РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В КЕМЕРОВСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ I И II ВИДОВ (5 КЛАСС)
рабочая программа (природоведение, 5 класс) по теме

Дергоусова Маргарита Андреевна

         Рабочая учебная программа по предмету «Природоведение» в 5 классе составлена с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с нарушениями слуха на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Природоведение». Автор Хотеева Э.Н.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_rabochaya_programma_prirodovedenie.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа I и II видов»

Согласовано:

зам.директора по УВР

_______/Г.В. Иванова/

«___»________2013 г.

Педагогический совет

«___»________2013 г.

протокол № ________

Утверждаю:

директор ГС(К)ОУ ОШ

_________/А.В. Боков/

«___»_________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

«ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»

(5 КЛАСС)

Разработчик:

М.А.Дергоусова – учитель биологии, химии, географии  высшей квалификационной категории

Кемерово

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………..

3

Общая характеристика учебного предмета…………………………….

4

Место учебного предмета в учебном плане……………………………

5

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета……………...

5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета………………………………………………………..

5

Содержание учебного предмета…………………………………...........

7

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся……………………………...........

9

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………………………………………………………………...

10

1. Пояснительная записка

         Рабочая учебная программа по предмету «Природоведение» в 5 классе составлена с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с нарушениями слуха на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Природоведение». Автор Хотеева Э.Н.).

В осуществлении задач воспитания, образования и развития глухих учащихся, в формировании и развитии представлений об окружающем мире, в котором они живут, важную роль играет курс природоведения.

Природоведение, которое изучается в школе глухих в 5 классе, ставит своей целью:

  1. сообщить школьникам элементарные сведения о неживой и живой природе и труде людей, о ближайшем окружении школы, о своей области, об изменениях природы и труда людей по временам года;
  2. обогатить опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений за живой и неживой природой;
  3. раскрыть некоторые доступные для детей этого возраста взаимосвязи предметов и явлений природы; показать влияние изменений в природе на труд человека;
  4. дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями по охране природы в родном крае;
  5. дать первоначальные знания об организме человека и охране его здоровья.

        Предлагаемый курс соответствует общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • накопление полноценных фактических знаний о живой, неживой природе и труде людей на материале своего края;
  • обогащение личного опыта обучающихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений природы;
  • формирование представления о значении охраны природы в данной местности;
  • развитие речи остаточного слуха мыслительной деятельности у детей с нарушением слуха;
  • формирование первоначальных гигиенических знаний;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

  1. Введение.
  2. Воздух.
  3. Почва.
  4. Важнейшие полезные ископаемые. Горные породы.
  5. Живые организмы и среда обитания.
  6. Организм человека, охрана его здоровья.
  7. Заключение.

Специфические особенности данного курса обусловлены тем, что он преподается детям с недостатками слуха. У глухих и слабослышащих детей недостаточно развиты наиболее важные психические функции, их качества и свойства. Нейросенсорная тугоухость  у неслышащих детей отрицательно сказывается на восприятие окружающего мира. Их чувственный опыт и, соответственно, представления об окружающем мире оказывается беднее, чем у слышащих. Поэтому при изучении природы особую значимость приобретает специальная работа по обогащению и уточнению фактических представлений и элементарных обобщений одновременно с формированием речи и словесного мышления. Это позволяет наряду с другими направлениями подготовки поднять уровень знаний и обеспечить возможность последующего изучения  природы в курсе природоведения.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Важная задача для детей с нарушением слуха заключается в накоплении полноценных фактических знаний о природе. Природоведение по своему содержанию является предметом естественно-научного цикла. Поэтому ведущее место в его проведении должны занимать методы: наблюдение предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроке в классе, а также организации таких форм работы с обучающимися, как экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения.

Важным принципом природоведения является краеведческий. Формирование природоведческих понятий предполагает общение обучающихся с учителем и между собой, создание основ для  экологического, эстетического, патриотического воспитания и отбор конкретных объектов и явлений природы для изучения с учетом данной местности.

В 5 классе отводится место изучению организма человека и охране его здоровья. Особое внимание при изучении данной темы нужно уделить представлению организма человека как единого целого, соблюдению личной и общественной гигиены и тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения  и укрепления своего здоровья.

При изучении темы «Живые организмы и среда обитания» даются новые сведения о  свойствах компонентов природы, о связях между органическим и неорганическим миром, об относительной приспособленности растений и животных к различным условиям среды обитания.

3.  Место учебного предмета в учебном плане.

       Согласно базисному учебному плану на изучение предмета «Природоведение» в 5 классе основной школы отводится  2 часа в неделю, всего – 68 часов в год.

4.  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Природоведение».

  • Природа как одна из основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающее человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5. Результаты освоения учебного предмета «Природоведение» 5 класс.

Личностные результаты:

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
  • осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающиеся в интересе к её природе, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития эстетических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • установка на безопасный образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим.

Метапредметные результаты:

  • формирование умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
  • формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения познавательных задач;
  • использование различных способов поиска информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться и распределять роли в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись. измерение, опыт, сравнение, классификация  с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Развитие жизненной компетенции:

- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, умение пользоваться личными средствами в разных ситуациях (слуховой аппарат, очки и т. п.),  созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

-   Готовность слушать собеседника и вести диалог.

- Овладение социально-бытовыми  умениями (уметь ориентироваться в школьном расписании занятий), используемыми в повседневной жизни.

- Овладение навыками коммуникации (умение задать вопрос, обратиться с просьбой), способность сотрудничать с учителем, сверстниками.

- Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации (использовать вещи в соответствии с их функциями, адекватно вести себя в быту с точки зрения безопасности для себя и окружающих).

- Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей (знать правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса в семье, в школе, в транспорте, в магазине).   

6. Содержание учебного предмета «Природоведение»5 класс.

Введение

        Тела, вещества, явления природы. Для чего и как человек изучает природу.

        Практические работы: Организация наблюдений за погодой; за изменением высоты Солнца над горизонтом в двадцатых числах каждого месяца и происходящие в связи с этим изменениями  в природе.

        Демонстрация модели флюгера и способа определения направления ветра.

Воздух

        Воздух – смесь газов: азот. Кислород. Углекислый газ; примеси в воздухе.

Свойства воздуха: бесцветность, прозрачность, теплопроводность, упругость. Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Как человек использует свойства воздуха.

        Нагревание воздуха от поверхности суши и воды. Изменение температуры воздуха с высотой.

        Движение воздуха – ветер. Работа ветра в природе.

        Погода. Изменчивость погоды. Местные признаки изменения погоды. Зачем нужны прогнозы погоды.  

        Значение воздуха для жизни на Земле. Необходимость его охраны от загрязнения.

        Экскурсия на природу.

        Практические работы: по календарю погоды провести сравн.ение погоды разных дней.

        Демонстрации опытов: 1) Свойства кислорода поддерживать горение; 2)  Воздух занимает место; 3)  Воздух сжимаем и упруг; 4) Изменение объема воздуха с изменением температуры; 5) Движение теплого и холодного воздуха.

Почва

        Почва – особое природное тело. Свойства почвы:плодородие, влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

        Отличие почвы от горной породы. Как образуется почва. Какие бывают почвы. Значение почвы для жизни на Земле.

         Демонстрация опыта: Влагопроницаемость почвы.  

Важнейшие полезные ископаемые.Горные породы

        Свойства, добыча, использование. Полезные ископаемые своего края.

        Опыты:  Физические свойства 4-5 полезных ископаемых.

Что такое горные породы. Разнообразие горных пород на Земле: гранит., базальт, кварцит, мрамор, каменный уголь — плотные породы; песок, глина — рыхлые породы; вода, нефть — жидкие породы; природный газ — газообразные породы.

        Выветривание. Перенос разрушенных горных пород текучими водами., ледниками, ветром, морем. Образование обломочных горных пород.

        Горные породы как полезные ископаемые: железные руды; руды цветных металлов.

        Металлы, их использование.

        Нерудные полезные ископаемые. Использование обломочных горных пород в хозяйстве своей местности. Добыча полезных ископаемых. Необходимость бережного использования полезных ископаемых.

        Практические работы: Определение свойств горных пород по раздаточному материалу; демонстрация разрушения гранита при изменении температуры.

Живые организмы и среда обитания        

        Разнообразие живых организмов на Земле. Что такое среда обитания. Условия, необходимые для жизни организмов.  Зависимость растений, животных и человека от условий среды обитания в Кузбассе.

        Роль организмов в жизни природы. Использование человеком живых организмов.  Влияние деятельности человека на животный и растительный мир и его охрана.

        Наблюдения за растениями и животными в кабинете биологии, в природе.

        Демонстрация таблиц, муляжей, гербарных образцов.

        Экскурсия «Изучение животных и растений своей местности и среды обитания»

Организм человека, охрана его здоровья.

           Строение тела человека (общий обзор). Кожа. Гигиена кожи. Скелет и осанка. Значение правильной посадки. Правильная посадка при чтении и письме. Мышцы, их укрепление. Значение физического труда и физической культуры для укрепления мышц.  Манера поведения. Болезни, связанные с курением. Медицинская помощь, ее виды.

           Органы кровообращения. Сердце, его укрепление. Кровь. Знакомство с кровеносными сосудами.

Органы пищеварения. Гигиена питания. Зубы, уход на ними.

Органы дыхания. Гигиена дыхания, предупреждение простудных заболеваний.

Общее знакомство с органами выделения.

Нервная система. Органы чувств. Гигиена нервной системы и органов чувств. Режим труда и отдыха. Участие детей в общественно полезном труде.

Практические работы: подсчёт пульса в спокойном состоянии, после бега на месте или 10 приседаний; сравнение данных у детей слабых и физически развитых; приёмы оказания первой помощи при некоторых кровотечениях, простейшей обработки небольших ран, наложение повязок (пр.р проводится во внеурочное время под руководством мед. работника).

Заключение. Обобщение. Систематизация знаний.

  1. Тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Всего

часов

Характеристика деятельности обучающихся

1.

Раздел I. Введение

4

Систематически наблюдать за природой.

Измерять температуру по термометру.

Обозначать явления погоды условными знаками.

Обобщать результаты по сезонам.

2.

Раздел II. Воздух

10

Знать свойства воздуха, о  работе ветра в природе, необходимости охраны воздуха.

Определять направление ветра по флюгеру.

Сравнивать погоду разных дней по календарю погоды.

Ориентироваться по местным признакам.

3.

Раздел III. Почва

4

Определять с помощью опытов изученные свойства местных почв

4.

Раздел IV. Важнейшие полезные ископаемые. Горные породы.

18

Знать 4 – 5 полезных ископаемых, их назначение.

Знать отличия рудных и нерудных полезных ископаемых.

Определять свойства горных пород.

5.

Раздел V. Живые организмы и среда обитания.

7

Различать 3-4 растения местного ландшафта. Различать 5 – 6 животных

Кемеровской области.

Охранять растения и животных.

Культурно вести себя в природе.

6.

Раздел V I.

Организм человека, охрана его здоровья.

23

Характеризовать системы органов человека. Анализировать схемы расположения органов тела человека, Уметь показывать расположение внутренних органов.

Формулировать правила гигиены. Работа в парах: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи.

7.

Раздел VII. Заключение.

2

Знать обобщающие слова, понятия и представления, входящие в программу.

Устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.

Уметь задавать вопросы познавательного характера. Самостоятельно рассказывать об увиденном.

                   Итого:

68

8.  Материально – техническое обеспечение учебного предмета «Природоведение».

 Учебники:

1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Учебник для ОУ, 5 класс.- М.: Дрофа, 2008.

  1. Дополнительный учебник для 5-6 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I и II вида.

Захарова Т. М., Николаева Л.В. Природоведение. - М.: Просвещение, 1989.

Методические пособия

1. Долгачева В.С.

Обучение общественно-полезному труду в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: Комнатное цветоводство: Пособие для педагогов и воспитателей. -  М: «Владос», 2006.

2. Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина/ Козачек Т. В. - М.:  Учитель, 2014.

3. Хлебосолова О.А., Ерошина Г.Ю. Методическое пособие к учебнику «Природоведение».- М: «Владос», 2006.

Печатные пособия

1. Ориентирование на местности.

  1. Полезные ископаемые.
  2. Растительный и животный мир полей, лугов, водоёмов.
  3. Природа и труд людей северной части России.
  4. Зона тайги. Растительный и животный мир. Труд людей.
  5. Зона смешанных лесов.
  6. Зона степей. Растительный и животный мир. Занятие населения.
  7.  Зона пустынь.
  8.  Горы.  Крым. Кавказ. Урал. Карпаты.
  9.  Охрана природы.
  10.  Строение организма человека. Охрана здоровья.

12. Гнатишин, В.Н. Атлас для школьников. Кемеровская область /  В.Н .Гнатишин Кемерово: «Просвещение-регион», 2002 – 36с.

                                                          Оборудование

  1. Электронные образовательные ресурсы: «Школа цифрового века», уроки дистанционного обучения «е-КМ-школа».
  2. Физическая карта полушарий.
  3. Физическая карта России.
  4. Коллекция « Полезные ископаемые».
  5. Коллекция муляжей грибов, овощей, фруктов.
  6. Коллекция «Почвы».
  7. Таблицы «Строение тела человека».
  8. гербарий растений.
  9. Флюгер, термометр, барометр.
  10. Аквариум.

Технические средства обучения

Классная доска

Настенная магнитная доска

Компьютер. Телевизор.

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский  с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Подставки для книг, магниты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (Vвида) через продуктивные виды деятельности, коррекция их личностных особенностей.

В статье раскрываются пути формирования творческих способностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, способствующие их социальной адаптации....

ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ I-II ВИДА ДЛЯ I – XII КЛАССОВ

Многолетний опыт общеобразовательных школ показал неприемлемость использования в пределах всей страны единой программы физического воспитания учащихся и тем более для детей с ограниченными возможностя...

Рабочая программа по истории для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы IV вида.

Рабочая программа по истории  на ступени основного общего образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе IV вида составлена на основе федерального компонента Государственного...

Урок русского языка в 6 классе в ГС(К)ОУ «Кемеровской специальной коррекционной общеобразовательной школе I и II видов»

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Нулевое окончание. Роль окончаний в словах». Школа для детей с нарушением слуха. Общеобразовательная программа растянута на 12 лет обучения. В 6 классе мы зани...

Конспект речевой конференции с учениками 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы I и II вида "Путешествие в космос"

Цель: демонстрация речевых навыков детей. Задачи.Коррекционные: развитие просодического компонента речи; активизация речевых навыков; развитие слухового восприятия. Воспитательные:воспитыват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для 2 класса «Елабужской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I, II вида»

Рабочая программа по технологии для 2 класса  "Елабужской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I, II вида",  разработанная учителем технологии первой квалифик...

Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.

Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...