Доклад "Использование компьютерных технологий на уроках естественно-математического цикла"
статья по теме

 

Владение компьютером стало неотъемлемой частью современной жизни. Согласно концепции модернизации российского образования школа призвана «обеспечить всеобщую компьютерную грамотность». Решение этой задачи возможно на уроках естественно-математического цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Основная общеобразовательная Крутовская школа»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО - МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Подготовила:

Мыцына Лариса Викторовна, заместитель директор по УВР

МБОУ «Основная общеобразовательная Крутовская школа»

2012

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ – это внедрение компьютерной техники  в обучение учащихся, сопровождаемое заметной перестройкой этого обучения.

Владение компьютером стало неотъемлемой частью современной жизни. Согласно концепции модернизации российского образования школа призвана «обеспечить всеобщую компьютерную грамотность». Решение этой задачи возможно на уроках естественно-математического цикла.

Концепции, новации, авторские программы – все эти понятия органически вошли в нашу сегодняшнюю реальность. Но продолжает жить и понятие старое как мир и, как мир, вечно новое. Это - урок! Обычный школьный урок, который дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. На уроке  рождаются открытия и новые идеи, новые методики. От него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического творчества.

Современные требования к уроку любого типа довольно большие.

В настоящее время происходит ориентация всей системы образования на компьютерную поддержку урока.

Эффективность использования компьютеров и компьютерных технологий непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран.

Несмотря на огромные возможности компьютерных технологий обучения, главную и определяющую роль в процессе обучения должен играть учитель.

Можно выделить следующие

ТИПЫ  КОМПЬЮТЕРНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ:

  1. технология создания печатных материалов;
  2. технология компьютерного моделирования;
  3. технология компьютерных демонстраций;
  4. технология компьютерного тестирования;
  5. технология использования программируемых учебных сред.

Технология создания печатных материалов.  Эта технология наиболее известна и используема учителями. Наличие компьютера на уроке не требуется.

Она используется в следующих целях:

  1. для создания твердых копий дидактических материалов (Применение возможностей программы Word для быстрого предъявления заданий, для использования раздаточного материала с пропусками и др)
  2. для использования иллюстраций, подготовленных на основе ресурсов Интернет;
  3. для создания опорных конспектов;
  4. для создания сообщений, докладов, рефератов.

Технология компьютерного моделирования предполагает:

  1. моделирование свойств функций и их графиков в зависимости от параметров;
  2. моделирование геометрических фигур и тел в зависимости от линейных размеров;
  3. моделирование различных физических явлений и др. (Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. Например: явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью).

Эта компьютерная технология имеет солидную основу, так как компьютерное моделирование является мощным научным направлением, которое разрабатывается уже десятки лет. Применение этой компьютерной технологии в школе, особенно в специализированных классах, имеет большое будущее, так как компьютерное моделирование является мощным инструментом познания мира.

Самой распространенной технологией является – технологии компьютерных демонстраций. Основным ее достоинством является то, что она может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику. Она не требует большого числа компьютеров. Достаточно одного компьютера, мультимедийного проектора и экрана, чтобы начать работать по этой технологии. Технология позволяет сделать, особенно геометрические задачи, наглядно обозримыми, эффективно помогая развитию геометрического воображения. Дает возможность восхититься замечательными поверхностями и кривыми, увидеть гиперболоид, “повертеть” и “созерцать” его со всех сторон.

Технология компьютерных демонстраций используется в следующих случаях: 

  1. демонстрация компьютерных презентаций  (программа PowerPoint);
  2. демонстрация учебных программ;
  3. демонстрация информации из Интернета;
  4. демонстрация  численных зависимостей в виде диаграмм и графиков (Применение возможностей программы Excel для учета данных, для построения графиков и диаграмм, для усвоения алгоритма и закрепления умения его применять и др.)
  5. демонстрация устройства и принципа действия физических приборов и др (Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит ПК, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

Изучение устройства и принципа действия различных физических приборов - неотъемлемая часть уроков физики. Обычно, изучая тот или иной прибор, учитель демонстрирует его, рассказывает принцип действия, используя при этом модель или схему. Но часто учащиеся испытывают трудности, пытаясь представить всю цепь физических процессов, обеспечивающих работу данного прибора. Специальные компьютерные программы позволяют "собрать" прибор из отдельных деталей, воспроизвести в динамике с оптимальной скоростью процессы, лежащие в основе принципа его действия. При этом возможно многократное "прокручивание" мультипликации).

В технологии компьютерного тестировании используют:

  1. обучающие тесты;
  2. тесты для самоконтроля;
  3. тесты для контроля.

В учебном процессе тестирование,  в той или иной форме, используется давно. В традиционной форме тестирование – это чрезвычайно трудоемкий процесс. Использование компьютеров делает процесс тестирования технологичным.

Технология использования программируемых учебных сред предполагает применение готовых компьютерных программ, представленных на дисках. К ним относятся:

  1. “Уроки Кирилла и Мефодия”;
  2. “Интерактивные лекции”;
  3. “Открытая математика”, "Физика в картинках" и др.
  4. “Планиметрия” и другие учебные компьютерные программы.

Самостоятельное использование учащимися обучающих программ с последующим выступлением в классе в роли учителя, а также создание учащимися в компьютере учителя индивидуальных папок для переписки, для учета достижений и пр.

Уроки с компьютерной поддержкой дают возможность:

  1. развивать познавательную активность, творческий подход, целеустремленность, самостоятельность учащихся;
  2. повышать интерес к предмету, мотивировать обучение и обучаемость;
  3. устанавливать обратную связь;
  4. расширять возможности предъявления информации за счет визуализации и динамизации;
  5. ставить ученика в позицию субъекта обучения;
  6. вводить компьютерное моделирование реальных процессов;
  7. формировать умение рефлексировать свою деятельность и др.

Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках естественно-математического цикла превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения.

В качестве заключения повторю мысль, с которой начинала свое повествование: настало время вооружить учителя новым инструментом и результат незамедлительно скажется в последующих поколениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Материалы XVIIМеждународной конференции «Применение новых технологий в образовании», (Тровант, 2006г., 750 экз., стр.587-590.) ...

Доклад по теме"Пути и способы рационального использования учебного времени на уроках естественного - математического цикла

В своём докладе мне хочется осветить применение" Круглого стола" на уроках математики при подготовке учащихся 9 классов к экзаменам ГИА....

Здоровьесберегающие технологии на уроках естественно-математического цикла

«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» (Сократ)...

Развитие творческой личности на уроках естественно-математического цикла

Выступление на семинаре для учителей естественно-математического цикла, слушателей курсов ИРО ТР...

Презентация Формирование образовательной компетенции учащихся на уроках естественно-математического цикла. Автор: Хруцкая Н. А.

Презентация Формирование образовательной компетенции  учащихся на уроках  естественно-математического цикла. Автор: Хруцкая Н. А....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Захарова Марина Анатольевна,учитель математики, МБОУ «Гимназия № 52», г. КазаньРАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛАОбычно обучение математике ограничивается решение...

Образовательный проект «Информационно-компьютерные технологии на уроках музыкально-теоретического цикла в ДШИ»

Музыкально-компьютерные, которые стали неотъемлемой составной частью современного искусства. Их применение в обучении является одним из наиболее устойчивых и перспективных направлений развития образов...