Программа внеурочной деятельности “Зеленый мир”
материал по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
“Зеленый мир”
Пояснительная записка
Современная экологическая ситуация на Земле определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления. Экологическое воспитание и образование, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны живой природы, рационального использования и воспроизводство природных ресурсов действительно является сейчас объективной необходимостью для всего человечества.
Главная проблема экологического воспитания заключается в пассивности, равнодушии, потребительском отношении большинства населения к природе, к окружающей среде. Люди подчас не осознают, как пагубен утилитарный подход к природной среде; долго время существовало мнение о неисчерпаемости природы.
Живая природа – удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено растениям и животным, - роль их в биосфере огромно. От людей во многом зависит многообразие и численность живого мира. Чтобы успешно решить эту проблему, человек должен иметь определенный запас естественнонаучных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В образовательных учреждениях процесс познавания и накопления чувственного опыта может проходить не только на учебных занятиях, но и во внеурочное время на базе живого школьного уголка.
Программа “Зеленый мир” требует со стороны школьников приобретения знаний, активных действий, направленных на оздоровление окружающей среды, в которой растет и развивается сам ребенок. Программа “Зеленый мир” включает три направления природоохранной работы:
- просветительская;
- общественно-полезная;
- учебно-познавательная.
В основу программы положены принципы:
- возможности личного участия в образовательном процессе обучающихся младше себя;
- обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребёнка для него самого и для окружающих;
- теоритические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;
- отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.
1.1.2 Цели и задачи программы
Цели: Содействие успешной социализации учащегося средствами экологического образования через формирование биологических знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Для достижения намеченных целей ставятся следующие задачи
Образовательные:
- Ознакомление школьников с культурой цветоводства, растениеводства;
- Осуществление связи изучения программы с исследовательской и практической деятельностью учащихся;
- Обучение навыкам практической работы по цветоводству и растениеводству
- Ознакомление учащихся с основами охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, с ролью растительного мира Земли.
Воспитательные:
- Воспитание положительных нравственных качеств личности, самоограничения потребительского отношения к природе;
- Воспитание любви ко всему живому на Земле;
- Восприятие чувства прекрасного;
- Воспитание активной жизненной позиции учащихся по вопросам охраны природы;
- Формирование трудовых и исследовательских умений при уходе за растениями.
Развивающие:
- Развитие гибкости ума, логического мышления, памяти, творческих задатков, умение выйти из нестандартной ситуации;
- Развитие коммуникативных навыков, познавательных интересов.
Формируемые УУД
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать экологических риск взаимоотношений человека и природы.
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога.
Содержание занятий «Зеленый мир»
1.Введение
Техника безопасности. Человек и окружающая среда. Единство человека и природы. Современные экологические проблемы. Растения в нашем доме. Практические занятия. Здоровье и окружающая среда. Показатели здоровья. Изучение экологического состояния школы. Экскурсия в природу «Что растет вокруг нас»
1.2. Что нужно знать о комнатных растениях
Десять золотых правил. Выбор комнатного растения. Название растений. История ботаники. Облик комнатных растений. Условия содержания комнатных растений. Покупка и транспортировка комнатных растений. Емкости для содержания растений. Пересадка растений. Выбор почвы. Лабораторные занятия. Определение признаков светолюбивых и тенелюбивых растений. Влияние растений на тепловой, влажный режим (наблюдение за комнатными растениями, на школьном участке) Определение облика комнатного растения. Определение условий содержания растений. Выбор емкости для посадки растений. Составление почвенных смесей для различных групп растений. Пересадка и обновление земли.
1.3. Человек и окружающая среда
Мой мир, на мир. Здоровье и окружающая среда. Окрестности моего дома. Потребление энергии и воды в быту. Наш семейный сад. Поведение человека и окружающая среда. Как сделать школу и ее окрестности чистыми. Экологическое исследование. Бытовые отходы. Практическая работа: «Показатели здоровья». «Экологическое исследование: потребление энергии и воды в быту», «Экологическое тестирование в школе». Экологическая акция «Чистый двор», «Посади дерево».
Тематический план
(1 час в неделю, 35 часов в год)
№ | Тема | Теория | Практика |
Введение | 3 | ||
1 | Человек и окружающая среда | 1 | |
2 | Растения в вашем доме | 1 | 1 |
Формы работы: собеседование, тестирование, экскурсия, просмотр фильма | |||
Средства обучения: инструкция по ТБ, тесты, видеоматериалы на экологические темы | |||
Что нужно знать о растениях | 14 | 9 | |
3 | Десять золотых правил | 2 | 1 |
4 | Выбор комнатного растения | 1 | 1 |
5 | История ботаники | 1 | 2 |
6 | Покупка и транспортировка растений | 1 | |
7 | Облик комнатного растения | 2 | 1 |
8 | Пересадка растений | 2 | 1 |
9 | Пересадка растений, емкости для растений | 2 | 1 |
10 | Выбор почвы и составление грунтов | 2 | 1 |
11 | Условия содержания растений | 1 | 1 |
Формы работы: рассказ, демонстрация презентаций, фильма, лекции, сообщения учащихся, лабораторные работы | |||
Средства обучения: светолюбивые и тенелюбивые растения, набор емкостей для растений, дерновая земля, песок, торф и т.д. для составления почвенных смесей, инструменты для пересадки видеоматериалы о растениях разных экологических групп | |||
Человек и окружающая среда | 18 | 9 | |
1 | Все о тебе | 1 | |
2 | Что я думаю о… | 1 | |
3 | Мой мир, наш мир | 1 | |
4 | Здоровье и окружающая среда. Практическая работа «Показатели здоровья» | 1 | 1 |
5 | Окрестности моего дома | 1 | |
6 | Экологическое исследование. Бытовые отходы. Пр. р. «Экологическое тестирование в школе» | 1 | 1 |
7 | Потребление энергии и воды в быту. Пр. р. «Экол. Исследование: потребление энергии и воды в быту» | 1 | 1 |
8 | Наш семейный сад | 1 | |
9 | Поведение человека и окружающая среда | 1 | |
10 | Как сделать школу и ее окрестности чистыми. Экологическая акция «Чистый двор», «Посади дерево» | 1 | 1 |
11 | Зачетное занятие. Семинар «Человек и окружающая среда» | 1 | 1 |
12 | Конкурс плакатов экологической направленности | 1 | 2 |
13 | Разработка сценария праздника «День экологических знаний». Проведение праздника | 4 | 2 |
Формы работы: игры – «ледоколы», экологические игры. Тренинги, семинары, тесты, экскурсии, экологические акции, Конкурсы |
Формы практической работы
№ | Тема | Контроль |
1 | Организационное занятие | Тестирование |
2 | Что нужно знать о комнатных растениях | Практические, лабораторные работы |
3 | Человек и окружающая среда | Доклады и презентации |
Методическое обеспечение
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. – М.: Просвещение, 1988
2. Артамонов В.И. Занимательная физиология растений. – М.: Просвещение, 1995
3. Банников А.У., Флянт В.Е. Мы должны их спасти. – М.: Просвещение, 1982
4. Вакуленко В.В. и др. Декоративное садоводство – М.: Просвещение, 1987
5. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Детская литература, 1965
6. Дмитриев Ю.Д. Рассказы о живых барометрах, цветочные часа. – М.: Детгиз, 1964
7. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М.: Просвещение, 1988
8. Мингазова Н.М., Рогова Т.В. Образование в области окружающей среды – Казань, 1999
9. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь – М.: Наука, 1991
10. Серпухова В.И., Тавлинова Г.К. Комнатные и балконные растения. – М.: Прейскураиздат, 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Зеленая лаборатория"
В соответсвии с требованиями ФГОСа образовательным учреждениям необходимо организовывать помимо учебной деятельности и внеурочную работу. Это является достаточно сложной профес...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Программа внеурочной деятельности "Зеленая лаборатория"
Программа «Зеленная лаборатория» предназначена для занятий учащихся 6-х классов во внеурочное время и рассчитана на 35 часов. Автор данной программы имеет свой взгляд на содержание и подач...
Внеурочная деятельность "Зеленая лаборатория"
Зеленая лаборатория 5 - 6 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Программа внеурочной деятельности "Зеленый парус" 6 класс
Цель программы: -.Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли ч...