конспект урока по биологии
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Оркиш Елена Геннадьевна

биология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1012629.docx57.2 КБ

Предварительный просмотр:

Прорастание семян

Цели урока: изучение условий, наиболее благоприятных для прорастания семян, на основе выявления зависимости этого процесса от факторов окружающей среды; развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, планирование и проведение опытов, подтверждающие высказанные гипотезы).

В ходе урока мы должны получить ответ на вопрос: «Что необходимо для прорастания семян?»

http://bio.1september.ru/2004/11/6.jpg

ХОД УРОКА

Изучение нового материала

Класс предварительно разбивается на 5 групп по 5–6 человек. Группы получают задания: описать ход экспериментального исследования и его результаты по проверке влияния влажности (1-я и 5-я группы), температуры (2-я и 4-я группы), обеспеченности кислородом (3-я группа).

Учитель. Как вы думаете, какие условия необходимы для прорастания семян?

(Записывает на доске все ответы учащихся: вода, температура, освещенность, почва, питательные вещества и т.д.)

Учитель. Для прорастания семян различных видов растений требуются разные условия, но некоторые условия необходимы всем без исключения семенам. Давайте выделим их.

(Учащиеся обычно называют два фактора: тепло и влажность.)

Далее ученики работают в группах (5–10 мин). Учитель по мере готовности выслушивает каждую группу отдельно. После общего обсуждения учитель предлагает ученикам ответить на следующие вопросы.

1. Давайте предположим, что после помещения в воду все семена набухли, а проросли не все, некоторые загнили. Как вы думаете, почему?

(Ответы учащихся: для разных семян нужно разное количество воды; семенам нужна не только вода, но и кислород; если семена утоплены в воде, то она мешает дышать зародышам и зародыши могут «задохнуться».)

Учитель предлагает 3-й группе описать опыт, доказывающий необходимость кислорода для прорастания семян.

2. Подумайте, как одновременно «подать» зародышу и кислород, и воду? Допустим, что некоторые семена совсем не набухли. Какие могут быть тому причины?

(Ответы учащихся: семена старые, некачественные (можно усложнить вопрос – все семена элитные); семена покрыты твердой кожурой, зародыши не получили необходимой для прорастания влаги, они все еще «спят».)

3. Как можно «разбудить» семена?

(Ответы учащихся: процарапать чем-нибудь острым семенную кожуру, чтобы вода попала внутрь семени.)

Учитель: этот прием называется скарификацией.

4. А что делать, если нужно прорастить тысячи семян?

(Ответы учащихся: взять 1 объем семян и залить их 3 объемами кипящей воды; если через день семена не набухнут, можно повторить эту операцию.)

5. Допустим, вы замочили семена, поставили в теплое место, а они не проросли. Как вы думаете, почему?

(Ответы учащихся: это семена растений, созревающие летом или осенью, они еще «спят»; семена должны как-то почувствовать, что зима была и уже закончилась.)

6. Как же разбудить семена, дать им сигнал, что зима прошла?

(Ответы учащихся: замочить в воде, дать набухнуть и подержать некоторое время при пониженной температуре.)

Учитель: для разных растений нужна разная по длительности «искусственная зима» – от нескольких недель до нескольких месяцев. Этот прием – длительная обработка семян холодом – называется стратификацией.

7. В сельскохозяйственной практике используется следующая методика подготовки семян к посеву. Семена смешивают с песком, увлажняют слабым раствором перманганата калия и помещают в холодильник на несколько дней. После этого семена промывают проточной водой, подсушивают и высевают в почву. Объясните, зачем так поступают?

Если вы хотите посадить дуб, нужно выполнить последовательность действий 1–5

Если вы хотите посадить дуб, нужно выполнить последовательность действий 1–5

Проверка усвоения нового материала

1. Какие условия необходимы для прорастания семян?

А. Тепло, влажность, воздух.
Б. Тепло и влажность.
В. Тепло и воздух.
Г. Воздух и влажность.

2. Как узнать, какие условия необходимы семени для прорастания?

А. С помощью наблюдения в поле за прорастанием семян.
Б. Залить семена водой и поставить их в теплое место.
В. Смочить семена и поставить их в теплое место, обеспечить приток свежего воздуха.
Г. Сухие семена положить в теплое место, обеспечить приток свежего воздуха.
Д. Смочить семена и поставить в холодное место, обеспечить приток свежего воздуха.
Е. Смочить семена, поставить на свет в теплое место, обеспечить приток свежего воздуха.

Домашнее задание

Пользуясь учебником, составьте рекомендации по технологии посева семян. Проверьте предложенные вами в ходе урока опыты на практике.

Дополнительное задание. Для каждого вида растений существует оптимальная температура, при которой семена прорастают лучше всего. Предложите опыты для ее определения у разных растений, постарайтесь предсказать их результаты. Если возможно, проведите эти опыты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»

Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...

конспект урока по биологии "Урок экологии"

Конспект предназначен для урока посвященному году экологии....

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...

Конспект урока по биологии в 5 классе по "Точке Роста" на тему "Исследования в биологии- измерение"

Урок составлен по обновленным ФГОС ООО для учащихся 5 класса, содержит информацию по использованию оборудования "Зарница" центров "Точки Роста"...