конспект урока по биологии
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Почва как среда обитания растений. Минеральное питание корней. Удобрения.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о минеральномпитании корней, о поглощении корнем микро и макроэлементов, о почве как источнике минералов. Ознакомить учащихся с видами удобрений, а так же о необходимости внесения удобрений в почву для нормальной жизнедеятельности растений.
Оборудование и материалы: таблицы «Анатомическое строение корня», «Виды удобрений», демонстрационные наборы «виды удобрений», Компьютерная демонстрация «Корень», ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийный экран », учебник для 7 класса «Биология 7», тетрадь с печатной основой, карточки для тематического оценивания по теме «Корень»
Базовые понятия и термины: минеральное питание, минералы, микроэлементы, макроэлементы, корневое давление, транспирация, почва, гумус, органические удобрения, минеральные удобрения.
СТРУКТУРА УРОКА
Организационный этап ………………………………………………………..2 мин
Контроль ранее изученного………………………………………………8мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .. ..2мин
Изучение нового материала ………………………20мин
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся …………….12мин
Подведение итогов урока ……………………….1 мин
Домашнее задание………………………………………………………….1мин.
ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Контроль ранее изученного.
4 ученика работают за партой по карточкам с тестовыми заданиями «Анатомическое строение корня»
Устный опрос.
У доски пользуясь таблицей показать и перечислить основные зоны корня.
У доски, пользуясь таблицей, показать корневой чехлик, описать особенности клеток и функции корневого чехлика.
У доски, пользуясь таблицей, показать зону деления, описать особенности клеток и функции этой зоны.
У доски, пользуясь таблицей, показать зону роста и зону растяжения, описать особенности клеток и функции этих зон.
У доски, пользуясь таблицей, показать зону всасывания и зону проведения, описать особенности клеток и функции этих зон.
3.Актуализация опорных знаний.
Вопрос для учащихся:
1.Вам нужно посадить комнатное растение. Что вам для этого понадобится? (ответ – горшок, саженец, лопатка, мелкие камни для дренажа, земля (почва).
2. Можно ли посадить цветок в горшок без почвы? (ответ – нет.) Почему? (негде будет держаться и. т.д.)
Действительно, ребята, почва необходима растениям, и не только комнатным. Любое растение в природе не может существовать без почвы. Прежде всего, растениям необходимо удерживаться в почве. Но это не все. Для чего еще растению нужна почва, мы и поговорим на сегодняшнем уроке.
Объявление цели урока: целью нашего сегодняшнего урока будет рассмотреть роль почвы в жизнедеятельности растений, а так же, в связи с этим, рассмотреть вопрос о минеральном питании растений и необходимости удобрений для их нормальной жизнедеятельности.
4. Изучение нового материала.
Рассказ учителя
1.Минеральное питание растений. Удобрения.
Минеральное питание – процесс поглощения и усвоения растением химических элементов и минеральных веществ, необходимых для его жизнедеятельности.
Орган минерального питания - корень.
Что поглощает корень из почвы, кроме воды? Если сжечь любое растение, то останется зола. Она содержит минеральные вещества, поглощенные растением из почвы.
Почва – верхний плодородный слой земной коры, образующийся благодаря деятельности разных организмов, воды, воздуха, солнечного света, тепла.
Важное условие – плодородие почвы. Оно обеспечивается наличием минералов и гумуса – темноокрашенного вещества, образованного за счет переработанных растительных и животных останков. Чем темнее почва, тем больше гумуса она содержит и тем выше ее плодородие.
Все минеральные вещества почвы подразделяют на макро и микроэлементы
Макроэлементы – азот, фосфор, калий, кальций, железо сера, магний
Микроэлементы – марганец, йод, цинк, бор и др.
При выращивании культурных растений почва сильно истощается. Растения поглощают из почвы, растворенные в воде минеральные вещества. Можно ли восполнить их содержание в почве? Оказывается, можно. Для этого в, почву вносят органическиеи минеральныеудобрения.
Органические удобрения – навоз, торф, птичий помет.
Минеральные – нитратные, фосфатные, калийные.
Что будет с растением, если какого либо элемента не будет хватать?
Предлагаю ученикам сделать вывод.
2. Механизм поглощения растением воды и минералов.
Вода и минеральные вещества поглощаются из почвы корневыми волосками. Что же дальше происходит с этим раствором в растении?
Под слоем клеток с корневыми волосками расположены клетки коры.s Их форма и величина различны. В центральной части среза видны округлые отверстия. Это сосуды - длинные полые клетки, с толстыми оболочками. Сосуды тянутся вдоль корня в его центральной части и продолжаются в стебле. По ним продвигается вода с минеральными веществами поступающая через корневые волоски. Из клеток с корневыми волосками водный раствор просачивается в клетки коры корня и, перемещаясь далее из клетки в клетку, попадает в сосуды. По сосудам корня вода поднимается сначала в стебель, а по сосудам стебля — к листьям растения.
Убедимся в том, что корни всасывают из почвы воду с растворенными веществами. Срежем комнатное растение бальзамин или трех - четырехнедельный проросток подсолнечника или фасоли так, чтобы остался пенек высотой 2—3 см. На пенек наденем резиновую трубку длиной 3 см, нальем в нее немного воды и на ее верхний конец изогнутую стеклянную трубку
Через некоторое время вода в стеклянной трубке поднимется и будет вытекать наружу. Откуда берется вода, вытекающая из трубки? Воду из почвы всасывает корень. По сосудам корня вода под давлением поступает в оставшийся пенек, а затем в трубку. Это давление называют корневым. Корневое давлениеспособствует поступлению воды из корня в стебель.
Если почву в вазоне с обрезанным растением полить теплой водой, вода начнет быстрее подниматься по трубке и вытекать из нее. А после полива почвы очень холодной водой вода перестанет подниматься. Таким образом! поглощение корнем воды зависит от температуры. Холодная вода плохо всасывается корнями. Поэтому не следует поливать растения холодной водой.
По стеблю вода поднимается за счет испарения листьями через устьица излишков влаги –транспирации.
5 . Закрепление и систематизация знаний.
Работа в тетради с печатной основой.
6.Подведение итогов урока и домашнее задание
7. Домашнее задание: §, конспект
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии для 11 класса по теме Цитоплазма. Оболочка клетки. Лабораторная работа.rar
Конспект урока по общей биологии по теме "Цитоплазма, Оболочка". Рассматривается строение и функции таких органоидов клетки, как цитоплазма и оболочка. Представлена лабораторная работа по теме: "Плазм...
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»
Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...
конспект урока по биологии "Урок экологии"
Конспект предназначен для урока посвященному году экологии....
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...
Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.
План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...