Урок биологии в 6-ом классе Условия прорастания семян
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Урок биологии в 6-ом классе
Учитель биологи 1КК: Огнева Татьяна Анатольевна
Тема: Условия прорастания семян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uslovi_prorastaniya_semyan_-ogneva_t.a.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 6-ом классе
Учитель биологи 1КК: Огнева Татьяна Анатольевна
Тема: Условия прорастания семян
Тип урока: урок новых знаний
Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.
Задачи:
Образовательные
Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.
Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.
Развивающие
Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.
Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы
Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.
Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательные
Воспитывать чувство патриотизма, ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе.
Элементы осваиваемых компетенций
- формирование навыков работы с различными источниками информации, самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, преобразовывать ее;
- владеть способами совместной деятельности в группе, паре, выступать с устным сообщением;
- обозначать свое понимание и непонимание по отношению к изучаемой проблеме, выступать устно о результатах своего исследования, организовывать самооценку своей учебной деятельности, рефлексию.
Методика: выполнение самостоятельных исследований; ролевая игра; демонстрация результатов опытов, просмотр видеофильмов; выполнение творческих заданий 3-х уровней сложности, опережающие задания.
Создаются экспертные группы учащихся, перед которыми учитель ставит цели, знакомит с теоретическим материалом, методикой постановки и проведения эксперимента
За 10-14 суток до урока экспертные группы учащихся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за прорастанием, ухаживают за прорастающими семенами и проростками, делают фотографии объектов изучения, готовят выступления в соответствии с заданиями.
1 группа изучает необходимость воды для прорастания семян
2 группа изучает необходимость воздуха для прорастания семян
3 группа: влияние температурных условий на прорастание семян
4 группа: влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян
Форма проведения: урок с включением лабораторного эксперимента на основе групповой формы работы.
Использование инновационных технологий: метод проблемного обучения (проверка гипотезы при проведении биологического эксперимента), ИКТ, технологии сотрудничества, игровая технология.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, таблицы, схемы, карточки – на каждую группу, семена фасоли, проросток фасоли, раздаточные карточки, набор семян, черный ящик.
Планируемый результат: учащиеся изучают условия проращивания семян, осознают практическую значимость полученных на уроке знаний.
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся |
1 | Актуализация знаний. Стадия вызова. Беседа Рассказ учащегося у доски по плакату или слайду презентации (просмотр видиофильма) Сообщения учащихся о «военном хлебе" (показ слайдов) Звучит песня «День Победы» | - Перечислить основные признаки живого. -А как вы понимаете индивидуальное развитие организма? Что же такое семя? Вспомните и расскажите строение семени однодольного растения пшеницы.(Слайд №2 ) Я не случайно обратила ваше внимание на строения семени пшеницы. которое было одним из основных продуктов питания в годы ВОВ Мы сегодня не можем обойти стороной великое событие этого года – празднование 70 – летия Победы в ВОВ. Вспомните как наши женщины – труженицы от зари до зори трудились на полях, выращивали пшеницу, рожь, ячмень и все до зернышка собирали на хлеб фронтовикам. Послушаем сообщения о том, каким тяжелым трудом доставался военный хлеб… Война за хлеб – была второй войной, Где каждый колос равен был патрону… (Слайды) Мы благодарны всем, кто, не жалея себя, приближал Великую Победу. (Слайд) Благодаря их самоотверженному подвигу мы сегодня сеем зерно и выращиваем пшеницу. | -Этот ряд можно продолжить следующим образом: питание, дыхание, раздражимость, движение, размножение, обмен веществ. -Это развитие отдельного организма. Семя Растение в состоянии покоя
Чернова Елизавета Протерьевна рассказывала: « Мы работали на хлебоуборке, и пухли от голода, взяли немного зерна, кто - то сообщил властям. Приехал милиционер, а мы зерно уже съели, но дня четыре в КПЗ посидели. Если осенью не успевали убрать, то хлеб по всей зиме литовками косили, к весне ничего не оставалось».(1) Аргокова Ульяна Михайловна вспоминает: «Я работала комбайнёром. Заводили комбайны с помощью рукоятки или верёвки. После уборки урожая начиналась молотьба. Молотилки были конные: смешивали солому, мякину, зерно. Солому вытрясали ногами, граблями. Зимой молотили с шести вечера до шести утра. Мороз - сорок градусов, одежонка – сплошные рехмошки, колени обматывали шкуринками, тряпьём. Вспоминает Солонкина Серафима Ивановна Война есть война. Всё нам досталось: спали на соломе, ели траву, все горы съели. Трава скрипит во рту, а жуёшь. В похлебку тряхнут отрубей – хлебом пахнет. Женщины наказывают: «Ребятишки, похлебку хлебайте и клубникой заедайте». Зерно на фронт увозили, овсюг ели. Хлеб из него колючий, а куда денешься. Колосья жмыха привозили, рубили топором, приторно, тошно, но ели. Как-то мы боронили поле, зажгли костёр, задремали. Проснулись, кругом горит, кочки загорелись. Милюзга совсем были, испугались. Стали тушить: обувь сгорела, одежда сгорела. Знали, не потушим пожар – посадят. Смотрим, скачет на коне председатель колхоза Быкова Ольга Борисовна. Стоим мы перед ней мокрые, грязные, а она: «Ребятишки, говорите, слава Богу, война закончилась». Тут женщины подошли, кто смеётся, кто плачет, поревели бабы - то.(1) |
2. 3. | Осмысление Звучит музыка. На фоне музыки - стихи: Выявление затруднений. Совместная постановка темы урока Целеполагание Запись темы урока. | «В семени сила сокрыта была, в оболочке согнувшись. Члены растенья все были готовы давно – корень, и стебель, и лист, но бесцветны и полуразвиты. Скрытую, тайную жизнь зёрна сухие хранят». /Иоганн Вольфганг Гёте/ - Кто такой Гёте? - Как вы понимаете его слова? - Но «тайную жизнь» сухие семена могут хранить длительное время! - «При раскопках в окрестностях Токио, на глубине 7 метров, были найдены семена лотоса. Посаженные в почву, они проросли, зацвели и дали плоды. Возраст семян, который был определён с помощью радиоактивного угля, равен 3075 годам». - Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - До какого момента сохраняется «тайная жизнь» семян? - При каких условиях из маленького, как будто безжизненного семени, вырастает большое, красивое, полное жизни растение? (Демонстрирую семя фасоли и растение, выращенное из семени) -Но сегодня у нас не простой урок. Сегодня мы с вами – члены лаборатории «Росток», и вы здесь – не просто ученики, а исследователи.
Нам сегодня в нашей лаборатории предстоит найти ответы на поставленные вопросы. | Великий немецкий поэт и мыслитель
|
4. | Изучение нового материала (Основное содержание урока) Выдвижение гипотез Мотивация Выступление группы «АКВАтория» (По ходу выступления демонстрируются слайды презентации с результатами опыта)
Заполнение схемы "Условия прорастания" в тетради и на доске Выступление группы «Аэробы», (рассказывают постановку опыта, демонстрируют его результаты, делают вывод). Выступление «Термогруппы» (рассказывают об опыте и его результатах) Определение 4-го условия для прорастания семян Использование элемента игры «Что? Где? Когда?» Звучит музыка (мотивирующий момент) Выступление группы «Эндосперм»
Определение 5 -го условия для прорастания семян –живой зародыш Чтение письма от Казанцева Николая, рабочего ОО «Верх-Уймон» (мотивирующий момент) Подведение итогов (Проверка таблицы и схемы) | Познавательная задача. -Семена пшеницы, кукурузы, гороха, проса и других растений длительное время хранятся в сухом состоянии в зернохранилищах. Какие условия необходимы, чтобы зародыш тронулся в рост? Доказать или опровергнуть ваши гипотезы нам помогут творческие группы специалистов, глубоко компетентных в своих областях: группа «АКВАтория», группа «Аэробы», «Термогруппа», «Эндосперм». -Каждая группа проделала большую предварительную работу и пришла к определенным выводам. Нам предстоит послушать выступления коллег, и по ходу их сделать записи в тетрадях (таблица и схема), которые есть у каждой творческой группы.(2)
Итак, слово юным биологам творческой группы «АКВАтория». - Итак, мы выслушали отчет 1-ой творческой группы. Как вы думаете, до конца ли они провели исследование? Есть ли вопросы к ним? - А теперь предоставим слово творческой группе «Аэробы».
- Уважаемые экспериментаторы, есть ли вопросы ко второй творческой группе? А теперь давайте послушаем специалистов «Термогруппы». Не забывайте заполнять таблицу и схему. Внимательно слушаем и задаем вопросы.
-Многие семена быстро прорастают, если их подержать при пониженной t- при 0С или -6С в песке, торфе или опилках. Этот процесс называется стратификацией. Семена калины и ландыша прорастают только после длительной холодной стратификации, причём ландыш и то на вторую весну.(3)
Достаточно ли этих факторов для прорастания семени? - Как вы думаете, какие еще факторы будут влиять на прорастания семян? Выявить зависимость размеров проростка от запаса питательных веществ в семени нам поможет группа «Эндосперм». - Ребята, в адрес лаборатории пришло письмо с таким текстом: «Уважаемые сотрудники лаборатории! Скоро посевная пора, и я решил прорастить семена для посева: в стакан с семенами налили немного воды, так чтобы вода не покрывала полностью семена; поставили в тёплое место. Были все условия, необходимые для прорастания семян – вода, воздух, тепло. Но вот результат: одни семена проросли, другие – нет. Подскажите, пожалуйста, в чем проблема, а то боюсь остаться без урожая и сытной зимовки. Заранее Вам благодарен. Казанцев Николай». - Как вы думаете, почему не все семена у Николая проросли? - Семена с живым зародышем называются всхожими. - Спасибо вам, юные биологи. Больше нет никаких дополнений? К какому выводу мы пришли? Какие условия необходимы для прорастания семян? | Мы предполагаем, что семени для прорастания необходимы: вода и воздух, тепло, почва, пища. Выступление группы «АКВАтория» (рассказывают постановку опыта, демонстрируют его результаты, делают вывод). Опыт № 1. Влияние воды на прорастание семян. В два стакана помещают одинаковое количество семян гороха. В первом стакане семена оставляют сухими, во второй стакан на дно наливаем немного воды. Оба стакана закроем стеклом и поставим в теплое место. Через 3-4 суток в стакане, где была вода, семена прорастут. Для прорастания ржи необходимо 85% воды от их массы, пшеницы – 69%, кукурузы – 49%, а клевера красного – 145%. Опыт № 2. (Слайд). Влияние воздуха на прорастание семян. -Это темнота и свет. Они оказывают влияние на прорастание семян. -Количество питательных веществ в семени. Опыт №4. Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян. Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. Он использует их при прорастании. Мы исследовали влияние количества питательных веществ для прорастания семени. В первую чашку Петри поместили семена тыквы полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле. Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания. Затем мы посадили проросшие семена в почву: в первый стакан – проросток, полученный из полноценного семени, во второй – проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй – маленький и слабый. Из эксперимента сделали вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена. (2) Для прорастания семян нужен живой зародыш - Для прорастания семян необходимы условия: вода, кислород воздуха, определенная температура и живой зародыш, темнота или свет. |
5. | Физ.минутка | -Представьте, что вы семя самого красивого цветка. Вот яркие лучи весеннего солнца коснулись вас и вы тронулись в рост. Укрепились крепко корнем в земле, и начали тянуться нежным побегом к солнцу издавая звук «У!», по – нарастающей….(«чистим» органы дыхания) | |
6. | Влияние глубины заделки семян в почву Демонстрация фильма и обсуждение. Практическая работа в группах Распределите глубину заделки семян. | - Как вы думаете, будут ли влиять еще какие-либо факторы на прорастания семян? При посадке семян необходимо учитывать: 1. Глубина заделки зависит от размера семени: а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют. б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм в) крупные сеют на глубину до 5 см г) средних размеров - на глубину 2-3 см 2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы. В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой - влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету. | Выполнение практической работы Ученикам на столе предложены семена, которые необходимо классифицировать по глубине заделки в почву |
6. | Изучение этапов прорастания семян (просмотр видеофильма) Обобщение вопроса «Условия прорастания семян» | В процессе просмотра видеофильма определите этапы прорастания семян. В процессе прорастания семян выделяются свои этапы, и каждый этап выполняет свою функциональную нагрузку.
| Этапы прорастания семян. |
7. | Закрепление и обобщение материала Работа в группах (поиск информации в дополнительных источниках) | Задание 1 группе: Правила хранения семян 1.Семена закладывают на хранение хорошо просушенными. Почему? В период прорастания семена активно дышат, выделяется энергия и тепло, семена нагреваются и могут от высокой температуры погибнуть, потерять всхожесть. Во влажных условиях могут появиться болезни, плесень, что тоже приводит к гибели семян. В зернохранилищах устанавливают вентиляцию, помещение систематически проветривают. 2.Семена перед хранением обрабатывают специальными препаратами от болезней и вредителей. Задание 2 группе - Агротехника посева
Поверхностное повреждение твердых оболочек некоторых семян (клевера, люпина, донника) в специальных машинах для ускорения всхожести семян. К зародышу быстрее проникает вода и воздух, а это ускоряет прорастание семян. 1 и 2 уровень: Выберите правильный ответ: А 1. Вода необходима для прорастания семян потому, что: 1) в воде находятся минеральные вещества 2) в воде растворены органические вещества 3) зародыш может использовать только растворенные в воде питательные вещества 4) при прорастании необходимо увеличить массу семян. А 2. В опыте, выясняющем необходимость света для прорастания семян, были получены следующие результаты: семена проросли и на свету, и в темноте. Следовательно: 1) оба условия необходимы для прорастания семян 2) свет необходим для прорастания семян 3) свет не нужен для прорастания семян 4) опыт ничего не показал. А 3. Содержание кислорода в герметично закрытом сосуде с прорастающими семенами по сравнению с содержанием кислорода в сосуде с сухими семенами: 1) меньше 2) больше 3) одинаково 4) зависит от вида растения. А 4. Какие условия нужны для прорастания семян? 1) вода, свет, тепло 2) питательные вещества, целый зародыш, вода, тепло и воздух 3) почва 4) свет. А 5. Чем питается зародыш прорастающего семени в первое время? 1) водой и минеральными веществами почвы 2) водой 3) питательными веществами, отложенными в эндосперме или семядолях 4) ничем не питается. А 6. Требуется наиболее высокая температура (выше 10 градусов) для прорастания семян растений: 1) ячменя 2) ржи 3) моркови 4) дыни. В 1. Определите последовательность событий при прорастании семени фасоли: А) появление семядолей и стебелька с почечкой Б) появление зеленых листочков В) появление корешка Г) сбрасывание семядолей Д) набухание семени С 1. Какие из семян можно сажать глубже, чем остальные, и почему? Семена лука, огурца или фасоли. Ответы: А 1-3; А 2 - 3; А 3 - 1; А 4 - 2; А 5 - 3; А 6 - 4; В 1 - ДВАБГ; С 1 - фасоли, так как содержит большой запас питательных веществ. 3 уровень: Творческие задачи. 1. Учитель биологии попросил учеников собрать семена календулы. Школьники собрали семена в полиэтиленовый пакет, плотно завязали его, чтобы не рассыпать. Через несколько дней они сдали семена учителю. Однако, вместо хороших семян, учитель увидел почерневшие и влажные семена. Что произошло с семенами? Какую ошибку допустили школьники? 2. Каков биологический смысл пословицы: "От худого семени не жди доброго племени"? Мелкие и щуплые семена имеют маленький зародыш, содержат небольшой запас питательных веществ, прорастают медленно и недружно, дают маломощные всходы. Урожай семян таких растений низкий. 3. Вы - агроном хозяйства. Будете ли Вы учитывать экспозицию склонов (северная или южная) при проведении агротехнических приемов (посев, уборка) на склоновых землях? Почему? Склоны северной стороны и южной экспозиции получают неодинаковое количество солнечной энергии. Южные склоны обогреваются больше, северные - меньше. Поэтому на южных склонах посев и уборку следует проводить раньше, а на северных позже. 4. Различают два типа прорастания семян: надземный - семядоли выносятся на поверхность почвы и подземный - семядоли остаются в почве. А) какой тип прорастания семян более совершенен и почему? Б) Учитывают ли особенности прорастания семян при возделывании растений? Подземное прорастание семян считается более совершенным, так как обеспечивает семядолям защиту от поедания животными, вытаптывания, колебаний температуры и других. Семена тех растений, у которых семядоли выносятся наружу, не должны заделываться при посеве глубоко, так как всходы не смогут пробить толстый слой почвы и погибнут. 5. Почему так говорят? "Сей овес в грязь, будешь князь" или "Весенний день год кормит". Весной почва быстро высыхает и с посевом семян опаздывать нельзя. Иначе снизится урожай из-за несоблюдения условий посева семян. 6. Почему, прежде чем засыпать зерно в хранилище, его просушивают, проветривают и охлаждают? Во влажном и теплом хранилище семена не сохранятся. Они начнут прорастать, нагреваться, покрываться плесенью и гнить.(2) | |
Закрепление и обобщение материала. Дифференцированные задания 1-3 уровней (Взаимопроверка 1 и 2 уровня) Выставление оценок в группах | |||
8. | Рефлексия | - «Зададим вопрос самому растению», - любил говорить К.А. Тимирязев, когда надо было узнать что-то о жизни исследуемого им растительного организма, - «Растение безгласно, немо, но исследователь ставит его в такие условия, в которых оно даёт ответ разными проявлениями жизни». Вот и сегодня мы смогли ответить на многие вопросы с помощью опытов с семенами. - Ребята, что сегодня на уроке было главным? - Какое практическое значение имеют эти знания? - Что было интересным? - Что вас удивило? - Что нового вы сегодня узнали? - Чему вы научились? - Где может пригодиться информация, полученная на уроке? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? | |
9. | Подведение итогов. Выставление отметок. (звучит песня «День Победы») | - Наступила весна – восхитительное время года. Скоро мы будем свидетелями набухания почек на деревьях, буйного прорастания семян. Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Давайте порадуемся приходу весны и улыбнемся долгожданному солнышку и скажем огромное спасибо всем тем, кто подарил нам спокойную, мирную, радостную жизнь. | |
10. | Домашнее задание параграф 38, Дополнительно: загадки, пословицы по теме «Семя». |
Литература
1.Кучуганова Р.П. Уймонские староверы - Новосибирск сибирское соглашение, 2000.
2. ppt4web.ru All-presentations.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"
Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...
Конспект урока и презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Условия прорастания семян"
Материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для учащихся 6 класса по теме "Условия прорастания семян". Урок составлен на основе учебника В.В. Пасечника "Бактерии. Грибы. Растения"...
презентация к уроку биологии "Условия прорастания семян" 6 класс
условия прорастания семян...
урок по биологии в 6 классе "Условия прорастания семян"
урок соответствует требованиям ФГОС...
Презентация к уроку биологии в 6 классе. Условия прорастания семян
Презентация предназначена для проведения урока биологии в 6 классе по теме "Условия прорастания семян"...
Исследовательский проект по биологии в 6 классе "Условия прорастания семян" презентация
Отчетная презентация к проекту по биологии, выполненному учениками 6 класса....
Разработка урока биологии на тему «Условия прорастания семян» для 6 класса учителя биологии ГБОУСОШ №68 Калиниского района Санкт-Петербурга
Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.ЗадачиОбразовательные:-систематизировать знания об условиях прорастания семян;- установить зависимость жизнедеятельност...