Рабочая программа по биологии в 5 классе. Автор В.В.Пасечник.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа разработана на 34 часа в год из расчета 1 час в неделю. Обучение проводится на базовом уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_1ch_pasechnik_fgos.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей _______________________
________/______________/ ФИО Протокол №_______ от «___» __________201_ г | Согласовано Заместитель директора по УВР
_________/____________/ ФИО
«___» ___________201_ г | Утверждаю Директор школы
__________/_____________/ ФИО
Приказ №______ от «___» ___________201_ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
для 5 класса
НА 201_/201_ УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Дирчин Сайзана Андреевна
Учитель биологии 1 категории
(Ф.И.О. учителя-составителя программы,
квалификационная категория)
201_г.
Рабочая программа по биологии 5 класс
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе
- Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
- Сборника программ по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника ( автор – составитель Г.М. Пальдяева, М.: Дрофа, 2010).
- Учебного плана МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» Чеди-Хольского кожууна РТ на 2014-2015 учебный год
- «Положения о рабочей программе учебного предмета согласно требованиям ФГОС ООО» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа» Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва.
Рабочая программа разработана на 34 часа в год из расчета 1 час в неделю. Обучение проводится на базовом уровне.
Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав, которого входит:
- В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.
- В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс»/ В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.
Преобладающей формой контроля является контрольная работа.
Цели и задачи обучения:
Целью изучения биологии в 5 классе является осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки для формирования осознанного отношения к сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.
Задачами курса является:
- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;
- формирование общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;
- получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов
- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Содержание программы
Введение (5 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (8 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные работы:
- Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
- Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Раздел 2. Царство Бактерии (2часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (5часов)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы
- Строение плодовых тел шляпочных грибов.
- Строение плесневого гриба мукора.
- Строение дрожжей.
Раздел 4. Царство Растения (12 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрации.
Гербарные экземпляры растений. Модели и муляжи органов растений. Микропрепараты, натуральные объекты.
Лабораторные работы:
- Строение зеленых водорослей.
- Строение мха.
- Строение спороносящего хвоща.
- Строение спороносящего папоротника
- Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)
- Отличительные признаки покрытосеменных растений.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Всего часов | Количество лабораторных работ | Контрольно-обобщающий урок |
1 | Введение | 5 | ||
2 | Раздел 1. Клеточное строение организмов | 8 | 2 | 1 |
3 | Раздел 2. Царство Бактерии | 2 | ||
4 | Раздел 3. Царство Грибы | 5 | 3 | 1 |
5 | Раздел 3. Царство Растения | 12 | 6 | 1 |
Всего: | 34 ч | 11 | 3 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- О многообразии живой природы
- Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные
- Основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение
- Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение
- Экологические факторы
- Основные среды обитания живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, другой организм
- Правила работы с микроскопом
- Правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии
- Строение клетки
- Химический состав клетки
- Основные процессы жизнедеятельности клетки
- Характерные признаки различных растительных тканей
- Строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов
- Роль бактерий и грибов в природе и жизни человека
- Основные методы изучения растений
- Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие
- Особенности строения и жизнедеятельности лишайников
- Роль растений в биосфере и жизни человека
- Происхождение растений и основные этапы развития растительного мира
Учащиеся должны уметь:
- Определять основные биологические понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка» и т.д.
- Отличать живые организмы от неживых
- Пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами, оборудованием
- Характеризовать среды обитания организмов, экологические факторы
- Проводить фенологические наблюдения
- Соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете
- Готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
- Распознавать различные виды тканей
- Давать общую характеристику растений, их основных групп
- Объяснять роль растений в биосфере, их происхождение и основные этапы развития
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
- Составлять план текста
- Владеть таким видом изложения текста, как повествование
- Проводить наблюдения под руководством учителя
- Оформлять отчет под руководством учителя
- Получать биологическую информацию из различных источников
- Определять отношения объекта с другими объектами
- Определять существенные признаки объекта
- Анализировать, сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их
- Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради
- Работать с текстом и иллюстрациями учебника, дидактическим материалом, рабочей тетрадью
- Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы
- Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира
Личностные результаты обучения:
- Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку
- Знание правил поведения в природе
- Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы
- Умение реализовывать теоретические познания на практике
- Понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией
- Воспитание в учащихся любви к природе
- Признание права каждого на собственное мнение
- Готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы
- Умение отстаивать свою точку зрения
- Критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия своих поступков
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учащихся:
- В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.
- В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс»/ В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.
Литература для учителя:
- Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
- Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику В. В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2012 г. Издательство Дрофа
- Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2012г.
- Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
- ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/
Ресурсы интернета:
- http://www.floranimal.ru/ Портал о растениях и животных
- http://www.plant.geoman.ru/ Занимательно о ботанике. Жизнь растений
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
___________ ______________
(подпись) (расшифровка)
«____» _____________201_ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии
(указать предмет, курс)
Класс 5 «б», «в».
Учитель Дирчин Сайзана Андреевна
Количество часов:
всего _____68______ часов;
в неделю ____2____ часов;
Плановых контрольных уроков _____4_____________________________________
Количество контрольных уроков____4______________________________________
Тестовых работ _________________________________________________________
Практических и лабораторных работ _______________________________________
Планирование составлено на основе рабочей программы
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Пасечника В.В., Пакуловой В.М., Латюшина В.В. «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл.», издательства «Дрофа», 2009 г.
Календарно – тематическое планирование по биологии «Бактерии, грибы, растения» (ФГОС ООО)
Автор В.В. Пасечник 5 класс 34 часа 1 час в неделю.
Учитель: Дирчин Сайзана Андреевна
Всего по плану – 34 часа
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Домаш. задание | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Фактич. пров. |
Введение (5 часов) | ||||||||
1 | Инструктаж по ТБ. Биология — наука о живой природе | УИНМ | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | Метапредметные: Учащиеся должны уметь: составлять план текста; владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение Предметные: Учащиеся должны знать: о многообразии живой природы; Личностные: Учащиеся должны: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; знать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы | §1, вопрос 3 | 1 ч | ||
2 | Методы исследования в биологии | КУ | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение», «фенология». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | М: Учащиеся должны уметь: под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;— получать биологическую информацию из различных источников; П: Учащиеся должны знать: правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии; основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; Л: Учащиеся должны: уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; | §2, оформление фенол. наблюдений | 1 ч | ||
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | КУ | Определяют понятия «Царство Бактерии», «Царство Грибы», «Царство Растения» и «Царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | М: Учащиеся должны уметь: определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта. П: Учащиеся должны знать: царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Л: Учащиеся должны: испытывать любовь к природе; признавать право каждого на собственное мнение | §3, работа с инструк.карточкой | 1 ч | ||
4 | Среды обитания живых организмов. | КУ | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | М: Учащиеся должны уметь: определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта; сравнивать условия существования живых организмов и их приспособления к разным условиям обитания; аргументировать насыщенность жизни в наземно-воздушной среде. П: Учащиеся должны знать: основные среды обитания живых организмов: водную среду, наземно-воздушную среду, почву как среду обитания, организм как среду обитания; экологические факторы; Л: Учащиеся должны: проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; | §4, заполнить таблицу в рабочих тетрадях | 1 ч | ||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | КУ | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | М: Учащиеся должны уметь: определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта. П: Учащиеся должны знать: экологические факторы; анализировать и оценивать значение экологических факторов среды на живые организмы и их приспособленность к условиям среды обитания Л: Учащиеся должны: уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение. | §5, решить кроссворд | 1 ч | ||
Раздел 1. Клеточное строение организмов (8 часов) | ||||||||
1 | Устройство увеличительных приборов. ЛР№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» | КУ | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | М: Учащиеся должны уметь: анализировать объекты под микроскопом; сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; П: Учащиеся должны знать: и уметь работать с лупой и микроскопом; Л: Учащиеся должны: уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение; уметь оценивать свои результаты деятельности | §6, задание 22 в рабочих тетрадях | 1 ч | ||
2 | Строение клетки | КУ | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | М: Учащиеся должны уметь: оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; П: Учащиеся должны знать: строение клетки; Л: Учащиеся должны: уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, уметь слушать и слышать другое мнение, задавать вопросы; вырабатывать бережное отношение к оборудованию, соблюдение ТБ. | §7, вопрос 1, 2 | 1 ч | ||
3 | ЛР№2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» | КУ | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. Учатся работать с лабораторным оборудованием | М: Учащиеся должны уметь: работать с текстом и иллюстрациями учебника. П: Учащиеся должны знать: и уметь готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; Л: Учащиеся должны: уметь отстаивать свою точку зрения; уметь слушать и слышать другое мнение. | §7, сделать вывод по ЛР | 1 ч | ||
4 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | КУ | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. | М: Учащиеся должны уметь: работать с текстом и иллюстрациями учебника. П:Уметь устанавливать причинно-следственные связи Л:Осознавать единство и целостность окружающего мира. | §8, задание 29 в раб.тетрадях | 1 ч | ||
5 | Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост | КУ | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | М:Объяснять значение дыхания и питания для растения П:Уметь обобщать факты и явления Л:Осознавать возможность познаваемости окружающего мира. | §9, задание 31 в раб.тетрадях | 1 ч | ||
6 | Деление клетки | КУ | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | П:Уметь объяснять процесс деления клетки и его биологическое значение Л:Уметь строить рассуждения, делать выводы | §9, рисунок 25 | 1 ч | ||
7 | Понятие «ткань». Виды тканей. | КУ | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Учатся определять различные растительные ткани на микропрепаратах | П:Уметь анализировать и сравнивать предсказывать функции ткани Л:Уметь сравнивать и доказывать | §10, решить кроссворд | 1 ч | ||
8 | Обобщающий урок. | УКИСЗ | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | М: Уметь делать выводы по анализу и аргументировать свою позицию, сравнивать разные точки зрения П: Учащиеся должны уметь: определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; Л:Уметь делать выводы по анализу и аргументировать свою позицию, сравнивать разные точки зрения | Повторить §6-10 | 1 ч | ||
Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа) | ||||||||
1 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | УИНМ | Определяют понятия «сапротрофы», «паразиты», «спора». Выделяют существенные признаки бактерий | М: Учащиеся должны уметь: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. П: Учащиеся должны знать: строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; разнообразие и распространение бактерий Л:Воспитывать в себе заботу о своем здоровье и здоровье окружающих | §11, задание 41,42 в раб.тетрадях | 1 ч | ||
2 | Роль бактерий в природе и жизни человека | КУ | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | М: Учащиеся должны уметь: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. П: Учащиеся должны знать: роль бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: давать общую характеристику бактериям отличать бактерии от других живых организмов; объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Л: Воспитывать в себе заботу о своем здоровье и здоровье окружающих | §12, заполнить таблицу | 1 ч | ||
Раздел 3. Царство Грибы (5 часов) | ||||||||
1 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. | КУ | Определяют понятия «хитин», «мицелий». Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. | М: Учащиеся должны уметь: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. П: Учащиеся должны знать: строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; роль грибов в природе и жизни человека. Л: Воспитывать в себе заботу о своем здоровье и здоровье окружающих | §13, вопрос 3,4 | 1 ч | ||
2 | Шляпочные грибы ЛР№3 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | КУ | Определяют понятия «микориза». Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. | М: Учащиеся должны уметь: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. П: Учащиеся должны знать и уметь: отличать съедобные грибы от ядовитых; Л: Воспитывать в себе заботу о своем здоровье и здоровье окружающих | §14, оформление вывода | 1 ч | ||
3 | Плесневые грибы и дрожжи ЛР№4 «Строение плесневого гриба мукора». «Строение дрожжей». | КУ | Определяют понятия «спорангии». Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | М: Учащиеся должны уметь: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. П: Учащиеся должны знать: разнообразие и распространение грибов; Л: Воспитывать в себе заботу о своем здоровье и здоровье окружающих | §15, вопросы 1,4,6 | 1 ч | ||
4 | Грибы-паразиты | КУ | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | М: Учащиеся должны уметь: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. П: Учащиеся должны знать: роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Л: Воспитывать в себе заботу о своем здоровье и здоровье окружающих | §16, заполнить таблицу | 1 ч | ||
5 | Обобщающий урок | УКИСЗ | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. | М:Уметь работать с разными источниками биологической информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари и справочники, интернет) П: Уметь выделять существенные признаки биологических объектов на примере грибов Л:Мотивировать значение биологических фактов и их роль в природе и жизни человека | Повторить §13-16 | 1 ч | ||
Раздел 4. Царство Растения (12 часов) | ||||||||
1 | Ботаника – наука о растениях. Разнообразие, распространение, значение растений. | УИНМ | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. | М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. П: Учащиеся должны знать: основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, лишайники, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), роль растений в биосфере и жизни человека. Учащиеся должны уметь: давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений биосфере; давать характеристику основным группам растений Л:Воспитывать в себе эстетическое отношение к живым объектам | §17, задание 58 в раб.тетрадях | 1 ч | ||
2 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания ЛР№5 «Строение зеленых водорослей» | КУ | Определяют понятия «хроматофор», «ризоиды». Выделяют существенные признаки водорослей, объясняют роль водорослей в природе и жизни человека | М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. П: Учащиеся должны знать: водоросли, их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности Л: Воспитывать в себе эстетическое отношение к живым объектам | §18, вопросы 1,7,8,9 | 1 ч | ||
3 | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей | КУ | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. | М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. П: Учащиеся должны знать: роль водорослей в биосфере и жизни человека; Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде | §18, задание 64 в раб. тетрадях | 1 ч | ||
4 | Лишайники | КУ | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. П: Учащиеся должны знать: лишайники, их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде | §19, задание 65,66 в раб. тетрадях | 1 ч | ||
5 | Мхи ЛР №6 «Строение мха» | КУ | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека | М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. П: Учащиеся должны знать: мхи, их строение и многообразие; особенности жизнедеятельности, Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде | §20, задание 70 в раб. тетрадях | 1 ч | ||
6 | Плауны. Хвощи. Папоротники, ЛР№7 «Строение спороносящего хвоща» ЛР №8 «Строение спороносящего папоротника» | КУ | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. П: Учащиеся должны знать: хвощи, плауны, папоротники их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности, Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде | §21, оформление выводов по ЛР | 1 ч | ||
7 | Голосеменные растения ЛР№9 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | КУ | Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. П: Учащиеся должны знать: голосеменные, их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде | §22, заполнить таблицу | 2 ч | ||
8 | Покрытосеменные растения ЛР№10 «Отличительные признаки покрытосеменных растений» | КУ | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | М: Учащиеся должны уметь сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. П: Учащиеся должны знать: цветковые, их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде | §23, задания 76,77 в раб. тетрадях | 2 ч | ||
9 | Происхождение растений | КУ | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника». | М: Уметь выстраивать эволюцию развития растительного мира П: Учащиеся должны знать: происхождение растений ,выдвигать версии, свои гипотезы о происхождении растений. Л: Уметь рассуждать и доказывать, отстаивать свои суждения | §24 | 1 ч | ||
10 | Основные этапы развития растительного мира | КУ | Характеризуют основные этапы развития растительного мира | М: Самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. П: Находить черты усложнения живых организмов по сравнению с предками и давать им объяснение. Л: Уметь рассуждать и доказывать, отстаивать свои суждения | §24, сообщения по Красной книге РТ | 1 ч | ||
11 | Охрана растений | КУ | Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | М:Уметь оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды. П:Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека Л.Формировать экологическое мышление, оценивать риск взаимоотношений человека и природы. | §24 | 1 ч | ||
12 | Обобщающий урок | УКИСЗ | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. | М:Уметь строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. П:Определять роль в природе различных групп организмов. Л:Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. | Повторить §17-24 | 1 ч | ||
Всего по плану | 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы: Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. (51 час)
Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по биологии; Пасечник В.В., Пакулова ...
Рабочая программа по биологии 8 класс, линия В.В.Пасечника
Дано поурочное планирование прогаммного материала линии В.В.Пасечника согласно учебного плана 2 часа в неделю с учетом методической и материальной базы кабинета школы....
Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы учебника В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова
Рабочая программа по биологии класс. Авторы учебника В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова...
Рабочая программа по биологии 8 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова
Рабочая программа по биологии 8 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова...
Рабочая программа по биологии 9 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова
Рабочая программа по биологии 9 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. 2часа в неделю...
Рабочая программа по биологии 9 класс автор Пасечник В.В.
Рабочая программа по биологии 9 класс автор Пасечник В.В. содержит цели и задачи, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки, календарнр- тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...