«Формирование здорового образа жизни у учащихся на уроках биологии»
статья по биологии (7 класс) на тему
Одним из основных звеньев в формировании ЗОЖ у школьников должен стать школьный курс биологии. Конкретные примеры влияния алкоголя на физиологические процессы, происходящие в организме человека, можно рассмотреть при изучении раздела «Человек и его здоровье» (VIII класс). Но знания становятся убеждением только в случае осмысления их содержания, поэтому в процессе организации работы по формированию ЗОЖ у школьников необходимо использовать средства, активизирующие познавательный процесс и позволяющие перевести знания в убеждения. Таким средством может стать решение с учащимися проблемных задач.
Раскрыть эту тему я хочу, используя опыты, которые позволят среди учеников вести здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trofimova_m.v._statya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование здорового образа жизни у учащихся на уроках биологии»
Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) среди подрастающего поколения сегодня является очень актуальным вопросом для формирования эколого-нравственных компонентов подрастающего поколения.
Одним из основных звеньев в формировании ЗОЖ у школьников должен стать школьный курс биологии. Конкретные примеры влияния алкоголя на физиологические процессы, происходящие в организме человека, можно рассмотреть при изучении раздела «Человек и его здоровье» (VIII класс). Но знания становятся убеждением только в случае осмысления их содержания, поэтому в процессе организации работы по формированию ЗОЖ у школьников необходимо использовать средства, активизирующие познавательный процесс и позволяющие перевести знания в убеждения. Таким средством может стать решение с учащимися проблемных задач.
Раскрыть эту тему я хочу, используя опыты, которые позволят среди учеников вести здоровый образ жизни.
Табакокурение и употребление спиртных напитков, сегодня является не только проблемой школы, она стала уже общегосударственной проблемой.
Опыты на уроках биологии, демонстрирующие влияние алкоголя и никотина на живой организм.
«Биология», 6 класс
Опыты, демонстрирующие влияние спиртосодержащих жидкостей на организм растений
Влияние алкоголя на развитие, рост и цветение растений.
Цель опыта: доказать, что алкоголь убивает зародыши семян растений, прекращает рост и развитие растительного организма.
Ход опыта: определяли влияние спирта на всхожесть семян. Для этого в две чашки Петри, на дно которых поместили вату и по 20 семян гороха. В одну чашку добавили воды, а в другую 20% раствор спирта. Через 4 дня уже можно было наблюдать, что в чашке №1 семена начинают прорастать, а в чашке №2 нет.
Сделать с детьми вывод о пагубном влиянии на все живое.
«Животные», 7 класс
Опыты, демонстрирующие влияние алкоголя на организм животных
Цель: расширить представление о влиянии алкоголя на живые организмы, способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью.
Поместить в 4-5% раствор алкоголя дождевого червя, то он начнет рваться, извиваться и клубиться. Затем затихает и свертывается на дне. В воде он ведет себя спокойно.
Если влить несколько капель водки в банку с амебами, то они вначале хаотически забегают, как бы опасаясь погони, а затем, не найдя чистой воды, погибают.
«Человек и его здоровье», 8 класс
Опыты, демонстрирующие влияние алкоголя и никотина на органические вещества
Цель: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между действием алкоголя и никотина и состоянием здоровья на человека
В три пробирки – с водой, спиртом и азотной кислотой – опускается сырой яичный белок. В алкоголе и азотной кислоте белок как бы застывает. Действие алкоголя подобно действию кислоты, он обезвоживает ткани, клетки. Что также легко пронаблюдать и в опыте с хлебом. В такие же три пробирки опускается по кусочку хлеба. В воде хлеб плавает и размокает. А в алкоголе и азотной кислоте, хлеб затвердевает и опускается на дно.
Наблюдаемые явления, сопровождаемые объяснением механизма действия напитков, содержащих алкоголь, направлены на стимулирование ЗОЖ школьников.
Сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам.
Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания" взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье.
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика.
Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления.
Профилактика заключается в том, чтобы показать ребятам, как действуют алкоголь и никотин на организм человека.
Наиболее действенными и эффективными будут те уроки или внеклассные мероприятия, на которых применяются не только словесные методы, но и проводятся опыты, вместе с учащимися делаются выводы.
Используемая литература:
- Брехман, И.И. Валеология наука о здоровье – М., 1990. – 70 с.
- Информационный блок к программе по антиникотиновой пропаганде среди учащихся старших классов общеобразовательных школ / Н.Х. Амиров, А.В.Иванов, Е.А. Тафеева – Казань, 2004 – 80 с.
- Маюров А.Н. Антиалкогольное воспитание: пособие для учителя – М., 1987 – 189 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Формирование здорового образа жизни у школьников на уроках биологии"
Сегодня состояние здоровья нации является индикатором благополучия государства. Школа – один из наиболее весомых институтов обращения к будущему человечества, имеющих влияние на человечество, поэтому ...
Педагогические технологии формирования здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках естествознания.
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся является приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Важную роль в формиро...
Актуализация вопроса здорового образа жизни у учащихся через уроки биологии.
Материал отражающий становление здорового образа жизни у учащихся на уроках биологии....
Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у учащихся.
Выступление на МО учителей физической культуры: «Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у учащихся»....
Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у учащихся.
Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового поколения у нации нет будующего....
Программа по формированию здорового образа жизни для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы V111 вида «Расти здоровым»
Вопрос сохранения и укрепления здоровья школьников является ключевым из наиболее перспективных направлений деятельности школы, ориентированных на обучение и воспит...
Формирование здорового образа жизни у учащихся на уроках физической культуры».
В данной статье предлагается рассмотреть тему здорового образа жизни через уроки физической культуры....