Урок -игра "Тихая охота" 5 кл. ФГОС
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Бибанина Ольга Владимировна

  Схема урока на основе системно-деятельностного  метода обучения.

Тема урока:   Грибы

Тип урока: обобщения и проверки знаний

Форма урока:игровая, групповая, проектная 

Цель урока: (для учителя): систематизировать знания о грибах, выявить уровень знаний.

Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с многообразием грибов, выявить отличительные признаки грибов, научиться бережно относиться к природе.

Задачи урока:

Воспитывающая:  развитие экологической грамотности учащихся, бережного отношения к природе.

Развивающая: расширение кругозора учащихся, способности сравнивать, анализировать,  делать выводы.
Обучающая: научить умению отличать  грибы , формирование представлений о строении, определение  места их в органическом мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_plana_uroka_griby_fgos.docx30.97 КБ
Файл test_griby.docx18.4 КБ
Файл golovolomka_griby.docx106.39 КБ
Файл krossvord_.docx14.03 КБ
Microsoft Office document icon lishniy_grib.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon pazl_griby.doc268.5 КБ
Microsoft Office document icon protokol.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon pazl_griby.doc268.5 КБ
Файл preentatsiya_gribynoveyshaya.odp2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Схема плана урока

на основе системно-деятельностного  метода обучения

Тема урока:   Грибы

Тип урока: обобщения и проверки знаний

Форма урока:игровая, групповая, проектная 

Цель урока: (для учителя): систематизировать знания о грибах, выявить уровень знаний.

Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с многообразием грибов, выявить отличительные признаки грибов, научиться бережно относиться к природе.

Задачи урока:

Воспитывающая:  развитие экологической грамотности учащихся, бережного отношения к природе.

Развивающая: расширение кругозора учащихся, способности сравнивать, анализировать,  делать выводы.
Обучающая: научить умению отличать  грибы , формирование представлений о строении, определение  места их в органическом мире.

  • Оборудование: четыре игровых стола с цветными табличками – весь класс принимает участие в игре, равномерно поделённый на четыре команд – групповая форма работы;
  • проектор;
  • презентация  «Грибы – чудо природы» в программе Microsoft Office PowerPoint 2007;
  • наглядное оформление иллюстрации «Грибы», муляжи грибов;
  • раздаточные игровые материалы ( карточки, ребусы, головоломки).

Описание хода урока

Название  технологических этапов урока, их  содержания

Конспект урока

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения  предполагает осознание вхождение учащегося в  пространство  учебной деятельности на уроке. На данном этапе  учителем организуется для учащихся  мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся  могут достичь на данном этапе урока , описание методов  организации учебной деятельности):

  • Актуализация требований  к нему со стороны учебной деятельности (надо):
  • Создаются условия для возникновения  внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
  • Устанавливаются тематические рамки (могу).

I. Организационное начало.

При входе в класс учащиеся из корзинки вытаскивают сложенные листочки (цветной стороной внутрь – приготовлены  пазлы 4 грибов), разворачивают и определяют игровой стол, рассаживаются в  4 команды, определяют гриб.

Слайд 1.

-Что такое «тихая» охота?

– В течение трёх уроков мы с вами изучали особенности строения представителей удивительного царства органического мира, говорили о практическом значении их в природе и жизни человека. Сегодня мы подведём итог – что и сколько знаем мы о грибах, будем весь урок играть, определим лидеров и знатоков, постараемся ответить на вопрос «Почему «Грибы – чудо природы???».

Слайд 2.

III. Объяснение правил игры.

– Мы одна команда! Уважайте мнение каждого игрока команды.

– Слушай внимательно задание – в вопросе может быть подсказка.

– Если выигрываете – не зазнавайтесь, если проиграли – не отчаивайтесь, в следующем туре обязательно выиграете.

– Главное в игре «Что и сколько знаем мы», «Если не знаем, то узнаем», «Учиться всегда пригодится».

– Ну, что же! Вперёд!

– Каждый правильный ответ  будет оценивать по одному баллу, кто наберёт больше всех баллов – станет знатоком грибов.

Грибы всегда привлекали внимание человека. Их использовали древние шаманы в ритуальных обрядах, человек научился их использовать в пищу, получать из них биологически активные вещества и лекарства.

Слайд 3.

Личностные УД (деятельностный компонент) – готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни.

Регулятивные УД  - принимать   познавательную цель, сохранять  ее при выполнении УД, регулировать  весь процесс их выполнения и четко выполнять   требования познавательной задачи.

Коммуникативное УУД: сотрудничество с учителем

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе  организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного  учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

  • Актуализацию изученных способов  действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения  и знаковую фиксация;
  • Актуализацию соответствующих мыслительных операций  и познавательных процессов;
  • Мотивацию к пробному  учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное  осуществление
  • Фиксацию индивидуальных затруднений  в выполнении  пробного  учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую  связь между  ними на основании методики  обучения данному предмету  на каждом шаге  данного этапа

Для актуализации знаний учащимся задаются вопросы (фронтально) 1. В какую систематическую категорию объединяются грибы?

2. Почему грибы занимают особое положение в системе
органического мира. Назовите отличительные признаки грибов.


  1. Какая наука изучает грибы?

  2. Когда возникла микология и кто считается ее основателем?

  3. Сколько видов грибов известно науке?

  4. Классификация грибов.

  5. Классификация грибов по способу питания.

  6. Кто такие сапрофиты?

  7. Кто такие паразиты?

  8. Кто такие симбионты?

  9. Какое строение имеют шляпочные грибы?

  10. Из каких частей состоит плодовое тело шляпочного гриба?

  11. Классификация шляпочных грибов.

  12. Какие грибы называются пластинчатыми, какие - трубчатыми?

  13. Что такое симбиоз?

  14. Какие вещества получает растение от гриба с помощью симбиоза?

  15. Какие вещества получает гриб от растения с помощью симбиоза?

  16. Назовите плесневые грибы.

  17. Строение плесневых грибов. /Мукор, пеницилл/.

  18. Чем представлена грибница мукора?

  19. Чем представлена грибница пеницилла?

  20. Чем дрожжи отличаются от всех других грибов?

  21. Какие особенности дрожжей используются в хлебопечении?

  22. Размножение грибов. Способы размножения.

  23. Трутовик-это....

:

Регулятивные УД – работать  в соответствии с предложенным планом

Познавательные УД – добывать и (сопоставлять, анализировать) новые знания (информацию).

3.Выявление  места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися  места и причины затруднения.

Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих  методов и содержания учебных заданий для  выявления  учащимися места  и причины затруднения.

Основные методы мотивации  для создания успешной ситуации.  Для этого учитель учит учащихся:

  • Восстанавливать выполненные операции  и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где  возникло затруднение;
  • Соотносить  свои действия с используемым  способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить  и зафиксировать  во внешней речи  причину затруднения – те конкретные задачи, умения  или способности, которых не  достается  для решения  исходной задачи.

Для ответа на последние два вопроса перед учащимися  ставится исходная задача, которую они решат, используя свои способности и умения .

Познавательные УД – применять умения  перерабатывать информацию и делать выводы на основании полученных результатов.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Аттестуемый демонстрирует  методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в  коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий  по алгоритму:

  • Ставят цель (целью всегда является  устранение  возникшего затруднения)
  • Согласовывают тему урока
  • Строят план достижения цели
  • Определяют средства – алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем  с помощью исследовательских методов.

5.Реализация  построения проекта

Аттестуемый  описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся  в рамках реализации  построения проекта.

На данном этапе  осуществляется реализация построенного проекта:

  • Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися
  • Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково

Построенные способ действия  используется для  решения  сходной задачи, вызвавшей затруднения.

Составить правила сбора грибов ( по 1 правилу от команды). Можно- нельзя

1. Собирать молодые, не пораженные вредителями или плесенью

грибы.

2. Собирать грибы вблизи городов, промышленных предприятий,

дорог.

3. Обрабатывать грибы сразу после сборки.

4. Есть грибы маленьким детям, пожилым людям, людям с
заболеваниями органов пищеварения, печени, почек.

5. Собирать грибы в экологически чистых районах.

6.Покупать съедобные, соленые грибы на улице, у метро и в подобных местах.

7.Употреблять в пищу свежие грибы (не позднее чем через несколько часов после сбора).

8.Тщательно мыть грибы или отваривать их перед жаркой и засолкой.

9.Употреблять в пищу незнакомые грибы.

10.Есть грибы без кулинарной обработки.

11.Не знаешь какой это гриб -в корзину не клади!!!

12.Выкручивать плодовое тела, чтобы  как можно меньше повредить грибницу.

Первая помощь при отравлении грибами.

Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

Регулятивные УД – оценить проблему и приложить усилия для ее решения. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты

. Познавательные УУД умение осуществлять постановку и решение проблемы.

 Узнай по фотопортрету.

Регулятивные УД умения высказывать предположения и его доказывать. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты

ПредметныеУД: выявления отличительных признаков грибов ; сравнение биологических объектов ,умение делать выводы.

6. Совместная  работа  с проверкой по эталону.  

На данном этапе  учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый  способ действий с проговариванием  алгоритма решения  вслух.

Аттестуемый демонстрирует  форму  организаций  учебной деятельности, выбор заданий  с целью закрепления новых знаний  с использованием алгоритма решения.

 Ребусы. Лишний гриб

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать  результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

7.Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.  

При проведении данного  типа используется  индивидуальная форма работы:

Учащиеся  самостоятельно  выполняют задания нового  типа  и осуществляют  их самопроверку, пошагового оценивания  с эталоном.  Организуется рефлексия реализации  построенного проекта  учебных действий. Организуется для  учащихся  ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки  самостоятельной работы.

Выполнение тестового задания с взаимопроверкой, сравнивание с эталоном

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать  результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

8.Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

На данном этапе  фиксируется  новое содержание, изученное на уроке. Организуется  рефлексия  и самооценка учениками  собственной  учебной деятельности (цель обучения , способы достижения  цели, результат)

Аттестуемый  демонстрирует  эффективные способы  самооценки и самоконтроля учебной деятельности

– Каково значение грибов в природе и жизни человека?

(санитары – разрушители органического вещества – их называют редуцентами в круговороте веществ;

патогенные – вызывают различные болезни;

звено в цепи питания;

источник белковой пищи;

получают лекарства, витамины, лимонную кислоту)

– Можно ли назвать грибы чудом природы? Почему?

(сочетают признаки и растений и животных, разнообразны по внешнему облику. Помните «кто много читает, тот много знает», природа хранит много тайн, открывайте загадочные и удивительные тайны природы.

 Итог игры. . Подведение итогов жюри. Награждение команд, вручение Грамот. .Рефлексия. Рисуем светофор. 

Выскажите мнение о своей работе: Я справился………. Мне было трудно……. Я научился………  Я понял…………

Личностные УД – уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей  к саморазвитию, к познанию, учебе.

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.



Предварительный просмотр:

 

Тест тема: Грибы

2вариант  

  Выберите один правильный ответ.

Чем грибы отличаются от бактерий?                                            

 1) клетки имеют

оболочки;                                                                                                                                      

 2) клетки содержат цитоплазму;                                                                                                                    

  3) клетки имеют ядро;                                                                                                                                        

4) клетки делятся. 

 2. К пластинчатым грибам относится

     1) белый гриб        

     2) подберезовик

     3) лисичка

     4) масленок

3.К трубчатым грибам относится

     1) сыроежка        

     2) белый гриб                        

      3) опенок

     4) спорынья

4.  Какие грибы поселяются на хлебе?

     1) Грибы –паразиты    

      2) Плесневые;  

      3) Шляпочные

       4)Дрожжи                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

  5.Гриб-фитофтора поражает

1) злаки                                  

2) овощные растения          

3) плодовые растения

4) березы

6. Выберите три правильных ответа.                  

   К  плесневым грибам  относятся

1) головня                                  

2) пеницилл                      

3) мукор                          

4) бледная поганка

5) аспергилл

6) мухомор

   

Тест тема: Грибы

1вариант  

  Выберите один правильный ответ.

1 Плодовое тело шляпочных грибов образовано

1) микоризой        

2) шляпкой        

            3) ножкой

            4) ножкой и шляпкой

 2. К пластинчатым грибам относится

1) белый гриб        

2) опенок        

            3) подосиновик

4) масленок

3.К трубчатым грибам относится

1) сыроежка        

2) лисичка                                

3) подберезовик

4) головня

4.  Дрожжевые грибы состоят из

1) одной клетки                            

           2) четырех клеток          

            3) двух клеток

           4) множества клеток

  5.Гриб-трутовик поражает

1) злаки                                  

2) овощные растения          

3) плодовые растения

4) деревья

6. Выберите три правильных ответа.                                                                    

     К грибам-паразитам относятся

1) головня                                  

2) шляпочник                      

3) спорынья                                  

4) бледная поганка

5) трутовик

6) мухомор



Предварительный просмотр:

http://festival.1september.ru/articles/628809/pril5.jpg



Предварительный просмотр:

 

По горизонтали.

3. Ядовитый гриб с красной шляпкой.
6. Редко встречающийся гриб с желтой или розовой шляпкой, на нижней стороне которой имеются густо посаженные шипики.
7. Гриб с «французским названием».

По вертикали.

1. «Назвался ... – полезай в кузов».
2. «Разноцветные подружки разбегались по опушке, ... нас кличут, а сырыми не едят».
4. Гриб-боровик.
5. Пластинчатый съедобный гриб желтого цвета, никогда не бывает червивым.

   



Предварительный просмотр:

Найди лишний гриб

1

подберёзовик

сыроежка

белый

подосиновик

2

сыроежка

вешенка

волнушка

свинушка

3

лисичка

мукор

белый

подосиновик

4

аспергилл

маслёнок

мукор

пеницилл

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Найди лишний гриб

1

подберёзовик

сыроежка

белый

подосиновик

2

сыроежка

вешенка

волнушка

свинушка

3

лисичка

мукор

белый

подосиновик

4

аспергилл

маслёнок

мукор

пеницилл

Найди лишний гриб

1

подберёзовик

сыроежка

белый

подосиновик

2

сыроежка

вешенка

волнушка

свинушка

3

лисичка

мукор

белый

подосиновик

4

аспергилл

маслёнок

мукор

пеницилл

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Найди лишний гриб

1

подберёзовик

сыроежка

белый

подосиновик

2

сыроежка

вешенка

волнушка

свинушка

3

лисичка

мукор

белый

подосиновик

4

аспергилл

маслёнок

мукор

пеницилл



Предварительный просмотр:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….



Предварительный просмотр:

Протокол ИГРЫ

«Тихая охота»

Название

конкурса

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

1.Разминка

2.Блиц-опрос

3.Краткий справочник грибника.

4.Фотопортрет  

5.Ребусы

6.Найди лишний гриб

7.Тест

8.Головоломка

Итого баллов

Место

Примечание:

Каждый ответ учащихся и правильно названный гриб

оценивается по одному баллу



Предварительный просмотр:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по ФГОС 5 кл Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Тема урока: «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»Базовый учебник:  русский язык  5 класс в 2-х частях  под ред.  А.Д.Шмелёва, Е.Я.Шмелёв...

Урок урока по плаванию по ФГОС в пятом классе

данный урок физкультуры проводился в пятом классе  обучающимся по ситеме ФГОС....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Урок в соответствии с ФГОС по истории России в условиях включения историко-культурного стандарта.

Авторы:Кожевникова Екатерина Евгеньевна учитель истории и обществознания МКОУ Горкинская СОШ Киржачского района Владимирской области; Седова София Зиннатуловна учитель истории  МАОУ №37 г. ...

Технологическая карта урока по направлению «Современный урок в условиях реализации ФГОС»

Технологическая карта урока предназначена для учителей русского языка....

Конспект урока английского языка по ФГОС Тема урока: Спортивный праздник

Конспект урока английского языка по ФГОС Тема урока: Спортивный праздник...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ» В РАМКАХ ФГОС.

Рассмотрение современного урока технологии с точки зрения требований ФГОС, методологические аспекты уроков. Примеры разработок 3 уроков технологии в начальной школе....