Модульное обучение. Поурочное планирование уроков по биологии (к УМК под редакцией Д.И. Трайтака) 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
При использовании модулей ученик учится сам, а учитель осуществляет управление его деятельностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnoe_obuchenie_pourochnoe_planirovanie_po_biologii_8_klass_umk_di_traytaka.rar | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Содержание учебного материала БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 8 КЛАСС(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 ч)
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.
Место человека в системе органического мира (2 ч)
Человек разумный в животном мире. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Строение организма человека (6 ч)
Клетка – структурная и функциональная единица организма. Ткани организма человека, их строение и функции. Организм человека как единая система. Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз.
Практическая работа
- Строение животной клетки.
- Рассматривание микропрепаратов тканей человека.
Нервная система (7 ч)
Общая характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторная деятельность организма человека. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи.
Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции коры больших полушарий. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.
Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Практическая работа
- Строение головного мозга человека (изучение муляжей головного мозга).
Наблюдения и самонаблюдения
1.Безусловные рефлексы головного мозга человека.
2.Проявление функций вегетативной нервной системы.
Органы внутренней секреции.
Нейро-гуморальная регуляция функций организма (5 ч)
Гуморальная регуляция функций в организме. Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы.
Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма и роль обратных связей в этом процессе. Взаимодействие систем нервоной и гуморальной регуляции.
Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы (5 ч)
Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы.
Глаз и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система глаза. Сетчатка — рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения.
Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха.
Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного чувства. Взаимодействие анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Практические работы
- Изучение строения глаза (по модели).
- Изучение строения органа слуха и вестибулярного аппарата (по модели).
Наблюдения и самонаблюдения
3.Обнаружение слепого пятна (опыт Мариотта).
Поведение (9 ч)
Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И. М. Сеченов и И. П. Павлов — основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы. Теория доминанты А. А. Ухтомского и теория функциональной системы поведения П. К. Анохина.
Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг). Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт).
Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь и ее функции. Мышление. Поведение. Психика. Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Память, ее значение и виды. Типы ВНД и темперамента. Разнообразие чувств: эмоции, стресс.
Покровы тела (2 ч)
Кожа — наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые, молочные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма.
Опора и движение (5 ч)
Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойства, состав, строение и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на его развитие.
Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.
Практические работы
- Изучение химического состава кости. Типы соединения костей.
Наблюдения и самонаблюдения:
4. Влияние на мышцы динамической и статической работы.
5. Проверка правильности своей осанки.
6. Определение наличия плоскостопия.
Внутренняя среда организма (5 ч)
Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость, лимфа, кровь.
Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Переливание крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови. Роль фагоцитов, работы И. И. Мечникова по изучению фагоцитоза. Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы. Роль предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Понятие о гомеостазе.
Практическая работа
- Изучение строения эритроцитов человека и лягушки под микроскопом.
Кровообращение и лимфоток (4 ч)
Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме.
Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Синусный узел. Систолический объем сердца. Электрокардиография. Пульс. Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах. Давление крови.
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечно-сосудистой системы.
Практические работы
- Измерение кровяного давления. Подсчет пульса в покое и после физических нагрузок.
Наблюдения и самонаблюдения
7. Отработка приемов остановки разных видов кровотечений.
Дыхание (4 ч)
Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. Дыхательные движения. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.
Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание.
Практические работы
- Измерение жизненной емкости легких. Изменение состава воздуха при дыхании.
Наблюдения и самонаблюдения
8. Влияние углекислого газа на дыхательный центр.
Пищеварение (5 ч)
Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И.П.Павлова в изучение пищеварительной системы.
Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна и слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание.
Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции.
Пищеварение в тонком кишечнике. Значение печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в тонком кишечнике. Роль бактерий толстого кишечника.
Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Аппетит. Профилактика пищевых отравлений.
Практическая работа
10.Изучение действия слюны на крахмал.
Наблюдения и самонаблюдения
9.Определение нормальной массы тела.
Обмен веществ и превращение энергии (5 ч)
Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной. Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белков пищи. Водно-минеральный обмен и его регуляция.
Витамины, их разнообразие и роль в жизнедеятельности организма человека. Авитаминозы.
Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи. Терморегуляция организма человека. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях.
Выделение (1 ч)
Значение выделения конечных продуктов обмена веществ в организме человека. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование первичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.
Воспроизведение и развитие организма (2 ч)
Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Менструация и менструальный цикл. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыша, плода. Плацента.
Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость.
Роль наследственности и социальных факторов в интеллектуальном развитии человека.
Учебно- тематический план
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Практические работы | Наблюдения и самонаблюдения | Единицы контроля |
1 | Введение | 1 | - | - | - |
2 | Место человека в системе органического мира | 2 | - | - | - |
3 | Строение организма человека | 6 | 2 | - | 1 |
4 | Нервная система | 7 | 1 | 2 | |
5 | Органы внутренней секреции. Нейро-гуморальная регуляция функций организма | 5 | - | - | 1 |
6 | Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы | 5 | 2 | 1 | |
7 | Поведение | 9 | - | - | 1 |
8 | Покровы тела | 2 | - | - | |
9 | Опора и движение. | 5 | 1 | 3 | 1 |
10 | Внутренняя среда организма | 5 | 1 | - | 1 |
11 | Кровообращение и лимфоток | 4 | 1 | 1 | |
12 | Дыхание | 4 | 1 | 1 | 1 |
13 | Пищеварение | 5 | 1 | 1 | |
14 | Обмен веществ и превращение энергии | 5 | - | - | |
15 | Выделение | 1 | - | - | |
16 | Воспроизведение и развитие организма | 2 | - | - | 1 |
Итого | 68 | 10 | 9 | 7 |
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
– специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
– особенности строения клетки – основной структурной единицы живого организма;
– строение основных тканей, систем органов и функциональные системы организма, их функции;
– значение гомеостаза внутренней среды организма;
– понятие об обмене веществ, его значении и видах;
– роль ферментов и витаминов в организме;
– особенности нервной и гуморальной регуляций функций органов и организма в целом;
– строение и функции анализаторов;
– механизмы высшей нервной деятельности;
– функциональное значение высших отделов головного мозга человека;
– особенности индивидуального развития организма человека;
– правила личной гигиены;
– причины, нарушающие процесс естественного развития человека; причины заболеваний человека;
– о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.
Учащиеся должны уметь:
– распознавать органы и их топографию;
– оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожеиях кожи;
– измерять кровяное давление и частоту пульса;
– давать обоснование правилам и нормам личной и общественной гигиены;
– работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, условными символами и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование уроков математики в 8 классе
Всего 6 часов в неделю: алгебра - 4 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Макарычев Ю.Н. геометрия - Атанасян Л.С....
Поурочное планирование уроков математики в 9 классе
Всего - 5 часов, из них алгебра - 3 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Ю.Н.Макарычев и др. геометрия - Л.С.Атанасян...
Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г.
Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г....
Календарно-поурочное планирование уроков английского языка по учебнику Кузовлева (7 класс, 2011 год)
Этот материал поможет составить планирование по новому учебнику для 7 класса...
Модульное обучение. Поурочное планирование уроков по биологии (к УМК под редакцией Д.И. Трайтака)
Разроботанные модули уроков позволяют организовать активную самостоятельную учебно- познавательную деятельность обучающихся...
Модульное обучение. Поурочное планирование уроков по биологии (к УМК под редакцией Д.И. Трайтака) 7 класс
Модульное обучение позволяет решить задачу дифференциации обучения при единообразии содержания и методов обучения...
Поурочное планирование уроков по рисованию на 1 и 2 четверти в 6 классе специальной коррекционной школе VIII вида
Данный материал содержит календарно-тематическое планирование и развернутые планы уроков по рисованию на 1 и 2 четверть в 6 классе для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности...