Методическая разработка урока биологии "Анализирующее скрещивание" 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Урок "Анализирующее скрещивание" проводится в 9 классе в разделе "Наследственность и изменчивость организмов". На уроке идёт повторение I и II законов Г.Менделя при проверке домашнего задания и терминологической разминке. Изучается новая тема с использованием раздаточного дидактического материала с изображением животных, растений и схем скрещивания. На уроке отрабатывается навык решения генетических задач. к уроку двое учащихся готовят презентации о практическом применении анализирующего скрещивания в сельском хозяйстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_analiziruyushchee_skreshchivanie.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Анализирующее скрещивание» 9 класс
Задачи:
1. Сформировать знания об анализирующем скрещивании, промежуточном наследовании признаков при неполном доминировании, продолжить формирование навыков решения задач.
2. Повторить и проконтролировать знания учащихся первого и второго законов Г.Менделя.
Оборудование. Таблицы по общей биологии, раздаточный дидактический материал, мультимедийная презентация учащегося по теме урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания (показать решение на доске).
Задача 1.
У томатов нормальный рост растения доминирует над карликовым. Какого роста будут растения первого поколения от скрещивания гомозиготных высоких растений с карликовыми?
Дано:
А – норма (высокий) Р АА х аа
а - низкий G А А а а
F1 - ? F1 Аа (все высокие)
I закон Менделя
Задача 2.
У свиней черная окраска щетины доминирует над рыжей. Определите генотипы и фенотипы потомства, полученного в результате скрещивания двух гетерозиготных свиней.
Дано: Решение:
А – черная окраска Р Аа х Аа
А – рыжая окраска G А а А а
F1 - ? F1 АА :Аа :Аа:аа ( 3:1) II закон Менделя
Работа с классом. Терминологическая разминка.
Ген, фенотип, генотип, гамета, гомозигота, гетерозигота, генетика, доминантный признак, рецессивный признак, гибридологический метод, гибриды I поколения, II поколения, I закон Менделя, II закон Менделя.
3. Работа с дидактическим материалом.
А).Рассмотрим верхний рисунок. Скрестили черного и коричневого пуделей. Потомство оказалось похожим на кобеля? Что можно сказать о генотипе родительских особей? Почему не проявился ген коричневой окраски шерсти?
? Какой закон Г.Менделя иллюстрирует данное скрещивание?
Б). Обратимся теперь ко второму рисунку.
? Какой результат скрещивания мы видим в данном случае. Какое произошло расщепление признаков по фенотипу, а по генотипу?
? Почему проявился ген, отвечающий за коричневый пигмент шерсти.
? Согласно какому закону Г.Менделя получен такой результат?
IY. Постановка проблемы.
Однажды произошел такой случай. Мистер Смит приобрел у мистера Брауна быка для своего стада черно-пестрых голштин-фризов и получил среди 26 телят 6 красно-пестрых. До этого такой масти животных в стаде не было. Когда он потребовал возвращения денег, уплаченных за быка, мистер Браун частично признал свою ответственность, но заявил, что виновником является не один лишь бык. Кто из фермеров прав?
Для предсказания результатов скрещивания при выведении сорта растения или породы животных необходимо точно знать генотипы родителей по желаемому признаку.
Тема нашего урока «Анализирующее скрещивание».
Запишите тему в тетрадь.
Сравните 1 и 3 рисунки скрещивания собак. Почему результаты скрещивания отличаются? ( разные генотипы у кобеля).
На 3 рисунке щенки, т.е. гибриды I поколения имеют черную и коричневую окраску шерсти в соотношении 1:1. Произошло расщепление признаков по фенотипу и генотипу в соотношении 1:1 (50% черных и 50% коричневых щенков), хотя исходные родительские особи одинаковы.
Давайте рассмотрим еще один вариант такого скрещивания на примере гороха посевного, любимого растения генетиков.
На рисунке мы видим два растения гороха, имеющие разные по окраске цветки.
? Какой по окраске цветок принадлежит мужской особи? (белый)
? Какой имеют генотип данные растения? (С фиолетовыми цветками – РР и с белыми – рр)
? Каков результат скрещивания по фенотипу и генотипу?
( нет расщепления, поколение единообразно).
? Согласно какому закону Г.Менделя получен такой результат?
Может быть и другой результат, если родительская особь имеет в генотипе гетерозиготу.
Назовите этот результат. (50% фиолетовые цветки и 50% белые)
Давайте сделаем запись этого скрещивания в тетради.
Дано: Решение:
Р – фиолетовые цветки 1 вариант Р РР х рр
р – белые цветки G Р Р р р
F1 - ? F1 Рр; Рр; Рр; Рр
(все фиолетовые)
2 вариант Р Рр х рр
G Р р р р
F1 Рр; Рр; РР; РР
( 50% фиолетовых и 50% белых)
Y. Запишем общую схему анализирующего скрещивания
Р доминантный признак х рецессивный признак
Генотипы Ах аа
G А х а а
1 вариант F1 Аа если потомство единообразное, то
х =А ------ Ах = АА
2 вариант F1 Аа : аа если у потомства расщепление признаков, то
х=а ----- Ах = Аа
Дадим определение анализирующего скрещивания.
Анализирующее скрещивание – это скрещивание особи с доминантным признаком, но неизвестным генотипом, с особью, гомозиготной по рецессивному признаку.
YI. В качестве еще одного примера решим задачу.
Найдите задачу на раздаточном материале с изображением мышей.
Первый вопрос задачи проиллюстрирован рисунками, второй вопрос без рисунков. Составьте схемы скрещивания и решите задачу.
Р Ах х аа
G А х а а
F1 15 черных : 13 коричневых мышей
Аа аа
Произошло расщепление признаков, следовательно, родительская особь гетерозиготна х=а - - -- Аа
F1 25 черных мышей
Аа
расщепления признаков нет, значит и самка гомозиготна
х=А ------ АА
YII. Анализирующее скрещивание часто используется в селекции растений и животных для определения генотипа особи с доминантным признаком и выведения чистой линии. Просмотр презентаций учеников подготовленных к уроку.
YIII. Вернемся к вопросу, который звучал в начале урока.
Что можно посоветовать мистеру Смиту? Наверное, надо скрестить быка с гомозиготной коровой, чтобы определить его генотип.
Р Ах х Ах
G А х А х
F1 АА; Ах; АА; хх
ч ч ч к
I Х. Домашнее задание.
Решить задачу.
Тетя Лиза решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что тетя Даша выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение тетя Лиза взяла у соседки, а еще одно выпросила у тети Маши, которая тоже выращивала тыквы, нос белыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей, в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов и они появились. Почему тетя Лиза пила валерьянку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...
Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС
Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."
Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6 классе при изучении темы " Здоровый образ жизни"....
Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)
Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....