Строение головного мозга.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golovnoy_mozg.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель биологии МБОУ «Комсомольская СОШ» Старкова Надежда Николаевна
Тема: «Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка».
Цель урока: изучение особенностей строения и функций основных отделов головного мозга с учётом индивидуально – типологических особенностей учащихся класса.
Задачи:
Образовательная: сформировать знания об отделах головного мозга, функциях и нервных путях проходящих через мозг.
Развивающая: выявить специфические особенности строения мозга и установить взаимосвязь функций мозга с его строением.
Воспитательная: применить знания для развития продуктивного мышления.
Методы обучения:
- словесный; наглядный; частично-поисковый; самостоятельная работа по учебному материалу.
Формы организации познавательной деятельности:
- групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование:
- интерактивная доска, проектор;
- таблица « Строение головного мозга»; муляжи головного мозга
- раздаточный дидактический материал; карточки инструкции;
- контрольные карточки; листы самоконтроля;
- листы « Дополнительной информации»
- учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н Беляев Биология. Человек. 8 класс
- учебник А.М. Цузмер, О.Л. Петришина « Биология» Человек и его здоровье.
- книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И. Д. Зверев
Организуется саморазвитие ученика через реализацию деятельностного подхода в малых группах сотрудничества. Учащиеся класса разделены на 4 группы на весь блок тем: «Нервная система». Для взаимообмена мнениями, обсуждения разных аспектов проблемы, поисками неодинаковых решений в группах работают учащиеся с разными подструктурами мышления.
Ход урока.
- Ориентировочно-мотивационный.
Учитель настраивает детей на то, что данный урок позволит каждому ученику испытать, попробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Каждый ученик будет самостоятельно добывать знания, работая с различным источником информации и одновременно в деловом общении со сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки, повышая интеллектуальный уровень.
- 1. Разминка.
Фронтальная работа с биологическими терминами
( выводятся на интерактивную доску).
- Спинномозговая жидкость
- Восходящие нервные пути
- Нисходящие нервные пути
- Рефлекторная функция
- Проводящая функция
2. Работа с текстом:
( найдите ошибки в предложениях и исправьте их).
На рабочих столах у каждого ученика текст:
1).От спинного мозга отходит 31 пара смешанных спинномозговых нервов, каждый из которых начинается двумя корешками передними и задними.
2).Задние корешки это аксоны двигательных нейронов.
3).Передние корешки это аксоны чувствительных нейронов.
4).Спинной мозг выполняет 1 функцию: проводниковую.
5).Серое вещество спинного мозга обеспечивает связь и согласованную работу всех отделов центральной нервной системы.
Проверка: (ответы выводятся на доску)
2). Задние корешки это аксоны чувствительных нейронов.
3). Передние корешки это аксоны двигательных нейронов.
4).Спинной мозг выполняет 2 функции: проводниковую и рефлекторную.
- Мотивация.
Античные мыслители полагали, что главным органом, в котором скрыта душа человека, является сердце. Головному мозгу в их представлении отводилась гораздо более скромная роль. Древнегреческий философ Аристотель считал, что основная задача мозга - охлаждать проходящую через него кровь. Представление об истинной роли головного мозга в жизни человека складывалось постепенно. На нашем уроке мы постараемся выяснить истинную значимость головного мозга. Предлагаю ребятам сформулировать тему урока.
Тема урока: «Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка».
Совместно с учениками выдвигаем цель и задачи урока.
Основные понятия:
- передний мозг (промежуточный мозг и большие полушария)
- мозжечок или малый мозг
- ствол мозга
- продолговатый мозг
- мост
- средний мозг
-четверохолмие
- Погружение в учебную деятельность.
Учитель: один известный физиолог сказал, что мозг напоминает ему волшебный ткацкий станок, на котором миллионы сверкающих челноков ткут мимолетный узор, непрерывно меняющийся, но всегда полный смысла.
Что можно сказать о данном станке? Он имеет сложное устройство, способный выполнять непростую функцию – ткать узор.
Возникает вопрос: Какое устройство имеет головной мозг?
V. Эмпирическая деятельность
Продолжим нашу работу в группах. Старайтесь быть активными, общайтесь друг с другом, высказывайте своё мнение.
Для работы групп на столах имеются:
- Карточки – инструкции.
2. Необходимое оборудование.
- Листы самоконтроля.
- Листы дополнительной информации
Для каждой группы определяется тема работы, цель работы, итоговый результат.
Время самостоятельной работы групп – не более 15 мин. После окончания работы группы представляют результаты своих отчетов и заполненный лист самоконтроля (см. Приложение№1). Каждая группа рассказывает о своей проделанной работе. Ответ каждой группы фиксируется в листах самоконтроля.
( образцы карточек инструкций для каждой группы)
Группа №1.
« Отделы головного мозга»
Цель: изучить отделы головного мозга.
- Прочитайте § 45 учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев раздел « Отделы головного мозга» с.227-228
Обсудите:
Какое значение имеет извилистая поверхность некоторых отделов мозга?
- Рассмотрите рис.93 «Отделы головного мозга» на с.228 учебника
Обсудите:
- Какие отделы головного мозга по распределению серого и белого вещества более сходны между собой и в чем различия проявляются сильнее?
- Решите биологическую задачу: Почему прикосновение к некоторым участкам коры головного мозга во время операции вызывает непроизвольные движения больного?
- Найдите и покажите на моделях и цветной таблице отделы головного мозга.
Установите:
какие отделы головного мозга наиболее развиты, а какие имеют небольшой объем?
Используйте лист Дополнительной информации (см. Приложение 2).
Для отчёта составьте рассказ:
- строение головного мозга
- значение ствола мозга
- заполните лист самоконтроля (см. Приложение №1).
Предполагаемый ответ:
Головной мозг состоит из 3-х оболочек и имеет 6 отделов. Все отделы головного мозга, кроме промежуточного мозга и больших полушарий, относятся к стволу мозга, а мозжечок к заднему мозгу. Ствол мозга отвечает за регуляцию таких функций как дыхание, кровяное давление, частота сердечных сокращений, таких рефлексов как глазодвигательные и другие. Ствол мозга служит для передачи сигналов из высших отделов мозга в спинной и обратно.
( работают с таблицей, моделью головного мозга)
Комментарий учителя:
Вы знаете, ребята головная боль, может возникать из-за спазма сосудов оболочек головного мозга. Вы только что, сказали о мозговой жидкости, которая состоит на 89% из
воды. Она создает защитную и механическую «подушку» вокруг мозга, участвует в удалении продуктов обмена и в поддержании внутричерепного давления.
Вопрос: как правильно называется мозговая жидкость?
Ответ: желудочки мозга, внутри головного мозга
Рефлексия: Подведение итогов отчета первой группы.
Учитель возвращается к вопросу, заданному в начале урока:
Какое устройство имеет головной мозг?
Ответ: Мозг человека состоит из отделов, которые принимают и передают информацию по тысячам каналов.
Комментарий учителя:
Волшебный ткацкий станок состоит из сверкающих челноков, а головной мозг из жизненно важных отделов. Сверкающие челноки ткут мимолетный узор, непрерывно меняющийся, но всегда полный смысла, а головной мозг передает сигналы из одних отделов в другие и обратно.
По итогам коллективной работы формулируется вывод:
Головной мозг состоит из отделов: передний мозг (промежуточный мозг и большие полушария), мозжечок, ствол мозга (продолговатый мозг, мост и средний мозг).
(вывод записывается в лист самоконтроля см. Приложение№1.)
Группа №2
« Продолговатый мозг и мост»
Цель: установить строение и функции продолговатого мозга и моста.
- Прочитайте § 45 учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев раздел « Продолговатый мозг и мост» с.228
Обсудите:
- строение, функции продолговатого мозга и моста
Используйте лист Дополнительной информации (см. Приложение 2).
- Проанализируйте дополнительную информацию с. 152 в книге для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И. Д. Зверева. Рассмотрите рис. на с.153 «Продолговатый мозг»
Отметьте:
- центры безусловных рефлексов
- проводник возбуждения между головным и спинным мозгом.
- Выявите функции продолговатого мозга.
Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете? Опыт 2. Сделайте два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха. Понаблюдайте за своим состоянием.
Обсудите в группе: - Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах? - Какие еще функции этого отдела головного мозга Вам знакомы?
- Объясните выражение:
продолговатый мозг не только «большая дорога», но и «главный коммутатор телефонных связей» между головным и спинным мозгом.
Для отчёта: составьте рассказ;
- «узел жизни»;
- пути продолговатого мозга.
- заполните лист самоконтроля (см. Приложение №1).
Предполагаемый ответ:
Продолговатый мозг это продолжение спинного мозга. В нем находятся нервные центры, регулирующие жизненно важные функции. Через продолговатый мозг проходят пути, соединяющие спинной мозг, с другими его отделами.
( работают с таблицей, моделью головного мозга)
Рефлексия: Подведение итогов отчета второй группы.
Учитель возвращается к вопросу:
Какое устройство имеет продолговатый отдел головного мозга?
Ответ: серое вещество в продолговатом мозге расположено отдельными скоплениями ядер, через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекс чихания, рефлекс кашля и т.д. В ядрах расположены центры, отвечающие за акт глотания, работу пищеварительных желез, регуляцию дыхания, деятельность сердца и сосудов.
Комментарий учителя:
Головной мозг можно сравнить с ткацким станком. Важными «челноками» в головном мозге являются продолговатый мозг и мост которые обеспечивают единый «узор». Продолговатый мозг и мост- это непосредственное продолжение спинного мозга.
По итогам коллективной работы формулируется вывод:
продолговатый мозг и мост выполняют проводниковую функцию, соединяя спинной мозг с другими его отделами, до коры больших полушарий включительно.
(вывод записывается в лист самоконтроля см. Приложение№1).
Группа №3
« Мозжечок»
Цель: установить строение и роль мозжечка в осуществлении движения.
- Прочитайте § 45 учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев
раздел « Мозжечок» с.228-229
Обсудите:
- точность и согласованность движений
Используйте лист Дополнительной информации (см. Приложение 2).
- Проанализируйте дополнительную информацию на с.154 в книге для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И. Д. Зверева, раздел «Строение малого мозга»
Обсудите:
- что означает выражение «древо жизни»?
- Выявите функции мозжечка
Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?
Опыт 2. Работу проводите в парах. Один (испытуемый) сгибает руку в локте. Другой (экспериментатор) захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает руку. Что происходит с рукой?
Обсудите:
- Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосной пробы?
- Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции?
4. Объясните, изучив раздел «Удаление мозжечка» с.154-155 в книге для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И. Д. Зверева
- почему, считается ошибочным высказывание «мозжечок единственный центр согласованных движений»
Для отчёта: составьте рассказ;
- строение малого мозга
- мозжечок создает фон движения
- заполните лист самоконтроля ( см. Приложение №1).
Предполагаемый ответ: Мозжечок напоминает мозг в миниатюре, так как поделен на два покрытых извилинами полушарий. Расположен он в задней части мозга и является частью центральной нервной системы. Мозжечок получает информацию, как от тела, так и от полушарий.
Мозжечок координирует движения, делая их точными, плавными, устраняет лишние движения.
( работают с таблицей, моделью головного мозга)
Рефлексия: Подведение итогов отчета третьей группы.
Учитель возвращается к началу урока: мозжечок является важным «челноком» в ткацком станке под названием головной мозг.
Вопрос: какой мимолетный непрерывно меняющейся узор, полный смысла осуществляет мозжечок?
Ответ: Мозжечок управляет точными согласованными движениями.
Комментарий учителя: главной функцией мозжечка является регуляция согласованной деятельности скелетных мышц. Вместе с корой головного мозга мозжечок участвует в координации так называемых произвольных движений. Осуществляется это благодаря связям мозжечка с рецепторами, заложенными в скелетных мышцах, суставах и сухожилиях. Вместе с вестибулярным аппаратом полукружных каналов внутреннего уха, сигнализирующим в центральную нервную систему о положении головы и тела в пространстве, мозжечок участвует в регуляции равновесия тела при ходьбе и активных движениях.
Регуляция мозжечком координации движений скелетных мышц осуществляется через специальные системы проводящих волокон, идущих от мозжечка к передним рогам спинного мозга, где берут начало периферические двигательные нервы скелетных мышц.
По итогам коллективной работы формулируется вывод:
мозжечок непрерывно корректирует и произвольные, и автоматические движения. (вывод записывается в лист самоконтроля см. Приложение№1.)
Группа №4.
«Средний мозг»
Цель: установить строение и функции среднего мозга.
- Прочитайте § 45 учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев
раздел « Средний мозг» с.228-229
Обсудите:
- центры зрения и слуха
- центр ориентировочного рефлекса
(используйте учебник А.М. Цузмер, О.Л. Петришина « Биология» Человек и его здоровье с.35-37)
- Проанализируйте дополнительную информацию на с.153-154 в книге для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И. Д. Зверева раздел «Средний мозг»
Объясните:
- взаимосвязь строения и функции среднего мозга
- Выявите функции среднего мозга:
Опыт 1. Работу проводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание ученику, предлагает прочитать текст. Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?
Опыт 2. Посмотрите на источник света, осторожно надавите рукой на одно из глазных яблок и вновь посмотрите на источник света. Что вы наблюдаете?
Обсудите в группе: - Какие функции спинного мозга удалось установить с помощью данных экспериментов?
- Сравните движение двух лягушек: у одной удалены все отделы головного мозга выше продолговатого, у другой выше среднего.
- откорректируйте ответ в группе.
Используйте лист Дополнительной информации (см. Приложение 2).
Для отчёта: составьте рассказ;
- строение среднего мозга;
- функции среднего мозга
- заполните лист самоконтроля (см. Приложение №1).
Предполагаемый ответ: средний мозг соединяет передний мозг с задним. В среднем мозге располагается целый ряд важнейших чувствительных и двигательных центров, в том числе центр зрения и слуха. Средний мозг имеет две основные части: крышу, где располагаются подкорковые центры слуха и зрения, и ножки мозга, где преимущественно проходят проводящие пути.
( работают с таблицей, моделью головного мозга)
Рефлексия: Подведение итогов отчета четвертой группы.
Учитель возвращается к началу урока: средний мозг также является важным «челноком» в ткацком станке под названием головной мозг.
Вопрос: что регулирует средний мозг?
Ответ: участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов.
Комментарий учителя:
Через средний мозг, являющийся продолжением ствола мозга, проходят восходящие пути от спинного и продолговатого мозга к таламусу, коре больших полушарий и мозжечку.
Средний мозг играет важную роль в регуляции мышечного тонуса и в осуществлении установочных и выпрямительных рефлексов, благодаря которым возможны стояние и ходьба. Средний мозг регулирует тонус мышц, участвует в его распределении, что является необходимым условием для координированных движений. Средний мозг обеспечивает регуляцию таких функций организма как жевание, глотание,
давление крови, дыхание. Средний мозг за счет сторожевых зрительных и слуховых рефлексов, усиления тонуса мышц-сгибателей подготавливает организм к ответу на внезапное раздражение.
По итогам коллективной работы формулируется вывод:
Средний мозг отвечает за скрытое зрение. В нем расположен центр ориентировочного рефлекса, обеспечивающий поворот тела в сторону резкого шума.
(вывод записывается в лист самоконтроля см. Приложение№1.)
Общий вывод:
Человеческий мозг имеет сложное устройство, через него идут все нервные пути. Мозг человека координирует и регулирует жизненные функции организма.
- Подведение итогов урока.
Проверка усвоения знаний
1. Точные согласованные движения выполняет:
А) средний мозг;
Б) мозжечок;
В) продолговатый мозг.
2. Продолговатый мозг является продолжением:
А) среднего мозга;
Б) спинного мозга;
В) промежуточного мозга.
3. Какие основные части головного мозга входят в ствол:
А) средний мозг, мост, продолговатый мозг;
Б) продолговатый мозг, мозжечок, мост;
В) промежуточный мозг, средний мозг, мост.
4. Какой отдел головного мозга содержит двигательные рефлекторные центры, обеспечивающие поворот глазных яблок:
А) мост;
Б) средний мозг;
В) промежуточный мозг.
5. В головном мозге полушария и кору имеют:
А) средний мозг и полушария большого мозга
Б) мозжечок и промежуточный мозг;
В) полушария большого мозга и мозжечок.
Проверка: (ответы выводятся на доску)
- Домашнее задание.
1. Изучить параграф 45 с.227-230 учебник Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев
2. Выполнение практических заданий по выбору учащихся:
а) ответить на вопросы 1-5 с.230 - оценка «3»
б) рисуночным письмом раскрыть биологическую характеристику отделов головного мозга - оценка «4»
в) с. 230-231 задания под ! 1-2- оценка «5»
- Общая рефлексия.
Оцените урок.
Да Нет Незнаю
1.Удовлетворены ли вы результатом своей работы?
2.Появился ли интерес к содержанию урока?
3.Возникла ли на уроке атмосфера творчества?
Приложение 1.
Лист самоконтроля.
ФИО ученика………………………………………….
Группа №1.
« Отделы головного мозга»
Цель: изучить отделы головного мозга.
1. Укажите названия отделов головного мозга:
Вывод:………………………………………………………………
Группа №2
« Продолговатый мозг и мост»
Цель: установить строение и функции продолговатого мозга и моста.
1.Заполните таблицу «Строение и функции продолговатого мозга и моста»
структуры отделов головного мозга | строение | функции |
продолговатый мозг | ||
мост
|
| |
|
Вывод:……………………………………………………………………………
Группа №3
« Мозжечок»
Цель: установить строение и роль мозжечка в осуществлении движения.
- Опишите походку собаки с удаленным мозжечком.
Вывод:………………………………………………………………………………….
Группа №4.
«Средний мозг»
Цель: установить строение и функции среднего мозга.
1.Заполните таблицу «Четверохолмие среднего мозга»
Средний мозг | |
четверохолмие | Основные функции |
верхние бугры | 1.
|
нижние бугры | 1. 2. |
Вывод:……………………………………………………………………………
Общий вывод:
Приложение 2.
Дополнительная информация
1. Строение головного мозга.
а) Расположен в полости черепа и покрыт несколькими мозговыми оболочками, снабженными сосудами.
• Спинной и головной мозг покрывают три оболочки:
- наружная оболочка называется твердой,
- внутренняя оболочка — мягкой,
- средняя — паутинной.
б) Состоит из 6 отделов: продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего мозга, промежуточного мозга, переднего мозга.
• Продолговатый мозг и мост видны только снизу.
• Весь ствол мозга виден только на разрезе.
в) Белое вещество состоит из проводников, соединяющих части мозга между собой.
г) Серое вещество расположено внутри мозга в виде ядер и покрывает поверхность больших полушарий и мозжечка в виде коры.
д) Внутри головного мозга находятся полости, заполненные мозговой жидкостью (желудочки мозга).
2. Отделы мозга и их функции.
а) Продолговатый мозг и мост — продолжение спинного мозга.
• Проводниковая функция.
• Содержит ядра, управляющие вегетативными функциями организма: дыхание, работа сердца, пищеварение и черепно-мозговыми нервами: глотание, сосание, чихание и др.
• Повреждение продолговатого мозга приводит к мгновенной смерти (остановка сердца и дыхания)
б) Мозжечок управляет точными согласованными движениями и сохранением равновесия (например, без мозжечка птицы не могут летать).
• Покрыт корой, имеет ядра.
• Соединен белым веществом с другими отделами мозга.
в) Средний мозг содержит ядра, управляющие тонусом мышц (постоянное незначительное напряжение мышц).
• В нем проходят дуги ориентировочных зрительных и слуховых рефлексов, проявляющихся в поворотах головы.
• Этот отдел ствола мозга расположен между промежуточным мозгом и мозжечком. Образуется из среднего мозгового пузыря.
г) Продолговатый мозг, мост и средний мозга образуют ствол мозга, от которого отходят 10 пар черепно-мозговых нервов.
• Число пар черепно-мозговых нервов у человека и млекопитающих — 12 (у рыб и земноводных— 10, у пресмыкающихся— 11).
• Х-пара — блуждающий нерв (смешанный) — входит в состав парасимпатической нервной системы.
• Глазодвигательный нерв (двигательный) управляет движением глаз.
• Слуховой (чувствительный) нерв отходит от внутреннего уха.
д) Промежуточный мозг получает импульсы от всех рецепторов.
Состоит из множества ядер, расположенных вокруг третьего желудочка мозга. Развивается из переднего мозгового пузыря.
• Наиболее важные части промежуточного мозга — таламус и гипоталамус.
• Его ядра согласуют работу различных внутренних органов.
• Он регулирует обмен веществ, поддержание постоянной температуры тела, потребление воды и пищи.
• Подбугорная часть промежуточного мозга — гипоталамус — высший центр регуляции вегетативных функций.
Гипоталамус выделяет биологически активные вещества (нейрогормоны), управляющие гуморальной системой организма. Часть нейрогормонов выделяется через гипофиз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга"
Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга". 8 класс....
Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга"
Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга". 8 класс....
Строение головного мозга
Презентация, приложение к уроку анатомии в 8 классе. Используется при изучении темы "Центральная нервная система. Строение головного мозга"...
Презентация к уроку в 8 классе по теме: "Строение головного мозга"
С помощью этой презентации учащимся будет легко и понятно изучать материал о строениии головного мозга....
Урок по теме: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка/
Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка...
Конспект урока по теме: "Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка"
Урок построен на основе исследовательской деятельности учащихся...
8 класс. Тема: Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок.
Цель:познакомить учащихся со строением и функциями заднего и среднего отделов головного мозга; воспитывать объективные партнёрские отношения,методом взаимоконтроля; развивать навыки выполнения л...