Примерное календарно-тематическое планирование по биологии в 9 классе
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме
Пояснительная записка
(9 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)
Образовательная программа составлена
- на основе сборника программ «Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.
- в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова «Общая биология» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2010г./
- Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по биологии и Примерной программы основного общего образования по биологии (Дрофа, 2009г)
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знанийо живой природе и присущих ей закономерностях
- овладение умениямиприменять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_po_biologii_dlya_9_kl.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
(9 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)
Образовательная программа составлена
- на основе сборника программ «Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.
- в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова «Общая биология» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2010г./
- Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по биологии и Примерной программы основного общего образования по биологии (Дрофа, 2009г)
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Основы общей биологии»
Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников
- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
- продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий,
выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Тематический план
№ | Тема раздела | Кол-во часов | лабораторные работы | экскурсии |
1 | Введение в основы общей биологии | 4 | 1 | |
2 | Основы учения о клетке | 10 | 1 | |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | 1 | |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости | 11 | 2 | |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 | ||
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира | 5 | ||
7 | Учение об эволюции | 11 | 1 | |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 6 | ||
9 | Основы экологии | 12 | 1 | 1 |
10 | Заключение | 1 | ||
Итого | 68 | 6 | 2 |
Темы и содержание лабораторных работ:
№1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»;
№2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток»;
№3 «Решение генетических задач»;
№4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условий»;
№5 «Приспособленность организмов к среде обитания»;
№6 «Оценка санитарно-гигиенического состояния своего рабочего места».
Темы экскурсий:
№ 1. «Биологическое разнообразие вокруг нас», экскурсия в природу;
№ 2. «История живой природы местного региона», экскурсия Областной Краеведческий музей;
Список методической литературы по предмету
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.
- «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.
- Пономарева И.Н. «Экология. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2001 год.
- «Я иду на урок биологии. Экология. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.
- «Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000 год.
- Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. «Биология. Материалы к урокам – экскурсиям». Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2002 год.
- Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005 год.
- Компьютерные иллюстрированные определители объектов природы средней полосы России. Московский полевой учебный Центр «Экосистема», 2006 год.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2005 год.
№ урока п/п | Кол-во часов | Тема урока | Тип учебного занятия | Методы | Формы | Планируемые результаты | Оборудование | Вид контроля | Домашнее задание |
ТЕМА 1. Ведение в основы общей биологии, 4 часа | |||||||||
1. | 1. | Биология – наука о живом мире | урок изучения нового материала | словесно - наглядные; репродуктивные | групповые | познакомить с историей накопления биологических знаний человечеством; дать определение биологии как системы биологических наук; расширить знания учащихся о частных биологических науках и кратко охарактеризовать их | таблицы по общей биологии; объекты живой природы из различных систематических групп | самоконтроль | §1 |
2. | 2. | Общие свойства живых организмов | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | систематизировать знания учащихся о живых организмах; выделить основные свойства живого и охарактеризовать их; показать биологическое разнообразие форм жизни на Земле как важнейшее свойство и ценность живой природы | таблицы по ботанике, зоологии и общей биологии; комнатные растения; | самоконтроль | §2 |
3. | 3. | Многообразие форм живых организмов | комбинированный | частично - поисковые | групповые | расширить представления учащихся о разнообразие форм живых организмов на Земле, о биосфере; рассмотреть общие особенности обитателей четырех сред жизни | таблицы «Почва и ее обитатели», «Растительный и животный мир суши», «Морские растения и животные» | самоконтроль | §3 |
4. | 4. | Экскурсия №1 | урок - экскурсия | частично - поисковые | групповые | расширить представления учащихся о разнообразие форм живых организмов на Земле, о биосфере; рассмотреть общие особенности обитателей четырех сред жизни | школьный двор, набережная р. Свияга | самоконтроль | оформить отчет |
ТЕМА 2. Основы учения о клетке, 10 часов | |||||||||
5. | 1. | Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. | урок изучения нового материала; лабораторное занятие | словесно - наглядные; репродуктивные; практические | групповые; парные | кратко охарактеризовать основные этапы в процессе становления учения о клетке; рассмотреть основные положения клеточной теории в ее современном варианте; сформировать знания о разнообразии клеток и тканей эукариотических организмов | табл. «Общая схема строения растительных и животных клеток» | самоконтроль | §4, задания 1-6 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
6. | 2. | Химический состав клетки | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | познакомить учащихся с химическим составом клеток; охарактеризовать неорганические и органические вещества, входящие в состав клеток; показать их значение | табл. «Строение клетки» и «Содержание химических элементов в клетке» | самоконтроль | §5, задания 4-8 в рабочей тетради; таблица; сообще-ния |
7. | 3. | Белки и нуклеиновые кислоты | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | раскрыть специфические особенности строения органических веществ в клетке – белков и нуклеиновых кислот; показать особенности строения молекул белков и их функции в клетке, особую роль нуклеиновых кислот | табл. по общей биологии «Строение молекулы белка», «Строение ДНК и РНК» | самоконтроль | §6, задания 1-6 в рабочей тетради; продолжить заполнение таблицы |
8. | 4. | Строение клетки. Л/р №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток» | лабораторное занятие | практические; словесно - наглядные | групповые; парные | расширить представления об основных принципах структурно-функциональной организации клетки эукариот; охарактеризовать мембрану, ядро и цитоплазму | табл. «Строение растительной и животной клеток»; микроскопы и микропрепараты | самоконтроль | §7, задания 4, 6, 7 в рабочететради |
9. | 5. | Органоиды клетки и их функции | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | сформировать общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мемранного принципа; углубить знания о строении и функциях основных органоидов клетки; объяснить особенности мембранных и немемранных органоидов клетки | табл. «Строение растительной и животной клеток» | самоконтроль | §8, задания 3-6 в рабочей тетради; заполнить таблицу |
10. | 6. | Обмен веществ и энергии в клетке | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | систематизировать знания учеников об обмене веществ как основе существования живых организмов; сформировать знания о сущности метаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии в клетке | табл. «Стадии энергетического обмена» | самоконтроль | §9, задания 1, 2, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
11. | 7. | Биосинтез белков в живой клетке | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | сформировать знания об основном процессе метаболизма – биосинтеза белка; охарактеризовать два этапа биосинтеза белка – транскрипцию и трансляцию | табл. «Биосинтез белка» | самоконтроль | §10, задания 1, 2, 6 в рабочей тетради |
12. | 8. | Биосинтез углеводов – фотосинтез | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; | групповые | сформировать знания о фотосинтезе как одном из вариантов анаболизма; охарактеризовать две фазы фотосинтеза; | табл. «Фотосинтез» | самоконтроль | §11, задания 1, 2, 4, 6 в рабочей тетради |
13. | 9. | Обеспечение клетки энергией | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | углубить и расширить знания учеников об обмене веществ и превращении энергии; сформировать у них понятие о клеточном дыхании как процессе биологического окисления; показать локализацию этапов энергетического обмена | табл. «Энергетический обмен» | самоконтроль | §12, задания 1-3 в рабочей тетради |
14. | 10. | Обобщающий урок «Подведем итоги» | урок проверки и оценки знаний | проверка и оценка знаний | групповые; индивидуальные | систематизировать и обобщить знания о строении и функциях основных частей и органоидов клетки, об особенностях строения растительных и животных клеток, об обмене веществ как основе жизнедеятельности клетки | средства обучения к урокам 4 -12 | контроль | |
ТЕМА 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез), 5 часов | |||||||||
15. | 1. | Размножение организмов | урок изучения нового материала | словесно - наглядные; репродуктивные | групповые | сформировать знания о размножении как основном свойстве всех организмов; систематизировать знания о типах размножения организмов | табл., иллюстрирующие половое и бесполое размножение организмов | самоконтроль | §14, задания 2, 4-7 в рабочей тетради |
16. | 2. | Деление клетки. Митоз. Л/р №2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток» | лабораторное занятие | практические; словесно - наглядные | групповые; парные | раскрыть основное биологическое значение размножения клеток как поддержание постоянства клеточного состава организма; охарактеризовать все фазы митоза | табл. «Митотический цикл»; микроскопы и микропрепрепараты | самоконтроль | §14, задание 4-6 в рабочей тетради; заполнить таблицу |
17. | 3. | Образование половых клеток. Мейоз | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; | групповые | углубить знания о половом размножении на основе изучения мейоза; охарактеризовать первое и второе деления мейоза | табл. «Мейоз», «Схема кроссинговера» | самоконтроль | §15, задания 1, 2, 6-8 в рабочей тетради; |
18. | 4. | Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов; охарактеризовать этапы онтогенеза: эмбрионального и постэмбрионального периодов | табл. «Периоды зародышевого развития» | самоконтроль | §16, задания 1-4 в рабочей тетради, повторить |
19. | 5. | Обобщающий урок «Основы учения по клетке» | урок проверки и оценки знаний | проверка и оценка знаний | групповые; индивидуальные | систематизировать и обобщить знания о сущности размножения и его биологической роли; о цитологических основах бесполого и полового размножения | средства обучения к урокам 14 - 17 | самоконтроль | подготовить сообщения |
ТЕМА 4. Основы учения о наследственности и изменчивости, 11 часов | |||||||||
20. | 1. | Наука генетика. Из истории развития генетики | урок изучения нового материала | словесно - наглядные; репродуктивные | групповые | познакомить с историей развития науки о наследственности и изменчивости организмов; | портреты ученых-генетиков | самоконтроль | §17, задания 1-3, 7 в рабочей тетради |
21. | 2. | Основные понятия генетики | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные | групповые | раскрыть содержание основных понятий генетики; охарактеризовать теоретическое и прикладное значение генетики | табл. «Строение и функционирование гена» | самоконтроль | §18, задания 1, 2, 5 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
22. | 3. | Генетические опыты Г.Менделя | комбинированный | словесно - наглядные; частично - поисковые | групповые | раскрыть сущность гибридологического метода изучения наследования признаков; раскрыть сущность первого и второго законов Менделя и дать их формулировку; | табл. «Моногибридное скрещивание и его цитологическая основа» | самоконтроль | §19, задания 1-3, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
23. | 4. | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Л/р №3 «Решение генетических задач» | лабораторное занятие | практические; словесно - наглядные | групповые; парные | формировать понятие о дигибридном скрещивании; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его формулировку | табл. | самоконтроль | §20, задания 4-8 в рабочей тетради; |
24. | 5. | Сцепленное наследование генов и кроссинговер | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | формировать основные понятия хромосомной теории: о кариотипе, сцеплении генов, группе сцепления генов; раскрыть закономерности сцепленного наследования генов | табл. «Морфология хромосом», «Схема кроссинговера» | самоконтроль | §21, задания 1, 3, 4, 6-8 в рабочей тетради |
25. | 6. | Взаимодействие аллельных и их множественное действие | комбинированный | словесно - наглядные; частично - поисковые | групповые | формировать диалектическое представление о генотипе как целостной сбалансированной системе взаимодействующих генов; | табл. «Взаимодействие аллельных генов» | самоконтроль | §22, задания 4-6 в рабочей тетради |
26. | 7. | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | познакомить учащихся с основными способами определения пола у многоклеточных организмов; показать роль хромосом половых клеток в генетическом механизме определения пола | табл. «Кариотипы человека и животных», «Закономерности наследования, сцепленного с полом» | самоконтроль | §23, задания 4-16 в рабочей тетради |
27. | 8. | Наследственная (генотипическая) изменчивость Л/р №4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условий» | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | углубить знания об изменчивости как фундаментальном свойстве организмов; раскрыть сущность наследственной мутационной изменчивости | табл. «Мутации» | самоконтроль | §25, задания 4-6 в рабочей тетради |
28. | 9. | Другие типы изменчивости. | лабораторное занятие | практические; словесно - наглядные | групповые; парные | расширить знания об изменчивости организмов; сформировать знания о модификационной изменчивости и причинах ее проявления | табл. «Виды изменчивости», «Закономерности фенотипической изменчивости» | самоконтроль | §26, задания 1-6 в рабочей тетради |
29. | 10. | Наследственные болезни человека | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | расширить знания учащихся об использовании достижений генетики в медицине; объяснить причины возникновения некоторых генетических болезней, которые определяются генами, расположенными в половых хромосомах | самоконтроль | §24, задания 1, 2, 5-7 в рабочей тетради; подготовить сообщения | |
30 | 11. | Обобщающий урок «Подведем итоги» | урок проверки и оценки знаний | проверка и оценка знаний | групповые; индивидуальные | проконтролировать знания по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» | средства обучения к урокам 19-28 | самоконтроль | подготовить сообщения |
ТЕМА 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов, 5 часов | |||||||||
31. | 1. | Генетические основы селекции организмов | урок изучения нового материала | словесно - наглядные; репродуктивные | групповые | расширить знания о селекции организмов как науке; познакомить с историей селекции; сформировать знания о главных методах селекции организмов | табл. «Методы селекции», «Породы животных» | самоконтроль | §27, задания 1-4 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
32. | 2. | Особенности селекции растений | комбинированный | словесно - наглядные; частично - поисковые | групповые | углубить знания о селекции растений; сформировать знания об основных методах селекции растений | гербарий культурных растений; | самоконтроль | §28, задания 1-3, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
33. | 3. | Центры многообразия происхождения культурных растений | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | углубить знания о культурных растениях и их происхождении; познакомить с работами Н.И.Вавилова; раскрыть значение учения о центрах происхождения и многообразия культурных растений для развития селекции | географическая карта мира; табл. «Центры происхождения культурных растений» | самоконтроль | §29, задания 3-5 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
34. | 4. | Особенности селекции животных | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | углубить знания о домашних животных и их происхождении; показать роль современных методов в селекционной работе по созданию новых пород животных | табл. «домашние животные»; фотографии элитных животных | самоконтроль | §30, задания 4-7 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
35. | 5. | Основные направления селекции микроорганизмов | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | расширить знания об использовании микроорганизмов человеком; сформировать знания об особенностях селекции микроорганизмов | табл. «Многообразие микроорганизмов» | самоконтроль | §31, задания 1-4, 7 в рабочей тетради |
ТЕМА 6. Происхождение жизни и развитие органического мира, 5 часов | |||||||||
36. | 1. | Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | урок изучения нового материала | словесно - наглядные; репродуктивные | групповые | показать развитие идей о происхождении жизни на нашей планете; ознакомить с разными взглядами на происхождение жизни | табл. по общей биологии | самоконтроль | §32, задания 1-3, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
37. | 2. | Современные гипотезы возникновения жизни на Земле | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | начать формирование системы знаний о возникновении жизни естественным путем; формировать знания о путях преобразования химических элементов в условиях первобытной Земли | табл. «Схемы возникновения протобиополимеров» | самоконтроль | §33, задания 5, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
38. | 3. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | формировать представления о начальных этапах биологической эволюции; проанализировать значение появления хлорофиллов, эукариот и фотосинтеза для дальнейшего развития жизни на Земле | табл. «Цианобактерии», «Фотосинтез» | самоконтроль | §34, задания 2, 5, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
39. | 4. | Этапы развития жизни на Земле | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | познакомить с общим ходом развития жизни на Земле; формировать представления о разделении истории Земли и развития жизни на ней на эры и периоды | табл. «История развития жизни на Земле»; коллекции «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных» | самоконтроль | §35, задание 4 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
40. | 5. | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни | комбинированный | частично - поисковые | групповые | выделить основные стадии в эволюции возникновения приспособлений организмов к наземному образу жизни | самоконтроль | §35, вопросы в рабочей тетради | |
ТЕМА 7. Учение об эволюции, 12 часов | |||||||||
41. | 1. | Идеи развития органического мира в биологии | урок изучения нового материала | словесно - наглядные; репродуктивные | групповые | познакомить с сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в античные времена и в Средние века; познакомить с системой органического мира К.Линнея и показать ее значение; сформировать знания о первой эволюционной теории Ж.Б.Ламарка | портреты ученых | самоконтроль | §36, задания 4-6 в рабочей тетради; подготовит сообщения |
42. | 2. | Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | познакомить с основными положениями эволюционной теории Ч.Дарвина; сформировать знания о движущих силах эволюции | табл. «Естественный отбор» | самоконтроль | §37, задания 1, 2, 7 в рабочей тетради |
43. | 3. | Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | систематизировать знания о движущих силах эволюции; углубить знания об эволюционном значении наследственности и изменчивости организмов; расширить знания о естественном отборе, его формах | табл. «Естественный отбор», «Искусственный отбор», «Борьба за существование | самоконтроль | §37, подготовить сообщения |
44. | 4. | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | углубить и расширить знания о многообразии и относительной приспособленности организмов к среде обитания; формировать умение использовать знания закономерностей для объяснения фактов и явлений, наблюдаемых в живой природе | табл. «Приспособленность и ее относительный характер»; комнатные растения, коллекции насекомых | самоконтроль | §37, подготовить сообщения |
45. | 5. | Современные представления об эволюции органического мира | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | познакомит с современными представлениями об эволюции органического мира; углубить знания о популяции как структурной единицы вида и элементарной единицы эволюции | табл. иллюстрирующие популяцию и вид; гербарий растений | самоконтроль | §38, задания 1, 2, 6, 7 в рабочей тетради |
46. | 6. | Вид, его структура и особенности | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | углубить и расширить знания как основной структурной единице в системе организмов и качественном этапе эволюции жизни; сформировать знания о структуре и критериях вида | табл. «Критерии вида» | самоконтроль | §39, задания 4-6 в рабочей тетради; заполнить таблицу |
47. | 7. | Процесс образования новых видов – Видообразование | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | формировать понятие о видообразовании как результате микроэволюции; раскрыть причины образования новых видов; охарактеризовать два пути видообразования - аллотропический и симпатрический | табл. «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование» | самоконтроль | §40, задания 6-8 в рабочей тетради |
48. | 8. | Макроэволюция – результат микроэволюций | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные | групповые | уточнить понятие «микроэвоюция»; раскрыть сущность понятия «макроэволюции» как надвидового эволюционного процесса | табл. «Современная система органического мира» | самоконтроль | §41, задания 4, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
49. | 9. | Основные направления эволюции | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | охарактеризовать три основных направления эволюции, позволяющие организмам достичь биологического прогресса; | табл. «Современная система органического мира» | самоконтроль | §42, подготовить сообщения |
50 | 10. | Основные закономерности эволюции. Л/р №5 «Приспособленность организмов к среде обитания» | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | закрепит знания о макроэволюции как надвидовой эволюции; формировать понятие о биологическом прогрессе и биологическом регрессе»; | табл. «Современная система органического мира» | самоконтроль | §43, подготовить сообщения |
51. | 11. | Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов | комбинированный | словесно - наглядные; частично - поисковые | групповые | систематизировать знания о влиянии человеческой деятельности на микроэволюционные процессы в популяциях; раскрыть проблему вымирания и сохранения редких видов | табл. «Биологический круговорот в биосфере» | самоконтроль | §повторить материалы главы «Учение об эволюции» |
ТЕМА 8. Происхождение человека, 6 часов | |||||||||
52. | 1. | Место и особенности человека в системе органического мира | урок изучения нового материала | словесно - наглядные; репродуктивные | групповые | формировать знания о происхождении человека от животных; описать систематическое положение человека; отметить коренные различия между человекообразными обезьянами и человеком | табл. «Систематическое положение человека», «Скелеты человека и человекообразных обезьян» | самоконтроль | §44, заполнить таблицу; подготовить сообщения |
53. | 2. | Доказательства эволюционного происхождения человека | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | познакомить с историей становления научных взглядов на происхождение и историческое развитие человека; показать вклад Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина в разработку проблемы происхождения человека | табл. «Доказательства родства человека с человекообразными обезьянами» | самоконтроль | §45, задания 1-3, 8, 9 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
54. | 3. | Этапы эволюции вида Человек разумный | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | углубить знания об эволюции органического мира; познакомить со стадиями эволюции человека; | табл. «Стадии эволюции человека» | самоконтроль | §46, задания 1-5 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
55. | 4. | Биосоциальная сущность вида Человек разумный | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | углубить знания об этапах антропогенеза; расширить знания об особенностях внешнего строения о образа жизни кроманьонцев; раскрыть биосоциальную сущность человека | табл. «Стадии эволюции человека», «Ископаемые люди» | самоконтроль | §47, задания 1-6 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
56. | 5. | Человеческие расы, их родство и происхождение | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | углубить знания о роли труда в происхождении и развитии современного человека; сформировать знания об особенностях рас человека; раскрыть единство происхождения всех рас человека | табл. «Человеческие расы»; изображения и фотографии людей разных рас | самоконтроль | §48, задания 1, 5-8 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
57. | 6. | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | комбинированный | словесно - наглядные; частично - поисковые | групповые | проследить историю взаимоотношений человека и биосферы; проанализировать последствия сельскохозяйственной и промышленной революции | табл. «Биосфера» | самоконтроль | §49, задания 3-6 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
ТЕМА 9. Основы экологии, 12 часов | |||||||||
58. | 1. | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы | урок изучения нового материала | словесно - наглядные; репродуктивные | групповые | формировать представление об экологических факторах как свойствах среды обитания организмов и их разнообразии; сформировать знания о среде жизни на Земле | табл. «Среды жизни на Земле», рис. 74 учебника; табл. с типичными обитателями воды, суши, почвы и организма | самоконтроль | §50, задания 1, 3, 5, 7 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
59. | 2. | Закономерности действия факторов среды на организмы | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | познакомить с существованием общих законов действия факторов среды на организмы; раскрыть сущность закона оптимума; охарактеризовать закон ограничивающего фактора | табл. «Закон оптимума», «Обращение Земли вокруг Солнца» | самоконтроль | §51, задания 4-7 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
60. | 3. | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | систематизировать знания о приспособленности организмов к факторам среды; формировать понятия «жизненная форма» и «экологическая группа» | табл. «Жизненные формы растений»; изображения растений и животных - представителей разных экологических групп | самоконтроль | §52, задания 3-6 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
61. | 4. | Биотические связи в природе. | лабораторное занятие | практические; словесно - наглядные | групповые; парные | сформировать знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе; охарактеризовать типы биотических связей между организмами; | табл. «Пищевые цепи и сети питания», «Экологические пирамиды» | самоконтроль | §53, задания 5, 6 в рабочей тетради |
62. | 5. | Популяции как форма существования видов в природе | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | формировать понятие о популяциях как особых надорганизменных системах; рассмотреть основные качественные, количественные характеристики популяций | табл. «Биологический вид и его структура» | самоконтроль | §54, задания 2, 4 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
63. | 6. | Функционирование популяции и динамика ее численности в природе | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | рассмотреть основные динамические характеристики популяций; охарактеризовать процесс роста популяций и механизмы его регуляции» | табл. «Биологический вид и его структура» | самоконтроль | §55, задания 1, 2, 4, 6, 7 в рабочей тетради; |
64. | 7. | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | углубить знания о таких природных надорганизменных системах, как биоценозы; раскрыть роль конкурентных межвидовых отношений в определении видового состава биоценозов | табл. «Биоценоз», «Лес», «Луг» и др. | самоконтроль | §56, задания 7-11 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
65. | 8. | Понятие о биогеоценозе и экосистеме. | урок - экскурсия | частично - поисковые | групповые | сформировать понятие о биогеоценозе и экосистеме как о закономерном образовании, состоящем из биоценоза и соответствующего биотопа; сформировать понятие о продуцентах, консументах, редуцентах и их роли в экосистемах | табл. «Биоценозы дубравы», «Биосфера», портрет В.И.Вернадского | самоконтроль | §57, задания 3-7 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
66. | 9. | Развитие и смена биогеоценозов. | урок - экскурсия | частично - поисковые | групповые | сформировать знания об экосистемах как саморегулирующихся и саморазвивающихся биосистемах; формировать понятие об экологической сукцессии, ее причинах и значении | табл. «Зарастание водоема», гербарии растений | самоконтроль | §58, задания 4, 7, 8 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
67. | 10. | Основные законы устойчивости живой природы | комбинированный | словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые | групповые | углубить знания о механизмах устойчивости биосистем разного масштаба; рассмотреть принцип цикличности | табл. «Биоценозы дубравы», «Биологический круговорот веществ в природе» | самоконтроль | §59, задания 4, 5 в рабочей тетради; подготовить сообщения |
68. | 11. | Рациональное использование природы и ее охрана Л.р. №6 | комбинированный | словесно - наглядные; частично - поисковые | групповые | систематизировать знания об антропогенном воздействии человека на природу и его последствиях; ознакомит с важнейшими глобальными экологическими проблемами | табл. «Круговорот воды в природе», «Круговорот углерода в природе» | самоконтроль | §60, задание 4-7 в рабочей тетради; повторить содержание глав учебника |
69. | 12. | Экскурсия №2 «История живой природы местного региона» | экскурсия в Областной краеведческий музей | словесно - наглядные; частично - поисковые | групповые | оформить отчет | |||
ТЕМА 10. Заключение | |||||||||
70. | 1. | Заключение по курсу «Основы общей экологии» | урок проверки и оценки знаний | проверка и оценка знаний | групповые; индивидуальные | систематизировать и обобщить знания по курсу «Основы общей биологии» | самоконтроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ для 10 класса (профильный уровень)
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 10 класса (профильный уровень)...
Примерное календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ для 11 класса
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 11 класса (профильный уровень)...
Примерное календарно-тематическое планирование по биологии в 10 классе
Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного полного общего образования по биологии и Примерной программы основного полного общего о...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс
Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...