РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В КЕМЕРОВСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ I И II ВИДОВ (5 КЛАСС)
рабочая программа (природоведение, 5 класс) по теме
Рабочая учебная программа по предмету «Природоведение» в 5 классе составлена с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с нарушениями слуха на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Природоведение». Автор Хотеева Э.Н.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_rabochaya_programma_prirodovedenie.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа I и II видов»
Согласовано: зам.директора по УВР _______/Г.В. Иванова/ «___»________2013 г. Педагогический совет «___»________2013 г. протокол № ________ | Утверждаю: директор ГС(К)ОУ ОШ _________/А.В. Боков/ «___»_________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
«ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»
(5 КЛАСС)
Разработчик:
М.А.Дергоусова – учитель биологии, химии, географии высшей квалификационной категории
Кемерово
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………….. | 3 |
Общая характеристика учебного предмета……………………………. | 4 |
Место учебного предмета в учебном плане…………………………… | 5 |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета……………... | 5 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета……………………………………………………….. | 5 |
Содержание учебного предмета…………………………………........... | 7 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся……………………………........... | 9 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………………………………………………………………... | 10 |
1. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету «Природоведение» в 5 классе составлена с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с нарушениями слуха на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Природоведение». Автор Хотеева Э.Н.).
В осуществлении задач воспитания, образования и развития глухих учащихся, в формировании и развитии представлений об окружающем мире, в котором они живут, важную роль играет курс природоведения.
Природоведение, которое изучается в школе глухих в 5 классе, ставит своей целью:
- сообщить школьникам элементарные сведения о неживой и живой природе и труде людей, о ближайшем окружении школы, о своей области, об изменениях природы и труда людей по временам года;
- обогатить опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений за живой и неживой природой;
- раскрыть некоторые доступные для детей этого возраста взаимосвязи предметов и явлений природы; показать влияние изменений в природе на труд человека;
- дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями по охране природы в родном крае;
- дать первоначальные знания об организме человека и охране его здоровья.
Предлагаемый курс соответствует общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- накопление полноценных фактических знаний о живой, неживой природе и труде людей на материале своего края;
- обогащение личного опыта обучающихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений природы;
- формирование представления о значении охраны природы в данной местности;
- развитие речи остаточного слуха мыслительной деятельности у детей с нарушением слуха;
- формирование первоначальных гигиенических знаний;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
- Введение.
- Воздух.
- Почва.
- Важнейшие полезные ископаемые. Горные породы.
- Живые организмы и среда обитания.
- Организм человека, охрана его здоровья.
- Заключение.
Специфические особенности данного курса обусловлены тем, что он преподается детям с недостатками слуха. У глухих и слабослышащих детей недостаточно развиты наиболее важные психические функции, их качества и свойства. Нейросенсорная тугоухость у неслышащих детей отрицательно сказывается на восприятие окружающего мира. Их чувственный опыт и, соответственно, представления об окружающем мире оказывается беднее, чем у слышащих. Поэтому при изучении природы особую значимость приобретает специальная работа по обогащению и уточнению фактических представлений и элементарных обобщений одновременно с формированием речи и словесного мышления. Это позволяет наряду с другими направлениями подготовки поднять уровень знаний и обеспечить возможность последующего изучения природы в курсе природоведения.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Важная задача для детей с нарушением слуха заключается в накоплении полноценных фактических знаний о природе. Природоведение по своему содержанию является предметом естественно-научного цикла. Поэтому ведущее место в его проведении должны занимать методы: наблюдение предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроке в классе, а также организации таких форм работы с обучающимися, как экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения.
Важным принципом природоведения является краеведческий. Формирование природоведческих понятий предполагает общение обучающихся с учителем и между собой, создание основ для экологического, эстетического, патриотического воспитания и отбор конкретных объектов и явлений природы для изучения с учетом данной местности.
В 5 классе отводится место изучению организма человека и охране его здоровья. Особое внимание при изучении данной темы нужно уделить представлению организма человека как единого целого, соблюдению личной и общественной гигиены и тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего здоровья.
При изучении темы «Живые организмы и среда обитания» даются новые сведения о свойствах компонентов природы, о связях между органическим и неорганическим миром, об относительной приспособленности растений и животных к различным условиям среды обитания.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану на изучение предмета «Природоведение» в 5 классе основной школы отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов в год.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Природоведение».
- Природа как одна из основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающее человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. Результаты освоения учебного предмета «Природоведение» 5 класс.
Личностные результаты:
- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
- осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающиеся в интересе к её природе, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития эстетических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
- установка на безопасный образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим.
Метапредметные результаты:
- формирование умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
- формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения познавательных задач;
- использование различных способов поиска информации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться и распределять роли в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись. измерение, опыт, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Развитие жизненной компетенции:
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, умение пользоваться личными средствами в разных ситуациях (слуховой аппарат, очки и т. п.), созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог.
- Овладение социально-бытовыми умениями (уметь ориентироваться в школьном расписании занятий), используемыми в повседневной жизни.
- Овладение навыками коммуникации (умение задать вопрос, обратиться с просьбой), способность сотрудничать с учителем, сверстниками.
- Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации (использовать вещи в соответствии с их функциями, адекватно вести себя в быту с точки зрения безопасности для себя и окружающих).
- Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей (знать правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса в семье, в школе, в транспорте, в магазине).
6. Содержание учебного предмета «Природоведение»5 класс.
Введение
Тела, вещества, явления природы. Для чего и как человек изучает природу.
Практические работы: Организация наблюдений за погодой; за изменением высоты Солнца над горизонтом в двадцатых числах каждого месяца и происходящие в связи с этим изменениями в природе.
Демонстрация модели флюгера и способа определения направления ветра.
Воздух
Воздух – смесь газов: азот. Кислород. Углекислый газ; примеси в воздухе.
Свойства воздуха: бесцветность, прозрачность, теплопроводность, упругость. Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Как человек использует свойства воздуха.
Нагревание воздуха от поверхности суши и воды. Изменение температуры воздуха с высотой.
Движение воздуха – ветер. Работа ветра в природе.
Погода. Изменчивость погоды. Местные признаки изменения погоды. Зачем нужны прогнозы погоды.
Значение воздуха для жизни на Земле. Необходимость его охраны от загрязнения.
Экскурсия на природу.
Практические работы: по календарю погоды провести сравн.ение погоды разных дней.
Демонстрации опытов: 1) Свойства кислорода поддерживать горение; 2) Воздух занимает место; 3) Воздух сжимаем и упруг; 4) Изменение объема воздуха с изменением температуры; 5) Движение теплого и холодного воздуха.
Почва
Почва – особое природное тело. Свойства почвы:плодородие, влагопроницаемость, воздухопроницаемость.
Отличие почвы от горной породы. Как образуется почва. Какие бывают почвы. Значение почвы для жизни на Земле.
Демонстрация опыта: Влагопроницаемость почвы.
Важнейшие полезные ископаемые.Горные породы
Свойства, добыча, использование. Полезные ископаемые своего края.
Опыты: Физические свойства 4-5 полезных ископаемых.
Что такое горные породы. Разнообразие горных пород на Земле: гранит., базальт, кварцит, мрамор, каменный уголь — плотные породы; песок, глина — рыхлые породы; вода, нефть — жидкие породы; природный газ — газообразные породы.
Выветривание. Перенос разрушенных горных пород текучими водами., ледниками, ветром, морем. Образование обломочных горных пород.
Горные породы как полезные ископаемые: железные руды; руды цветных металлов.
Металлы, их использование.
Нерудные полезные ископаемые. Использование обломочных горных пород в хозяйстве своей местности. Добыча полезных ископаемых. Необходимость бережного использования полезных ископаемых.
Практические работы: Определение свойств горных пород по раздаточному материалу; демонстрация разрушения гранита при изменении температуры.
Живые организмы и среда обитания
Разнообразие живых организмов на Земле. Что такое среда обитания. Условия, необходимые для жизни организмов. Зависимость растений, животных и человека от условий среды обитания в Кузбассе.
Роль организмов в жизни природы. Использование человеком живых организмов. Влияние деятельности человека на животный и растительный мир и его охрана.
Наблюдения за растениями и животными в кабинете биологии, в природе.
Демонстрация таблиц, муляжей, гербарных образцов.
Экскурсия «Изучение животных и растений своей местности и среды обитания»
Организм человека, охрана его здоровья.
Строение тела человека (общий обзор). Кожа. Гигиена кожи. Скелет и осанка. Значение правильной посадки. Правильная посадка при чтении и письме. Мышцы, их укрепление. Значение физического труда и физической культуры для укрепления мышц. Манера поведения. Болезни, связанные с курением. Медицинская помощь, ее виды.
Органы кровообращения. Сердце, его укрепление. Кровь. Знакомство с кровеносными сосудами.
Органы пищеварения. Гигиена питания. Зубы, уход на ними.
Органы дыхания. Гигиена дыхания, предупреждение простудных заболеваний.
Общее знакомство с органами выделения.
Нервная система. Органы чувств. Гигиена нервной системы и органов чувств. Режим труда и отдыха. Участие детей в общественно полезном труде.
Практические работы: подсчёт пульса в спокойном состоянии, после бега на месте или 10 приседаний; сравнение данных у детей слабых и физически развитых; приёмы оказания первой помощи при некоторых кровотечениях, простейшей обработки небольших ран, наложение повязок (пр.р проводится во внеурочное время под руководством мед. работника).
Заключение. Обобщение. Систематизация знаний.
- Тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов | Характеристика деятельности обучающихся |
1. | Раздел I. Введение | 4 | Систематически наблюдать за природой. Измерять температуру по термометру. Обозначать явления погоды условными знаками. Обобщать результаты по сезонам. |
2. | Раздел II. Воздух | 10 | Знать свойства воздуха, о работе ветра в природе, необходимости охраны воздуха. Определять направление ветра по флюгеру. Сравнивать погоду разных дней по календарю погоды. Ориентироваться по местным признакам. |
3. | Раздел III. Почва | 4 | Определять с помощью опытов изученные свойства местных почв |
4. | Раздел IV. Важнейшие полезные ископаемые. Горные породы. | 18 | Знать 4 – 5 полезных ископаемых, их назначение. Знать отличия рудных и нерудных полезных ископаемых. Определять свойства горных пород. |
5. | Раздел V. Живые организмы и среда обитания. | 7 | Различать 3-4 растения местного ландшафта. Различать 5 – 6 животных Кемеровской области. Охранять растения и животных. Культурно вести себя в природе. |
6. | Раздел V I. Организм человека, охрана его здоровья. | 23 | Характеризовать системы органов человека. Анализировать схемы расположения органов тела человека, Уметь показывать расположение внутренних органов. Формулировать правила гигиены. Работа в парах: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи. |
7. | Раздел VII. Заключение. | 2 | Знать обобщающие слова, понятия и представления, входящие в программу. Устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой. Уметь задавать вопросы познавательного характера. Самостоятельно рассказывать об увиденном. |
Итого: | 68 |
8. Материально – техническое обеспечение учебного предмета «Природоведение».
Учебники:
1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Учебник для ОУ, 5 класс.- М.: Дрофа, 2008.
- Дополнительный учебник для 5-6 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I и II вида.
Захарова Т. М., Николаева Л.В. Природоведение. - М.: Просвещение, 1989.
Методические пособия
1. Долгачева В.С.
Обучение общественно-полезному труду в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: Комнатное цветоводство: Пособие для педагогов и воспитателей. - М: «Владос», 2006.
2. Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина/ Козачек Т. В. - М.: Учитель, 2014.
3. Хлебосолова О.А., Ерошина Г.Ю. Методическое пособие к учебнику «Природоведение».- М: «Владос», 2006.
Печатные пособия
1. Ориентирование на местности.
- Полезные ископаемые.
- Растительный и животный мир полей, лугов, водоёмов.
- Природа и труд людей северной части России.
- Зона тайги. Растительный и животный мир. Труд людей.
- Зона смешанных лесов.
- Зона степей. Растительный и животный мир. Занятие населения.
- Зона пустынь.
- Горы. Крым. Кавказ. Урал. Карпаты.
- Охрана природы.
- Строение организма человека. Охрана здоровья.
12. Гнатишин, В.Н. Атлас для школьников. Кемеровская область / В.Н .Гнатишин Кемерово: «Просвещение-регион», 2002 – 36с.
Оборудование
- Электронные образовательные ресурсы: «Школа цифрового века», уроки дистанционного обучения «е-КМ-школа».
- Физическая карта полушарий.
- Физическая карта России.
- Коллекция « Полезные ископаемые».
- Коллекция муляжей грибов, овощей, фруктов.
- Коллекция «Почвы».
- Таблицы «Строение тела человека».
- гербарий растений.
- Флюгер, термометр, барометр.
- Аквариум.
Технические средства обучения
Классная доска
Настенная магнитная доска
Компьютер. Телевизор.
Оборудование класса
Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Подставки для книг, магниты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (Vвида) через продуктивные виды деятельности, коррекция их личностных особенностей.
В статье раскрываются пути формирования творческих способностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, способствующие их социальной адаптации....
ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ I-II ВИДА ДЛЯ I – XII КЛАССОВ
Многолетний опыт общеобразовательных школ показал неприемлемость использования в пределах всей страны единой программы физического воспитания учащихся и тем более для детей с ограниченными возможностя...
Рабочая программа по истории для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы IV вида.
Рабочая программа по истории на ступени основного общего образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе IV вида составлена на основе федерального компонента Государственного...
Урок русского языка в 6 классе в ГС(К)ОУ «Кемеровской специальной коррекционной общеобразовательной школе I и II видов»
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Нулевое окончание. Роль окончаний в словах». Школа для детей с нарушением слуха. Общеобразовательная программа растянута на 12 лет обучения. В 6 классе мы зани...
Конспект речевой конференции с учениками 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы I и II вида "Путешествие в космос"
Цель: демонстрация речевых навыков детей. Задачи.Коррекционные: развитие просодического компонента речи; активизация речевых навыков; развитие слухового восприятия. Воспитательные:воспитыват...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для 2 класса «Елабужской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I, II вида»
Рабочая программа по технологии для 2 класса "Елабужской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I, II вида", разработанная учителем технологии первой квалифик...
Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.
Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...