Строение головного мозга.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Старкова Надежда Николаевна

Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon golovnoy_mozg.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

учитель биологии МБОУ «Комсомольская СОШ» Старкова Надежда Николаевна

Тема: «Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка».

Цель урока: изучение особенностей строения и функций основных отделов головного  мозга с учётом индивидуально – типологических особенностей учащихся класса.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания об отделах головного мозга, функциях  и нервных путях проходящих через мозг.

Развивающая: выявить специфические особенности строения мозга и установить взаимосвязь функций мозга с его строением.

Воспитательная: применить знания для развития продуктивного мышления.

Методы обучения:

- словесный; наглядный; частично-поисковый; самостоятельная работа по учебному материалу.  

Формы организации познавательной деятельности:

- групповая,  индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование:

 - интерактивная доска, проектор;

 - таблица « Строение головного мозга»; муляжи головного мозга

-  раздаточный дидактический материал; карточки инструкции;

- контрольные карточки; листы самоконтроля;

- листы « Дополнительной информации»

 - учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н Беляев Биология. Человек. 8 класс

- учебник А.М. Цузмер, О.Л. Петришина « Биология» Человек и его здоровье.

- книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И. Д. Зверев

Организуется  саморазвитие ученика через реализацию деятельностного подхода в малых группах сотрудничества. Учащиеся класса разделены на 4 группы на весь блок тем: «Нервная система». Для взаимообмена мнениями, обсуждения разных аспектов проблемы, поисками неодинаковых решений в группах работают учащиеся  с разными подструктурами мышления.

Ход урока.

  1. Ориентировочно-мотивационный.

Учитель настраивает детей на то, что данный урок позволит каждому ученику испытать, попробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Каждый ученик будет самостоятельно добывать знания, работая с различным источником информации и одновременно в деловом общении со сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки, повышая интеллектуальный уровень.

  1. 1.      Разминка.  

Фронтальная работа с биологическими терминами  

( выводятся на интерактивную доску).

             

  • Спинномозговая жидкость
  • Восходящие нервные пути
  • Нисходящие нервные пути
  • Рефлекторная функция
  • Проводящая функция

     

2.    Работа с текстом:

            ( найдите ошибки в предложениях и исправьте их). 

На рабочих столах у каждого ученика текст:

1).От спинного мозга отходит 31 пара смешанных спинномозговых нервов, каждый из которых начинается двумя корешками передними и задними.

2).Задние корешки это аксоны двигательных нейронов.

3).Передние корешки это аксоны чувствительных нейронов.

4).Спинной мозг выполняет 1 функцию: проводниковую.

5).Серое вещество спинного мозга обеспечивает связь и согласованную работу всех отделов центральной нервной системы.

Проверка: (ответы выводятся на доску)

2). Задние корешки это аксоны чувствительных нейронов.

3). Передние корешки это аксоны двигательных нейронов.

4).Спинной мозг выполняет 2 функции: проводниковую и рефлекторную.

  1. Мотивация.

Античные мыслители полагали, что главным органом,  в котором скрыта душа человека, является сердце. Головному мозгу  в их представлении отводилась гораздо более скромная роль. Древнегреческий философ Аристотель считал, что основная задача мозга  - охлаждать проходящую через него кровь. Представление об истинной роли головного мозга в жизни человека складывалось постепенно.  На нашем уроке мы постараемся выяснить истинную значимость головного мозга. Предлагаю ребятам сформулировать тему урока.

Тема урока: «Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка».

                         Совместно с учениками выдвигаем цель и задачи  урока.

Основные понятия:

- передний мозг (промежуточный мозг и большие полушария)

- мозжечок или малый мозг

- ствол мозга

- продолговатый мозг

- мост

- средний мозг

-четверохолмие

  1. Погружение в учебную деятельность.

Учитель: один известный физиолог сказал, что мозг напоминает ему волшебный ткацкий станок, на котором миллионы сверкающих челноков ткут мимолетный узор, непрерывно меняющийся, но всегда полный смысла.

Что можно сказать о данном станке?  Он имеет сложное устройство, способный выполнять непростую функцию – ткать узор.

Возникает вопрос: Какое устройство имеет головной мозг?

V.     Эмпирическая деятельность

Продолжим нашу работу в группах. Старайтесь быть активными, общайтесь друг с другом, высказывайте своё мнение.

Для работы групп на столах имеются:

  1.   Карточки – инструкции.

      2.    Необходимое оборудование.

  1. Листы самоконтроля.
  2. Листы дополнительной информации      

      Для каждой группы определяется тема работы, цель работы, итоговый результат.

      Время самостоятельной работы групп – не более 15 мин.  После окончания работы группы представляют результаты своих отчетов и заполненный лист самоконтроля (см. Приложение№1). Каждая группа рассказывает о своей проделанной работе. Ответ каждой группы фиксируется в листах самоконтроля.

( образцы карточек инструкций для каждой группы)

Группа №1.

« Отделы головного мозга»

Цель: изучить отделы головного мозга.

  1. Прочитайте § 45  учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев                                      раздел « Отделы головного мозга» с.227-228

Обсудите:

 Какое значение имеет извилистая поверхность некоторых отделов мозга?

  1. Рассмотрите рис.93 «Отделы головного мозга» на с.228 учебника

Обсудите:

- Какие отделы головного мозга по распределению серого и белого вещества более сходны между собой и в чем различия проявляются сильнее?

  1. Решите биологическую задачу: Почему прикосновение к некоторым участкам коры головного мозга во время операции вызывает непроизвольные движения больного?
  2. Найдите и покажите на моделях и цветной таблице отделы головного мозга.

Установите:

 какие отделы головного мозга наиболее развиты, а какие имеют небольшой объем?

Используйте лист Дополнительной информации (см. Приложение 2).

Для отчёта  составьте рассказ:

                      - строение головного мозга

                      - значение ствола мозга

                      - заполните лист самоконтроля (см. Приложение №1).

  Предполагаемый ответ:

 Головной мозг состоит из 3-х оболочек и имеет 6 отделов. Все отделы головного мозга, кроме промежуточного мозга и больших полушарий, относятся к стволу мозга, а мозжечок к заднему мозгу. Ствол мозга отвечает за регуляцию таких функций как дыхание, кровяное давление, частота сердечных сокращений, таких рефлексов как глазодвигательные и другие. Ствол мозга служит для передачи сигналов из высших отделов мозга в спинной и обратно.

   ( работают с таблицей, моделью головного мозга)

 

Комментарий учителя:

Вы знаете, ребята головная боль, может возникать из-за спазма сосудов оболочек головного мозга. Вы только что, сказали о мозговой жидкости, которая состоит на 89% из

воды. Она создает защитную и механическую  «подушку» вокруг мозга, участвует в удалении продуктов обмена и в поддержании внутричерепного давления.

 

Вопрос: как правильно называется мозговая жидкость?

 Ответ: желудочки мозга, внутри головного мозга

Рефлексия:  Подведение итогов отчета первой группы.

Учитель возвращается к вопросу, заданному в начале урока:

Какое устройство имеет головной мозг?

Ответ: Мозг человека состоит из отделов, которые принимают  и передают информацию по тысячам каналов.

Комментарий учителя:

Волшебный ткацкий станок состоит из сверкающих челноков, а головной мозг из жизненно важных отделов. Сверкающие челноки ткут мимолетный узор, непрерывно меняющийся, но всегда полный смысла, а головной мозг передает сигналы из одних отделов в другие и обратно.

По итогам  коллективной работы формулируется вывод:

Головной мозг состоит из отделов: передний мозг (промежуточный мозг и большие полушария), мозжечок, ствол мозга (продолговатый мозг, мост и средний мозг).

(вывод записывается в лист самоконтроля см. Приложение№1.)

Группа №2

« Продолговатый мозг и мост»

Цель: установить строение и функции продолговатого мозга и моста.

  1. Прочитайте  § 45 учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев                                                                      раздел « Продолговатый мозг и мост» с.228

Обсудите:

- строение, функции продолговатого мозга и моста

Используйте лист Дополнительной информации (см. Приложение 2).

  1. Проанализируйте дополнительную информацию с. 152 в книге для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И. Д. Зверева. Рассмотрите рис. на с.153 «Продолговатый мозг»

      Отметьте:

- центры безусловных рефлексов

- проводник возбуждения между головным и спинным мозгом.

  1. Выявите функции продолговатого мозга.

Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?     Опыт 2. Сделайте два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха. Понаблюдайте за своим состоянием. 

Обсудите в группе:                                                                                                                  - Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?                - Какие еще функции этого отдела головного мозга Вам знакомы?

  1. Объясните выражение:

продолговатый мозг не только «большая дорога», но и «главный коммутатор телефонных связей» между головным и спинным мозгом.

Для отчёта: составьте рассказ;

                    - «узел жизни»;

                    - пути продолговатого мозга.

                   

 - заполните лист самоконтроля (см. Приложение №1).

Предполагаемый ответ:

Продолговатый мозг это продолжение спинного мозга. В нем находятся нервные центры,  регулирующие жизненно важные функции.  Через продолговатый мозг проходят пути, соединяющие спинной мозг, с другими его отделами.  

        ( работают с таблицей, моделью головного мозга)

       

Рефлексия: Подведение итогов отчета второй группы.

Учитель возвращается к вопросу:

Какое устройство имеет продолговатый отдел головного мозга?

Ответ: серое вещество в продолговатом мозге  расположено отдельными скоплениями ядер, через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекс чихания, рефлекс кашля и т.д. В ядрах расположены центры, отвечающие за акт глотания, работу пищеварительных желез, регуляцию дыхания, деятельность сердца и сосудов.

Комментарий учителя:

Головной мозг можно сравнить с ткацким станком. Важными «челноками» в головном мозге являются продолговатый мозг и мост которые обеспечивают единый «узор».  Продолговатый мозг и мост- это  непосредственное продолжение спинного мозга.    

По итогам коллективной работы формулируется вывод:

 продолговатый мозг и мост выполняют проводниковую функцию, соединяя спинной мозг с другими его отделами, до коры больших полушарий включительно.

(вывод записывается в лист самоконтроля см. Приложение№1).

   Группа №3

« Мозжечок»

Цель: установить строение и роль мозжечка в осуществлении движения.

  1.  Прочитайте  § 45 учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев

раздел « Мозжечок» с.228-229

Обсудите:

- точность и согласованность движений

Используйте лист Дополнительной информации (см. Приложение 2).

  1. Проанализируйте дополнительную информацию на с.154 в книге для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И. Д. Зверева,  раздел «Строение малого мозга»

Обсудите:

- что означает выражение «древо жизни»?

 

  1. Выявите функции мозжечка

          Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным   пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?

        Опыт 2. Работу проводите в парах. Один (испытуемый) сгибает руку в локте. Другой (экспериментатор) захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает руку. Что происходит с рукой?

 Обсудите:                                                                                                                                            

      - Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосной пробы?                                                                                                                        

       - Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции?

4. Объясните, изучив раздел «Удаление мозжечка»  с.154-155 в книге для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И. Д. Зверева  

- почему, считается ошибочным высказывание «мозжечок единственный центр согласованных движений»

Для отчёта:  составьте рассказ;

                     - строение малого мозга

                     - мозжечок создает фон движения

                     - заполните лист самоконтроля ( см. Приложение №1).

Предполагаемый ответ: Мозжечок напоминает мозг в миниатюре, так как поделен на два покрытых извилинами полушарий. Расположен он в задней части мозга и является частью центральной нервной системы. Мозжечок получает информацию, как от тела, так и от полушарий.

Мозжечок координирует движения, делая их точными, плавными, устраняет лишние движения.

( работают с таблицей, моделью головного мозга)

Рефлексия: Подведение итогов отчета третьей группы.

 Учитель возвращается к  началу урока: мозжечок является важным «челноком»  в ткацком станке под названием головной мозг.

Вопрос: какой мимолетный непрерывно меняющейся узор, полный смысла осуществляет мозжечок?

Ответ: Мозжечок управляет точными согласованными движениями.

 Комментарий учителя: главной функцией мозжечка является регуляция согласованной деятельности скелетных мышц. Вместе с корой головного мозга мозжечок участвует в координации так называемых произвольных движений. Осуществляется это благодаря связям мозжечка с рецепторами, заложенными в скелетных мышцах, суставах и сухожилиях. Вместе с вестибулярным аппаратом полукружных каналов внутреннего уха, сигнализирующим в центральную  нервную систему о положении головы и тела в пространстве, мозжечок участвует в регуляции равновесия тела при ходьбе и активных движениях.
Регуляция мозжечком координации движений скелетных мышц осуществляется через специальные системы проводящих волокон, идущих от мозжечка к передним рогам 
спинного мозга, где берут начало периферические двигательные нервы скелетных мышц.

По итогам коллективной работы формулируется вывод:

мозжечок непрерывно корректирует и произвольные, и автоматические движения.             (вывод записывается в лист самоконтроля см. Приложение№1.)

Группа №4.

«Средний мозг»

Цель: установить строение и функции среднего мозга.

  1. Прочитайте  § 45 учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев

раздел « Средний мозг» с.228-229

Обсудите:

- центры зрения и слуха

- центр ориентировочного рефлекса  

 

 (используйте учебник А.М. Цузмер, О.Л. Петришина « Биология» Человек и его здоровье с.35-37)

  1. Проанализируйте дополнительную информацию на с.153-154 в книге для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И. Д. Зверева  раздел «Средний мозг»

Объясните:

- взаимосвязь строения и функции среднего мозга

  1.  Выявите функции среднего мозга:

Опыт 1. Работу проводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание ученику, предлагает прочитать текст. Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?

Опыт 2. Посмотрите на источник света, осторожно надавите рукой на одно из глазных яблок и вновь посмотрите на источник света. Что вы наблюдаете?

Обсудите в группе:                                                                                                                                  - Какие функции спинного мозга удалось установить с помощью данных экспериментов?

  1. Сравните  движение двух лягушек: у одной удалены все отделы головного мозга выше продолговатого, у другой выше среднего.

- откорректируйте ответ в группе. 

Используйте лист Дополнительной информации (см. Приложение 2).

        Для отчёта: составьте рассказ;

                             - строение среднего мозга;

                             - функции среднего мозга

                             - заполните лист самоконтроля (см. Приложение №1).

Предполагаемый ответ: средний мозг соединяет передний мозг с задним. В среднем мозге располагается целый ряд важнейших чувствительных и двигательных центров, в том числе центр зрения и слуха. Средний мозг имеет две основные части: крышу, где располагаются подкорковые центры слуха и зрения, и ножки мозга, где преимущественно проходят проводящие пути.

( работают с таблицей, моделью головного мозга)

Рефлексия: Подведение итогов отчета четвертой группы.

 Учитель возвращается к  началу урока: средний мозг также является важным «челноком»  в ткацком станке под названием головной мозг.

Вопрос:  что регулирует средний мозг?

Ответ: участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов.

Комментарий учителя: 

Через средний мозг, являющийся продолжением ствола мозга, проходят восходящие пути от спинного и продолговатого мозга к таламусу, коре больших полушарий и мозжечку.

Средний мозг играет важную роль в регуляции мышечного тонуса и в осуществлении установочных и выпрямительных рефлексов, благодаря которым возможны стояние и ходьба. Средний мозг регулирует тонус мышц, участвует в его распределении, что является необходимым условием для координированных движений. Средний мозг обеспечивает регуляцию таких функций организма как жевание, глотание,

давление крови, дыхание. Средний мозг за счет сторожевых зрительных и слуховых рефлексов, усиления тонуса мышц-сгибателей подготавливает организм к ответу на внезапное раздражение.

По итогам коллективной работы формулируется вывод:

Средний мозг отвечает за скрытое зрение. В нем расположен центр ориентировочного рефлекса, обеспечивающий поворот тела в сторону резкого шума.

(вывод записывается в лист самоконтроля см. Приложение№1.)

Общий вывод:

Человеческий мозг имеет сложное устройство, через него идут все нервные пути. Мозг человека координирует и регулирует жизненные функции организма.

  1. Подведение итогов урока.

           Проверка усвоения знаний

1. Точные согласованные движения выполняет:

А) средний мозг;
Б) мозжечок;
В) продолговатый мозг.

2. Продолговатый мозг является продолжением:

А) среднего мозга;
Б) спинного мозга;
В) промежуточного мозга.

3. Какие основные части головного мозга входят в ствол:

А) средний мозг,  мост, продолговатый мозг;
Б) продолговатый мозг,  мозжечок, мост;
В) промежуточный мозг, средний мозг, мост.

4. Какой отдел головного мозга содержит двигательные рефлекторные центры, обеспечивающие поворот глазных яблок:

А) мост;
Б) средний мозг;
В) промежуточный мозг.

5. В головном мозге полушария и кору имеют:

А) средний мозг и полушария большого мозга
Б) мозжечок и промежуточный мозг;
В) полушария большого мозга и мозжечок.

Проверка: (ответы выводятся на доску)

  1. Домашнее задание.

1. Изучить параграф 45 с.227-230 учебник Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев

 2. Выполнение практических заданий по выбору учащихся:

а)  ответить на вопросы 1-5 с.230 - оценка «3»

б)  рисуночным письмом раскрыть биологическую характеристику отделов головного мозга - оценка «4»

в) с. 230-231 задания под ! 1-2- оценка «5»

  1. Общая рефлексия.  

                               

                                      Оцените урок.

 

                Да                                          Нет                                     Незнаю

1.Удовлетворены ли вы результатом своей работы?

       2.Появился ли интерес к содержанию урока?

       3.Возникла ли на уроке атмосфера творчества?

Приложение 1.

Лист самоконтроля.

ФИО ученика………………………………………….

Группа №1.

« Отделы головного мозга»

                                      Цель: изучить отделы головного мозга.

   1. Укажите названия отделов головного мозга:

             

Вывод:………………………………………………………………

Группа №2

« Продолговатый мозг и мост»

Цель: установить строение и функции продолговатого мозга и моста.

1.Заполните таблицу «Строение и функции продолговатого мозга и моста»

структуры отделов головного мозга

строение

функции

продолговатый мозг

 мост

 

 

 

Вывод:……………………………………………………………………………

 Группа №3

« Мозжечок»

Цель: установить строение и роль мозжечка в осуществлении движения.

  1. Опишите походку собаки с удаленным мозжечком.

Вывод:………………………………………………………………………………….

                                                                      Группа №4.

«Средний мозг»

Цель: установить строение и функции среднего мозга.

1.Заполните таблицу «Четверохолмие среднего мозга»

                                                           Средний мозг

                   четверохолмие

                                 Основные функции

верхние бугры

  1.

   

нижние бугры

  1.

  2.

Вывод:……………………………………………………………………………

                                         

                                                  Общий вывод:

                                                                                                                 Приложение 2.

                                            Дополнительная информация

1. Строение головного мозга.

а) Расположен в полости черепа и покрыт несколькими мозговыми оболочками, снабженными сосудами.

•  Спинной и головной мозг покрывают три оболочки:

-  наружная оболочка называется твердой,

-  внутренняя оболочка — мягкой,

-  средняя — паутинной.

б) Состоит из 6 отделов: продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего мозга, промежуточного мозга, переднего мозга.

•  Продолговатый мозг и мост видны только снизу.

•  Весь ствол мозга виден только на разрезе.

в) Белое вещество состоит из проводников, соединяющих части мозга между собой.

г) Серое вещество расположено внутри мозга в виде ядер и покрывает поверхность больших полушарий и мозжечка в виде коры.

д) Внутри головного мозга находятся полости, заполненные мозговой жидкостью (желудочки мозга).

2. Отделы мозга и их функции.                                 

а) Продолговатый мозг и мост — продолжение спинного мозга.

• Проводниковая функция.

• Содержит ядра, управляющие вегетативными функциями организма: дыхание, работа сердца, пищеварение и черепно-мозговыми нервами: глотание, сосание, чихание и др.

• Повреждение продолговатого мозга приводит к мгновенной смерти (остановка сердца и дыхания)

б) Мозжечок управляет точными согласованными движениями и сохранением равновесия (например, без мозжечка птицы не могут летать).

•  Покрыт корой, имеет ядра.

• Соединен белым веществом с другими отделами мозга.

в) Средний мозг содержит ядра, управляющие тонусом мышц (постоянное незначительное напряжение мышц).

• В нем проходят дуги ориентировочных зрительных и слуховых рефлексов, проявляющихся в поворотах головы.

•  Этот отдел ствола мозга расположен между промежуточным мозгом и мозжечком. Образуется из среднего мозгового пузыря.

г) Продолговатый мозг, мост и средний мозга образуют ствол мозга, от которого отходят 10 пар черепно-мозговых нервов.

 • Число пар черепно-мозговых нервов у человека и млекопитающих — 12 (у рыб и земноводных— 10, у пресмыкающихся— 11).

• Х-пара — блуждающий нерв (смешанный) — входит в состав парасимпатической нервной системы.

• Глазодвигательный нерв (двигательный) управляет движением глаз.

• Слуховой (чувствительный) нерв отходит от внутреннего уха.

д) Промежуточный мозг получает импульсы от всех рецепторов.

Состоит из множества ядер, расположенных вокруг третьего желудочка мозга. Развивается из переднего мозгового пузыря.

• Наиболее важные части промежуточного мозга — таламус и гипоталамус.

• Его ядра согласуют работу различных внутренних органов.

•  Он регулирует обмен  веществ, поддержание постоянной температуры тела, потребление воды и пищи.

• Подбугорная часть промежуточного мозга — гипоталамус — высший центр регуляции вегетативных функций.

Гипоталамус   выделяет   биологически    активные    вещества   (нейрогормоны), управляющие    гуморальной    системой    организма.     Часть    нейрогормонов выделяется через гипофиз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга"

Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга". 8 класс....

Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга"

Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга". 8 класс....

Строение головного мозга

Презентация, приложение к уроку анатомии в 8 классе. Используется при изучении темы "Центральная нервная система. Строение головного мозга"...

Презентация к уроку в 8 классе по теме: "Строение головного мозга"

С помощью этой презентации учащимся будет легко и понятно изучать материал о строениии головного мозга....

Урок по теме: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка/

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка...

8 класс. Тема: Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок.

Цель:познакомить учащихся со строением и функциями заднего и среднего отделов головного мозга; воспитывать объективные партнёрские отношения,методом взаимоконтроля; развивать навыки выполнения  л...