Разработка урока на тему "Дыхательная система человека"
план-конспект занятия по биологии (8 класс)

Андрийченко Ирина Васильевна

Цель урока: -дать понятие о значении дыхания как процесса, необходимого для жизни; -установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания; - познакомить с мерами профилактики заболеваний органов дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Дыхательная система человека

Предмет

биология

Класс

8, курс: биология, человек.

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Андрийченко Ирина Васильевна, учитель биологии

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №6

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Республика/край

Город/поселение

Когалым

Методическая информация

Тип урока(мероприятия, занятия)

урок изучения и первичного закрепления знаний

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: 

-дать понятие о значении дыхания как процесса, необходимого для жизни;

-установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания;

- познакомить с мерами профилактики заболеваний органов дыхания.

Развивающие:

-  продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы, работать в заданном темпе, применять на практике имеющие знания;

-  совершенствовать умения находить главное при работе с текстом, с графической наглядностью;

- формировать коммуникативную компетентность.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения в группе, друг с другом.

- развивать гигиенические понятия (о гигиене дыхания, вреде и лечении инфекционных болезней, о вреде пыли, курения, о значении физкультуры и физического труда для развития дыхательной системы).

Задачи урока(мероприятия, занятия)

Формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, разрешение проблем (самоменеджмент):

- Развитие интереса учащихся к предмету биология, успешное усвоение темы «Дыхание».

- Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

- Подготовка личности «информационного общества».

- Дать ребенку так много учебного материала, столько, сколько он может усвоить.

- Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии,  методы работы в группах, технология развития исследовательской деятельности, компетентностно - ориентированные задания.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

1 урок 40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

-характеризовать строение дыхательной системы человека;

 -обосновывать взаимосвязь строения и функций органов дыхания;

 -распознавать органы дыхательной системы человека;

-применять знания о строении и жизнедеятельности дыхательной системы для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

-соблюдать правила здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены

- уметь работать с информацией;

- уметь работать в паре, группе, коллективе;

-уметь проводить исследования, анализировать, делать выводы и принимать решения.

Необходимое оборудование и материалы

компьютерный класс, мультимедийный проектор,  интерактивная доска.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

мультимедиапродукт на базе презентации,  раздаточные карточки на каждую группу с КОЗ в электронном виде и в печатном (для подготовки и для ответа у доски).

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Батуев А.С. Биология. Человек. 8  класс. - М.: Издательский дом «Дрофа», 2009.
  2. Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. -  М. :Вентана-Граф, 2006;
  3. Маш Р.Д. Биология. Человек. Методика для учителя. – М.: Издательский дом «Вента – Граф» 2000.
  4. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  5. Парфилова Л. Д. Готовые домашние задания по биологии ( к учебнику А.С. Батуева и др. «Биология. Человек. 9 класс»). – М.: Экзамен, 2002.
  6. Решения и ответы: К учебнику «Биология. Человек. 9 класс общеобразовательных учреждений»,  А. С. Батуев и др. – Висангинас: Альфа, 2001.
  7. Модестова Т. В. Анатомия, 9 класс. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – (Серия «Доклады, рефераты, сообщения»).
  8. Онищенко А.В. Биология в таблицах и схемах для учащихся и абитуриентов. – Санкт – Петербург: Виктория, 2009.
  9. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. Методическое пособие.- Санкт – Петербург: «Паритет», 2002.
  10. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. Человек.8 (9) класс.- М.: «ВАКО».2007.
  11. Интернет – ресурсы.

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

  Человек может обойтись

  без пищи несколько недель,

  без воды несколько суток,

  без воздуха несколько минут.    

Подробное описание всех этапов урока  (мероприятия, занятия). 

Ход урока

Ход урока

Группа 1. Что такое дыхание

Группа 2. Носовая полость

Группа 3. Строение гортани

Группа 4. Трахея и главные бронхи

Группа 5. Легкие

Проверь себя. Опросный лист.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

1. Организационный

Предлагаю учащимся посмотреть друг на друга, улыбнуться и взяться за руки, чтобы почувствовать, что мы вместе, мы – команда.

                   2.Актуализация                                 субъективного опыта учащихся и мотивация на изучение нового материала

             Вводное слово учителя (беседа).

             Вопросы для повторения:

- Изучение, какой темы мы закончили?

 - Какое значение имеет кровеносная система?

-А где кровь берёт кислород?

-А в лёгких откуда?

-Назовите жизненно важные условия для человека?                                                            (слайд № 2).  

1.Человек может обойтись

  без пищи несколько недель,

 без воды несколько суток,

без воздуха несколько минут.    (слайд № 3).    

2. Кислородное голодание более 6 минут приводит к смерти.                                                           (слайд № 4).    

3. Давайте проверим, сколько времени вы сможете не дышать? (слайд № 5).

Поделитесь впечатлениями о самочувствии во время данного эксперимента.    Результаты оглашаются и обсуждаются.  

                Читает стихотворение:

Без дыханья жить не сможет

Птица, зверь и человек.

Дышит, дышит всё живое

Так идёт из века век.

Дышим дома, на уроке,

Даже если мы заснём,

Прекратить нельзя дыханье.

Пока мы дышим – мы живём!

    «DUM SPIRO, SRERO» - сказал римский поэт ОВИДИЙ. Эта фраза  - «Пока дышу, надеюсь» стала крылатой, ибо  дыхание -  самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.  (слайд № 6 ).    

Выполняют действия

Ответ:  - кровеносной системы.

- Транспортная функция: перенос газов  (кислорода и углекислого газа) и питательных веществ (белков, жиров, углеводов).

- в лёгких.

- ………..?

 - пища, вода, воздух  

Зажимают нос и задерживают дыхание. При осуществлении дыхательного акта поднимают руку.

Ответы учащихся. Формулируется вывод: дольше задерживают дыхание ребята выносливые, тренированные.  

                                                    3. Определение темы и целеполагания

1.Задание учащимся: Как вы думаете, какую тему мы будем изучать?

 Знакомство с Темой урока: Органы дыхания: строение, функции, заболевания (слайд № 7).

2.Задание учащимся: Сформулируйте цели урока.

Целеполагание  

Я предлагаю вам сформулировать свою цель  сегодняшнего урока, используя ключевые слова: изучить, понять, выяснить или

Выберите из перечня целей свои цели:

  • овладеть содержанием темы: сущность понятия дыхания, строение органов дыхания в связи с их функциями; значение дыхания;
  • проявить и развить свои способности (назвать их);
  • доказывать и опровергать утверждения педагога;
  • развивать умение слушать друг друга;
  • приобретение  веры в себя, в свои потенциальные возможности;
  • организовывать анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • овладеть способами совместной деятельности в группе.

Давайте проверим, что нам известно о дыхании.

Ребята обратите внимание на таблицу № 1

Прочитайте внимательно, поставьте +, если  данный материал вам знаком или - если  вы в данном вопросе некомпетентны.

Таб. 1

Познавательные компетенции

Начало урока

Конец урока

Сущность понятия дыхания

Роль кислорода в процессах обеспечения организма энергией

Строение органов дыхания в связи с их функциями

 Гортань – прекрасный музыкальный инструмент

                                        4.Этап освоения новых знаний

 Поговорка «Это нужно нам как воздух» выражает особую потребность организма в дыхании. Великий врач древней Греции Гиппократ называл дыхание «пастбище жизни».

 Что такое дыхание?  Какие органы дыхания существуют у нас, какое строение имеют и  какие функции они выполняют, мы узнаем поработав в группах с материалом, имеющимся у вас на партах.

У вас на партах имеюся задания, которые вы выполняете, а затем наработанный материал представляете классу.

       Работа в группах и представление своих наработок:

1-я группа - что такое дыхание;

2-я группа - носовая полость;

3-я группа - строение гортани;

4-я группа - трахеи и главные бронхи;

5-я группа – легкие.

3. Организует самостоятельную работу учащихся  в 5 группах (индивидуально, парами, группами) (слайд № 9).

4. Знакомство с результатами самостоятельной работы (слайд № 10).

Группа 1. Что такое дыхание. Функции дыхания.

При необходимости поправляются, уточняются ответы отвечающих или самим учителем  или ребятами из этой же группы. Организует оценивание сообщений (самооценка, оценка класса или учителя).

Группа 2. Носовая полость ( слайды № 21 - 30).

«Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да вышвырни за окошко!..», - так писал о носе Н.В. Гоголь.  (слайд № 18).                                                                    

   А если серьёзно. Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у его предков – человекообразных обезьян его не было!                                                                         (слайд № 20).

 Ответ на этот вопрос искала группа № 2.

При необходимости поправляются, уточняются ответы отвечающих или самим учителем  или ребятами из этой же группы. Организует оценивание сообщений (самооценка, оценка класса или учителя).

Группа 3.  Гортань. Голосообразование.

При необходимости поправляются, уточняются ответы отвечающих учителем  или ребятами из этой же группы. Организует оценивание сообщений (самооценка, оценка класса или учителя.

Организует выполнение задания (слайд № 40).

Группа 4.Трахеи. Бронхи.

При необходимости поправляются, уточняются ответы отвечающих учителем  или ребятами из этой же групп. Организует оценивание сообщений (самооценка, оценка класса или учителя).

Группа 5. Лёгкие.

При необходимости поправляются,  уточняются ответы отвечающих учителем  или ребятами из этой же группы. Организует оценивание сообщений (самооценка, оценка класса или учителя).

Этап закрепления знаний

Учитель

Органы дыхания делятся, на какие группы (верхние и нижние)

Какие группы изучали и представляли верхние дыхательные пути.

Просит назвать органы, представляющие верхние дыхательные пути учащихся из других групп.

Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент о нижних дыхательных путях. А вы пронаблюдаете путь воздуха к альвеолам.

Назовите органы, относящиеся к нижним дыхательным путям.

Ответ учащихся.

Запись темы в тетрадь.

Знакомятся  с целями рока.

Учащиеся выбирают свою цель урока

Учащиеся выбирают из перечня свои цели (1наиболее значимую для себя) выделяют ее кружком. Несколько учащихся озвучивают.

Работают с таблицей и ставят определенный знак в графе «Начало урока»

Отметили и отложили до конца урока

  1. Отгадайте загадку

            Через нос проходит в грудь

            И обратно держит путь,

            Он не видимый, и все же

            Без него мы жить не можем

Сообщение группы №1 (по слайдам  № 15-19)

Запись в тетради определения дыхания, функции дыхания.

Класс чертит в тетради таблицу (по слайдам  № 20).

Сообщения группы №2  (по слайдам № 21-30)

Заполнение таблицы в тетрадях.

Сообщения группы №3. (по слайдам № 31 -39)

Заполнение таблицы в тетрадях.

Сообщения группы №4 (по слайдам № 41 -44)

Заполнение таблицы в тетрадях.

Сообщения группы № 5 (по слайдам № 45-54)

Заполнение таблицы в тетрадях.

Верхние и нижние

Называют верхние дыхательные пути (носовая полость, носоглотка, гортань)

Нижние дыхательные пути просмотр видеофильма

Учащиеся смотрят видеофрагмент

Называют.

Домашнее задание

    П. 29, устно ответить на вопросы в конце параграфа.

1.Подготовить и провести презентацию профессий, связанных с профилактикой и лечением органов дыхания.

2. Приготовить сообщения: «Влияние курения на голосообразование», «Как дышат водолазы?», «Заболевания дыхательных путей».

Записывают домашнее задание.

*Физминутка. Дыхательная гимнастика.

     Организует дыхательные движения с классом.

     Ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять вверх на глубоком вдохе. Наклониться вниз, сильно выдохнуть. Повторить несколько раз.

     Такое дыхательное движение помогает снять напряжение, сосредоточиться.

Выполняют упражнение.

Проверка знаний (слайд № 61 - 65).

1 задание. Определите, что изображено на рисунках.

2 задание. Тест. Выбрать правильный ответ.

Организация самопроверки или взаимопроверки (слайд № 63,64)

Выполняют задания.

Производят проверку, выставляют оценку.

Рефлексия (слайд № 57 - 60).

Ребята давайте вернемся к таблице 1

Проанализируйте ее с учетом изучения данной темы, произошел прирост ваших познавательных компетенций?

Посмотрите свои цели. Достигли вы своих целей?

Таб. 1

Познавательные компетенции

Начало урока

Конец урока

Сущность понятия дыхания

Роль кислорода в процессах обеспечения организма энергией

Строение органов дыхания в связи с их функциями

 Гортань – прекрасный музыкальный инструмент

Учащиеся  отмечают свои познавательные компетенции на конец урока.

Несколько учащихся проговаривают о своих целях и достигнутых познавательных компетенциях.

Рефлексия деятельности на уроке (слайд № 66).

1. Задание эмоционально-ценностного характера

Посмотрите, пожалуйста, на гномов. У них у всех разное настроение. Какой гном наиболее близок Вам по настроению? Какого гнома Вы забрали бы уходя с урока с собой? Отметьте его на доске с помощью стикера.

Гномы

*Вопросы для организации самоанализа и самооценки обучаемыми результатов своей деятельности на уроке.

1.Какие чувства  у вас возникали на уроке?

2.Чему вы научились на уроке?

3.Что нового узнали? Что для вас стало наиболее значимым? Почему?

4.Какие трудности возникали у вас на уроке? Как вы их преодолевали?

5.Что еще вам хотелось бы узнать по материалу, пройденному на уроке?

В конце урока учащиеся делают свой выбор с помощью стикеров и смайликов  , которое соответствует оценке их деятельности и настроения:

 «улыбающийся» - отлично (очень понравилось),

«спокойный» - хорошо (нормально)

«грустный» - плохо (не понравилось)

Выбирают гнома которого хотели бы взять с собой.

*если будет время


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока биологии нервная система человека

очень доступный материал для проведения урока с использованием ИКТ по теме: "Нервная система человека."...

Методическая разработка урока МХК "Дом - жилище человека"

Методическая разработка урока МХК "Дом - жилище человека" Класс: 8 Тема урока: Дом – жилище человека Тип урока: Урок  изучения нового материала Вид урока: смешанный (практическая работа, груп...

Разработка урока по теме "Происхождение человека. Факторы и этапы антропогенеза"

Урок расчитан на 2 академических часа. В качестве иллюстративного материала испольузуется презентация Microsoft Office PowerPoint....

Конспект урока биологии "Мочевыделительная система человека"

Цель урока: раскрыть значение выделения из организма продуктов обмена веществ, показать роль системы мочевыделения в выделительных процессах. Развить знания о строении и функциях органов мочевыделения...

Разработка уроков по биологии "система органов размножения человека. Оплодотворение и развитие зародыша" для 8 класса УМК Сонина Н.И.

В разработке дано поурочное планирование по теме ""Размножение человека" с использованием элементов проблемного обучения и самостоятельной работы с текстами, а также компьютерная презентация....

Презентация к уроку биологии "Мочевыделительная система человека"

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме"Мочевыделительная система человека"...

Технологическая карта урока "Органы дыхательной системы человека"

Урок биологии по теме "Дыхательная система. Органы дыхательной системы человека."...