конспект урока по биологии
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цели урока: изучение условий, наиболее благоприятных для прорастания семян, на основе выявления зависимости этого процесса от факторов окружающей среды; развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, планирование и проведение опытов, подтверждающие высказанные гипотезы).
В ходе урока мы должны получить ответ на вопрос: «Что необходимо для прорастания семян?»
ХОД УРОКА
Изучение нового материала
Класс предварительно разбивается на 5 групп по 5–6 человек. Группы получают задания: описать ход экспериментального исследования и его результаты по проверке влияния влажности (1-я и 5-я группы), температуры (2-я и 4-я группы), обеспеченности кислородом (3-я группа).
Учитель. Как вы думаете, какие условия необходимы для прорастания семян?
(Записывает на доске все ответы учащихся: вода, температура, освещенность, почва, питательные вещества и т.д.)
Учитель. Для прорастания семян различных видов растений требуются разные условия, но некоторые условия необходимы всем без исключения семенам. Давайте выделим их.
(Учащиеся обычно называют два фактора: тепло и влажность.)
Далее ученики работают в группах (5–10 мин). Учитель по мере готовности выслушивает каждую группу отдельно. После общего обсуждения учитель предлагает ученикам ответить на следующие вопросы.
1. Давайте предположим, что после помещения в воду все семена набухли, а проросли не все, некоторые загнили. Как вы думаете, почему?
(Ответы учащихся: для разных семян нужно разное количество воды; семенам нужна не только вода, но и кислород; если семена утоплены в воде, то она мешает дышать зародышам и зародыши могут «задохнуться».)
Учитель предлагает 3-й группе описать опыт, доказывающий необходимость кислорода для прорастания семян.
2. Подумайте, как одновременно «подать» зародышу и кислород, и воду? Допустим, что некоторые семена совсем не набухли. Какие могут быть тому причины?
(Ответы учащихся: семена старые, некачественные (можно усложнить вопрос – все семена элитные); семена покрыты твердой кожурой, зародыши не получили необходимой для прорастания влаги, они все еще «спят».)
3. Как можно «разбудить» семена?
(Ответы учащихся: процарапать чем-нибудь острым семенную кожуру, чтобы вода попала внутрь семени.)
Учитель: этот прием называется скарификацией.
4. А что делать, если нужно прорастить тысячи семян?
(Ответы учащихся: взять 1 объем семян и залить их 3 объемами кипящей воды; если через день семена не набухнут, можно повторить эту операцию.)
5. Допустим, вы замочили семена, поставили в теплое место, а они не проросли. Как вы думаете, почему?
(Ответы учащихся: это семена растений, созревающие летом или осенью, они еще «спят»; семена должны как-то почувствовать, что зима была и уже закончилась.)
6. Как же разбудить семена, дать им сигнал, что зима прошла?
(Ответы учащихся: замочить в воде, дать набухнуть и подержать некоторое время при пониженной температуре.)
Учитель: для разных растений нужна разная по длительности «искусственная зима» – от нескольких недель до нескольких месяцев. Этот прием – длительная обработка семян холодом – называется стратификацией.
7. В сельскохозяйственной практике используется следующая методика подготовки семян к посеву. Семена смешивают с песком, увлажняют слабым раствором перманганата калия и помещают в холодильник на несколько дней. После этого семена промывают проточной водой, подсушивают и высевают в почву. Объясните, зачем так поступают?
Если вы хотите посадить дуб, нужно выполнить последовательность действий 1–5
Проверка усвоения нового материала
1. Какие условия необходимы для прорастания семян?
А. Тепло, влажность, воздух.
Б. Тепло и влажность.
В. Тепло и воздух.
Г. Воздух и влажность.
2. Как узнать, какие условия необходимы семени для прорастания?
А. С помощью наблюдения в поле за прорастанием семян.
Б. Залить семена водой и поставить их в теплое место.
В. Смочить семена и поставить их в теплое место, обеспечить приток свежего воздуха.
Г. Сухие семена положить в теплое место, обеспечить приток свежего воздуха.
Д. Смочить семена и поставить в холодное место, обеспечить приток свежего воздуха.
Е. Смочить семена, поставить на свет в теплое место, обеспечить приток свежего воздуха.
Домашнее задание
Пользуясь учебником, составьте рекомендации по технологии посева семян. Проверьте предложенные вами в ходе урока опыты на практике.
Дополнительное задание. Для каждого вида растений существует оптимальная температура, при которой семена прорастают лучше всего. Предложите опыты для ее определения у разных растений, постарайтесь предсказать их результаты. Если возможно, проведите эти опыты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии для 11 класса по теме Цитоплазма. Оболочка клетки. Лабораторная работа.rar
Конспект урока по общей биологии по теме "Цитоплазма, Оболочка". Рассматривается строение и функции таких органоидов клетки, как цитоплазма и оболочка. Представлена лабораторная работа по теме: "Плазм...
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»
Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...
конспект урока по биологии "Урок экологии"
Конспект предназначен для урока посвященному году экологии....
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...
Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.
План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...