Рабочая программа по биологии 9 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 9 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. 2часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_9_klass.doc | 309.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 9 класса составлена на основе:
федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089; программы основного общего образования по биологии 6-9 классы авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 70 часов (2 часа в неделю).
Контрольные работы проводятся в виде проверочных работ (тестов, кратковременных письменных работ).
В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ основной школы
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
называть
- общие признаки живых организмов;
- признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
- причины и результаты эволюции;
приводить примеры
- усложнения растений и животных в процессе эволюции;
- природных и искусственных сообществ;
- изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
- наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
- строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
- деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
- строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
- обмен веществ и превращение энергии;
- роль ферментов и витаминов в организме;
- особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
- дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
- иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
- размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
- вирусы как неклеточные формы жизни;
- среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
- природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
- искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
- родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
- особенности человека, обусловленные прямо- хождением, трудовой деятельностью;
- роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
- влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
- меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
- влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
- роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
- организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
- клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
- наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать
- строение и функции клеток растений и животных;
- организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
- семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
применять знания
- о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
- о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
- о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
- о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
- о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
- о клеточном строении организмов всех царств;
- о родстве и единстве органического мира;
- об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
наблюдать
- сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
- результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
соблюдать правила
« приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
- проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Литература.
1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / автор-составитель Г.М. Пальдяева – М: Дрофа, 2010
2. Учебник А.А. Каменский, Е.М. Криксунова, В.В, Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»,-М.: Дрофа, 2006
3. Биология. 9 кл. Поурочные планы по учебнику. «Каменский А. А., Криксунов Е. А.,
Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию.» в 2 частях –
Волгоград: Учитель- АСТ,2004
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 70 часов (2 часа в неделю).
Контрольные работы проводятся в виде проверочных работ (тестов, кратковременных письменных работ).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | № в теме | Тема урока | Всге часов | Практическая часть | Теоретическая | Виды и формы учебной деятельности | Количество и темы контрольных работ |
Введение. | 2 | ||||||
1 | 1 | Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биология», «микология», «бриология», «альгология», «палеоботаника», «генетика», «биофизика», «биохимия», «радиобиология», «космическая биология». Характеризуют биологию как науку о живой природе. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», «гипотеза», «закон», «теория». | ||||
2 | 2 | Современные научные представления о сущности жизни. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого». Дают характеристику основных свойств живого. Объясняют причины затруднений, связанных с определением понятия «жизнь». | ||||
Раздел 1. Уровни организации живой природы. | 54 | ||||||
Тема 1.1. Молекулярный уровень | 10 | 10 | |||||
3 | 1 | Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «органические вещества», «белки», «нуклеиновые кислоты», «углеводы», «жиры (липиды)», «биополимеры», «мономеры». Характеризуют молекулярный уровень организации живого. Описывают особенности строения органических веществ как биополимеров. | |||
4 | 2 | Липиды Углеводы. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «липиды», «жиры», «гормоны», «энергетическая функция липидов», «запасающая функция липидов», «защитная функция липидов», «строительная функция липидов», «регуляторная функция липидов». Дают характеристику состава и строения молекул липидов. Приводят примеры липидов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль. | |||
5 | 3 | Состав и строение белков | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «белки, или про теины», «простые и сложные белки», «аминокислоты», «полипептид», «первичная структура белков», «вторичная структура белков», «третичная структура белков», «четвертичная структура белков». Характеризуют состав и строение молекул белков, причины возможного нарушения природной структуры (денатурации) белков. Приводят примеры денатурации белков | |||
6 | 4 | Функции белков | 1 | Устанавливают причинноследственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли | |||
7 | 5 | Нуклеиновые кислоты. ДНК. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нуклеиновая кислота», «дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК», «двойная спираль ДНК». Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинноследственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры нуклеиновых кислот, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли. Составляют план параграфа учебника. Решают биологические задачи (на математический расчёт; на применение принципа комплементарности) | |||
8 | 6 | Нуклеиновые кислоты. РНК. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нуклеиновая кислота», «рибонуклеиновая кислота, или РНК», «азотистые основания», «аденин», «гуанин», «цитозин», «тимин», «урацил», «комплементарность», «транспортная РНК (тРНК)», «рибосомальная РНК (рРНК)», «информационная РНК (иРНК)», «нуклеотид», | |||
9 | 7 | АТФ и другие соединения клетки Биологические катализаторы. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аденозинтрифосфат (АТФ)», «аденозиндифосфат (АДФ)», «аденозинмонофосфат (АМФ)», «макроэргическая связь», «жирорастворимые витамины», «водорастворимые витамины». Характеризуют состав и строение молекулы АТФ. Приводят примеры витаминов, входящих в состав организмов, и их биологической роли. Готовят выступление с сообщением о роли витаминов в функционировании организма человека (в том числе с использованием компьютерных технологий). Обсуждают результаты работы с одноклассникамиОпределяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «катализатор», «фермент», «кофермент», «активный центр фермента». Характеризуют роль биологических катализаторов в клетке. Описывают механизм работы ферментов. Приводят примеры ферментов, их локализации в организме и их биологической роли. Устанавливают причинноследственные связи между белковой природой ферментов и оптимальными условиями их функционирования. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты на основе содержания лабораторной работы | |||
11 | 9 | Вирусы. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса. Описывают общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают | |||
12 | 10 | Обобщение по теме: | 1 | Контрольная работа «Молекулярный уровень» | |||
Тема 1.2. Клеточный уровень | 15 | 1 | 14 | ||||
13 | 1 | Основные положения клеточной теории | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клетка», «методы изучения клетки», «световая микроскопия», «электронная микроскопия», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, её химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории. Сравнивают принципы работы и возможности световой и электронной | |||
14 | 2 | Клеточная мембрана | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «пиноцитоз». Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Устанавливают причинноследственные связи между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза, | |||
15 | 3 | Ядро | 1 | Характеризуют строение ядра клетки и его связи с эндоплазматической сетью. Решают биологические задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе. | |||
16 | 4 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджию | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эндоплазматическая сеть», «рибосомы», «комплекс Гольджи». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинноследственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение) | |||
17 | 5 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «лизосомы» «митохондрии», «кристы», пластиды», «лейкопласты», «хлоропласты», «хромопласты», «граны». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинноследственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение) | |||
18 | 6 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клеточный центр», «цитоскелет», «микротрубочки», «центриоли», «веретено деления», «реснички», «жгутики», «клеточные включения». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинноследственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функций. | |||
19 | 7 | Различия в строении клеток прокариот и эукариот | 1 | Л.р.1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «хроматин», «хромосомы», «кариотип», «соматические клетки», «диплоидный набор», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «гаметы», «ядрышко», «анаэробы», «споры». | ||
20 | 8 | Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм». Обсуждают в классе проблемные вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологических системах | |||
21 | 9 | Энергетический обмен в клетке | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов | |||
22 | 10 | Питание клетки. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «полное кислородное расщепление глюкозы», «клеточное дыхание». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. Сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания | |||
23 | 11 | Фотосинтез и хемосинтез | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «световая фаза фотосинтеза», «темновая фаза фотосинтеза», «фотолиз воды», «хемосинтез», «хемотрофы», «нитрифицирующие бактерии». | |||
24 | 12 | Гетеротрофы | 1 | Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют темновую и световую фазы фотосинтеза по схеме, приведённой в учебнике. Сравнивают процессы фотосинтеза и хемосинтеза. Решают расчётные математические задачи, основанные на фактическом биологическом материале | |||
25 | 13 | Синтез белков в клетке | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ген», «генетический код», «триплет», «кодон», «транскрипция», «антикодон. Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипцииОпределяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «трансляция», «полисома». Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции и трансляции, применяя принцип комплементарности и генетического кода | |||
26 | 14 | Деление клетки. Митоз | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления». Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают основные фазы митоза. Устанавливают причинноследственные связи между продолжительностью деления клетки и продолжительностью остального периода жизненного цикла клетки | |||
27 | 15 | Обобщение по теме: «Клеточный уровень» | 1 | Контрольная работа по теме: «Клеточный уровень» | |||
Тема 1.3. Организменный уровень.) | 14 | 1 | 13 | ||||
28 | 1 | Бесполое размножение организмов | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «размножение организмов», «бесполое размножение», «почкование», «деление тела», «споры», «вегетативное размножение». Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путём | |||
29 | 2 | Половое размножение организмов.Оплодотворение. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «половое размножение», «гаметы», «гермафродиты», «семенники», «яичники», «сперматозоиды», «яйце клетки». Приводят примеры организмов, размножающихся | |||
30 | 3 | Онтогенез. Биогенетический закон. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «онтогенез», «эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез)», «постэмбриональный период онтогенеза», «прямое развитие», «непрямое развитие», «закон зародышевого сходства», «биогенетический закон», филогенез». Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различных групп организмов. Объясняют биологическую сущность биогенетического закона. Устанавливают причинноследственные связи на примере животных с прямым и непрямым развитием | |||
31 | 4 | Моногибридное скрещивание. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гибридологический метод», «чистые линии», «моногибридные скрещивания», «аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготные организмы», «доминантные и рецессивные признаки», «расщепление», «закон чистоты гамет». Характеризуют сущность гибридологического метода. Описывают опыты, проводимые Г. Менделем по моногибридному скрещиванию. Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решают задачи на моногибридное скрещивание | |||
32 | 5 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное доминирование», «генотип», «фенотип», «анализирующее скрещивание». Характеризуют сущность анализирующего скрещивания. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на наследование признаков при неполном доминировании | |||
33 | 6 | Дигибридное скрещивание | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигибридное скрещивание», «решётка Пеннета». Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков. Составляют схемы скрещивания и решётки Пеннета. Решают задачи на дигибридное скрещивание | |||
34 | 7 | Сцепленное наследование признаков. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «сцепленное наследование», «локус гена», «взаимодействие генов», «кодоминирование», «эпистаз». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков. Составляют схемы скрещивания. | |||
35 | 8 | Взаимодействие генов | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «локус гена», «взаимодействие генов», «кодоминирование», «эпистаз». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков. Составляют схемы скрещивания. | |||
36 | 9 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Составляют схемы скрещивания. Устанавливают причинноследственные связи на примере зависимости развития пола особи от её хромосомного набора. Решают задачи на наследование признаков, сцепленных с полом | |||
37 | 10 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. | 1 | Л.р.2 «Выявление изменчивости организмов» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «изменчивость», «модификации», «модификационная изменчивость», «норма реакции». Характеризуют закономерности модификационной изменчивости организмов. Приводят примеры модификационной изменчивости и проявлений нормы реакции. Устанавливают причинноследственные связи на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции. Выполняют практическую работу по выявлению изменчивости у организмов | ||
38 | 11 | Мутационная изменчивость | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генные мутации», «хромосомные мутации», «геномные мутации», «утрата», «делеция», «дупликация», «инверсия», «синдром Дауна», «полиплоидия», «колхицин», «мутагенные вещества». Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. Сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов | |||
39 | 12 | Основы селекции. Работа Н.И Вавилова | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «селекция», «гибридизация», «массовый отбор», «индивидуальный отбор», «чистые линии», «близкородственное скре щивание», «гетерозис», «межвидовая гибридизация», «искусственный мутагенез», «биотехнология», «анти биотики». | |||
40 | 13 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | 1 | Характеризуют методы селекционной работы. Готовят сообщения к урокусеминару «Селекция на службе человека» | |||
41 | 14 | Обобщение по теме: «Организменный уровень» | 1 | Контрольная работа по теме: «Организменный уровень» | |||
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень | 3 | 1 | 2 | ||||
42 | 1 | Критерии вида | 1 | Л.р.3 «Изучение морфологического критерия вида» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вид», «морфологический критерий вида», «физиологический критерий вида», «генетический критерий вида», «экологический критерий вида», «географический критерий вида», «исторический критерий вида», «ареал», «популяция», «свойства популяций», «биотические сообщества». Дают характеристику критериев вида, популяционной структуры вида. Описывают свойства популяций. Объясняют роль репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида. Выполняют практическую работу по изучению морфологического критерия вида. Смысловое чтение | ||
43 | 2 | Популяции | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «популяция», «свойства популяций», «биотические сообщества». Дают характеристику критериев вида, популяционной структуры вида. Описывают свойства популяций. | |||
44 | 3 | Биологическая классификация Экологические факторы. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «абиотические экологические факторы», «биотические экологические факторы», «антропогенные экологические факторы», «экологические условия», «вторичные климатические факторы». Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды. Устанавливают причинноследственные связи на примере влияния экологических условий на организмы. Смысловое чтение | |||
Тема 1.5 . Экосистемный уровень. | 8 | 8 | |||||
45 | 1 | Экосистема, биоценоз | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биотическое сообщество», «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз». Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня. Приводят примеры экосистем разного уровня. Характеризуют аквариум как | |||
46 | 2 | Взаимосвязь популяций в экосистеме. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «видовое разнообразие», «видовой состав». Анализируют структуру биотических сообществ по схеме | |||
47 | 3 | Состав и структура сообщества. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «видовое разнообразие», «видовой состав». Анализируют структуру биотических сообществ по схеме | |||
48 | 4 | Потоки вещества и энергии в экосистеме | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «пирамида численности и биомассы». Дают характеристику роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме. Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей | |||
49 | 5 | Искусственные биогеоценозы. | 1 | Сравнивают первичную и вторичную сукцессии. Разрабатывают план урокаэкскурсии | |||
50 | 6 | Саморазвитие экосистемы | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «равновесие», «первичная сукцессия», «вторичная сукцессия». Характеризуют процессы саморазвития экосистемы. Сравнивают первичную и вторичную сукцессии. Разрабатывают план урокаэкскурсии | |||
51 | 7 | Экскурсия в биогеоценоз. | 1 | Выполняют практические задания в ходе экскурсии, работая в группах. | |||
52 | 8 | Обобщение по теме: «Экосистемный уровень» | 1 | Контрольная работа по теме: «Экосистемный уровень» | |||
Тема 1.6. Биосферный уровень. | 4 | ||||||
53 | 1 | Понятие биосферы. Роль В.И. Вернадского в изучении биосферы. Среды жизни | 1 | Определяют понятия: «биосфера», «водная среда», «наземновоздушная среда», «почва», «организмы как среда обитания», «механическое воздействие», «физикохимическое воздействие», «перемещение вещества», «гумус», «фильтрация». Характеризуют биосферу как глобальную экосистему. Приводят примеры воздействия живых организмов на различные среды жизни | |||
54 | 2 | Средообразующая деятельность организмов | 1 | Определяют понятия: «средообразующая деятельность», «круговорот веществ». | |||
55 | 3 | Круговорот веществ в биосфере. | 1 | Определяют понятия: «биогеохимический цикл», «биогенные (питательные) вещества», «микротрофные вещества», «макротрофные вещества», «микроэлементы». Характеризуют основные биогеохимические циклы на Земле, используя иллюстрации учебника. Устанавливают причинноследственные связи между биомассой (продуктивностью) вида и его значением в поддержании функционирования сообщества | |||
56 | 4 | Экологические кризисы. | 4 | Определяют понятия: «живое вещество», «биогенное вещество», «биокосное вещество», «косное вещество», «экологический кризис». Характеризуют процессы раннего этапа эволюции биосферы. Сравнивают особенности круговорота углерода на разных этапах эволюции биосферы Земли. Объясняют возможные причины экологических кризисов. Устанавливают причинноследственные связи между деятельностью человека и экологическими кризисами | |||
Раздел 2. Эволюция. | 7 | 7 | |||||
57 | 1 | Основные положения теории эволюции. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эволюция», «теория Дарвина», «движущие силы эволюции», «изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор», «синтетическая теория эволюции». Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Ж. Б. Ламарка и основные положения учения Ч. Дарвина. Объясняют закономерности эволюционных процессов с позиций учения Ч. Дарвина. Готовят сообщения или презентации о Ч. Дарвине, в том числе с использованием компьютерных технологий. Работают с Интернетом как с источником информации | |||
58 | 2 | Движущие силы эволюции. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эволюция», «изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор», «генотип», «генофонд», «фенотип». Работают с Интернетом как с источником информации | |||
59 | 3 | Естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «внутривидовая борьба за существование», «межвидовая борьба за существование», «борьба за существование с неблагоприятными условиями среды». Характеризуют формы борьбы за существование и естественного отбора. Приводят примеры их проявления в природе. Смысловое чтение | |||
60 | 4 | Искусственный отбор. Селекция. | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «микроэволюция», «изоляция», «репродуктивная изоляция», «видообразование», «географическое видообразование». Характеризуют механизмы географического видообразования с использованием рисунка учебника. Смысловое чтение с последующим выдвижением гипотез о других возможных механизмах видообразования | |||
61 | 5 | Микроэволюция и макроэволюция | 1 | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «макроэволюция», «направления эволюции», «биологический прогресс», «биологический регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация». | |||
62 | 6 | Основные закономерности эволюции | 1 | Характеризуют главные закономерности эволюции. Сравнивают микро и макроэволюцию. Обсуждают проблемы макроэволюции с одноклассниками и учителем. Работают с дополнительными информационными источниками с целью подготовки сообщения или мультимедиа презентации о фактах, доказывающих эволюцию | |||
63 | 7 | Причины многообразия видов в природе. Экскурсия 2. | 1 | Составляют отчет по экскурсии | |||
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни. | 7 | 1 | 6 | ||||
64 | 1 | Гипотезы возникновения жизни | 1 | Определяют понятия: «креационизм», «самопроизвольное зарождение», «гипотеза стационарного состояния», «гипотеза панспермии», «гипотеза биохимической эволюции». Характеризуют основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Обсуждают вопрос возникновения жизни с одноклассниками и учителем | |||
65 | 2 | Основные этапы развития жизни на Земле | 1 | Определяют понятия: «эра», «период», «эпоха», «катархей», «архей», «протерозой», «палеозой», «мезозой», «кайнозой», «палеонтология», «кембрий», «ордовик», «силур», «девон», «карбон», «пермь», «трилобиты», «риниофиты», «кистепёрые рыбы», «стегоцефалы», «ихтиостеги», «терапсиды». Характеризуют развитие жизни на Земле в эры древнейшей и древней жизни. Приводят примеры организмов, населявших Землю в эры древнейшей и древней жизни. Устанавливают причинноследственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы Определяют понятия: «триас», «юра», «мел», «динозавры», «сумчатые млекопитающие», «плацентарные млекопитающие», «палеоген», «неоген», «антропоген». | |||
66 | 3 | Развитие жизни на Земле в архее, протерозое и палеозое | 1 | Характеризуют развитие жизни на Земле в эры древнейшей и древней жизни. Приводят примеры организмов, населявших Землю в эры древнейшей и древней жизни. Устанавливают причинноследственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы Определяют понятия: «триас», «юра», «мел», «динозавры», «сумчатые млекопитающие», «плацентарные млекопитающие», «палеоген», «неоген», «антропоген». | |||
67 | 4 | Развитие жизни в мезозое, кайнозое | 1 | Характеризуют основные периоды развития жизни на Земле в мезозое и кайнозое. Приводят примеры организмов, населявших Землю в кайнозое и мезозое. Разрабатывают план урокаэкскурсии в краеведческий музей или на геологическое обнажение | |||
68 | 5 | Доказательства эволюции | 1 | Л.р. 4«Изучение палеонтологических доказательств эволюции» | Определяют понятия: «эволюция биосферы», «доказательства эволюции», «палеонтология». Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни. Выполняют лабораторную работу | ||
69 | 6 | Итоговая контрольная работа | 1 | Итоговая контрольная работа | |||
70 | 7 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 |
МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ |
Выбрать 1 ответ из 4. |
Тест по теме: «СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ» Вариант 1.
Максимальное количество баллов — 60
I. Описать органоиды (рибосомы, комплекс Гольджи) по плану. (16 баллов)
а) Строение б) Функции
II. Распределите характеристики соответственно органоидам клетки (поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида). (26 баллов)
Органоиды | Характеристики |
1.Плазматическая мембрана 2. Ядро 3. Митохондрии 4. Пластиды 5. Рибосомы 6. ЭПС 7. Клеточный центр 8. Комплекс Гольджи 9. Лизосомы | А) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке Б) Синтез белка В) Фотосинтез Г) Хранение наследственной информации Д) Немембранные Е) Синтез жиров и углеводов Ж) Содержит ДНК 3) Обеспечение клетки энергией И) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение К) Связь клетки с внешней средой Л) Управление делением ядра М) Есть только у растений Н) Есть только у животных |
III. Уберите лишнее. (3 балла)
Рибосомы, лизосомы, клеточный центр, жгутик, реснички.
IV. Выберите правильный ответ. (5 баллов)
1. Фотосинтез происходит:
А) в хлоропластах Б) в вакуолях В) в лейкопластах Г) в цитоплазме
2. Образование РНК происходит:
А) в ЭПС Б) в ядре В) в комплексе Гольджи Г) в цитоплазме
3. Ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы, содержатся:
А) в рибосомах Б) в лизосомах В) в цитоплазме Г) в ЭПС
4. Жиры и углеводы образуются:
А) в рибосомах Б) в комплексе Гольджи В) в вакуолях Г) в цитоплазме
5. Белки, жиры и углеводы накапливаются про запас:
А) в рибосомах Б) в комплексе Гольджи В) в вакуолях Г) в цитоплазме
V. Определите, правильно ли данное высказывание (да - нет) (10 баллов)
1. ЭПС — это часть комплекса Гольджи.
2. Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи.
3. Шероховатая ЭПС покрыта рибосомами.
4. Включения — это непостоянные образования клетки.
5. Клеточная стенка есть только у растений.
6. У растений нет клеточного центра.
Тест по теме: «СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ»
Вариант 2.
Максимальное количество баллов — 60
I. Описать органоиды (митохондрии, клеточный центр) по плану. (16 баллов)
а) Строение б) Функции
II. Распределите характеристики соответственно органоидам клетки (поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида). (26 баллов)
Органоиды | Характеристики |
1.Плазматическая мембрана 2. Ядро 3. Митохондрии 4. Пластиды 5. Рибосомы 6. ЭПС 7. Клеточный центр 8. Комплекс Гольджи 9. Лизосомы | А) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке Б) Синтез белка В) Фотосинтез Г) Хранение наследственной информации Д) Немембранные Е) Синтез жиров и углеводов Ж) Содержит ДНК 3) Обеспечение клетки энергией И) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение К) Связь клетки с внешней средой Л) Управление делением ядра М) Есть только у растений Н) Есть только у животных |
III. Уберите лишнее. (3 балла)
Ядро, митохондрия, комплекс Гольджи, цитоплазма, пластиды.
IV. Выберите правильный ответ. (5 баллов)
1. Накопление крахмала происходит:
А) в хлоропластах Б) в вакуолях В) в лейкопластах Г) в цитоплазме
2. Образование ДНК происходит:
А) в ЭПС Б) в ядре В) в комплексе Гольджи Г) в цитоплазме
3. Ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы, синтезируются:
А) на рибосомах Б) на лизосомах В) на клеточном центре Г) на комплексе Гольджи
4. Жиры и углеводы образуются:
А) в рибосомах Б) в комплексе Гольджи В) в вакуолях Г) в цитоплазме
5. Белки, жиры и углеводы накапливаются про запас:
А) в рибосомах Б) в комплексе Гольджи В) в лизосомах Г) в цитоплазме
V. Определите, правильно ли данное высказывание (да - нет). (10 баллов)
1. Комплекс Гольджи — это часть ЭПС.
2. Рибосомы образуются в ядре.
3. ЭПС всегда покрыта рибосомами.
4. Включения — это постоянные образования клетки.
5. Клеточной стенки нет только у животных.
6. Пластиды отличаются от митохондрий наличием ДНК.
Контрольная работа по теме «Организменный уровень»
Вариант 1.
Задание 1 . тест
- При бесполом размножении образующиеся особи по сравнению с родительской:
а. сходны по своим наследственным признакам;
б. могут иметь незначительные наследственные различия;
в. различны по своим наследственным признакам.
2 . Размножение – это процесс:
а) увеличения числа клеток; б) воспроизведения себе подобных;
в) развития организмов в процессе эволюции; г) изменения особи с момента рождения до ее смерти.
3. При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:
а) закон расщепления;
б) закон сцепленного наследования;
в) правило доминирования;
г) закон независимого распределения генов.
4. Моногибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по:
а) окраске и форме семян;
б) двум парам признакам;
в) одной паре признаков;
г) форме и размерам семян.
5. В своей работе Г.Мендель применил метод исследования, при котором скрещивал различающиеся по определенным признакам родительские формы и прослеживал появление изучаемых признаков в ряде поколений. Этот метод исследования называется:
а) гибридологическим;
б) биохимическим;
в) цитогенетическим;
г) генеалогическим.
6. Определите среди перечисленных генотипов рецессивный гомозиготный генотип:
а) АА;
б) Аа;
в) Bb;
г) аа.
7. Среди перечисленных генотипов укажите гетерозиготный генотип:
а) Аа;
б) АА;
в) аа;
г) bb.
8. Из перечисленных генов доминантным является:
а) а;
б) b;
в) с;
г) A.
9. У особи с генотипом ААВВ могут образоваться гаметы:
а) АА;
б) АB;
в) ВВ;
г) Ab.
10. Определите фенотипический признак растения гороха с генотипом aaBb (семена желтые – А, зеленые – а, гладкие – В, морщинистые – b):
а) семена зеленые гладкие;
б) семена зеленые морщинистые;
в) семена желтые гладкие;
г) семена желтые морщинистые.
11. Модификационная изменчивость- это:
а) генотипическая стабильность особей;
б) изменение генотипа под влиянием среды;
в) изменение фенотипа под влиянием среды;
г) норма реакции.
12. С изменением последовательности нуклеотидов ДНК связаны:
а) генные мутации;
б) хромосомные мутации;
в) геномные мутации;
г) все виды мутаций
13. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости создан:
а) Н.И. Вавиловым;
б) И.В. Мичуриным;
в) Т. Морганом;
г) С.С. Четвериковым.
14.Явление гетерозиса возникает при:
а) инбридинге;
б) аутбридинге;
в) массовом отборе;
г) искусственном мутагенезе.
15. Тритикале – это гибрид:
а) ржи и ячменя;
б) пшеницы и овса;
в) ржи и пшеницы;
г) ржи, ячменя, овса.
Задание 2. Задача.
У супругов, страдающих дальнозоркостью, родился ребенок с нормальным зрением. Какова вероятность появления в этой семье ребенка с дальнозоркостью, если известно, что ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения?
Задание 3.
- Почему теоретической основой селекции является генетика?
- Что называется кроссинговером? В чем его суть и биологическое значение?
Контрольная работа по теме «Организменный уровень»
Вариант 2.
Задание 1 . тест
Вариант 2
- Характерные черты бесполого размножения:
а. в размножении участвует только одна родительская особь; б. половые клетки не образуются;
в. в размножении участвует одна, но гермафродитная особь; г. а+б.
2. Оплодотворение – это процесс, в результате которого:
а) происходит слияние мужской и женских гамет; б) не образуется зигота;
в) образуется гаплоидная клетка; г) развиваются гаметы.
3. При скрещивании гибридов первого поколения между собой наблюдается расщепление: вновь появляются особи с рецессивными признаками. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:
а) сцепленного наследования; в) независимого наследования, распределения генов;
б) расщепления; г) правило доминирования.
4. Дигибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по:
а) двум парам признаков;
б) окраске семян;
в) форме семян;
г) по одной паре признаков.
5. Совокупность внешних и внутренних признаков организма называется:
а) генофондом;
б) фенотипом;
в) наследственностью;
г) генотипом.
6. Определите среди перечисленных генотипов доминантный гомозиготный генотип:
а) Aa;
б) Bb;
в) ВВ;
г) bb.
7. Среди перечисленных генотипов укажите гетерозиготный генотип:
а) BB;
б) СС;
в) bb;
г) Bb.
8. Среди перечисленных генов доминантным является:
а) а;
б) B;
в) b;
г) с.
9. У особи с генотипом aaBB могут образоваться гаметы:
а) аВ;
б) ВВ;
в) aabb;
г) Aabb.
10. Определите фенотипический признак растений гороха с генотипом AaBb (семена желтые – А, зеленые – а, гладкие – В, морщинистые – b):
а) семена зеленые морщинистые;
б) семена желтые морщинистые;
в) семена зеленые гладкие;
г) семена желтые гладкие.
11. Бесплодный гибрид капусты и редьки образует гаметы, содержащие:
а)18 хромосом;
б) 36 хромосом;
в) 9 хромосом;
г) 12 хромосом.
12. С изменением набора генов в генотипе связаны:
а) генные мутации;
б) хромосомные мутации;
в) геномные мутации;
г) все виды мутаций
13. Явление гетерозиса возникает при:
а) инбридинге;
б) аутбридинге;
в) массовом отборе;
г) искусственном мутагенезе.
14. Н.И. Вавиловым установлены центры древнего земледелия, которых :
а) 5;
б) 10;
в) 8;
г )7.
15. Тритикале – это гибрид:
а) ржи и ячменя;
б) пшеницы и овса;
в) ржи и пшеницы;
г) ржи, ячменя, овса.
Задание 2. Задача.
Известно, что у кролика чёрная пигментация шерсти доминирует над альбинизмом (отсутствие пигмента, белая шерсть и красные глаза). Какая окраска шерсти будет у гибридов первого поколения, полученного в скрещивания гетерозиготного чёрного кролика с альбиносом?
Задание 3.
- В чем основные различия между модификациями и мутациями?
- Чем массовый отбор отличается от индивидуального отбора?
Тест по теме «Экосистемный уровень».
I вариант
I.Выберите один правильный ответ.
1. К абиотическим факторам среды относят:
А) нашествие саранчи В) образование колоний птиц
Б) обильный снегопад Г) формирование коралловых рифов
2. Действие какого фактора ведет к уменьшению видового разнообразия птиц в современную эпоху?
А) абиотического В) антропогенного
Б) биотического Г) климатического
3. Сокращение биомассы в экосистеме при переходе от одного трофического уровня к другому называется:
А) цепями питания В) генетическими связями
Б) круговоротом веществ Г) правилом экологической
пирамиды
4. Первостепенную роль в развитии биоценозов выполняют:
А) насекомые В) растения
Б) млекопитающие Г) антропогенные факторы
5. Бактерии гниения, обитающие в почве, относятся к:
А) редуцентам В) консументам I порядка
Б) продуцентам Г) консументам II порядка
6. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, т.к. они:
А) питаются сходной пищей В) имеют примерно одинаковые
параметры тела
Б) имеют немногочисленное потомство Г) относятся к классу
млекопитающих
7. Наиболее устойчивой считают экосистему, в которой наблюдается:
А) небольшое число видов В) преобладание одного вида
Б) ограниченная численность видов Г) разнообразие видов
8. Для уничтожения вредителей с/х культур используют биологические методы борьбы –
А) создают высокую влажность В) используют гербициды
Б) вносят органические удобрения Г) привлекают хищных насекомых
9. Вид деятельности, запрещенный в заповедниках:
А) отлов животных с целью кольцевания В) сбор грибов, ягод и лекарственных
растений
Б) исследование структуры биоценозов Г) подкормка диких видов копытных
10. Какие абиотические факторы влияют на жизнь щуки обыкновенной в водоеме?
А) донные водоросли В) окуни
Б) плотва Г) растворенные в воде газы
11. Волки выполняют в биогеоценозе роль санитаров и регулирует численность:
А) белок В) зайцев
Б) сов Г) медведей
12. Главным фактором, ограничивающим рост травянистых растений в еловом лесу, является недостаток:
А) света В) тепла
Б) воды Г) минеральных солей
13. Примером действия какого фактора является вытаптывание животными растений на тропинках, ведущих к водопою?
А) биотического В) абиотического
Б) антропогенного Г) сезонного
14. Какая цепь питания составлена правильно?
А) кузнечик – растение – лягушка – змея – хищная птица
Б) растение – кузнечик – лягушка – змея - хищная птица
В) лягушка – растение – кузнечик – хищная птица – змея
Г) кузнечик – змея – хищная птица – лягушка – растение
15. Популяция является структурной единицей
А) отряда В) семейства
Б) рода Г) вида
16. Особи объединяются в одну популяцию на основе
А) их роли в биогеоценозе В) равного соотношения полов
Б) общности питания Г) свободного скрещивания
17. Какой критерий вида обуславливает различие в форме кроны и высоты деревьев сосны обыкновенной, выросшей в лесу и на поле?
А) морфологический В) географический
Б) генетический Г) экологический
II. Выберите несколько правильных ответов:
- Поле капусты – неустойчивая агроэкосистема, т.к. в ней:
А) отсутствуют пищевые сети
Б) преобладают продуценты одного вида
В) небольшое число видов
Г) нет пищевых цепей
Д) короткие цепи питания
Е) отсутствуют редуценты
- Примеры смены экосистем в процессе саморазвития сообщества:
А) образование гари на месте пожара
Б) появление полей на месте степей после распашки
В) зарастание скал лишайниками
Г) зарастание водоема и образование болота
Д) заболачивание пойменных лугов при постройке плотины на реке
Е) зарастание старицы реки
III. Установите последовательность:
- Трофических звеньев в цепи питания:
А) паук Б) яблоня В) тля Г) синица Д) ястреб
- Установите последовательность процессов, происходящих в водоеме, расположенном в близи поля, на котором внесены высокие дозы удобрений:
А) увеличение стока минеральных веществ
Б) бурное развитие одноклеточных водорослей
В) понижение прозрачности воды
Г) гибель животных и донных растений
Д) увеличение концентрации минеральных веществ в воде
IV. Дайте полный развернутый ответ на вопрос:
Какие абиотические факторы ограничивают распространение высоких деревьев в тундре?
Итоговая контрольная работа по биологии
9 класс
1 вариант
1. Мономер ДНК
А) аминокислота; Б) нуклеотид;
В) моносахариды; Г) глицерин и жирные кислоты.
2. Где располагается наследственный материал у бактерий?
А) в цитоплазме; Б) в ядре;
В) в митохондриях и хлоропластах.
3. Синтез белка выполняют
А) хлоропласты; Б) аппарат Гольджи;
В) ядро; Г) рибосомы.
4. Первичная структура белка
А) цепь аминокислот; Б) глобула;
В) спираль; Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.
5. Функции и-РНК
А) хранит генетическую информацию; Б) собирает белковые молекулы;
В) переносит генетическую информацию из ядра к месту синтеза белка;
Г) доставляет аминокислоты к рибосоме.
6. Все зелёные растения относятся к
А) автотрофам; Б) гетеротрофам;
В) хемотрофам.
7. Кислород выделяется
А) в световую фазу фотосинтеза; Б) в темновую фазу фотосинтеза;
В) и на свету и в темноте.
8. Одну аминокислоту молекулы белка кодирует
А) 1 нуклеотид; Б) 2 нуклеотида;
В) 3 подряд идущих нуклеотида; Г) знак препинания.
9. Реакции матричного синтеза это
А) синтез жиров; Б) синтез углеводов;
В) редупликация ДНК.
10. Мейоз это
А) прямое деление клетки; Б) деление клеток половых желёз;
В) слияние половых клеток; Г) половой процесс.
11. Аллельные гены расположены в
А) одной хромосоме; Б) одинаковых локусах гомологичных хромосом;
В) одинаковых локусах негомологичных хромосом;
Г) разных локусах гомологичных хромосом.
12. При скрещивании 2-х гетерозиготных особей, отличающихся по 1 паре признаков, происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении
А) 1:2:1 Б) 1:3
В) 1:8:3:3:1 Г) 9:3:3:1.
13. Признаки какой изменчивости передаются потомству?
А) модификационной; Б) мутационной.
14. Псилофиты появились
А) в ордовикский период; Б) в силурийский;
В) в девонский период; Г) в юрский период.
15) Элементарная единица эволюции
А) особь; Б) вид;
В) популяция; Г) биоценоз.
Нарисовать схему «Движущие силы эволюции».
Итоговая контрольная работа по биологии
9 класс
2 вариант
1. Мономер белка
А) аминокислота; Б) нуклеотид;
В) моносахариды; Г) глицерин и жирные кислоты.
2. Функции ЭПС
А) синтез жиров; Б) расщепление углеводов;
В) расщепление белков; Г) транспорт веществ.
3. Функции митохондрий
А) синтез жиров; Б) синтез белков;
В) синтез углеводов; Г) синтез АТФ.
4. Вторичная структура белка
А) цепь аминокислот; Б) глобула;
В) спираль; Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.
5. Функции ДНК
А) хранит генетическую информацию; Б) доставляет аминокислоты к рибосоме;
Г) собирает белковые молекулы; Г) участвует в биосинтезе белка.
6. Способны самостоятельно создавать органические вещества
А) автотрофы; Б) гетеротрофы;
В) хемотрофы.
7. Захват молекул углекислого газа из внешней среды происходит
А) в световую фазу фотосинтеза; Б) в темновую фазу фотосинтеза;
В) под действием энергии солнечного света.
8. Процесс, в ходе которого информация о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК «переписывается» в последовательность нуклеотидов и-РНК, называется
А) трансляция; Б) транскрипция;
В) гидролиз; Г) фотосинтез.
9. Митоз это
А) половой процесс; Б) прямое деление клетки;
В) непрямое деление клетки; Г) образование половых клеток.
10. Кроссинговер это
А) спирализация хроматина; Б) непрямое деление клеток;
В) образование половых клеток; Г) обмен участками хроматид гомологичных хромосом.
11. Генотип это совокупность
А) генов в гаплоидном наборе хромосом; Б) внешних признаков;
В) генов в диплоидном наборе хромосом; Г) внутренних признаков.
12. Какое расщепление по фенотипу будет у гибридов второго поколения при скрещивании гомозиготных организмов, отличающихся по двум парам признаков
А) 1:2:1 Б) 1:3
В) 1:8:3:3:1 Г) 9:3:3:1.
13. Сходство внешнего и внутреннего строения лежит в основе …. критерия вида.
А) физиологического; Б) морфологического;
В) генетического; Г) исторического.
14. Первые позвоночные, освоившие сушу – стегоцефалы появились в …
А) в ордовикский период; Б) в силурийский период;
В) в девонский период; Г) в юрский период.
15. Дивергенция – это
А) схождение признаков в процессе эволюции; Б) расхождение признаков;
В) объединение нескольких популяций в одну;
Г) образование изолированной группы внутри популяции.
Нарисовать схему «Движущие силы эволюции».
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала:
для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
.25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
Основное содержание программы
9 класс. Введение в общую биологию и экологию.
(70 ч, 2 ч в неделю)
РАЗДЕЛ 1
УРОВНИ ОРГАНЕЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ.
Введение (2 ч)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1
УРОВНИ ОРГАНЕЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ.
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 ч)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 ч)
Гипотезы происхождения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток.
Лабораторные работы
- Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
- Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3. Организменный уровень (14 ч)
Теории возникновения многоклеточных организмов. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Ритмичность в жизни организмов.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа
3.Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Лабораторная работа
4.Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5. Экосистемный уровень (8ч)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Экскурсия в биогеоценоз.
Тема 1.6. Биосферный уровень (4ч)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
РАЗДЕЛ 2
Эволюция (7 ч)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Экскурсия: «Причины многообразия видов в природе».
РАЗДЕЛ 3
Возникновение и развитие жизни. (7 ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Лабораторная работа
5.Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии к учебнику «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой, 1час.
Рабочая программа составлена с учетом уменьшения часов биологии в 6 классе согласно базисному учебному плану....
Рабочая программа по биологии 8 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова
Рабочая программа по биологии 8 класса авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова...
Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой
Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. 2часа в неделю...
Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой
Рабочая программа по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой...
Рабочая программа по биологии «Животные» для 7 класса авторов В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Уровень: общеобразовательный.
В 7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функци...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. пасечника, ...
Рабочая программа по биологии к УМК В.В. Пасечника ( М.Дрофа)
Р заабочая программа по биологии составлена на основе требования Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС. В программу входят пояснительная записка, требования к знаниям и у...