Актуализация вопроса здорового образа жизни у учащихся через уроки биологии.
статья по биологии на тему

Заговорчева Любовь Евгеньевна

Материал отражающий становление здорового образа жизни у учащихся на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx120.99 КБ

Предварительный просмотр:

" Актуализация вопроса здорового образа жизни у учащихся через уроки биологии"

Формирование здорового образа жизни школьника от младшей школы к средней и старшей происходит  непрерывно и  целенаправленно. Здоровье ученика формируется не только в семье, но и в образовательном учреждении. В первую очередь, здоровая атмосфера образовательного учреждения помогает формированию психологической комфортности в обучении.  Комфортность обучения отражается в социально-психологической адаптации, которая помогает сохранению психического здоровья, а значит и физического благополучия.  В период обучения школьника происходит наиболее интенсивный его рост и развитие, а значит и формирование здоровья.  

Актуальность  здоровьесберегающей программы в Центре образования № 100 обусловлена тем, что на сегодняшний день повышается количество детей  со слабым здоровьем. Многие учащиеся приходят в Центр образования с хроническими заболеваниями или высокой психоэмоциональной и физической  нагрузкой (занятия в спортивных кружках и секциях).   Форма реализации данной программы – урок.

На уроках биологии учащиеся постепенно реализуют все этапы программы:

  1. Введение  в науки, изучающие организм человека (анатомия, физиология, психология, медицина, гигиена и др.).                                                  
  2. На втором этапе происходит реализация программы обучения, с акцентом на изученные науки.
  3. Третий этап – это диагностика реализации программы, совместно с классными руководителями.
  4. После диагностики проводится необходимая коррекция программы с учетом  личностных особенностей учащихся.
  5.  После коррекции обязательна обратная связь: учитель-ученик, ученик-учитель, которая реализуется в рамках дискуссий/работ в командах  на заключительных и обобщающих этапах.
  6. Результат проведенной работы – это формирование выводов не только учителем, но и учениками по возможностям здоровьесбережения сегодня.

Максимальные возможности по формированию здоровьесберегающей деятельности – это проведение лабораторных работ. Особенно наглядно при обучении в 8 классе – изучается анатомия и физиология человека.  В начале изучения раздела идет теоретическая часть, которая разделена на фрагменты. Часть материала представляют заинтересованные учащиеся, часть сложного материала представлено в виде дискуссий, часть с применением ТСО.

Этапы реализации работы и выводы отражены в схеме.

С учетом  уже имеющегося опыта хочется отметить, что в различных классах и образовательных маршрутах наблюдается различный  уровень здоровья обучающихся. Многие образовательные маршруты выбраны  сознательно, с учетом возможностей здоровья и психоэмоционального состояния  учащегося. Различная наполняемость класса и грамотно сформированные  разновозрастные группы позволяют лучше усвоить учебный материал, а так же реализовать здоровьесберегающую деятельность в образовательном учреждении.  Через призму предложенных уроков плодотворно  реализуется идея самонаблюдения за здоровьем, отказ от вредных привычек и возможности общего сбережения целостности организма. Особенно  остро обсуждаются принимаемые меры и законы в  РФ («О курении…»). Результаты по лабораторным работам  спортсменов и учеников не занимающихся профессионально спортом являются ярким примером здоровьесбережения.  Многие учащиеся начинают обращать внимание на помещения, в которых занимаются, учатся, работают, а это достаточно важный аспект не только в формировании, но и сохранении  здоровья.

        На сегодняшний день здоровый образ жизни занимает пока не первое место среди повседневных потребностей и ценностей в обществе.  Очень важно не забывать о возможности формирования здорового образа жизни через образование, только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения  станут личным примером формирования здоровой нации.  С самого раннего детства необходимо ценить, беречь и укреплять свое здоровье. В процессе обучения, важно реализовывать здоровьесберегающие технологии, как возможность успешной адаптации в образовательном и социальном пространстве, а так же максимальной реализации способностей будущего гражданина РФ.

Список литературы

  1.  Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
  2. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
  3. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147
  4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  5. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование здорового образа жизни у школьников на уроках биологии"

Сегодня состояние здоровья нации является индикатором благополучия государства. Школа – один из наиболее весомых институтов обращения к будущему человечества, имеющих влияние на человечество, поэтому ...

Формирование основ здорового образа жизни у учащихся через проектную деятельность

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, поск...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Проблемы сохранения здоровья людей, борьба против болезней получили в наше время глобальное значение, требующее усилий всего человечества для её решения. При решении этих задач важно понять, как ...

«Формирование здорового образа жизни у учащихся на уроках биологии»

Одним из основных звеньев в формировании ЗОЖ у школьников должен стать школьный курс биологии. Конкретные примеры влияния алкоголя на физиологические процессы, происходящие в организме человека, можно...

Формирование культы здорового образа жизни у учащихся на уроках математики

В статье описываются методы используемые на уроках математики для сохранения и укрепления здоровья учащихся....

Формирование здорового образа жизни у учащихся на уроках физической культуры».

В данной статье предлагается рассмотреть тему здорового образа жизни через уроки физической культуры....