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке | механическая и химическая обработка пищи; пищеварительные ферменты; механизм всасывания; роль печени в организме; регуляция пищеварения; | Индивидуальный опрос. | §32 | ||
31 | Функции тонкого и толстого кишечника | Ворсинки,всасывание.воротная вена. Печень,печеночная вена.Слепая кишка, аппендикс, аппендицит,перитонит. | Индивидуальный опрос. | §33 | ||
32 | Регуляция пищеварения | Нервная регуляция пищеварения. Методы Павлова в изучения пищеварения. Условный и безусловный рефлекс. Гуморальная регуляция пищеварения. | Тестирование. | §34 | ||
33 | Гигиена органов пищеварения Практическая работа. Определение норм рационального питания | Правила приема пищи. Кишечные инфекции и их предупреждение. Ботулизм.сальмонелез.холера.диарея.дизентерия. | Практическая работа | §35 | ||
Обмен веществ и энергии 3 часа | ||||||
34 | Итоговая контрольная работа за полугодие. | Контрольная работа. | ||||
35 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов. | Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен этапы обмена веществ; витамины, их роль; основные гиповитаминозы; нормы питания и режим питания | Фронтальный опрос. | §36 | ||
36 | Витамины. | Фронтальный опрос. | §37 | |||
37 | Энергозатраты человека и пищевой рацион | Выполнение проекта. | §38 | |||
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.4 часа. | ||||||
38 | Кожа наружный покровный орган. | Строение и функции кожи. Роль кожив обменных процессах. Рецепторная функция кожи. участие кожи в теплорегуляции.. | Индивидуальный опрос. | §39 | ||
39 | Уход за кожей. | Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Гигиена одежды и обуви. Кожные заболевания и их причины. Травмы. | Индивидуальный опрос | §40 | ||
40 | Терморегуляция организма. | Терморегуляция. Теплообразование. Теплоотдача, Тепловой удат. Солнечный удар. Закаливание. | Индивидуальный опрос | §41 | ||
41 | Выделение. | Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение | Тестирование. | §42 | ||
Нервная система.5 часов. | ||||||
42 | Значение нервной системы | Значение нервной системы. Потребности. Активностьопознание объектов. Субъективное отражение. | Индивидуальный опрос | §43 | ||
43 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | спинной и головной мозг; нервы и нервные узлы; строение и функции спинного мозга | Фронтальный опрос. | §44 | ||
44 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Практическая работа Изучение строения головного мозга (муляжи | Задний мозг: продолговатыймозг, мозжечек,средний мозг. Передний мозг: промежуточный2 мозг.большие полушария,желудочки мозга. | Практическая работа | §45 | ||
45 | Функции переднего мозга. | Таламус, гипоталамус,извилины.доли мозга.старая и новая кора.ее функции. | Фронтальный опрос. | §46 | ||
46 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | соматический и автономный отделы нервной системы; симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы | Фронтальный опрос. | §47 | ||
Анализаторы. Органы чувств. 5 часов. | ||||||
47 | Анализаторы. | Анализаторы и органы чувств; значение анализаторов; | §48 | |||
48 | Зрительный анализатор. Практическая работа. Изучение изменения размера зрачка | зрительный анализатор; положение и строение глаз; строение и функции сетчатки; бинокулярное зрение | Практическая работа. | §49 | ||
49 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | гигиена зрения; предупреждение глазных болезней, травм глаза; близорукости и дальнозоркости; коррекция зрения; | Фронтальный опрос. | §50 | ||
50 | Слуховой анализатор. | слуховой анализатор; строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха; гигиена органов слуха | Индивидуальный опрос | §51 | ||
51 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса. | Вестибулярный аппарат.органы равновесия. Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Обоняние. Органы вкуса. | Тестирование. | §52 | ||
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. 7часов | ||||||
52 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | Высшая нервная деятельность.И,М,Сеченов,И,П,Павлов. Приобретенные рефлексы; временная связь, подкрепление, угасание условного рефлекса без подкрепления.торможение рефлекса, доминанта. | Фронтальный опрос. | §53 | ||
53 | Врожденные и приобретенные программы поведения Л.р. выработка навыка зеркального письма | Динамический стереотип; инстинкты; рассудочная деятельность; сон, его стадии; правила гигиены сна; мышление; познавательные процессы человека; роль речи в познании и труде; . | §54 | |||
.лабораторная работа. | ||||||
54 | Сон и сновидения. | Фронтальный опрос. | §55 | |||
55 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы | Потребности людей: базовые, вторичные. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы.ощущения и восприятие. | Фронтальный опрос. | §56 | ||
56 | Память и воображение. | Память: механическая и логическая. | Фронтальный опрос. | §57 | ||
57 | Воля, эмоции, внимание. | Волевое действии:борьба мотивов, выбор цели, способа действия, оценка результатов. Внушаемость, негативизм,эмоциональные реакции. Эмоциональные состояния: аффект, стресс. Эмоциональные отношения | Фронтальный опрос. | §57 | ||
58 | Урок-обобщение по теме В.Н.Д | Тестирование. | ||||
Эндокринная система 2 часа. | ||||||
59 | Роль эндокринной регуляции | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны , их действие на внутренние органы. | Индивидуальный опрос. | §58 | ||
60 | Функции желез внутренней секреции. | Индивидуальный опрос | §59 | |||
Индивидуальное развитие организма. 6 часов. | ||||||
61 | Жизненные циклы. Размножение | Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Мужская и женская половые системы | §60 | |||
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | Образование и развитие зародыша. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | Практическая работа.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье | §61 | |||
62 | . Наследственные и врожденные заболевания. Болезни передающиеся половым путем. | Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика | Индивидуальный опрос | §62 | ||
63 | Итоговая контрольная работа. | |||||
64 | Анализ контрольной работы. | Проанализировать выполнение контрольной работы, выполнить работу над ошибками. | §63 | |||
65 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. | Развитие ребёнка после рождения. Индивид и личность. Темперамент и характер. | Фронтальный опрос. | |||
66 | Интересы, склонности, способности. | Интересы:непосредственные,опосредованные.Склонности. способности. Наследственные задатки. | Тестирование. | §64 | ||
67 | Обобщение по курсу. | |||||
68 | резерв | |||||
Календарно-тематическое планирование. 9 класс.
№ № | Название раздела, темы. | Элементы содержания | Вид контроля | § учебника | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||||
Введение. Биология в системе наук. (3ч.) | ||||||
1 | Биология- наука о жизни | Современная биология – комплексная наука. Знать о роли биотехнологии. Дифференциация и интеграция наук | Фронтальный опрос. | §1 | ||
2 | Методы исследования в биологии. Практическая работа. Пророст семян | Методы изучения живой природы . Основных этапы научного исследования. Понятия: гипотеза, теория, эксперимент, закон. | Практическая работа. | §2 | ||
3 | Сущность жизни и свойства живого Практическая работа. Основные свойства живых организмов. | Современные научные представления о сущности жизни; общие признаки (свойства) живого организма. Процессы синтеза и распада. Обмен веществ. | Практическая работа. | §3 | ||
4 | Входная диагностическая контрольная работа | Контрольная работа. | ||||
Уровни организации живой природы (43 ч.) | ||||||
Молекулярный уровень (9 ч) | ||||||
5 | Молекулярный уровень: общая характеристика | Элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение. Процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне | Фронтальный опрос | §1.1 | ||
6 | Углеводы. | Особенности строения углеводов, основные функции углеводов. Принадлежность углеводов к биомолекулам. | Фронтальный опрос | §1.2 | ||
7 | Липиды. | Особенности строения липидов, их функции. Принадлежность липидов к биомолекулам. | Фронтальный опрос | §1.3 | ||
8 | Состав и строение белков. | Мономер белковой молекулы и его составляющие. Особенности строения мономера белка и белковой молекулы в целом. Процесс образования пептидной связи, процесс образования белков различных уровней организации. Принадлежность белков к биомолекулам. | Тестирование. | §1.4 | ||
9 | Функции белков. | Фронтальный опрос | §1.5 | |||
10 | Нуклеиновые кислоты. | Типы нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Функции ДНК и РНК, типы РНК. | Фронтальный опрос | §1.6 | ||
11 | АТФ и другие органические вещества | Составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ); различные группы витаминов. | Фронтальный опрос | §1.7 | ||
12 | Биологические катализаторы. | Свойства и роль ферментов. Механизм катализа. | Фронтальный опрос | §1.8 | ||
13 | Вирусы – неклеточная форма жизни. | Особенности строения и функционирования вирусов. Примеры вирусных заболеваний растений, животных и человека | Тестирование. | §1.9 | ||
Клеточный уровень (12 ч) | ||||||
14 | Основные положения клеточной теории Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Лабораторная работа. Клеточное строение растительной и животной клетки. | Основные положения клеточной теории, авторы клеточной теории. Значение создания клеточной теории для развития биологии. Строение прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов). Строение и функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ в клетку | Лабораторная работа. | §2.1-2.2 | ||
15 | Ядро. Роль ядра в клетке. | Строение и функции ядра. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов. | Индивидуальный опрос. | §2.3 | ||
16 | Органоиды цитоплазмы. ЭПС, рибосомы, Аппарат Гольджи. | Строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, их функции. | Индивидуальный опрос. | §2.4 | ||
17 | Органоиды цитоплазмы. Лизосомы, митохондрии, пластиды. | Виды пластид Наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами | Индивидуальный опрос. | §2.5 | ||
18 | Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения. | Строении клеточного центра и органоидов движения; знать функции клеточного центра и органоидов движения. | Индивидуальный опрос. | §2.6 | ||
19 | Различие в строении клеток эукариот и прокариот Ассимиляция и диссимиляция. Лабораторная работа. Строение клеток прокариот и эукариот | Различие клеток прокариот и эукариот. Роль спор в жизни прокариот. Ассимиляция и диссимиляция. | Лабораторная работа. | §2.7-2.8 | ||
20 | Энергетический обмен в клетке. | Особенности обмена веществ и превращение энергии в клетке, этапы энергетического обмена. | Индивидуальный опрос. | §2.9 | ||
21 | Питание клетки. Хемосинтез | Характеристику автотрофных и гетеротрофных организмов, особенности их питания, организмы со смешанным типом питания. Процесс хомосинтеза. | Тестирование. | §2.10-2.11 | ||
22 | Фотосинтез. Гетеротрофы. | Смысл световой и темновой фаз фотосинтеза | Индивидуальный опрос. | §2.12 | ||
23 | Синтез белков в клетке. | Генетический код. Сущность процессов транскрипции и трансляции (место осуществления этих процессов) | Индивидуальный опрос. | §2.13 | ||
24 | Деление клетки. Митоз. | Механизм деления клетки, способы размножения организмов и способы деления клетки. | Индивидуальный опрос. | §2.14 | ||
25 | Итоговая контрольная работа за полугодие. Тема: Молекулярный и клеточный уровень. | Контрольная работа. | ||||
Организменный уровень (13ч.) | ||||||
26 | Размножение организмов. Бесполое размножение. Практическая работа. Размножение растений бесполым способом | Виды бесполого размножения, биологическую роль бесполого размножения. | Практическая работа. | §3.1 | ||
27 | Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. | Сущность полового размножения и его виды. Строениие сперматозоида и яйцеклетки. Стадии гаметогенеза. сущность и стадии мейоза,сущность процесса оплодотворения. Отличие в процессах формирования мужских и женских гамет | Фронтальный опрос | §3.2 | ||
28 | Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. | Механизмах оплодотворения у растений и млекопитающих, необходимость выработки большего числа сперматозоидов при наружном оплодотворении. Периоды онтогенеза, чем начинается и заканчивается эмбриональный и постэмбриональный периоды. Прямое и непрямое постэмбриональное развитие организмов. Биогенетический закон | Фронтальный опрос | §3.3-3.4 | ||
29 | Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание | Предмет изучения генетики; генетические термины, символы, понятия; суть гибридологического метода; суть правила единообразия гибридов первого поколения; суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления | Фронтальный опрос. | §3.5 | ||
30 | Неполное доминирование. Анилизирующее скрещивание. Практическая работа. Решение задач по генетике. | Практическое значение применения метода анализирующего скрещивания. Решение задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание. Взаимосвязь генотип а и фенотипических признаков организмов | Практическая работа | §3.6 | ||
31 | Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. Практическая работа. Решение задач по генетике. | Генетические термины и понятия, законы наследственности. Что является материальным носителем наследственности. | Практическая работа | §3.7 | ||
32 | Сцепленное наследование. Перекрест | Законы наследственности, сущность закона Т. Моргана. Биологическое значение перекреста хромосом | Индивидуальный опрос. | § 3.8 | ||
33 | Взаимодействие генов. | Законы наследственности. Представление о различных видах взаимодействия неаллельных генов | Индивидуальный опрос. | §3.9 | ||
34 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование Практическая работа. Решение задач по генетике. | Группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы). Механизм наследования признаков, сцепленных с полом. | Практическая работа | §3.10 | ||
35 | Закономерности изменчивости: модификациооная изменчивость. Норма реакции | Определение наследственности и Изменчивости. Влияние генотипа и условий среды на формирование фенотипа | Индивидуальный опрос. | §3.11 | ||
36 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | Формы изменчивости. Основные различия между модификациями и мутациями. Виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций | Индивидуальный опрос. | §3.12 | ||
37 | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова | Селекция, ее задачи и значение. Общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных.Основные методы селекции. | Индивидуальный опрос. | §3.13 | ||
38 | Основные методы селекции. | Тестирование. | §3.14 | |||
Популяционно- видовой уровень (3 ч.) | ||||||
39 | Критерии вида Л.р. изучение морфологического критерия вида. | Основная систематическая единица в биологии. Понятие «вид». Критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, эко-логический, географический, исторический) | Лабораторная работа. | §4.1 | ||
40 | Популяции. | Элементарная единица эволюции (популяция) .Роль популяций в экологических системах. Сравнительная характеристика организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы | Индивидуальный опрос. | §4.2 | ||
41 | Биологическая классификация. | Основные систематические (таксономические) категории. Признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных | Индивидуальный опрос. | §4.3 | ||
Экосистемный уровень (4 ч.) | ||||||
42 | Сообщество. Экосистема, Биогеоценоз | Природные сообщества, их основные свойства и задачи, важнейшие компоненты экосистем и их классификация. Роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Границы биогеоценоза.Совокупность природных экосистем Земли (биосфере) | Фронтальный опрос. | §5.1 | ||
43 | Состав и структура сообществ Практическая работа.состав и структура данного сообщества. | Морфологическая и пространственная структуры сообщества. Значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества. Трофическую структуру сообщества и классификация групп организмов, находящихся на разных трофических уровнях | Практическая работа | §5.2 | ||
44 | Потоки вещества и энергии в экосистеме Продуктивность сообщества. Практическая работа. Составление трофических цепей питания. | Характеристика потоков энергии и вещества в экосистемах. Количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям | Практическая работа | §5.3-5.4 | ||
45 | Саморазвитие экосистемы | Характеристика экологической сукцессии, ее природы и механизмов. Стадий сукцессии (первичная, вторичная). Значение сукцессий. Сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем | Тестирование. | §5.5 | ||
Биосферный уровень (3 часа) | ||||||
46 | Биосфера. Среды жизни. | Среды жизни живых организмов. Особенности, характеризующие различные среды жизни. Приспособления живых организмов к жизни в определенной среде, которые выработались в процессе эволюции. Границы и свойства биосферы | Фронтальный опрос | §6.1 | ||
47 | Средообразующая деятельность организма | Особенности воздействия живых организмов на среду обитания (механического воздействия, физико-химического и др.). | Фронтальный опрос | §6.2 | ||
48 | Круговорот веществ в биосфере. | Общую характеристика круговорота веществ в природе, его значение. Последствия нарушения круговорота веществ в биосфере. Биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора. Роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов | Фронтальный опрос | §6.3 | ||
Основы учений об эволюции (7ч.) | ||||||
49 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | Основные положения теории Ч. Дарвина, его роль в развитии эволюционных идей. Эволюционные теории Ламарка и Дарвина, | Индивидуальный опрос. | §7.1 | ||
50 | Изменчивость организмов. | Основную характеристика различных видов изменчивости (ненаследственной, наследственной), их роли в эволюции. Генофонд популяции | Индивидуальный опрос. | §7.2 | ||
51 | Генетическое равновесие в популяциях. | Генетическое равновесие. Причины генетического равновесия. Популяционная генетика. | Индивидуальный опрос. | §7.3 | ||
52 | Борьба за существование | Борьбы за существование, формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Сравнение стабилизирующего и движущего отбора | Индивидуальный опрос. | §7.4 | ||
53 | Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы. | Индивидуальный опрос. | §7.5-7.6 | |||
54 | Видообразование. Макроэволюция. | ПонятиЕ «микроэволюция». Основные формы видообразования.Форма отбора, которому принадлежит решающая роль в процессах видообразования Основные таксономические группы. Что такое макроэволюция, доказательства макроэволюции. Процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. роводить сравнение макро- и микроэволюции (выделять различия). | Тестирование. | §7.7 | ||
55 | Основные закономерности эволюции Лабораторная работа: средообразующая деятельность организмов. | Типы эволюционных изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция). Главные линии эволюции. Разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция». равнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации) | Лабораторная работа | §7.8 | ||
Возникновение и развитие жизни на земле.5ч | ||||||
56 | Гипотезы возникновения жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна. | Основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина – Холдейна | Фронтальный опрос | §8.1 | ||
57 | Современные гипотезы происхождения жизни | Современные гипотезы происхождения жизни | Фронтальный опрос | §8.2-8.3 | ||
58 | Основные этапы развития жизни на Земле. | Условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникшие у них в связи с этим. Основные этапы развития жизни на Земле | Фронтальный опрос | §8.4 | ||
59 | Эра древней жизни. | Делении истории Земли на эры, периоды и эпохи. Характеристика состояния органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр. Характеристика состояния органического мира в мезозое. Основные ароморфозы и идиоадаптации. Характеристика развития жизни в кайнозое, основные направления эволюции растений и животных | Фронтальный опрос | §8.5 | ||
60 | Развитие жизни в протерозое и палеозое Развитие жизни в мезозое. | §8.6 | ||||
61 | Итоговая контрольная работа по курсу. | Итоговая контрольная работа по курсу. | ||||
Основы экологии.биосфера и человек. 5ч. | ||||||
Организм и среда. 3ч. | ||||||
62 | Экологические факторы. Условия среды. | Окружающая среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Условия среды. | Индивидуальный опрос. | §8.7-8.8 | ||
63 | Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы.Экологические ресурсы | Индивидуальный опрос. | §9.1 | |||
64 | Адаптация организмов к различным условиям существования Межвидовые отношения организмов. Лабораторная работа. Адаптация организмов к различным условиям существования | Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяции. Типы взаимодействия популяций разных видов. Межвидовые отношения организмов, колебания численности организмов. | Лабораторная работа | §9.2-9.3 | ||
Биосфера и человек.2ч. | ||||||
65 | Колебания численности организмов. Экологическая регуляция. Эволюция биосферы. | Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы. | Индивидуальный опрос. | §9.4-9.5 | ||
66 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования | Тестирование. | §§9.6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно- тематическое планирование по биологии 5-9 класс.
Календарно- тематическое планирование по биологии 5-9 класс. К учебному комплекту И. Пономаревой....
Календарно - тематическое планирование уроков биологии 6-8 класс
Планирование составлено на основе программы по биологии для 6-8 класса. Сборник программ «Природоведение. Биология. Экология»: 5-11 классы; М.: «Вентана – Граф», 2009г....
Примерное календарно-тематическое планирование по биологии в 10 классе
Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного полного общего образования по биологии и Примерной программы основного полного общего о...
Примерное календарно-тематическое планирование по биологии в 9 классе
Пояснительная записка(9 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)Образовательная программа составлена- на основе сборника программ «Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Гр...
Календарно-тематическое планирование по биологии в 6 классе
Поурочное планирование учебного материала по биологии в 6 классе по программе Н.И. Сонина преподаваемого 1 час в неделю....
Календарно-тематическое планирование по биологии «Человек», 9 класс YIII вид для класса на 2014-2015 учебный год
Календарно-тематическое планирование по биологии «Человек»...