РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО "Введение в биологию" для 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа включает цели, задачи, планируемые результаты и планирование материала для 5 класса по УМК Н.И.Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_vvedenie_programma.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 880
Рабочая программа
по предмету «Введение в биологию»
ДЛЯ 5 КЛАССА
2014-2015 учебный год
Составила: Учитель химии
Гершановская Евгения Владимировна
ГБОУ СОШ № 880
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе
- федерального государственного образовательного стандарта,
- примерной программы основного общего образования по биологии,
- авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова
Программа ориентирована на работу по учебнику «Введение в биологию» - 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М.: Дрофа, 2013.
Цели курса
Целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы*.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, Царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе основной школы выделяется 68 часов (2 час в неделю, 34 учебные недели).
Цели обучения биологии в 5 классе:
- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- гигиеническое воспитания и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всеми живыми как главной ценностью на Земле
- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
Изучение биологии в 5 классе предусматривает решение следующих задач:
обучения:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
развития:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитания:
- убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; культуры поведения в природе; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
валеологические:
- создать комфортные условия для учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02);
- адаптировать личность к жизни в обществе.
- правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)
- включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
- соблюдать комфортный психологический климат на уроке.
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Обучение биологии необходимо проводить с учетом психологических особенностей детей 10 -11- летнего возраста, которые воспринимают природу как нерасчлененное единое целое. Следует исходить из того, что учащиеся данного возраста наряду с присущим им обратно-практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия. Содержание программы определенно с учетом опыта обучения биологии в школе и достижений биологической науки. Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюции, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся.
Содержание программы
Раздел 1. Живой организм (18 ч).
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка-элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы.
Демонстрации: «Знакомство с лабораторной посудой для эксперимента и оборудованием для научных исследований».
Лабораторная работа «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»
Раздел 2. Многообразие живых организмов (28 ч).
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (15 ч).
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы.
Практическая работа « Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.)»
Раздел 4. Человек на Земле (6 ч).
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа «Измерение своего роста и массы тела».
Резервное время — 2 ч.
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
№ | Содержание (Раздел, тема) | Кол-во часов | Время изучения |
Тема 1: «Живой организм» (18 часов) | |||
1 | Введение (что такое науки о природе, что изучает наука «биология», что будет изучаться в этом году) | 1 | сентябрь |
2 | Наука о живой природе. Семья биологических наук | 1 | сентябрь |
3 | Что такое живой организм (его признаки) | 1 | сентябрь |
4 | Методы изучения природы | 1 | сентябрь |
5 | Методы изучения природы (метод измерения на практике) | 1 | сентябрь |
6 | Методы изучения природы. Демонстрация учителя: «Знакомство с оборудованием для научных исследований: измерительные приборы и лабораторное оборудование для эксперимента» | 1 | сентябрь |
7 | Оборудование для научных исследований. Демонстрация учителя: «Знакомство с оборудованием для научных исследований: измерительные приборы и лабораторное оборудование для эксперимента» | 1 | сентябрь |
8 | Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними (школьный микроскоп) | 1 | сентябрь |
9 | Лабораторная работа: ««Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» | сентябрь | |
10 | Живые клетки | 1 | октябрь |
11 | Химический состав клетки | 1 | октябрь |
12 | Химический состав клетки | 1 | октябрь |
13 | Вещества и явления в окружающем мире | 1 | октябрь |
14 | Физические явления в природе | 1 | октябрь |
15 | Химические явления в природе | 1 | октябрь |
16 | Великие естествоиспытатели | 1 | октябрь |
17 | Повторение и закрепление материала темы 1 | 1 | октябрь |
18 | Срез знаний по теме «Живой организм» | 1 | октябрь |
Тема 2: «Многообразие живых организмов» (28 часов) | |||
19 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | ноябрь |
20 | Эра динозавров | 1 | ноябрь |
21 | Разнообразие живого | 1 | ноябрь |
22 | Царства живой природы | 1 | ноябрь |
23 | Бактерии | 1 | ноябрь |
24 | Грибы и их строение | 1 | ноябрь |
25 | Многообразие грибов | 1 | декабрь |
26 | Царство растений | 1 | декабрь |
27 | Водоросли | 1 | декабрь |
28 | Мхи и папоротники, их разнообразие | 1 | декабрь |
29 | Строение мхов и папоротников, их сходство и различие | 1 | декабрь |
30 | Голосеменные растения | 1 | декабрь |
31 | Разнообразие голосеменных растений | 1 | январь |
32 | Покрытосеменные (цветковые) растения | 1 | январь |
33 | Многообразие цветковых растений | 1 | январь |
34 | Значение растений в природе | 1 | январь |
35 | Значение растений в жизни человека. Лекарственные растения. | 1 | январь |
36 | Царство Животные | 1 | январь |
37 | Простейшие | 1 | февраль |
38 | Беспозвоночные. Иглокожие и кишечнополостные. | 1 | февраль |
39 | Беспозвоночные. Моллюски и членистоногие. | 1 | февраль |
40 | Позвоночные. Рыбы и земноводные. | 1 | февраль |
41 | Позвоночные. Пресмыкающиеся. | 1 | февраль |
42 | Позвоночные. Птицы. | 1 | февраль |
43 | Позвоночные. Млекопитающие. | 1 | февраль |
44 | Значение животных в природе. | 1 | февраль |
45 | Значение животных в жизни человека. | 1 | март |
46 | Срез знаний по теме «Многообразие живых организмов» | 1 | март |
Тема 3: «Среда обитания» (15 часов) | |||
47 | Наземная среда обитания. | 1 | март |
48 | Водная среда обитания. | 1 | март |
49 | Почвенная среда обитания. | 1 | март |
50 | Жизнь на разных материках | 1 | март |
51 | Флора и фауна Северной и Южной Америки, Австралии. | 1 | март |
52 | Флора и фауна Африки и Евразии | 1 | март |
53 | Есть ли жизнь на полюсах? | 1 | апрель |
54 | Природные зоны Земли. Тундра, тайга. | 1 | апрель |
55 | Смешанные и широколиственные леса. | 1 | апрель |
56 | Травянистые равнины, степи | 1 | апрель |
57 | Пустыни и влажные леса | 1 | апрель |
58 | Жизнь в морях и океанах. Сообщество поверхности воды, донное сообщество. | 1 | апрель |
59 | Сообщество коралловых рифов и глубоководное сообщество. | 1 | апрель |
60 | Практическая работа «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с помощью разной информации». | 1 | апрель |
61 | Срез знаний по теме «Среда обитания живых организмов» | 1 | апрель |
Тема 4: «Человек на Земле» (6 часов) | |||
62 | Как человек появился на Земле | 1 | май |
63 | Лабораторная работа «Измерение своего роста и массы тела». | 1 | май |
64 | Как человек изменил Землю | 1 | май |
65 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | 1 | май |
66 | Здоровье человека и безопасность жизни. | 1 | май |
67 | Здоровье человека и безопасность жизни. | 1 | май |
68 | Срез знаний по теме «Человек на Земле» | 1 | май |
69-70 | Обобщение и повторение (возможное резервное время) | 2 |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...