Модульное обучение. Поурочное планирование уроков по биологии (к УМК под редакцией Д.И. Трайтака)
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
Разроботанные модули уроков позволяют организовать активную самостоятельную учебно- познавательную деятельность обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnoe_obuchenie_pourochnoe_planirovanie_po_biologii_6_klass_uchebnik_d.i.traytak.rar | 380.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование (К программе Д.И.Трайтака Биология 6 класс )
№ п\п | дата | Тема урока | Практическая часть | Оборудование | Д /з |
Введение (2 ч) | |||||
1 | Растения как составная часть живой природы. Ботаника — наука о растениях. Значение растений в природе и жизни человека. | *1,2 | |||
2 | Экскурсия №1 Изучение разнообразия растений, произрастающих в окрестностях школы. | Фенологические наблюдения за осенними изменениями в жизни растений. П.р.№1Освоение приемов засушивания растений и составление гербария сорных, дикорастущих и культурных растений своей местности. | отчет | ||
Разнообразие растительного мира (4 ч) | |||||
3 | Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. | П.р. №2 Составление паспорта растения. | *3,4 | ||
4 | Среда обитания растений. | Опорные конспекты | *5,6 | ||
5 | Жизненные формы и продолжительность жизни растений. | *7 | |||
6 | Обобщение темы: Разнообразие растительного мира. | ||||
Клеточное строение растений (3 ч) | |||||
7 | Клетка — основная единица живого. Строение растительной клетки. | П.р. №3Приготовление и изучение временных препаратов кожицы лука. П.р.№4.Рассматривание клеток растений невооруженным глазом и с помощью лупы. | *8 | ||
8 | Рост и деление клеток. | Таб. «Митоз» | *9 стр. 28-29 | ||
9 | Понятие о тканях и их функциях в растительном организме. | * 9 стр.28-30 | |||
Семя — растительный организм (3 ч) | |||||
10 | Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян. | П.р. №5.Изучение под лупой внешнего и внутреннего строения семян бобовых растений. | *10 | ||
11 | Состав семян. Дыхание семян. | П.р. № 6. Состав семян. Органические и минеральные вещества семени. Составление коллекций семян дикорастущих и культурных растений | * 11, 12 | ||
12 | Прорастание семян. Питание и дыхание проростков семян. | П.р. №7.Определение всхожести семян. Опыт: Условия прорастания семян в лабораторных и полевых условиях. | *13 | ||
Корень. Связь растений с почвой (5 ч) | |||||
13 | Развитие корня из зародышевого корешка семени. Развитие корневой системы. Типы корневых систем. | П.р. №8.Изучение типов корневых систем культурных и дикорастущих растений. | *14.15 | ||
14 | Внешнее и внутреннее строение корня. Значение корней в закреплении растений в почве. | П.р. №9. Наблюдение за ростом корня. П.р. №10. Корневое давление. | * 16 | ||
15 | Корневые волоски, их значение в поглощении воды и минеральном питании растений. Потребность растений в минеральных веществах. | Опыт: Рассмотрение корневого чехлика и корневых волосков. | *17, 18,19 | ||
16 | Видоизменение корней. Экологические факторы, определяющие рост корней. | *20,21 | |||
17 | Обобщение темы: Корень. Связь растений с почвой. | ||||
Побег (5 ч) | |||||
18 | Развитие побега из зародышевой почки семени. Строение почки. Разнообразие почек. | П.р.№11.Изучение внешнего и внутреннего строения почек. | *22 | ||
19 | Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Стебель — осевая часть побега. Конус нарастания. Формирование кроны у плодовых культур. Обрезка деревьев и кустарников. | П.р.№12.Изучение роста и разнообразия побегов. Опыт: Проведение обрезки плодовых деревьев, ягодных кустарников. | *23,24 | ||
20 | Внутреннее строение древесного стебля. Рост стебля в толщину. Передвижение питательных веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. | П.р.№13.Изучение передвижения органических веществ по стеблю. | *25 | ||
21 | Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица. Строение, биологическое и хозяйственное значение видоизмененных побегов. | П.р.№14.Изучение внешнего и внутреннего строения стебля древесного растения, клубня, луковицы, корневища. | *26 | ||
22 | Обобщение темы: «Побег» | ||||
Лист. Связь растений с внешней средой (7 ч) | |||||
23 | Лист — боковой орган побега. Внешнее строение листа. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. | *27,28 | |||
24 | Разнообразие форм листьев, их видоизменения. Приспособление растений к условиям освещения и увлажнения (светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения). | * 29 | |||
25 | Внутреннее строение и функции листьев. Функции кожицы, устьиц, клеток столбчатой и губчатой ткани. | П.р.№15. Изучение под микроскопом внутреннего строения листа. | *30 | ||
26 | Фотосинтез. Космическая роль растений. Образование органических веществ в листьях. | * 31 | |||
27 | Расход и накопление энергии в растении. Дыхание листьев. | * 32 | |||
28 | Испарение воды листьями. Листопад, его значение в жизни растений. | *33,34 | |||
29 | Обобщение темы: «Лист. Связь растений с внешней средой» | ||||
Цветок. Образование семян и плодов (5 ч) | |||||
30 | Цветок — видоизмененный побег, образующий семена и плоды. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Разнообразие форм и окраски цветков. Цветки обоеполые, однополые. Однодомные и двудомные растения. | П.р.№16.Изучение строения цветка. П.р.№17. Рассматривание пыльцы под микроскопом. | *35,36 | ||
31 | Соцветия простые и сложные. | П.р.№18.Изучение простых и сложных соцветий. | *37 | ||
32 | Опыление и оплодотворение. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление. | П.р. №19. Подбор растений для «вечноцветущего» цветника. Уход за цветущими растениями в кабинете биологии. | *38,39 | ||
33 | Образование семян и плодов. Типы плодов. Распространение плодов и семян. | П.р.№20. Внешнее и внутреннее строение сухих плодов. | *39 | ||
34 | Период покоя у семян культурных и дикорастущих растений. | *40 | |||
Размножение растений (3 ч) | |||||
35 | Понятие о размножении растений. Биологическое значение семенного размножения. | *41,42 | |||
36 | Вегетативное размножение. Способы размножения черенками (стеблевыми, листовыми, корневыми), отводками, делением куста. Размножение видоизмененными побегами: клубнями, луковицами, корневищами. | *42,43 | |||
37 | Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и в декоративном садоводстве. | П.р.№21.Размножение растений черенками, листьями, делением клубня, луковицами. | *44,45 | ||
38 | Обобщение тем №№ 7,8 | ||||
Факторы, влияющие на рост и развитие растений (3 ч) | |||||
39 | Температура, влага, воздух и свет — факторы, влияющие на рост растений. Ростовые движения — тропизмы. | П.р. №22.Проведение опытов по выявлению влияния на рост и развитие растений различных условий освещения, тепла и увлажнения. Наблюдения за ростовыми движениями у комнатных растений. | *46 | ||
40 | Жизненные циклы растений. Развитие растений. Сезонные или фенологические наблюдения за развитием растений. | П.р.№23.Проведение сезонных (фенологических) наблюдений за древесными растениями. | *47 | ||
Дикорастущие, культурные и сорные растения (2 ч) | |||||
41 | Дикорастущие, культурные и сорные растения – спутники культурных растений. | П.р.№24.Составление гербария наиболее распространенных сорных растений поля (огорода или цветника) своей местности. Экскурсия №3 Дикорастущие, культурные и сорные растения пришкольного учебно-опытного участка или окрестностей школы. | *48 | ||
42 | Паразитизм в растительном мире. Растения-хищники. | *49 | |||
Систематика растений (1 ч) | |||||
43 | Понятие о систематике как разделе биологической науки. Основные систематические категории: царство, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство Растения. | П.р.№25 Работа с карточками по определению растений. | *50 | ||
Низшие растения (3 ч) | |||||
44 | Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среда обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. | П.р. №25.Изучение внешнего и внутреннего строения зеленых водорослей под лупой и микроскопом. | *51 | ||
45 | Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. | *51 | |||
46 | Использование водорослей в промышленности и сельском хозяйстве. | ||||
Высшие растения: споровые растения (4ч) | |||||
47 | Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение мхов на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве. | *52 | |||
48 | Папоротники. Среда обитания, особенности строения и размножения. | П.р.№26.Изучение внешнего строения мхов и папоротников по натуральным образцам. Определение их сходства и различия. | *53 | ||
49 | Плауны. Плаун булавовидный – один из древнейших представителей современных споровых растений. Хвощи. Биологические особенности хвощей (на примере полевого, лугового или лесного хвощей). Охрана папоротников и плаунов. | *53 | |||
50 | Обобщение: Водоросли.Мхи.Папоротики. | ||||
Высшие растения. Семенные (11 ч) | |||||
51 | Общая характеристика голосеменных. Размножение голосеменных. Роль голосеменных в природе и практическое использование их в хозяйственной деятельности человека. Охрана голосеменных растений. | П.р.№27.Изучение строения хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере сосны, ели, туи). | *54 | ||
52 | Общая характеристика покрытосеменных растений. Их распространение на планете. Классификация покрытосеменных. | *54 | |||
53 | Класс двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств капустных (крестоцветных). Семейство розоцветных. | *55 | |||
54 | Характеристика семейств зонтичных и бобовых. | * 56 | |||
55 | Характеристика семейств пасленовые и астровые (сложноцветных). | *57 | |||
56 | Класс однодольных растений. Общая характеристика класса. Семейство мятликовые (злаковые). | *58 | |||
57 | Характеристика семейства лилейные. Особенности биологии пшеницы, кукурузы, лилии, тюльпана. | П.р. №28. Определение видов цветковых растений из разных семейств (по определительным карточкам). | *58 | ||
58 | Экскурсия №3 Двудольные и однодольные растения, произрастающие в окрестностях школы. | *58 | |||
59 | Обобщение темы: «Высшие растения. Семенные растения. | ||||
Развитие растительного мира (1 ч) | |||||
60 | Усложнение строения растений в связи с переходом от жизни в водной к наземно-воздушной среде обитания. Экологические факторы, влияющие на видовое разнообразие покрытосеменных и способствующие их расселению по всей планете. | *59 | |||
Раздел 2. Вирусы. Бактерии (4ч) | |||||
61 | Понятие о вирусах как неклеточной форме жизни. | *60 | |||
62 | Общая характеристика бактерий. Среды обитания бактерий. Взаимоотношения бактерий с другими организмами. Питание и размножение бактерий. | *61,62 | |||
63 | Клубеньковые бактерии и их роль в повышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие бактерии. Характеристика гнилостных бактерий, их польза и вред. Болезнетворные бактерии и профилактика заболеваний растений, животных, человека. Значение бактерий в природе и жизни человека. | П.р.№29.Рассмотрение клубеньковых бактерий под микроскопом. | *63,64 | ||
Раздел 3. Грибы. Лишайники (3 ч) | |||||
64 | Общая характеристика грибов. Питание грибов. Размножение грибов. Дрожжи и плесени. | П.р.№30. Строение шляпочного гриба. П.р.№31.Получение культуры головчатой плесени. | *65,66 | ||
65 | Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-паразиты. Значение грибов в природе и жизни человека. Введение в культуру шампиньонов. Охрана грибов. | П.р.№32.Сбор образцов растений, поврежденных грибами-паразитами. | *67,68 | ||
66 | Общая характеристика лишайников. Экология лишайников. Строение, питание и размножение. Симбиоз. Роль лишайников в природе. | *69 | |||
Раздел 4. Жизнь организмов в сообществах (2ч) | |||||
67 | Совместная жизнь растений, бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом биогеоценозе. Понятие о природном сообществе. Структура растительного сообщества. Характеристика основных типов растительности. Искусственные сообщества (агроценозы). Ботанические сады, их роль в сохранении ценных видов растительного мира. | *70,71 | |||
68 | Экскурсия №4. Изучение взаимоотошений организмов в растительном сообществе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование уроков математики в 8 классе
Всего 6 часов в неделю: алгебра - 4 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Макарычев Ю.Н. геометрия - Атанасян Л.С....
Поурочное планирование уроков математики в 9 классе
Всего - 5 часов, из них алгебра - 3 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Ю.Н.Макарычев и др. геометрия - Л.С.Атанасян...
Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г.
Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г....
Поурочное планирование уроков технология 7класс
Поурочное планирование уроков технология в 7класс еее епо программе В.Д.Симоненко.Вариант для девочек....
Модульное обучение. Поурочное планирование уроков по биологии (к УМК под редакцией Д.И. Трайтака) 7 класс
Модульное обучение позволяет решить задачу дифференциации обучения при единообразии содержания и методов обучения...
Модульное обучение. Поурочное планирование уроков по биологии (к УМК под редакцией Д.И. Трайтака) 8 класс
При использовании модулей ученик учится сам, а учитель осуществляет управление его деятельностью...
Поурочное планирование 11 класс К УМК English под редакцией Кузовлева.
Поурочное планирование 11 классК УМК English под редакцией Кузовлева....