ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА.
статья по биологии на тему
Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться".
Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ познавать.
Другая мудрость, сформулированная древним китайским философом, учит нас: "Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь".
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА.
Волкова Анна Александровна.
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №8» г. Вилючинска Камчатского края
Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться".
Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ познавать.
Другая мудрость, сформулированная древним китайским философом, учит нас: "Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь".
Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:
• вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
• совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
• широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;
• свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования.
Сегодня роль компьютерных технологий в научном познании природы и общества не вызывает сомнений.
Для того чтобы ввести тот или иной курс с информационно-коммуникационной поддержкой, нужно, чтобы эта поддержка была предоставлена.
Учителя естественнонаучного цикла нашей школы активно применяют современные педагогические технологии: уровневой дифференциации, модульного обучения с частичной и полной самостоятельной деятельностью, педагогические мастерские.
В настоящее время имеются электронные средства обучения различного типа:
1. Готовые электронные средства обучения.
2. Электронные пособия (учебники, практикумы и т.д.)
В настоящее время появилось очень много самых разнообразных виртуальных пособий по предметам: Уроки биологии Кирилла и Мефодия 10- 11 класс, Открытая Биология, География, начальный курс и т.д.
2. Интерактивные модели.
На уроках изучения и закрепления пройденного материала при иллюстрации закономерностей развития природы и общества демонстрация интерактивных моделей с голосовым сопровождением диктора или без оного позволяет наглядно проследить те процессы, которые невозможно увидеть и сложно представить.
3.Программы для создания контрольных тестов по предмету.
Для контроля знаний педагог может использовать как готовые тестовые задания, которые предлагаются в электронных пособиях или самостоятельно их создать, используя тестовую оболочку.
2. Предполагаемые виды уроков и средств контроля в процессе обучения.
1. Интегрированный урок закрепления знаний.
Учитель предлагает учащимся ряд индивидуальных (групповых) заданий и задач разного типа. Среди них могут быть тестовые задания с автоматической проверкой; теоретические вопросы, ответы на которые можно проверить при обращении к компьютерным моделям и вопросы, направленные на понимание проиллюстрированного моделями теоретического материала.
2. Урок – исследование.
Учащимся предлагается самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель, демонстрации, лекционный материал электронных пособий и получить необходимые результаты.
3. Урок – компьютерная лабораторная работа.
Для проведения такого урока необходимо разработать соответствующие раздаточные материалы (инструктивные карточки, бланки лабораторных работ).
4.Урок систематизации и оценки качества знаний и умений школьников.
3. Совместная деятельность учителя и ученика в создании медиа материалов.
Поскольку существующие диски не всегда могут быть использованы на уроке в полном объёме, поэтому, используя навыки работы на компьютере и существующие программы, преподаватели сами или с помощью учеников могут создавать свои проекты электронного учебника.
1.Урок- слайдовая презентация.
При работе над собственной версией необходимо использовать преимущества информационных технологи, сочетать все преимущества отдельных компонентов: текст, анимация, звуковое сопровождение и других элементов.
2. Обучающие курсы, созданные педагогом.
3. Программы для создания контрольных тестов по предмету.
Заключение.
Использование технологий ИКТ в обучении биологии может изменить технологию обучения, способствует развитию самостоятельности и творчества учащихся.
Итак, методическая поддержка педагогов позволяет достичь следующих дидактических целей:
- Оказание учебно-методической помощи учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом при использовании учителем таких педагогических технологий как: метод проектов, исследовательский метод, разноуровневая технология организации учебного процесса и т.д.
- Предоставление удобной образовательной среды и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации
- Оказание мультимедийной поддержки урока (иллюстративный материал - интерактивы и тренажеры)
- Оказание методической помощи учителю в учете и контроле усвоенного объема учебной информации
Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что современные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов.
Список литературы.
1. Андреев А.Н., Бождай А.С., Бершадский А.М., Кревский И.Г. Геоинформационные системы - перспективное средство мониторинга систем дистанционного образования // Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы: Материалы 6-й Междунар. конф. по дистанционному образованию - М.: МЭСИ, 1998. - С.67-71.
2. Г.А. Сапрыкина Электронные учебники для школьного образования
3. Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г., Тихомиров В.П., Хорошилов А.В., Усков В.Л. Открытое образование – объективная парадигма XXI века // МЭСИ, М.: 2000.
4. Зорина Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования: монография, -М., из-во РАО, -1993.-163 с.
5. Стариченко Б.Е.Комплексный подход к использованию информационных технологий в школ, 2004.
6. Типсина С.Н., Астахова И.П., Савченко Э.С. Компьютерные технологии в преподавании естественно-научных дисциплин. 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Материалы XVIIМеждународной конференции «Применение новых технологий в образовании», (Тровант, 2006г., 750 экз., стр.587-590.) ...
Использование информационных технологий на уроках эстетического цикла
Методическая разработка на тему сочетания традиционных и информационных технологий...
Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей на уроках естественного цикла
На примере темы "Клетка" в 6 классе показываю использование технологии РИТС (развитие индивидуальных творческих способностей) с подобранными мною заданиями в соответствии деятельности обуч...
Здоровьесберегающие технологии на уроках естественно-математического цикла
«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» (Сократ)...
Доклад "Использование компьютерных технологий на уроках естественно-математического цикла"
Владение компьютером стало неотъемлемой частью современной жизни. Согласно концепции модернизации российского образования школа призвана «обеспечить всеобщую компьютерную грамотность». Решение э...
Статья "Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках естественно - научного цикла".
Идея интеграции стала предметом теоретических и практических исследований, в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении....
Технология интенсификации обучения на уроках естественного цикла в коррекционной школе
Мир вокруг детей усложняется с каждым днем, задача коррекционного образования научить детей жить в этом мире.Значит, надо искать такие способы обучения, которые позволяли бы за это же время усваивать ...