Модульное обучение. Поурочное планирование уроков по биологии (к УМК под редакцией Д.И. Трайтака)
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Павличенко Галина Владимировна

Разроботанные модули уроков позволяют организовать активную самостоятельную учебно- познавательную деятельность обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование (К программе Д.И.Трайтака Биология 6 класс )

п\п

дата

Тема урока

Практическая часть        

Оборудование

Д /з

Введение (2 ч)

1

Растения как составная часть живой природы. Ботаника —  наука о растениях. Значение растений в природе и жизни человека.

*1,2

2

Экскурсия №1 Изучение разнообразия растений, произрастающих в окрестностях школы.

Фенологические наблюдения за осенними изменениями в жизни растений.

П.р.№1Освоение приемов засушивания растений и составление гербария сорных, дикорастущих и культурных растений своей местности.

отчет

Разнообразие растительного мира (4 ч)

3

Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли.

П.р. №2 Составление паспорта растения.

*3,4

4

Среда обитания растений.

Опорные конспекты

*5,6

5

Жизненные формы и продолжительность жизни растений.

*7

6

Обобщение темы: Разнообразие растительного мира.

Клеточное строение растений (3 ч)

7

Клетка — основная единица живого. Строение растительной клетки.

П.р. №3Приготовление и изучение временных препаратов кожицы лука.

П.р.№4.Рассматривание клеток растений невооруженным глазом и с помощью лупы.

*8

8

Рост и деление клеток.

Таб. «Митоз»

*9 стр. 28-29

9

Понятие о тканях и их функциях в растительном организме.

* 9 стр.28-30

Семя — растительный организм (3 ч)

10

Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян.

П.р. №5.Изучение под лупой внешнего и внутреннего строения семян бобовых растений.

*10

11

Состав семян. Дыхание семян.

П.р. № 6. Состав семян. Органические и минеральные вещества  семени.

Составление коллекций семян дикорастущих и культурных растений

* 11, 12

12

Прорастание семян. Питание и дыхание проростков семян.

П.р. №7.Определение всхожести семян.

Опыт: Условия прорастания семян в лабораторных и полевых условиях.

*13

Корень. Связь растений с почвой (5 ч) 

13

Развитие корня из зародышевого корешка семени. Развитие корневой системы. Типы корневых систем.

П.р. №8.Изучение типов корневых систем культурных и дикорастущих растений.

*14.15

14

Внешнее и внутреннее строение корня. Значение корней в закреплении растений в почве.

П.р. №9. Наблюдение за ростом корня.

П.р. №10. Корневое давление.

* 16

15

Корневые волоски, их значение в поглощении воды и минеральном питании растений.

Потребность растений в минеральных веществах.

Опыт: Рассмотрение корневого чехлика и корневых волосков.

*17, 18,19

16

Видоизменение корней. Экологические факторы, определяющие рост корней.

*20,21

17

Обобщение темы: Корень. Связь растений с почвой.

Побег (5 ч)

18

Развитие побега из зародышевой почки семени. Строение почки. Разнообразие почек.

П.р.№11.Изучение внешнего и внутреннего строения почек.

*22

19

Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Стебель — осевая часть побега. Конус нарастания. Формирование кроны у плодовых культур. Обрезка деревьев и кустарников.

П.р.№12.Изучение роста и разнообразия побегов.

Опыт: Проведение обрезки плодовых деревьев, ягодных кустарников.

*23,24

20

Внутреннее строение древесного стебля. Рост стебля в толщину. Передвижение питательных веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас.

П.р.№13.Изучение передвижения органических веществ по стеблю.

*25

21

Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица. Строение, биологическое и хозяйственное значение видоизмененных побегов.

П.р.№14.Изучение внешнего и внутреннего строения стебля древесного растения, клубня, луковицы,

корневища.

*26

22

Обобщение темы: «Побег»

Лист. Связь растений с внешней средой (7 ч)

23

Лист — боковой орган побега. Внешнее строение листа. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев.

*27,28

24

Разнообразие форм листьев, их видоизменения. Приспособление растений к условиям освещения и увлажнения (светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения).

* 29

25

Внутреннее строение и функции листьев. Функции кожицы, устьиц, клеток столбчатой и губчатой ткани.

П.р.№15. Изучение под микроскопом внутреннего строения листа.

*30

26

Фотосинтез. Космическая роль растений. Образование органических веществ в листьях.

* 31

27

Расход и накопление энергии в растении. Дыхание листьев.

* 32

28

Испарение воды листьями. Листопад, его значение в жизни растений.

*33,34

29

Обобщение темы: «Лист. Связь растений с внешней средой»

Цветок. Образование семян и плодов (5 ч)

30

Цветок — видоизмененный побег, образующий семена и плоды. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Разнообразие форм и окраски цветков. Цветки обоеполые, однополые. Однодомные и двудомные растения.

П.р.№16.Изучение строения цветка.

П.р.№17. Рассматривание пыльцы под микроскопом.

*35,36

31

Соцветия простые и сложные.

П.р.№18.Изучение простых и сложных соцветий.

*37

32

Опыление и оплодотворение. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.

П.р. №19. Подбор растений для «вечноцветущего» цветника. Уход за цветущими растениями в кабинете биологии.

*38,39

33

Образование семян и плодов. Типы плодов. Распространение плодов и семян.

П.р.№20. Внешнее и внутреннее строение сухих плодов.

*39

34

Период покоя у семян культурных и дикорастущих растений.

*40

Размножение растений (3 ч)

35

Понятие о размножении растений. Биологическое значение семенного размножения.

*41,42

36

Вегетативное размножение. Способы размножения черенками (стеблевыми, листовыми, корневыми), отводками, делением куста. Размножение видоизмененными побегами: клубнями, луковицами, корневищами.

*42,43

37

 Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и в декоративном садоводстве.

П.р.№21.Размножение растений черенками, листьями, делением клубня, луковицами.

*44,45

38

Обобщение тем №№ 7,8

Факторы, влияющие на рост и развитие растений (3 ч)

39

Температура, влага, воздух и свет — факторы, влияющие на рост растений. Ростовые движения — тропизмы.

П.р. №22.Проведение опытов по выявлению влияния на рост и развитие растений различных условий освещения, тепла и увлажнения.

Наблюдения за ростовыми движениями у комнатных растений.

*46

40

Жизненные циклы растений. Развитие растений. Сезонные или фенологические наблюдения за развитием растений.

П.р.№23.Проведение сезонных (фенологических) наблюдений за древесными растениями.

*47

Дикорастущие, культурные и сорные растения (2 ч)

41

Дикорастущие, культурные и сорные растения – спутники культурных растений.

П.р.№24.Составление гербария наиболее распространенных сорных растений поля (огорода или цветника) своей местности.

Экскурсия №3

Дикорастущие, культурные и сорные растения пришкольного учебно-опытного участка или окрестностей школы.

*48

42

Паразитизм в растительном мире. Растения-хищники.

*49

Систематика растений (1 ч)

43

Понятие о систематике как разделе биологической науки. Основные систематические категории: царство, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство Растения.

П.р.№25 Работа с карточками по определению растений.

*50

Низшие растения (3 ч)

44

Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среда обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений.

П.р. №25.Изучение внешнего и внутреннего строения зеленых водорослей под лупой и микроскопом.

*51

45

Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей.

*51

46

Использование водорослей в промышленности и сельском хозяйстве.

Высшие растения: споровые растения (4ч)

47

Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение мхов на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.

*52

48

Папоротники. Среда обитания, особенности строения и размножения.

П.р.№26.Изучение внешнего строения мхов и папоротников по натуральным образцам. Определение их сходства и различия.

*53

49

Плауны. Плаун булавовидный – один из древнейших представителей современных споровых растений.

Хвощи. Биологические особенности хвощей (на примере полевого, лугового или лесного хвощей).

Охрана папоротников и плаунов.

*53

50

Обобщение: Водоросли.Мхи.Папоротики.

Высшие растения. Семенные (11 ч)

51

Общая характеристика голосеменных. Размножение голосеменных. Роль голосеменных в природе и практическое использование их в хозяйственной деятельности человека. Охрана голосеменных растений.

П.р.№27.Изучение строения хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере сосны, ели, туи).

*54

52

Общая характеристика покрытосеменных растений. Их распространение на планете. Классификация покрытосеменных.

*54

53

Класс двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств капустных (крестоцветных). Семейство розоцветных.

*55

54

Характеристика семейств зонтичных и бобовых.

* 56

55

Характеристика семейств пасленовые и  астровые (сложноцветных).

*57

56

Класс однодольных растений. Общая характеристика класса. Семейство мятликовые (злаковые).

*58

57

Характеристика семейства лилейные. Особенности биологии пшеницы, кукурузы, лилии, тюльпана.

П.р. №28. Определение видов цветковых растений из разных семейств (по определительным карточкам).

*58

58

Экскурсия №3

Двудольные и однодольные растения, произрастающие в окрестностях школы.

*58

59

Обобщение темы: «Высшие растения. Семенные растения.

Развитие растительного мира (1 ч)

60

Усложнение строения растений в связи с переходом от жизни в водной к наземно-воздушной среде обитания. Экологические факторы, влияющие на видовое разнообразие покрытосеменных и способствующие их расселению по всей планете.

*59

Раздел 2. Вирусы. Бактерии (4ч)

61

Понятие о вирусах как неклеточной форме жизни.

*60

62

Общая характеристика бактерий. Среды обитания бактерий. Взаимоотношения бактерий с другими организмами. Питание и размножение бактерий.

*61,62

63

Клубеньковые бактерии и их роль в повышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие бактерии. Характеристика гнилостных бактерий, их польза и вред. Болезнетворные бактерии и профилактика заболеваний растений, животных, человека. Значение бактерий в природе и жизни человека.

П.р.№29.Рассмотрение клубеньковых бактерий под микроскопом.

*63,64

Раздел 3. Грибы. Лишайники (3 ч)

64

Общая характеристика грибов. Питание грибов. Размножение грибов. Дрожжи и плесени.

П.р.№30. Строение шляпочного гриба.

П.р.№31.Получение культуры головчатой плесени.

*65,66

65

Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-паразиты. Значение грибов в природе и жизни человека. Введение в культуру шампиньонов. Охрана грибов.

П.р.№32.Сбор образцов растений, поврежденных грибами-паразитами.

*67,68

66

Общая характеристика лишайников. Экология лишайников. Строение, питание и размножение. Симбиоз. Роль лишайников в природе.

*69

Раздел 4.  Жизнь организмов в сообществах (2ч)

67

Совместная жизнь растений, бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом биогеоценозе. Понятие о природном сообществе. Структура растительного сообщества.  Характеристика основных типов растительности. Искусственные сообщества (агроценозы). Ботанические сады, их роль в сохранении ценных видов растительного мира.

*70,71

68

Экскурсия №4.

Изучение взаимоотошений организмов в растительном сообществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование уроков математики в 8 классе

Всего 6 часов в неделю: алгебра - 4 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Макарычев Ю.Н.           геометрия - Атанасян Л.С....

Поурочное планирование уроков математики в 9 классе

Всего - 5 часов, из них алгебра - 3 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Ю.Н.Макарычев и др.           геометрия - Л.С.Атанасян...

Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г.

Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г....

Поурочное планирование уроков технология 7класс

Поурочное планирование уроков технология в 7класс еее            епо программе В.Д.Симоненко.Вариант для девочек....

Модульное обучение. Поурочное планирование уроков по биологии (к УМК под редакцией Д.И. Трайтака) 7 класс

Модульное обучение позволяет решить задачу дифференциации обучения при единообразии содержания и методов обучения...

Модульное обучение. Поурочное планирование уроков по биологии (к УМК под редакцией Д.И. Трайтака) 8 класс

При использовании модулей ученик учится сам, а учитель осуществляет управление его деятельностью...

Поурочное планирование 11 класс К УМК English под редакцией Кузовлева.

Поурочное планирование 11 классК УМК English под редакцией  Кузовлева....