Рабочая программа по биологии 11 класс Пасечник В.В.
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Примерной образовательной программы по биологии Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательный учреждений Биология 5-11 класс М.- Дрофа 2010.
- Годового календарно-учебного графика МБОУ СОШ №154 на 2014-2015 год утвержденного Департаментом Образования городского округа Самара.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2011. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Место учебного предмета в учебном плане:
Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки. Данная программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю (1 час выделен из федерального компонента учебного плана; 1 час из школьного компонента учебного плана МБОУ СОШ № 154) – данные часы направлены на реализацию базовой программы в полном объёме. Дополнительное количество часов отведено на изучение следующих тем:
1)основы учения об эволюции 7ч.
2)основы селекции и биотехнологии 8ч.
3)основы экологии 13ч.
4)эволюция биосферы и человек 6ч.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентации, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие идеи — отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.
Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать цели и задачи общего среднего образования.
Целью программы является формирование у каждого учащегося биологического мышления и экологической культуры.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические занятия, предусмотренные Примерной программой, в количестве:
Лабораторных работ-7
Практических работ-5
При проведении лабораторных работ, которые запланированы программой перед началом работы, проводится инструктаж по технике безопасности.
Для контроля и оценки знаний в конце каждой темы раздела предусмотрено проведение зачетных обобщающих уроков и тематическое тестирование.
Для оценки остаточных знаний по предмету, полученных за предыдущих год, проводится вводное тестирование, на которое отводится один час. В календарном тематическом планировании выделен отдельный урок для промежуточного тестирования. В конце учебного года после полного изучения курса биологии проводится итоговый контроль знаний, на которых выделяется два часа.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание учебного предмета.
Основы учения об эволюции(20)
Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основное признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные этапы эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина.
Вид. Критерии вида. Видоборазование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Естественный отбор. Формы борьбы за существование. Возникновение адаптации и их относительный характер. Генетический состав популяции. Понятие о макроэволюции. Закономерности филогенеза. Главные направления эволюции. Современное состояние эволюционной теории.
Лабораторные и практические работы
1.Описание особи по морфологическому критерию.
2.Выявление изменчивости у особей одного вида.
3.Выяление приспособлений у организмов к среде обитания.
4.Сравнительная характеристика макро и микро эволюции.
5.Изучение ароморфозов и идиоадаптации у животных (насекомых)
Обучающиеся должны знать: что такое биологический вид, популяция; как полезные изменения закрепляются в популяции под действием естественного отбора, как происходит накопление различий между популяциями одного вида и их изоляция друг от друга; как происходит образование новых видов; что такое микро- и макроэволюция, каковы основные закономерности этих процессов.
Обучающиеся должны уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, общность происхождения и эволюцию растений и животных; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; классифицировать биологические объекты.
Основы селекции и биотехнологии(8)
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Основные методы селекции и биотехнологии. Селекция растений, животных. Искусственный отбор селекции. Гибридизация как метод селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности. Современное состояние и перспективы биотехнологии. Генная и клеточная инженерия. Проблемы и перспективы биотехнологии.
Обучающиеся должны знать: о задачах селекции и биотехнологии; о методах, применяемых в селекции и биотехнологии; о достижениях селекции; о перспективах развития селекции и биотехнологии.
Обучающиеся должны уметь: характеризовать основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов и биотехнологии; проводить самостоятельный поиск биологической информации.
Антропогенез(8)
Положение человека в системе животного мира. Доказательство происхождения человека от животных. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека .Прародина человечества. Расселение человека и рассообразование.
Лабораторные и практические работы
1.Анализ и оценка гипотез формирования рас.
Обучающиеся должны знать: систематическое положение человека; основные этапы антропогенеза; о роли биологических и социальных факторов в эволюции человека; о человеческих расах.
Обучающиеся должны уметь: определять принадлежность человека к определённым систематическим группам, родство человека с млекопитающими животными; характеризовать стадии и движущие силы антропогенеза; сравнивать расы человека.
Основы экологии(20)
Экология как наука. Среда обитания организмов и её факторы. Основные типы экологических взаимодействий. Конкуренция. Конкурентные взаимодействия. Демографические показатели популяции: обилие, плотность, рождаемость, смертность .Динамика популяции. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Круговорот вещество в экосистеме. Экологические пирамиды. Пирамиды биомассы. Сукцессия. Природные ресурсы. Экологическое сознание. Экологические сообщества окружающей среды. Основы рационального природопользования.
Лабораторные и практические работы.
1.Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем.
2.Составлен0ие схем передачи веществ и энергии.
3.Описание экосистем своей местности.
4.Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Обучающиеся должны знать: что изучает экология; в чём значение факторов среды; какую роль играют условия внешней среды и внутренние свойства популяционной группы; о различных типах взаимодействия организмов; о составе и свойствах экосистемы; о потоках энергии и круговороте веществ.
Обучающиеся должны уметь: характеризовать взаимосвязи организмов и окружающей среды; выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; анализировать воздействие факторов окружающей среды, пищевые цепи и экологические пирамиды; оценивать последствия деятельности человека на окружающую среду.
Эволюция биосферы и человек (8)
Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции. Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Глобальные биогенные круговороты. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.
Обучающиеся должны знать: об основных гипотезах происхождения жизни; об основных этапах эволюции биосферы; о месте и роли человека в биосфере.
Обучающиеся должны уметь: характеризовать биологическое разнообразие биосферы; анализировать гипотезы и представления о происхождении жизни, этапы развития жизни; оценивать антропогенное воздействие на биосферу.
Практические работы.
1.Гипотезы о происхождении жизни.
2.Антропогенное воздействие на биосферу.
СТРУКТУРА КУРСА
№ | Модуль (раздел, глава, тема) | Примерное Количество часов |
1 | Основы учения об эволюции. | 20+1(вводное тестирование) |
2 | Основы селекции и биотехнологии. | 8 |
3 | Антропогенез. | 8+1(промежуточное тестирование) |
4 | Основы экологии. | 20 |
5 | Эволюция биосферы и человек. | 8 |
6 | Резервное время | 2 |
Итого: | 68 |
В раздел 1 «Основы учения об эволюции» добавлен один час из резервного времени для проведения вводного тестирования.
В раздел 3 «Антропогенез» добавлен один час из резерва для проведения промежуточного тестирования.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Урока | Тема урока | Виды контроля | ||
Основы учения об эволюции(20ч+1ч) | Обучающиеся должны знать: что такое биологический вид, популяция; как полезные изменения закрепляются в популяции под действием естественного отбора, как происходит накопление различий между популяциями одного вида и их изоляция друг от друга; как происходит образование новых видов; что такое микро- и макроэволюция, каковы основные закономерности этих процессов. Обучающиеся должны уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, общность происхождения и эволюцию растений и животных; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; классифицировать биологические объекты. | |||
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках биологии. Сущность эволюционного подхода и его значения. | |||
2 | Основные проблемы и методы эволюции. | |||
3 | Основные этапы развития Эволюционных идей. | |||
4 | Чарльз Дарвин и основные положения его теории. | |||
5 | Вид, его критерии. Лабораторная работа «Описание особей по морфологическому критерию ». | Лабораторная работа | ||
6 | Вводное тестирование. | |||
7 | Популяции. Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида». | Лабораторная работа | ||
8 | Генетический состав популяций. | |||
9 | Изменения генофонда популяций. | |||
10 | Борьба за существование и ее формы. | |||
11 | Естественный отбор и его формы. Лабораторная работа «Выявление у организмов приспособлений к среде обитания». | |||
12 | Изолирующие механизмы. | Лабораторная работа | ||
13 | Видообразование. | |||
14 | Формы видообразования. | |||
15 | Макроэволюция, её доказательства. | |||
16 | Лабораторная работа «Сравнительная характеристика макро и микро эволюции». | Лабораторная работа | ||
17 | Система растений и животных. | |||
18 | Главные направления эволюции органического мира. | |||
19 | Главные направления эволюции органического мира. «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых)». | Практическая работа | ||
20-21 | Зачётно-обобщающие уроки «Основы учения об эволюции» | Тестовая работа | ||
Основы селекции и биотехнологии(8ч) | Обучающиеся должны знать: о задачах селекции и биотехнологии; о методах, применяемых в селекции и биотехнологии; о достижениях селекции; о перспективах развития селекции и биотехнологии. | |||
22 | История развитии селекции в России. | |||
23 | Основные методы селекции и биотехнологии. | |||
24 | Методы селекции растений. | |||
25 | Методы селекции растений. | Обучающиеся должны уметь: характеризовать основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов и биотехнологии; проводить самостоятельный поиск биологической информации. | ||
26 | Методы селекции животных. | |||
27 | Селекция микроорганизмов. | |||
28 | Современное состояние и перспективы биотехнологии. | |||
29 | Зачётно-обобщающий урок «Основы селекции и биотехнологии». | Тестовая работа | ||
Антропогенез(8ч+1ч) | Обучающиеся должны знать: систематическое положение человека; основные этапы антропогенеза; о роли биологических и социальных факторов в эволюции человека; о человеческих расах. Обучающиеся должны уметь: определять принадлежность человека к определённым систематическим группам, родство человека с млекопитающимиживотными;характеризовать стадии и движущие силы антропогенеза; сравнивать расы человека. | |||
30 | Положение человека в системе животного мира. | |||
31 | Основные стадии антропогенеза. | |||
32 | Основные стадии антропогенеза. | |||
33 | Движущиеся силы антропогенеза. | |||
34 | Факторы антропогенеза. | |||
35 | Прародина человека. | |||
36 | Промежуточное тестирование | |||
37 | Расы и их происхождение. Практическая работа « Анализ и оценка гипотез формирования рас». | Практическая работа. | ||
38 | Зачётно-обобщающий урок «Антропогенез». | Тестовая работа | ||
Основы экологии(20ч) | Обучающиеся должны знать: что изучает экология; в чём значение факторов среды; какую роль играют условия внешней среды и внутренние свойства популяционной группы; о различных типах взаимодействия организмов; о составе и свойствах экосистемы; о потоках энергии и круговороте веществ. | |||
39 | Предмет, основные задачи экологии. | |||
40 | Среда обитания организмов и ее факторы. | |||
41 | Лабораторная работа «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем». | Лабораторная работа | ||
42 | Место обитание и экологические ниши. | |||
43 | Основные типы экологических факторов взаимодействия. | |||
44 | Конкурентное взаимодействие. | |||
45 | Основные экологические характеристики популяции. | |||
46 | Динамика популяции. | |||
47 | Экологические сообщества. | |||
48 | Практическая работа «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». | Практическая работа | ||
49 | Структура сообщества. | |||
50 | Взаимосвязь организмов в сообществах. | |||
51 | Пищевые цепи. Лабораторная работа «Составление схем передачи веществ и энергии». | Лабораторная работа | ||
52 | Экологические пирамиды. | Обучающиеся должны уметь: характеризовать взаимосвязи организмов и окружающей среды; выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; анализировать воздействие факторов окружающей среды, пищевые цепи и экологические пирамиды; оценивать последствия деятельности человека на окружающую среду. | ||
53 | Экологические сукцессии. | |||
54 | Влияние загрязнений на живые организмы. | |||
55 | Экологическая обстановка в Самарской области. Лабораторная работа «Описание экосистем своей местности». | Лабораторная работа | ||
56 | Основы рационального природопользования. | |||
57 | Решение экологических задач. | |||
58 | Зачётно-обобщающий урок «Основы экологии». | Тестовая работа | ||
Эволюция биосферы и человек(8ч) | Обучающиеся должны знать: об основных гипотезах происхождения жизни; об основных этапах эволюции биосферы; о месте и роли человека в биосфере. Обучающиеся должны уметь: характеризовать биологическое разнообразие биосферы; анализировать гипотезы и представления о происхождении жизни, этапы развития жизни; оценивать антропогенное воздействие на биосферу. | |||
59 | Практическая работа: «Гипотезы о происхождении жизни.» Вернадский В.И. о биосфере. | Практическая работа | ||
60 | Основные этапы развития жизни на Земле. | |||
61 | Эволюция биосферы. | |||
62 | Глобальные биогенные круговороты | |||
63 | Практическая работа: «Антропогенное воздействие на биосферу». | Практическая работа | ||
64 | Международные и национальные программы оздоровления природной среды. | |||
65 | Зачетно-обобщающий урок “Основы биосферы и человек” | |||
66 | Итоговый контроль знаний | |||
67-68 | Резервное время |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | А.А. Каменский, Е.А. Крикскунов, В.В. Пасечник | Общая биология. Учебник для 10-11 классов. | 2011 | М.: Дрофа |
2 | Т.А. Козлова, Н.И. Сонин | Общая биология. 10-11 классы. Методическое пособие. | 2010 | М.: Дрофа |
3 | Е.А. Крикскунов, В.В. Пасечник | Экология. Методическое пособие 10-11 класс | 2011 | М.: Дрофа |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Т.С. Сухова | Контрольные и проверочные работы по биологии 10-11 класс. Методическое пособие. | 2009 | М.: Дрофа |
2 | Т.В. Иванова | Итоговая проверка знаний учащихся по общей биологии. 10-11 классы. | 2008 | М.: Школа Пресс |
3 | Единый государственный экзамен 2013. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. | 2013 | М.: Интеллект-Центр |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника по 6 классу ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)
Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...