урок дыхательная система человека
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Урок биологии в 8 классе по ФГОС. Описаны ход урока, деятельность ученика и учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dyhatelnaya_sistema_cheloveka_bryushinoy_l._a.doc | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Андреевская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок
по биологии
в 8 классе.
ТЕМА
«Дыхательная система человека»
Провела учитель биологии
Брюшина Людмила Алексеевна.
2015 г
Тема урока: «Дыхательная система человека»
Цели урока: формирование у учащихся новых анатомо-физиологических понятий о строении и функциях органов дыхания.
Цели урока.
Образовательные:
1. Раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека.
2. Изучить строение органов дыхания, показать взаимосвязь строения органов дыхания с их функциями.
3. Сформировать знания о строении и функции голосового аппарата, мерах профилактики заболевания голосовых связок .
Развивающие:
1. Развитие способностей к самостоятельной работе и логическому мышлению.
Воспитывающие:
1. Формирование коммуникативных качеств,
2. Создание условий для стремления к здоровому образу жизни,
3. Эстетическое воспитание.
Задачи:
1.Знать значение дыхания, строение и функции органов дыхания;
2.Уметь наблюдать и делать выводы;
3.Уметь работать самостоятельно;
4.Применять полученные знания на практике.
Тип урока:
урок изучения и первичного закрепления новых первичных знаний
Оборудование: презентация «Дыхательная система», электронное приложение» тесты «Органы дыхания», задания «Установи соответствие», рабочая тетрадь , макет торса, макет гортани,
Тип урока: Изучение нового материала.
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала.
- Дыхание. Значение дыхания для обменных процессов в органах и тканях.
- Строение и функции дыхательных путей.
- Строение и функции легких.
- Закрепление знаний.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
.
ХОД УРОКА
Дополнения к тексту учебника
Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания.
Трахея и бронхи. Трахею и бронхи выстилает слизистая оболочка, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение. При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.
Стенки трахеи мерцают от легких волн, бегущих снизу. Эти волны образуют маленькие реснички, которые быстро – быстро, 500 раз в минуту, трепещут и постепенно выталкивают прорвавшуюся сюда, через все барьеры, пыль. Без этих мерцательных ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли. За сутки мерцательный эпителий выносит наружу 20 гр пыли.
Каждый бронх входит в легкое, где ветвится на мелкие бронхи, которые в свою очередь разветвляются на бронхиолы, толщиной 0,5 мм. Таких бронхиол около 25 млн. Каждая из них заканчивается ходами с группой воздушных мешочков. Они похожи на виноградинки и называются очень красиво – альвеолы.
Стенки альвеол густо оплетены сеткой капилляров. Эпителиальные клетки пузырьков выделяют биологически активные вещества, которые в виде тонкой пленки выстилают их внутреннюю поверхность. Эта пленки поддерживает постоянный объем пузырьков и не дает им смыкаться. Вещества пленки обезвреживают микроорганизмы, приникающие в легкие с воздухом. Отработанная пленка выводится через воздухоносные пути через мокроты, или переваривается легочными фагоцитами.
При воспалении легких, туберкулезе и других инфекционных заболеваниях пленка может повреждаться, легочные пузырьки слипаются и не могут участвовать в газообмене При воспалении легких, туберкулезе и других инфекционных заболеваниях пленка может повреждаться, легочные пузырьки слипаются и не могут участвовать в газообмене.
У курильщиков пузырьки теряют свою эластичность и способность очищаться, пленка твердеет от ядов сигарет
Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты)
Гигиена голосового аппарата.
1. Не допускается переутомления голосового аппарата.
2. Не произносить слишком громкие звуки.
3. Не курить.
4. Не употреблять алкогольные напитки.
5. Не принимать острую, очень горячую или холодную пищу.
6. Избегать длительных разговоров или пения на сквозняке или холоде.
7. Избегать простудных инфекций.
Дыхательная гимнастика.
1. Упражнение «Ладошки».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнение (всего 20 серий по 8 вдохов).,
2. Упражнение «Погончики».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки, разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь с максимальной силой напрягать кисти и плечи. Сделайте 8 серий по 8 раз.
3. Упражнение «Насос».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 8 серий по 8 раз.
Правила выполнения упражнений дыхательной гимнастики
Во время тренировки думайте только о вдохе через нос – вдох должен быть резким, коротким, шумным, а выдох через рот, наоборот, не слышным и пассивным. Все движения выполняются одновременно с вдохом, и никак по-другому. А вот положение тела в исходной позе почти не имеет значения – упражнения можно выполнять не только стоя, но и сидя, и даже лежа в постели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дыхательная система человека. Заболевания дыхательной системы"
Данная презентация является хорошим наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...
Презентация "Дыхательная система человека"
Данная презентация является наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...
Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)
Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....
Технологическая карта урока "Органы дыхательной системы человека"
Урок биологии по теме "Дыхательная система. Органы дыхательной системы человека."...
Обобщающий урок "Дыхательная система человека"
Обобщение знаний по теме "Дыхательная система человека" в виде командной игры....
Конспект урока по анатомии "Дыхательная система человека" (8 класс, биология)
Конспект урока по анатомии с использованием технологии проблемного диалога....
Разработка урока на тему "Дыхательная система человека"
Цель урока: -дать понятие о значении дыхания как процесса, необходимого для жизни; -установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания; - познакомить с мерами профилактики заболе...