Внеурочное занятие по биологии по теме «По следам цивилизации» 8 класс.
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему
С 2012 года в стране действуют «Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030г.» Их задача – обеспечение экологической безопасности новой модели экономического развития страны. Предусматривается усиленное внимание образованию и просвещению по развитию у населения экологической культуры.
Система образования призвана способствовать реализации основных задач экологической культуры и социально-экономического развития общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_sledam_tsivilizatsii.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по биологии по теме
«По следам цивилизации».
8 класс.
С 2012 года в стране действуют «Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030г.» Их задача – обеспечение экологической безопасности новой модели экономического развития страны. Предусматривается усиленное внимание образованию и просвещению по развитию у населения экологической культуры.
Система образования призвана способствовать реализации основных задач экологической культуры и социально-экономического развития общества.
Необходимо понять, что социальные, экономические и экологические проблемы тесно взаимосвязаны. Эти проблемы должны решаться поэтапно. Первый этап-разделение в сознании учащихся отношений с окружающим его миром на отношение с людьми, природой. Второй этап-выделение критериев оценки таких отношений. Третий этап-сопоставление этих отношений, выявление их между собой и с характеристиками личности человека.
Необходимым условием экологического воспитания является взаимодействие человека с природой. В этом отношении система образования имеет большие возможности. Представленное занятие является одним из этапов решения экологического воспитания учащихся.
Цель: углубление экологических знаний учащихся, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственного отношения ко всему живому.
Учебно-практические задачи:
- дидактическая – углубить, закрепить, обобщить знания по охране окружающей среды и экологическим проблемам общества;
- воспитательная – продолжить формирование нравственной и гражданской позиции учащихся по вопросам решения экологических проблем и загрязнения окружающей среды; ответить на вопрос: «что лично я могу сделать для сохранения природы?».
- развивающая – продолжить развитие навыков работы с различными источниками информации, формировать, развивать экологическую культуру учащихся, умение применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
Оборудование: ПК, проектор, экран, электронная презентация по экологии, выставка детских рисунков на экологическую тему, выставка по страницам Красной книги.
Эпиграф мероприятия:
«Все тесно связано вокруг.
(Приметы мы не станем множить.)
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить».
А.Вознесенский
На стенде слова писателей о природе:
«Человек давно потерял способность предвидеть и предугадывать. Он найдет конец, разрушив Землю».
А. Швейцер
«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит, пересесть из него просто некуда. Вот потому- то все жители должны сообща спасать свой общий дом».
Антуан де Сент-Экзюпери
«Люди, опомнитесь, узрите содеянное вами и ужаснитесь!»
С. Б. Лавров
«Мы и сейчас ещё не поняли и не хотим понять, что животные, рыбы, птицы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого».
В. Астафьев
«Охранять природу - значит охранять Родину».
М. Пришвин
Форма проведения: урок – путешествие.
Учитель: Здравствуйте!
Мы сегодня собрались поговорить о нашем общем доме, о самом загадочном и неизвестном, о самом красивом и родном. Вы, наверное, догадались, что наш разговор пойдет о нашей колыбели, о нашем общем доме – планете Земля. Вы знаете, что 2014 год был годом культуры, в том числе экологической, и будущие планеты зависит от нашего отношения к ней.
Мы все с вами – дети природы и должны с уважением относиться к ней, жить по ее законам!
В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. И сегодня на нашем мероприятии мы будем говорить об экологии, экологических проблемах и возможных путях их решения.
Учитель. Какие экологические проблемы существуют на планете Земля?
Ответы учащихся.
-истощение природных ресурсов;
-глобальное потепление климата («парниковый эффект»);
-истончение озонового экрана в стратосфере;
-проблема мелиоративно неблагополучных земель;
-кислотные осадки;
-сокращение видового разнообразия живой природы;
-экологическая катастрофа мирового океана;
-проблема утилизации отходов.
Учитель. Как видим, проблем на Земле – множество. Каждая из них важна. В последнее время экологическая ситуация обострилась. Неспокойно на душе, тревожно, и эта тревога отражена в ваших рисунках, которые вы видите на выставке. Мы видим хмурое небо, встревоженных птиц, и нам кажется, что что-то случилось. Гудит экологический колокол. Тревогой и болью наполнены его звуки. Боль за нашу Землю, орошаемую кислотными дождями, за отравленные реки, за небо с озоновыми дырами, за вырубленные леса…
Сегодня мы совершим путешествие в экодом, а сопровождать нас будут замечательные высказывания и стихи поэтов XX века.
Первый ученик: «Бесчисленные миллиарды звезд разбросаны во Вселенной. Они рождаются и умирают. Но их быстротечная жизнь полна несказанной красоты, гармонии и порядка, полна неразгаданного смысла. Нет случайных явлений в космосе, ибо на всем, от крупнейших звезд галактики до последнего атома, покоится созидающая Рука Абсолютного Разума, который является Вечным».
В.Демин «Тайны Вселенной»
Второй ученик:
Черная бездна… Звездная пыль…
Холодом дышит вечность,
Переплетая сказку и быль,
Миг и бесконечность!
Кто-то, когда-то задал маршрут,
Не объяснив секрета,
И совершает неведомый путь
Маленькая планета.
Кружится, вертится шар голубой,
Нас на груди качая.
Крутится, вертится не для того,
Чтоб все начинать сначала.
В кружении стай вездесущих ракет
Так нелегко вращаться.
Все-таки пять миллиардов лет
Отдано цивилизации!
Мелкой дрожью на полюсах
Дает себя знать усталость.
И застывает вопрос на устах:
«А сколько еще осталось?!»
И.Тальков
Третий ученик: Неужели цивилизация ведет к неизбежным бесценным потерям? В конечном итоге, это может привести к гибели всего человечества и нашей такой беззащитной планеты.
Четвертый ученик: Растения и животные всегда были для людей щедрым источником пищи, медикаментов, строительных материалов и одежды. А человек в ответ на это расчищал леса и распахивал поля.
Однако за последние несколько сотен лет, которые не более чем миг в процессе эволюции, «взаимную терпимость» и «всеобщее благо» сменили наши ещё более разрушительные, чем когда-либо, попытки манипулировать окружающей средой. А ведь у нас, людей, ежедневное выживание зависит от сложнейшего хитросплетения жизни, которое являет собой мир природы, а мы, на собственную погибель, постоянно наносим ему ущерб.
Пятый ученик: Стремясь облегчить себе жизнь, человек изобрел ножницы, чтобы стричь; удочку, чтобы ловить рыбу; клещи, чтобы ухватывать; сито, чтобы процеживать; горшки, чтобы хранить продукты; шприцы, чтобы делать уколы; щипцы, чтобы колоть орехи. Но и в этом, как и во многом другом, он лишь повторил решения, найденные природой много веков назад. Природа была в этом первой.
Шестой ученик: Ни в чем человек не проявляет столько изобретательности, как в разработке средств нападения и защиты. Но и животные создавали свой арсенал, далеко не ограниченный зубами и когтями. И природа была в этом первой.
Седьмой ученик: Природа – великий учитель! Во всех областях человеку есть чему поучиться у нее.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У Земного шара на боках.
Мы давно освоили планету.
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?
В.Орлова
Восьмой ученик: Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. Постоянное и неуклонно возрастающее влияние человека на животных и растения привело к тому, что живой мир нашей планеты быстро изменяется.
Первый ученик:
Вот она летит,
Маленькая такая!
Вот она грустит,
В думы свои вникая,
Вот она плывет,
Зыбкой прохладой веет,
Все еще живет,
Все еще людям верит.
Вот она летит
Солнечно и воздушно,
Вот она глядит
В наши сердца и души,
Вот она плывет
Сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет,
Просит прийти на помощь!
Земля надежду вечную несет
И смотрит вдаль бессонными глазами.
За нас никто планету не спасет –
Спасти ее мы можем только сами!
Е.Птичкин
Второй ученик: Неужели на всей Земле природа находится под гнетом человека? Для изучения и сохранения нетронутых уголков природы наше государство с 1948 года создает охраняемые территории, заповедники, заказники, национальные парки. Международный союз охраны природы начал целенаправленную работу по сбору данных о редких и исчезающих видах. В 1966 году собранные данные были опубликованы под названием «Красная книга фактов».
Презентация животных и растений, занесённых в «Красную книгу» Курской области.
(Растения, занесённые в «Красную книгу»: волчеягодник, проломник Козо – Полянског, пион тонколистный, прострел луговой, волчник боровой, шиверекия подольская, пыльцеголовник красный, башмачок настоящий. Животные, занесенные в «Красную книгу»: аист черный, сапсан, подорлик большой, выхухоль, норка европейская, соня лесная, тушканчик большой, сурок степной).
Третий ученик:
Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька.
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого… пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Р.Рождественский
Четвёртый ученик: Человек меняет окружающую среду и результат его деятельности налицо.
Демонстрация отрывков видеофильмов о разливах нефти, вырубке лесов.
Пятый ученик:
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем все это, Человек?!
Иду таёжною долиной…
И снова - горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах – черные болячки –
Беда, куда ни погляди…
И разъяснил мне егерь мрачно:
- А что? Кислотные дожди…
…Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек.
И я услышал стон Природы:
- Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескала тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец природы –
Ее созданье – Человек!
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг.
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить,
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься…
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов.
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
-Да сын ли ты мне, Человек?
А. Глебов
Шестой ученик: Нам не безразлична судьба людей, от которых зависит будущее нашей планеты. Так давайте же не будем безразличны к себе и к своей планете. Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо! И она у нас одна.
Седьмой ученик: Альберт Швейцер писал: «Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше осознаем, что мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь – ценность, и мы с ней связаны».
Природа-мать, прощая наш эгоизм, наше потребительское отношение к ней, приходит на помощь к нам сама, возрождая наши загрубевшие души, наполняя наши сердца любовью.
Восьмой ученик:
Останьтесь на земле осина, дуб и клен.
Я показать хочу живую землю сыну –
Высокий мощный дуб и тонкую осину
На полотне весны, где свет со всех сторон.
Останьтесь на земле орел, журавль и стриж,
Чтоб сын, встречая день восторженной улыбкой,
Увидел журавля, похожего на скрипку,
И взмах смычка – стрижа над тусклым блеском крыш.
Останьтесь на земле пшеница, рожь, ячмень,
Чтобы сын счастливо жил и удивлялся миру.
Даю ему на память молот, плуг и лиру
На незакатный час, на безупречный день.
А. Макаров
Учитель: Во время путешествия вы были пассивными слушателями, а сейчас мы с вами активно поработаем и выполним задания (организуется работа учащихся по группам, время выполнения - 7 мин., результаты своей работы группы представляют в виде плакатов).
Задания 1 группы:
Написать свои предложения по охране природы и оформить плакат.
Задание 2 группы:
Из предложенных правил поведения на природе выберите верные.
Не повреждай кору деревьев;
Мусорите в лесу, в парках, на лугу;
Не собирай березовый сок;
Убивайте животных и делайте из них чучела;
Не рви на лугах, в лесу цветы;
Кричите в лесу;
Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать цветочки;
Не сбивайте грибы, даже съедобные;
Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых;
Не лови диких животных и не уноси их домой;
Не убивай змей, даже ядовитых;
Разоряйте птичьи гнезда;
Сбивайте грибы и оставляйте их лежать в лесу;
Не разоряйте птичьи гнезда;
Не шуми в лесу, в парке;
Топчите цветы;
Не выжигай весной сухую траву;
Бегайте по лесу и топчите траву.
Задание 3 группы:
Опишите дальнейшее развитие экологической ситуации при разливе нефти и предложите пути выхода из этой ситуации.
Учитель: Решение экологических проблем невозможно, если не придерживаться меры в использовании природных ресурсов, иначе неумолимое, неотвратимое действие законов природы приведет к разрушению даже того, что мы приобрели; если человек не знает меры своим желаниям, конфликт с природой неизбежен; человек не может изменить законы природы.
Оценка результатов занятия
- Выберите из поговорок и афоризмов те, которые, на ваш взгляд, адекватно отражают экологический смысл занятия.
1. Век живи - век учись.
2. Не в свои сани не садись.
3. Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять…
4. Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача.
5. Природные ресурсы неисчерпаемы.
6. Человек зависит от природы, и она зависит от него; она его сделала – он ее переделывает.
7. Природу побеждают, только повинуясь ее законам.
Рефлексия интереса к занятию.
Было интересно.
Было трудно.
Узнал новое.
Расскажу другим.
Поблагодарим друг друга за занятие.
Улыбнитесь друг другу и окружающим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие по биологии в 5 классе "Растения первоцветы"
Занятие в игровой форме знакомит учащихся с растениями первоцветами....
Технологическая карта внеурочного занятия по биологии и химии в 8 классе. Тема урока «Химический состав костной ткани»
Самое трудное составить технологическую карту по внеурочному интегрированному занятию. предлагаю технологическую карту такого занятия....
Технологическая карта внеурочного занятия по биологии и химии в 8 классе. Тема урока «Химический состав костной ткани»
описание занятия в виде технологической карты...
Конспект занятия по биологии на тему "Экологические сукцессии" (11 класс)
Материал представляет собой конспект занятия по биологии на тему "Экологические сукцессии" (11 класс). В конспекте представлен и дополнительный теоретический матер...
внеурочное занятие по биологии для 5-6х классов "Жёлтые маки Байкала"
Это внеурочное занятие позволит расширить знания учащихся в области видового разнообразия растительных сообществ Республики Бурятия на примера видов мака....
Технологическая карта внеурочного занятия по биологии в 6 классе "Анализ загрязненности проб снега" с использованием оборудования "Точка роста"
Тема урока (занятия): «Анализ загрязненности проб снега» Класс:6 «Г» класс Цель урока (занятия): провести сравнительный анализ загрязненности проб снега; познакомить ...
Конспект и презентация внеурочного занятия по биологии по теме " Птицы зимой"
В ходе занятия дать представление о зимующих птицах и их жизни зимой; закрепить материал о том, как зимуют лиственные и хвойные деревья и кустарники; пополнять словарный запас детей; расширять кругозо...