тематическое планирование кружка по биологии
учебно-методический материал по биологии на тему
тематическое планирование кружка по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_kruzhka_yunyy_biolog.2014_g.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа школьного объединения предназначена для учащихся 6 класса. Содержание занятий расширяет и углубляет знания школьников по ботанике и содержит информацию об особенностях растений и их жизненных проявлениях. На теоретическую часть занятий отведено значительно меньше времени, чем на практику, так как главная задача кружка – научить ребят проводить исследования, наблюдения, выполнять лабораторные работы, оформлять результаты практических работ. Учащийся, участвующий в выполнении практических работ, имеет возможность реализовать свои способности.
Социальная направленность кружка отражается в умении учащихся строить свои отношения к группе, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Организация лабораторно-исследовательской работы учащихся повышает их интерес к биологии, помогает определиться с выбором будущей профессии. У учащихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленных соответствующей теоретической базой.
Программа объединения предусматривает 68 часов теоретических и лабораторно-практических занятий. Содержание программы объединения составлено учитывая возрастные особенности ребят.
Возрастные особенности младших подростков.
В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, все больше выступает его преднамеренный характер. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение.
Цель кружка:
В результате разнообразных теоретических и практических работ углубить и расширить знания учащихся, их профориентации, прививать исследовательские умения и навыки.
Задачи кружка:
- Формирование основных знаний о жизнедеятельности растений.
- Формирование навыков исследовательской деятельности, умения самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, справочной, научной и научно-популярной литературой.
- Развитие логического мышления школьников.
- Развитие творческих способностей.
- Привитие бережного отношения к природе на конкретных биологических объектах.
- Формирование активной жизненной позиции школьников.
Прогнозируемые педагогические результаты:
- Систематизация знаний учащихся о жизнедеятельности растений.
- Развитие логического мышления.
- Раскрытие творческих способностей школьника путем вовлечения его в практическую деятельность.
- Развитие умения работать с необходимыми методическими рекомендациями, применять соответствующие термины и использовать полученную информацию при проведении практических и лабораторных работ.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- основные процессы жизнедеятельности растений;
- основные методики проведения опытов с растениями.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно работать с научно-популярной литературой;
- проводить эксперименты, наблюдения;
- фиксировать и обрабатывать результаты опытов;
- сравнивать, анализировать, делать выводы.
Материал для проведения занятий отобран по принципу:
научности и системности
единства теории и практики
наглядности и доступности
Виды деятельности:
Работа с научной и научно-популярной литературой, проведение бесед и дискуссий, экскурсий, ознакомление с методами научного исследования: наблюдением, экспериментом.
Формы контроля усвоения материала:
- Отчеты по практическим работам;
- Самостоятельные творческие работы;
- Исследовательские работы;
- Доклад по интересующей их проблеме или самостоятельную экспериментальную работу.
Содержание.
Вводное занятие. (2 ч)
Теория. Цели, задачи, формы работы кружка. Программа кружка и ее значение в подготовке к последующей теоретической и экспериментальной работе. Экскурсия по отделу биологии растений. Знакомство с оборудованием лабораторных работ. Правила поведения в лаборатории и внешкольном учреждении. Техника безопасности.
Практика. Экскурсия на пришкольный участок с целью ознакомления с древесно-кустарниковой растительностью.
Технология исследовательской деятельности по биологии. (4 ч)
Организация и содержание учебно-исследовательской работы. Последовательность выполнения научно-исследовательской работы. Как вести записи наблюдений?
Правила оформления результатов исследования.
Практика. Ознакомление с проектными и исследовательскими работами по пришкольному участку, эколого-географической характеристикой г.Зеленокумска, экологическим состоянием реки Кума.
Осенние явления в жизни природы Разнообразие растений.( 4 ч)
Теория. Низшие и высшие растения. Споровые и семенные растения. Метеорологические явления осени. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Организация метеорологических и фенологических наблюдений. Анализ многолетних осенних метеорологических и фенологических наблюдений на территории города. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Практика. Зарисовка «Осенние явления в жизни растений». Презентация «Разнообразие, распространение, значение растений»
Физиология растительной клетки. Строение растительной клетки.(4 ч)
Теория. Строение и функции клеточных структур. Структура растительной клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Проницаемость клетки для воды и солей. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.
Практика. Изучение движения цитоплазмы у элодеи, плазмолиз. Изучение ядра в растительных клетках, хлоропластов в клетках элодеи. Приготовление препарата кожицы чешуи лука и элодеи, рассматривание его под микроскопом.
Царство Бактерии. (2 ч)
Теория. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Практика. Рассматривание микропрепарата под микроскопом. Оформление презентации «Бактерии».
Царство Грибы. (4 ч)
Теория. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Практика. Выращивание гриба мукора. Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов.
Оформление презентации «Грибы - съедобные и ядовитые».
Царство Растения. (2 ч)
Теория. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, лишайники папоротники, голосеменные, цветковые). Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Практика. Изучение строения лишайников (на местных видах). Знакомство с многообразием цветковых растений(гербарий,презентация)
Строение семян растений. (2 ч)
Теория. Строение семян однодольных и двудольных растений. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
различных видов соцветий, сухих и сочных плодов.
Практика. Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений. Значение семядолей и эндосперма, строение зародыша.
Анатомическое строение корня. (6 ч)
Теория. Значение корня. Строение корневой системы растения. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Зоны корня. Поступление воды и минеральных солей в растение.
Практика. Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня Внутреннее строение корня. Наблюдения над корневым давлением
Анатомическое строение листа. (2 ч)
Теория. Значение листа. Внешнее и внутреннее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа.
Практика. Анатомическое строение листа. Строение и механизм открывания и закрывания устьиц.
Анатомическое строение стебля. (2 ч)
Теория. Значение, внешнее и внутреннее строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.
Практика. Анатомическое строение стебля. Поднятие воды в растении по сосудам.
Зимние явления в жизни природы. (8 ч)
Теория. Метеорологические явления зимы. Зима в жизни растений и животных. Анализ зимних метеорологических и фенологических наблюдений на территории города. Зимующие птицы Советского района. Классификация птиц. Питание птиц зимой. Классификация кормушек.
Практика. Знать, зимующих птиц Советского района. Знать способы добывания пищи птиц зимой. Как изменяется пища птиц, зимующих в городе. Узнать, какие виды кормушки подходят птицам. Изготовить кормушки в школьных мастерских, развесить на пришкольном участке и подкармливать птиц. Презентация «Зимующие птицы Советского района». КВН среди 4-х классов о зимующих птицах. Оформление листовок о подкормке зимующих птиц. Зарисовка зимующих птиц Советского района.
Строение цветка. (2 ч)
Теория. Цветок и его строение. Соцветия. Строения почек (вегетативной и генеративной) и расположения их на стебле.
Практика. Изучение строения цветка. Формула и диаграмма цветка.(презентации).
Химический состав растений.(2 ч)
Теория. Содержание веществ в семенах. Соотношение веществ.
Практика. Определение веществ органических и минеральных в семенах.
Фотосинтез.(2 ч)
Клеточные структуры, связанные с фотосинтезом. Фотосинтез и его природа. Фотосинтез и урожай.
Практика. Получение спиртовой вытяжки хлорофилла. Образование крахмала в листьях растений на свету. Поглощение зеленым растением углекислого газа из воздуха. Выделение кислорода при ассимиляции углерода. Влияние температуры на фотосинтез.
Дыхание растений.(2 ч)
Теория. Дыхание и его значение для растений. Кислород и энергия. Клеточное дыхание.
Практика. Дыхание прорастающих семян. Определение интенсивности дыхания. Потеря сухого веса при дыхании семян, прорастающих в темноте. Выделение терла прорастающими семенами при дыхании.
Весенний сезон исследований. (8 ч.)
Теория. Метеорологические явления весны. Весна в жизни растений и животных. Фенологические наблюдения на территории города. Раннецветущие растения нашего района. Биологические особенности раннецветущих растений. Исследования раннецветущих растений в урочище Центральное г.Зеленокумска. Сроки цветения первоцветов. Карта - схема произрастания первоцветов урочища «Центральное».
Практика. Экскурсия в весенний лес с целью ознакомления с видовым составом раннецветущих растений. С помощью литературы определить сроки цветения растений и типы запасающих подземных органов раннецветущих растений. Составить карту-схему произрастания первоцветов урочища «Центральное». Презентация «Первоцветы». Викторина среди 6-х классов «Внимание, первоцветы!» Оформление листовок «Внимание, первоцветы!»
Выполнение исследовательской работы: «Первоцветы Советского района».( 9 ч)
Теория. Первоцветы Советского района видовой состав их значение. Место и сроки проведения исследования. Физико-географическое положение леса. Составление физико-географической характеристики пробной площади и определение видового состава первоцветов. Оценка жизненного состояния первоцветов. Влияние человека на исследуемый участок.
Практика. Изучить первоцветы урочища «Центрального» Нижне - Кумского лесхоза.
Определить видовой состав первоцветов. Значение первоцветов Советского района. Провести оценку жизненного состояния первоцветов. Составить физико-географической характеристику пробной площади и определение видового состава первоцветов. Определить степень влияние человека на исследуемый участок. Провести собственные исследования и сделать выводы и разработать рекомендации по сохранению первоцветов урочища «Центрального». Презентация «Первоцветы Советского района урочища Центрального». Оформление работы.
Конференция кружковцев по исследовательской работе. Защита исследовательской работы.(2 ч)
Итоговое занятие (1 ч )
Тематическое планирование.
№№ | Тема занятия | Теория кол-во часов | Практическая работа количество часов | Всего часов |
1 | Вводное занятие.(2 ч.) Теория. Цели, задачи, формы работы кружка. Программа кружка и ее значение в подготовке к последующей теоретической и экспериментальной работе. Экскурсия по отделу биологии растений. Знакомство с оборудованием лабораторных работ. Правила поведения в лаборатории и внешкольном учреждении. Техника безопасности. Практика. Экскурсия на пришкольный участок с целью ознакомления с древесно-кустарниковой растительностью. | 1 | 1 | 2 |
2 | Технология исследовательской деятельности по биологии.(4 ч) Организация и содержание учебно-исследовательской работы. Последовательность выполнения научно-исследовательской работы. Как вести записи наблюдений? Правила оформления результатов исследования. Практика. Ознакомление с проектными и исследовательскими работами по пришкольному участку, эколого-географической характеристикой г.Зеленокумска, экологическим состоянием реки Кума. | 2 | 2 | 4 |
3 | Осенние явления в жизни природы Разнообразие растений.( 4 ч) Теория. Низшие и высшие растения. Споровые и семенные растения. Метеорологические явления осени. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Организация метеорологических и фенологических наблюдений. Анализ многолетних осенних метеорологических и фенологических наблюдений на территории города. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Практика. Зарисовка «Осенние явления в жизни растений». Презентация «Разнообразие, распространение, значение растений» | 2 | 2 | 4 |
4 | Физиология растительной клетки. Строение растительной клетки.(4 ч) Теория. Строение и функции клеточных структур. Структура растительной клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Проницаемость клетки для воды и солей. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Практика. Изучение движения цитоплазмы у элодеи, плазмолиз. Изучение ядра в растительных клетках, хлоропластов в клетках элодеи. Приготовление препарата кожицы чешуи лука и элодеи, рассматривание его под микроскопом. Реферат «Клетка – единица живого». | 1 | 3 | 4 |
5 | Царство Бактерии. (2 ч) Теория. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Практика. Рассматривание микропрепарата под микроскопом. Оформление презентации «Бактерии». | 1 | 1 | 2 |
6 | Царство Грибы. (4 ч) Теория. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Практика. Выращивание гриба мукора. Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов. Оформление презентации «Грибы - съедобные и ядовитые». | 1 | 3 | 4 |
7 | Царство Растения. (4 ч) Теория. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, лишайники папоротники, голосеменные, цветковые). Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Практика. Изучение строения лишайников (на местных видах). Знакомство с многообразием цветковых растений (гербарий, презентация). | 1 | 1 | 2 |
8 | Строение семян растений. ( 2 ч) Теория. Строение семян однодольных и двудольных растений. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. различных видов соцветий, сухих и сочных плодов. Практика. Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений. Значение семядолей и эндосперма, строение зародыша. | 1 | 1 | 2 |
9 | Анатомическое строение корня.(6 ч) Теория. Значение корня. Строение корневой системы растения. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Зоны корня. Поступление воды и минеральных солей в растение. Практика. Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня Внутреннее строение корня. Наблюдения над корневым давлением. | 2 | 4 | 6 |
10 | Анатомическое строение листа.( 2 ч) Теория. Значение листа. Внешнее и внутреннее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Практика. Анатомическое строение листа. Строение и механизм открывания и закрывания устьиц. Клеточное строение листа. | 1 | 1 | 2 |
11 | Анатомическое строение стебля.(2 ч) Теория. Значение, внешнее и внутреннее строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Практика. Анатомическое строение стебля. Поднятие воды в растении по сосудам. | 1 | 1 | 2 |
12 | Зимние явления в жизни природы. (8 ч) Теория. Метеорологические явления зимы. Зима в жизни растений и животных. Анализ зимних метеорологических и фенологических наблюдений на территории города. Зимующие птицы Советского района. Классификация птиц. Питание птиц зимой. Классификация кормушек. Практика. Знать, зимующих птиц Советского района. Знать способы добывания пищи птиц зимой. Как изменяется пища птиц, зимующих в городе. Узнать, какие виды кормушки подходят птицам. Изготовить кормушки в школьных мастерских, развесить на пришкольном участке и подкармливать птиц. Презентация «Зимующие птицы Советского района». КВН среди 4-х классов о зимующих птицах. Оформление листовок о подкормке зимующих птиц. Зарисовка зимующих птиц Советского района. | 2 | 6 | 8 |
13 | Строение цветка. (2 ч) Теория. Цветок и его строение. Соцветия. Строения почек (вегетативной и генеративной) и расположения их на стебле. Практика. Изучение строения цветка. Формула и диаграмма цветка.(презентации). | 1 | 1 | 2 |
14 | Химический состав растений.(2 ч) Теория. Содержание веществ в семенах. Соотношение веществ. Практика. Определение веществ органических и минеральных в семенах. | 1 | 1 | 2 |
15 | Фотосинтез.(2 ч) Клеточные структуры, связанные с фотосинтезом. Фотосинтез и его природа. Фотосинтез и урожай. Практика. Получение спиртовой вытяжки хлорофилла. Образование крахмала в листьях растений на свету. Поглощение зеленым растением углекислого газа из воздуха. Выделение кислорода при ассимиляции углерода. Влияние температуры на фотосинтез. | 1 | 1 | 2 |
16 | Дыхание растений.(2 ч) Теория. Дыхание и его значение для растений. Кислород и энергия. Клеточное дыхание. Практика. Дыхание прорастающих семян. Определение интенсивности дыхания. Потеря сухого веса при дыхании семян, прорастающих в темноте. Выделение терла прорастающими семенами при дыхании. | 1 | 1 | 2 |
17 | Весенний сезон исследований. (8 ч.) Теория. Метеорологические явления весны. Весна в жизни растений и животных. Фенологические наблюдения на территории города. Раннецветущие растения нашего района. Биологические особенности раннецветущих растений. Исследования раннецветущих растений в урочище Центральное г.Зеленокумска. Сроки цветения первоцветов. Карта - схема произрастания первоцветов урочища «Центральное». Практика. Экскурсия в весенний лес с целью ознакомления с видовым составом раннецветущих растений. С помощью литературы определить сроки цветения растений и типы запасающих подземных органов раннецветущих растений. Составить карту-схему произрастания первоцветов урочища «Центральное». Презентация «Первоцветы». Викторина среди 6-х классов «Внимание, первоцветы!» Оформление листовок «Внимание, первоцветы!» | 2 | 4 | 6 |
18 | Выполнение исследовательской работы: «Первоцветы Советского района». ( 9 ч) Теория. Первоцветы Советского района видовой состав их значение. Место и сроки проведения исследования. Физико-географическое положение леса. Составление физико-географической характеристики пробной площади и определение видового состава первоцветов. Составить карту-схему произрастания первоцветов урочища «Центральное». Оценка жизненного состояния первоцветов. Влияние человека на исследуемый участок. Практика. Изучить первоцветы урочища «Центрального» Советского района. Определить видовой состав первоцветов. Значение первоцветов Советского района. Провести оценку жизненного состояния первоцветов. Составить физико-географической характеристику пробной площади и определение видового состава первоцветов. Определить степень влияние человека на исследуемый участок. Составить карту-схему произрастания первоцветов урочища «Центральное». Провести собственные исследования и сделать выводы и разработать рекомендации по сохранению первоцветов урочища «Центрального». Презентация «Первоцветы Советского района урочища Центрального». Оформление работы. | 2 | 7 | 9 |
19 | Конференция кружковцев по исследовательской работе. Защита исследовательской работы. | 2 | - | 2 |
20 | Итоговое занятие ( 1 ч ) | 1 | - | 1 |
Методическое обеспечение
№ | Название темы | Форма проведения | Методы и приемы | Дидактический материал | Технические средства обучения | Форма поведения итогов |
1. | Вводное занятие | беседа | словесный | таблицы, схемы | лабораторное оборудование, проектор компьютер | Экскурсия |
2. | Технология исследовательской деятельности по биологии. | беседа | словесный | карта города презентация проекты | проектор компьютер | Презентация |
3. | Осенние явления в жизни природы Разнообразие растений. | беседа | объяснительно – иллюстративный | презентация, таблицы, раздаточный материал | проектор компьютер | Презентация |
4 | Физиология растительной клетки. Строение растительной клетки. | беседа | объяснительно – иллюстративный | презентация таблицы, карта-схема, | проектор компьютер лабораторное оборудование | Презентация Лабораторная работа. |
5 | Царство Бактерии. | беседа, объяснительно- иллюстративный. | объяснительно – иллюстративный | презентация, гербарий, таблицы | проектор компьютер | Презентация. |
6 | Царство Грибы | беседа, объяснительно- иллюстративный | объяснительно – иллюстративный | презентация | проектор компьютер | Презентация. |
7 | Царство Растения. | беседа | объяснительно – иллюстративный ,словесный | презентация, гербарий, таблицы справочники, раздаточный материал | проектор компьютер | Викторина. Презентация |
8 | Строение семян растений. | беседа | объяснительно – иллюстративный | презентация таблицы, карта-схема, | проектор, компьютер, лабораторное оборудование | Презентация Лабораторная работа. |
9 | Анатомическое строение корня. | беседа | проблемного обучения и частично – поисковый | презентация, энциклопедии, справочники | проектор компьютер лабораторное оборудование | Презентация Лабораторная работа. |
10 | Анатомическое строение листа. | беседа | проблемного обучения и частично – поисковый | презентация, энциклопедии, справочники | проектор компьютер лабораторное оборудование | Презентация Лабораторная работа. |
11 | Анатомическое строение стебля | беседа | проблемного обучения и частично – поисковый | презентация, энциклопедии, справочники | проектор компьютер лабораторное оборудование | Презентация Лабораторная работа. |
12 | Зимние явления в жизни природы. | беседа | объяснительно – иллюстративный | презентация, таблицы, раздаточный материал | проектор компьютер | Презентация. КВН Викторина |
13 | Строение цветка. | беседа | проблемного обучения и частично – поисковый | презентация, энциклопедии, справочники | проектор компьютер лабораторное оборудование | Презентация Лабораторная работа. |
14 | Химический состав растений. | беседа | объяснительно – иллюстративный | презентация, энциклопедии, справочники | проектор компьютер лабораторное оборудование | Презентация Лабораторная работа. |
15 | Фотосинтез. | беседа | объяснительно – иллюстративный | презентация, энциклопедии, справочники | проектор компьютер лабораторное оборудование | Презентация Лабораторная работа. |
16 | Дыхание растений | беседа | проблемного обучения и частично – поисковый | презентация, энциклопедии, справочники | проектор компьютер лабораторное оборудование | Презентация Лабораторная работа. |
17 | Весенний сезон исследований. | беседа | объяснительно – иллюстративный | презентация, таблицы, раздаточный материал | проектор компьютер | Презентация. Викторина. Карта-схема. |
18 | Выполнение исследовательской работы: «Первоцветы Советского района». | беседа, объяснительно- иллюстративный. | частично – поисковый и проблемного обучения | презентация, гербарий, таблицы | проектор компьютер | Исследовательская работа, презентация |
19 | Конференция кружковцев по исследовательской работе. Защита исследовательской работы. | беседа, конференция | проблемного обучения и частично – поисковый | презентация, энциклопедии, справочники | проектор компьютер | Презентация Научно-практическая конференция. |
20 | Итоговое занятие. | словесный, наглядный | словесный, наглядный | презентация | проектор компьютер | Круглый стол |
Литература для учителя.
- Блукет Н.А. Ботаника с основами физиологии растений и микробиологии. М., 1975.
- Гальперин С.И. Физиология человека и животных. М., Высшая школа, 1977.
- Генкель П.А. Физиология растений. М., Просвещений, 1975.
- Грин Н. и др. Биология в 3 томах. М., Мир. 1990.
- Леонтьва Н.Н. Анатомия и физиология детского организма. М., Просвещение, 1978.
- Петерман М. Интересна ли ботаника? М., Мир, 1980.
- Практическое руководство по физиологии растений.
- Хрипкова А.Г. Физиология человека. М., Просвещение, 1980.
- Якушкина н.И. Физиология растений. М., Просвещение, 1980.
Литература для учащихся.
- Васильева Е.М. Эксперимент по физиологии растений в средней школе. М., Просвещение, 1978.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиены человека. М., Просвещение, 1989.
- Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. М., Вентана –Граф, 2000.
- Хрипкова А.Г. Физиология человека. М., Просвещение, 1982.
ЦОРы:
Электронные учебники.
- Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы.
2) Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.
3) Ботаника.
4) Растительный мир.
Биологическая олимпиада.
1 тур.
1. Какова роль растений в жизни человека? (5 баллов)
2. Какие лекарственные растения нашей местности вы знаете?
Какие болезни они лечат? (3 балла)
3. Чем деревья отличаются от кустарников, а кустарники от трав? (3 балла)
4. Чем микроскоп отличается от лупы? (3 балла)
5. Водоросль спирогира и кувшинка растут в одном водоёме.
Можно ли их отнести к одной группе растений? Почему? (7 баллов)
6. Почему цветочные горшки не рекомендуется красить
масляной краской? (7 баллов)
7. Для чего земляника такая яркая и сочная? Думаешь, чтобы
нам было приятно её есть? Вовсе нет. Земляника появилась,
когда людей ещё не было. Так для чего же она такая? (7 баллов)
8. Перечислите свойства, которыми должно на ваш взгляд,
обладать дерево, пригодное для озеленения города. (7 баллов)
9. Эколог Ли Талбат сказал: «Мы не унаследовали Землю
от своих родителей. Мы взяли её взаймы у своих детей»
Что означают эти слова? Согласны ли вы с ними? (6 баллов)
10.Занимательное задание «Кузовок»:
По тропинке во весь дух мчится из лесу Петух.
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку! Честь и слава грибнику!
Я наполнил кузов свой и бегу скорей домой!»
Из-под ёлки фыркнул Ёж: «Все грибы ты растрясёшь!»
Ёжик прав: у грибника в кузовке одна труха:
Ка – ро – мас – ле – сы – еж – вик,
Нок – под – ос – вол – ры – ка – жик,
Ка – сич – ли – под – ре – бе – зо,
Нуш – ик – ин – пе – нок – ов – о.
Изучите эти строчки! Склейте правильно кусочки! (2 балла)
Всего: 50 баллов.
Тур 2.
- Тест (выбери верные ответы):
1. Воздух, имеющий большое значение в жизни растений – это…
А) абиотический фактор Б) биотический фактор В) антропогенный фактор
2. Однолетним растением является
А) морковь Б) горох В) капуста
3. К вегетативным органам растений относится
А) цветок Б) плод В) побег
4. Клеточный сок находится
А) в цитоплазме Б) в ядре В) в вакуолях
5.Видоизменением корня не является
А) клубень у картофеля Б) корнеплод у моркови В) корневые шишки у георгина
(5 баллов)
2. Напиши термины, исходя из объяснений:
1. Наука о растениях – это…
2. Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения – это…
3.Жизненная форма растений с одним одревесневшим стеблем – это..
4. Часть микроскопа, поднимающая столик – это…
5. Зона корня с корневыми волосками – это…
(5 баллов)
3.Сравни молодую растительную клетку со старой. (5 баллов)
4.Представь, что ты выращиваешь помидоры и картофель.
Составь список мероприятий, которые повысят их урожайность.
(7 баллов)
5. У некоторых растений в ненастную погоду закрываются цветки.
Как ты думаешь, что это даёт растению? (3 балла)
Всего : 25 баллов.
ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Цель: в игровой форме проверить знания учащихся о значении растений и
животных в природе и в жизни человека и мерах их охраны.
Оборудование: юла со стрелкой,
карточки из разноцветного картона с вопросами,
жетоны,
призы.
Ход игры:
Участники рассаживаются на стулья вокруг стола, стоящего в центре актового зала, на котором разложены карточки с вопросами и стоит юла.
Команды по очереди крутят юлу и отвечают на выпавшие им вопросы, за верный и полный ответ получают по 2 жетона, за неполный – 1 жетон, а второй отдаётся команде, дополнившей ответ.
Вопросы:
- В ящике с какими фруктами приехал Чебурашка? Какие
фрукты вы ещё знаете?
- Какой овощ вырос на огороде таким большим-пребольшим, что его еле-еле вытащили вшестером? Какие овощи вы ещё знаете?
- Из чего была сделана колыбелька для крошечной девочки? В какой это было сказке? Из чего люди делают мебель?
- Какое растение помогло Золушке собраться на бал? Во что оно превратилось?
- За какими цветами посылала мачеха падчерицу среди зимы? В какой это было сказке? Какие дикорастущие цветы вы знаете?
- Назовите летательный аппарат Бабы-Яги. Из каких растений от был сделан?
- Чёрный ящик: здесь лежит растение – герой одной из сказок Джани Родари. Что здесь лежит? Почему его полезно есть?
- 12 рубашек должна была сплести Элиза своим братьям, которых ведьма превратила в лебедей. Из какого растения она их плела? В какой это было сказке? Из каких растений делают ткани?
- Из каких растений сделали себе домики Ниф-Ниф и Нуф-Нуф? Какие растения человек применяет в качестве стройматериалов?
- Кто в берете ярко-красном, в чёрно курточке атласной,
На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит.
Кто это? Каково его значение?
- В русской народной сказке одно животное превратилось в Царевну. Кто это? Какую пользу оно приносит?
- Кто съел колобка? Какую пользу и вред приносит это животное?
- Кто самым последним тянул репку? Какое значение имеет это животное?
- Какое животное жило и в Маслёнкино и в Простоквашино? Каково его значение?
- В одной русской народной сказке кто-то, живший в воде. Исполнял все желания. Кто это? Какое значение имеет оно в жизни человека?
- По горам, по долам ходит шуба да кафтан. Что это за животное? Каково его значение?
- Есть у писателя П.Ершова замечательная сказка, она называется именем животного. Как она называется? На каких ещё животных ездят и перевозят грузы люди?
- Одна из гостей Мухи – Цокотухи принесла ей в подарок что-то, получаемое при участии растений. Что это? Кто принёс? Какие растения помогли этот подарок сделать?
- В каком заповеднике охраняются рыбы? Назовите этих рыб.
- Назовите растения и животных, охраняемых в Присурском заповеднике.
- Какие растения наших лесов нуждаются в охране?
- Какие животные Чувашской Республики нуждаются в охране?
- Что вы можете сделать для охраны растений?
- Что вы можете сделать для охраны животных?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование кружка по литературе "Вокруг тебя мир"
1. О правилах; 2. Кто сильнее; 3. Тогда и теперь( На примере художественных произведений рассматриваются вопросы нравственности, поведения человека в обществе)...
Тематическое планирование кружка "Юный географ"
Тематическое планирование кружка "Юный географ"....
Тематическое планирование кружка "Лексика и культура речи" (5-6 классы)
Предлагаю тематическое планирование кружка "Лексика и культура речи". Материалы можно использовать в 5-6 классах....
Календарно-тематическое планирование кружка "Занимательная химия"
Данный кружок предназначен для учащихся 11-х классов. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Химия - наука экспериментальная. Юный химик еще не стал химиком, если он ни разу сам не провел р...
Тематическое планирование кружка "В мире биологии"
Рабочая программа кружка по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Цели: Выявление и ликвидация пробелов в знания...
Тематическое планирование уроков химии, биологии и обществознания. Контрольные работы по химии и биологии.
Календарно - тематическое планирование уроков. Контрольные работы разработаны по вариантам....
Тематическое планирование кружка естественно-научной направленности кружка "Путешествие по карте" (5 класс)
Тематическое планирование разработано в соответствии с требованиями ФГОС...