Рабочая программа по биологии 6 класс Сонин
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. -254c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (35 часов из федерального компонента) и 1 час школьного компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13347_evb.doc | 318.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Салганская средняя общеобразовательная школа »
Рабочая программа
«Биология. Живой организм.»
6 класс 68 часов (2 часа в неделю) УМК Сонина
Составлено учителем биологии
Калининой Ольгой Анатольевной.
.
Пояснительная записка
Уровень рабочей программы базовый
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. -254c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (35 часов из федерального компонента) и 1 час школьного компонента
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в планировании последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Введение школьного компонента обусловлено сокращением количества часов, отводимых на изучение биологии в 6 классе. Это частично снять остроту данной проблемы.
Главными темами биологии в 6 классе являются изучение морфологии, анатомии и взаимосвязи строения с выполняемыми функциями.
Основной задачей биологического краеведения является изучение местной флоры и фауны, культурных растений, грибов, домашних и сельскохозяйственных животных, их взаимосвязи с факторами живой и неживой природы. Формирование обязательных знаний и умений, необходимых для понимания процессов, происходящих в живой природе, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде. Этот курс позволяет вовлечь учащихся в активную практическую, творческую исследовательскую работу по изучению родной природы.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2008. -48с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Изучение биологии на базовом уровне среднего
полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
- Признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; в том числе своего региона;
- Сущность биологических процессов: обмен веществ, ++питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость.
Уметь:
- Объяснять: взаимосвязи организмов с окружающей средой, необходимость защиты окружающей среды, взаимосвязи человека и окружающей среды, роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.
- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты; описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных.
- Выявлять: приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
- Сравнивать: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения.
- Анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, влияние человека на экосистемы.
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки биологических объектов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
- Соблюдение правил поведения в окружающей среде, выращивание и размножение культурных растений.
II Содержание курса.
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (21час)
Основные свойства живых организмов
Тема 1.1. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание. Выделение, рост и развитие, раздражимость, движение. Размножение.
Тема 1.2. Химический состав клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты,, их роль в клетке.
Лабораторная работа: 1. определение состава семян пшеницы.
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторные и практические работы
2. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Тема 1.4. Ткани растений и животных. Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторная работа 3. Ткани растительных организмов.
Лабораторная работа 4. Ткани животных организмов
Тема 1.5. Органы и системы органов. Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменение корней. Строение и значение побегов. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветие. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растения. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторная работа 5.Изучение органов цветкового растения.
Лабораторная работа 6. Распознавание органов у животных.
Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Раздел 2. Жизнедеятельность организма (33 часа).
Тема 2.1. Питание и пищеварение. Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Демонстрация опыта, доказывающего образование крахмала на свету. Поглощение углекислого газа листьями; роль света и воды в жизни растений.
Тема 2.2. Дыхание. Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления химических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме.
Перенос веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растениях. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
Практическая работа 7. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строение клеток крови лягушки и человека.
Тема 2.4. Выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5. Опорные системы. Значение опорных системы в жизни организмов. опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно- двигательная система позвоночных.
Лабораторная работа 8. разнообразие опорных систем животных.
Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Тема 2.6. Движение. Движение как важнейшая особенность животных организмов. значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.
Практическая работа 9. движение инфузории туфельки.
Практическая работа 10. передвижение дождевого червя.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного, мигательного рефлексов, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.
Тема 2.8. Размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Практическая работа11. Вегетативное размножение комнатных растений.
Демонстрация способов размножения растений; разнообразие и строение соцветий.
Тема 2.9. Рост, развитие. Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторные и практически работы 12. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).
Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастание семян.
Раздел 3. Организм и среда. (14 часов).
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязь живых организмов. Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2. Природные сообщества. Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. Демонстрация моделей экологических систем.
Тематический план по курсу «Биология. Живой организм. Биологическое краеведение»»
№ | тема | Количество часов | Количество лабораторных, практических работ | Количество проверочных работ |
1. | Строение и свойства живых организмов | 21 | 6 | 1(тест) |
2. | Жизнедеятельность организмов | 33 | 6 | 1 |
3. | Организм и среда | 14 | - | 2 |
Строение и свойства живых организмов
Признаки живого организма. Царства живых организмов. | Иметь представление об отличительных признаках растений и животных. |
Учащиеся должны уметь | |
Перечислять признаки живого. | Обосновывать признаки живого. |
Термины и понятия, над которыми надо работать | |
Организм. Питание, дыхание, выделение, раздражимость, движение, размножение, рост, развитие, обмен веществ. Безъядерные. Грибы. Растения. Животные. | Жизнь. Прокариоты. |
Тема : «Чем живое отличается от неживого
Базовый уровень
Повышенный уровень
№ | Тема | Тип урока | Форма урока | Практическая работа | Контроль | Дата проведения | Информационное обеспечение, оборудование | Домашнее задание | ||||||||||||||||||||
План | факт | |||||||||||||||||||||||||||
1 | Многообразие живых организмов, их основные свойства. | Изучение нового материала | Урок диалог | фронтальный | 9 | Презентация, древо живого мира | Выучить записи | |||||||||||||||||||||
2 | Основные свойства живых организмов. | Изучение нового материала | диалог | индивидуальный | 9 | Комнатное растение - мимоза стыдливая, презентация, Интернет: http://www.darwin.ru/expos/floor1/LivePlanet/4_03.htm | §1 переск. | |||||||||||||||||||||
Тема: «Строение растительной и животной клетки.»
| ||||||||||||||||||||||||||||
3 | Клетка - элементарная единица живого. | Изучение нового материала | диалог | фронтальный | 9 | Таблица «Строение клетки», диск 6 класс | § 3 изучить. Изготовить модель клетки. Р.т. | |||||||||||||||||||||
4 | Строение клеток живых организмов. | Комплексное применение знаний и умений | практикум | Л/р №1. Строение клеток живых организмов. | индивидуальный | 9 | Таблица «Строение клетки», микроскоп, микропрепараты | Выучить таблицу. | ||||||||||||||||||||
5 | Различие в строении растительной и животной клетки. | комбинированное | Учебный практикум | Биологический диктант по терминам,тренинг | 9 | Сравнительная таблица | Заполнить таблицу. По желанию составить кросс-ворд, тест, сказ-ку. | |||||||||||||||||||||
6 | Строение растительной и животной клетки. | Обобщение и систематизация знаний и умений | Проверочная работа | Письменный опрос | 9 | Тетрадь «Оценка качества знаний» Интернет: http://schools.keldysh.rusch1964/projects/projects3 | Повторить §3, в р.т. стр. 9 | |||||||||||||||||||||
Тема: «Химический состав клетки» | ||||||||||||||||||||||||||||
7 | Химический состав клетки. | Изучение нового материала | диалог | фронтальный | 9 | Презентация, рис. уч.стр. 12, 15, Интернет: http://biology.asvu.ru/page.php?id=6&ratings=1 | §2 изуч., повт. §3 | |||||||||||||||||||||
8 | Химический состав клетки. | Комплексное применение знаний и умений. | лабораторная работа | Л/р №2. Определение состава семян пшеницы. | Л.р тренинг | 9 | Пробирка, держатель, спиртовка, фильтровальная бумага, спички, стакан с водой, марля, йод, семена подсолнечника, мука | В р.т. § 8-10 | ||||||||||||||||||||
Тема «Деление» Учащиеся должны знать об основных способах деления клетки. Понимать биологический смысл митоза и мейоза. Учащиеся должны уметь Термины и понятия, над которыми надо работать митоз | ||||||||||||||||||||||||||||
9 | Деление клетки. | Изучение нового материала | диалог | фронтальный | 10 | Рабочая тетрадь Интернет: http://molbiol.ru/list_biochem.html | §4 изуч. И р. т. | |||||||||||||||||||||
10 | Мейоз и его биологическое значение. | Изучение нового материала | диалог | индивидуальный | 10 | Рабочая тетрадь, диск | §4 и р.т. | |||||||||||||||||||||
Тема: «Ткани растений и животных»
| ||||||||||||||||||||||||||||
11 | Ткани растений. | Комплексное применение знаний и умений. | практикум | Л. Р.3 ткани растительных организмов | фронтальный | 10 | Таблицы Интернет: http://nauka.relis.ru/08/0404/08404016.html http://botweb.uwsp.edu/Anatomy/ | Стр. 29-30 изуч. Заполнить таблицу | ||||||||||||||||||||
12, 13 | Ткани животных. | Комплексное применение знаний и умений. | практикум тренинг | Л/р №4 Ткани животных организмов. | Тест. | 10 10 | Таблицы, микроскоп, микропрепараты: лист камелии, кровь человека | Стр. 30-34 изуч., зап. Табл.в р.т. стр. 12-13 | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
14 | Органы цветковых растений. Корень. | Комплексное применение знаний и умений. | практикум | П. р. 5 Изучение органов цветкового растения | тест | 10 | Таблица, презентация, гербарий Интернет-ссылка: http://ecosystema.ru/ 08nature/ trees/ morf-s um/morf.htm. | Стр. 36 изуч., выуч. Опред-я | ||||||||||||||||||||
15 | Побег. | Изучение нового материала | Учебный практикум | тест | 10 | Таблица, презентация, гербарий | Выуч. Записи, стр. 40 изуч. Собрать коллекцию листьев | |||||||||||||||||||||
16 | Лист. | Изучение нового материала | Учебный практикум | тест | 11 | Таблица, презентация, гербарий | Выуч. Записи, стр. 42 изуч. | |||||||||||||||||||||
17 | Цветок и плод. | Изучение нового материала | Учебный практикум | тест | 11 | Таблица, презентация, гербарий, коллекция плодов | Стр. 44-45 изуч. Собрать коллек-цию плодов. Подг. презент. | |||||||||||||||||||||
18 | Строение семян, их функции. | Изучение нового материала | Учебный практикум | индивидуальный | 11 | Таблица | §6 переск. | |||||||||||||||||||||
Тема: «Органы и системы органов животных» Учащиеся должны знать
| ||||||||||||||||||||||||||||
19 | Органы и системы органов животных. | Комплексное применение знаний и умений | практикум | Л/р №6 Распознавание органов у животных | Л.р, индивидуальный | 11 | Таблица Интернет-ссылка: www.zooland.ru http://herda/msu/ru/belomor/foto/fl-fotl.htm (Растения - целостные организмы) | §7 переск. Зап. Табл. составить вопросы | ||||||||||||||||||||
20 | Организм растения – единое целое. | Урок обобщения и систематизации знаний и умений | тренинг | Тестовая работа | 11 | Тест | Написать мини-сочинение или сказку о взаимо-действии органов растений. Принести словарик. | |||||||||||||||||||||
21 | Целостность животного организма. | Урок обобщения и система-тизации знаний | Проверочная работа | Работа в тетради «Оценка качества знаний» | 11 | Тетрадь «Оценка качества знаний» | § 8 изуч. |
2. Жизнедеятельность организмов
Тема: «Питание и пищеварение»
Учащиеся должны знать | |
Питание. Питательные вещества. Источники энергии живых организмов. Иметь представление о способах питания растений (почвенное, воздушное), понимать роль корня и листа в питании растений. Иметь представление о сущности процесса фотосинтеза и его значении в питании растений. Иметь представление об особенностях питания и пищеварения у животных. | Роль процесса фотосинтеза для жизни на Земле. Основные органы пищеварения животных. Приспособления организмов к добыванию пищи. Типы взаимоотношений животных: симбиоз, паразитизм, хищничество, квартиранство. |
Учащиеся до л ж н ы уметь | |
Давать определения понятиям. Характеризовать почвенное и воздушное питание растений. Узнавать на рисунках и таблицах ткани листа. Описывать характер и основные способы питания организмов. На рисунках и таблицах распознавать органы пищеварительной системы. Приводить примеры животных с разными способами питания и типами взаимоотношений. | Уметь сравнивать живые объекты по способам питания. Обосновывать взаимосвязь строения органов растений и систем органов животных с выполняемой функцией. Делать выводы о влиянии ферментов слюны на крахмал. |
Термины и понятия, над которыми надо работать | |
Питание, почвенное питание, воздушное питание, фотосинтез, растительноядные животные, хищники, паразиты, пищеварение, фотосинтез. | Автотрофы, гетеротрофы, трупоеды, симбионты, квартиранство, ферменты, железы. |
№ | Тема урока | Тип урока | Форма урока | Практическая работа | Контроль | дата проведения | Информационное обеспечение, оборудование | Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Питание. Почвенное питание растений. | Изучение нового материала | диалог | фронтальный | 11 | Презентация Интернет-ссылка: http://herda.ru/msu./ru./belomor/foto/angobsh.htm (Росянка) | §10 изуч. Р. Т. №№ 49-51 стр. 23 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Фотосинтез. | Изучение нового материала | диалог | тест | 12 | Презентация, дем. Фотосинтез и листья герани | Выуч. Зап. В тетр. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24, 25 | Питание животных. | Изучение нового материала | диалог | Фронтальный, тест | 12 | Диск Интернет-ссылка: http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/morf/morf2.htm (питание птиц) | §10 переск. В Р. Т. §§ 10-11. Подг. презнт. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: «Дыхание» Учащиеся должны знать
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Дыхание. Дыхание растений. | Изучение нового материала | диалог | Фронтальный, индивидуальный | 12 | Демонстрация Интернет-ссылка: http://www.unnaturalist.ru (жизнедеятельность организмов) | § 10-11 выуч. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Дыхание животных. | Изучение нового материала | диалог | тест | 12 | Таблица Составить вопросы | Выуч. Табл. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: «Транспорт веществ в организме» Учащиеся должны знать
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Передвижение воды и минеральных веществ в растении. | Комплексное применение знаний и умений | практикум | П/р. 7 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю | П.р.,тест | 12 | Дем. Окрашивание стебля бальзамина султанского Интернет-ссылка: http://www.unnaturalist.ru (Жизнедеятельность организмов) | Р. Т. §9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Передвижение органических веществ в растении. | Изучение нового материала | диалог | индивидуальный | 12 | Диск | §12 изуч. В р. т. § 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Перенос веществ в организме беспозвоночных животных. | Изучение нового материала | диалог | фронтальный | 12 | § 12 изуч. до конца, в р.т. § 11.,составить вопросы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Перенос веществ в организме позвоночных животных. | Комбинированный урок | тренинг | Фронтальный, письменныйопрос | 12 | Табл. | Повт. §§ 10-12. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Передвижение веществ в организме. | Обобщение и систематизация знаний | Проверочная работа | Тестовая работа | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: «Выделение»
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Выделение. | Изучение нового материала | диалог | индивидуальный | 1 | Таблица Интернет-ссылка: http://www.unnaturalist.ru (Жизнедеятельность организмов) | § 13 изуч. в р.т. § 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Выделение у растений и позвоночных животных. | Изучение нового материала | диалог | индивидуальный | 1 | Таблица | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: «Обмен веществ и энергии» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учащиеся должны знать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иметь представление об особенностях обмена веществ у растений и животных. Роль питания, дыхания, кровообращения и выделения в обмене веществ позвоночных животных. | Иметь представление об особенностях обмена веществ у теплокровных и холоднокровных животных. Понимать взаимосвязь процессов питания, дыхания, кровообращения, выделения в обмене веществ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учащиеся должны уметь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Называть и показывать на рисунках и таблицах органы растений и системы органов животных, принимающие участие в обмене веществ. Приводить примеры теплокровных и холоднокровных животных. | Сравнивать процессы обмена веществ у холоднокровных и теплокровных животных, объяснять причину различий. Выявлять преимущества теплокровности для животных. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Термины и понятия, над которыми надо работать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обмен веществ и энергии, холоднокровные, теплокровные. | Автотрофы, гетеротрофы, терморегуляция. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Обмен веществ и энергии у растений. | Изучение нового материала | диалог | фронтальный | 1 | Диск Интернет-ссылка: http://www.unnaturalist.ru (Жизнедеятельность организмов) | § 14 изуч. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Обмен веществ и энергии у животных. | Изучение нового материала | Учебный практикум | фронтальный | 1 | В р.т. §14, §13 переск. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: «Скелет - опора организма. Движение» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учащиеся должны знать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иметь представление об опорных системах живых организмов, понимать значение опорно-двигательной системы. Типы скелетов. Значение передвижения. Способы передвижения животных, обитающих в разных средах. | Иметь представление о развитии опорно-двигательной системы животных в процессе эволюции. Отделы скелета позвоночных животных. Особенности строения механической ткани растений, костной и хрящевой тканей животных. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учащиеся должны уметь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать опорные системы растений и животных. Называть особенности опорных систем растений и животных. Называть ткани, образующие скелет; отделы скелета позвоночных животных, узнавать их на рисунках учебника и таблицах. Выявлять приспособления к передвижению у различных организмов в связи со средой обитания. | Доказывать наличие приспособлений к передвижению у различных организмов в связи со средой обитания. Называть разновидности наружных скелетов у организмов. Узнавать по рисункам и таблицам хрящевую и костную ткани. Обосновывать зависимость скорости передвижения от строения конечностей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Термины и понятия, над которыми надо работать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Линька, скелет, внутренний скелет, наружный скелет, кости, мышцы, движение, плавательные перепонки, плавники, ноги, реснички, жгутики. | Связки, сухожилия, реактивное движение, подъемная сила, копытные, пальцеходящие, стопоходящие, надкостница, губчатое вещество. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Опорные системы и их значение в жизни организмов. | Изучение нового материала | диалог | индивидуальный | 1 | Таблица, скелет млекопитающего, распилы костей Интернет-ссылка: | В р.т. §15, стр. 97-99 переск. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Опорные системы растений и позвоночных животных. | Комплексное применение знаний и умений | Лабораторная работа | Л. Р. 8 . разнообразие опорных систем животных | Самостоятельная работа | 1 | Дем. Скелеты млекопитающих, раковины моллюсков, коллекции насекомых | Стр. 99-100 и доп. 101 изуч. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Движение. | Комплексное применение знаний и умений | практикум | П. р. 9 . движение инфузории- туфельки | 2 | Диск Интернет-ссылка: www.unnaturalist.ru | Отв. На вопр. Стр. 113, стр. 103-104 изуч. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Движение многоклеточных животных. | Комплексное применение знаний и умений | практикум | П. р. 10 перемещение дождевого червя | Тест. | 2 | Презентация | Стр. 106-11 изуч. Подг. презент. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | Двигательные реакции растений. | Изучение нового материала | диалог | индивидуальный | 2 | Комнатные растения | Стр. 112 изуч. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: «Координация и регуляция»
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой. | Изучение нового материала | диалог | фронтальный | 2 | Интернет-ссылка: http://www.unnaturalist.ru | Выуч. опред-я стр. 114-116 изуч. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43, 44 | Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных и их взаимосвязей с окружающей средой. | Изучение нового материала | диалог | Фронтальный,индивидуальный | 2 2 | Микроскоп, микропрепарат нервной ткани | § 17 выуч. Пререск., сделать презент. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Ростовые вещества растений. | Изучение нового материала | диалог | тест | 2 | § 17 повт. В р.т. §16. Составить кроссворд. |
Тема; «Бесполое размножение»
Учащиеся должны знать
Разновидности вегетативного размножения.
Биологическая роль размножения. Сущность бесполого размножения. Формы бесполого размножения
Учащиеся должны уметь
Перечислять формы бесполого размножения и приводить примеры. Называть органы вегетативного размножения растений, различать их на рисунках и таблицах.
Сравнивать и находить общее во всех формах бесполого размножения. Находить плюсы и минусы бесполого размножения.
Термины и понятия, над которыми надо работать
Размножение, деление, почкование, спора, спорообразование, вегетативное размножение, вегетативные органы.
Спорангии.
3. Организм и среда
Учащиеся должны знать | |
Знать среды обитания живых организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная. Иметь представление о влиянии факторов живой и неживой природы на организмы, о разнообразных взаимосвязях и взаимоотношениях живых организмов. Цепи питания. О влиянии деятельности человека на взаимосвязи живых организмов. Иметь представление о природных сообществах. Правила поведения в природных сообществах. | Знать структуру природных сообществ. Основные компоненты природных сообществ. Иметь представление о сетях питания. Понимать один из основных экологических законов «Все связано со всем». |
Учащиеся должны уметь | |
Характеризовать экологические факторы сред обитания. Составлять цепи питания. Выявлять приспособления организмов к жизни в своих средах обитания и в сообществах. Оценивать свое поведение при посещении природного сообщества. | Уметь выявлять приспособления живых организмов к факторам среды. Устанавливать взаимосвязи организмов в природных сообществах. Сравнивать пищевые цепи и сети. |
Термины и понятия, над которыми надо работать | |
Среда обитания, экологические факторы (неживой природы, живой природы, деятельность человека). Цепи питания, природное сообщество. Хищничество, паразитизм. | Симбиоз, нахлебничестзо, квартиранстзо. Биогеоценоз, | экосистема; потребители, производители, разрушители; пищевая сеть. | |
№ | Тема | Тип урока | Практическая работа | Контроль | Дата проведения | Коррекция | Домашнее задание | ||
план | факт | ||||||||
55 | Среда обитания организмов. Экологические факторы. | Изучение нового материала | диалог | индивидуальный | 4 | Комнатные растения, Интернет-ссылка: http:// floranimal. Ru /gallery.php?c=10&p=0 | §24 изуч. стр.158-163 | ||
56 | Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека. | Изучение нового материала | диалог | фронтальный | 4 | Коллекция | Стр. 164-166 изуч. Нарисовать взаимосвязь растений и животных | ||
57 | Природные сообщества. | Изучение нового материала | диалог | индивидуальный | 4 | Таблица Интернет-ссылка: www.darwin.museum.ru/expos/floor1/LivePlanet/5.htm | §25 изуч. Зарисовать природные сообщества | ||
58 | Цепи питания. | Изучение нового материала | Учебный практикум | фронтальный | 4 | Таблица | Сост. 3 цепи питания, повт. §§ 24-25 | ||
59 | Организм и среда. | Обобщение и систематизация знаний. | Круглый стол | Тестовая работа | 4 | Принести словарик, повт. §§ 22-23. Написать сказку о влиянии окружающей среды на здоровье человека. | |||
60 | Живой организм. | Контроль и коррекция знаний. | Проверочная работа | Работа в тетради «Оценка качества знаний» | 4 | Тетрадь «Оценка качества знаний» |
Резерв – 8 часов на повторение курса
Ресурсное обеспечение рабочей программы
1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3. Приказа Департамента образования «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Нижегородской области, реализующих программы общего образования»;
4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
5. Учебного плана МБОУ Салганская СОШ на 20014 – 2015 учебный год
6. Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина
7. Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2004.- 174с.
Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями
1.Учебник. Н. И. Сонин. «Биология. Живой организм». М.:: Дрофа 2010
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии.
2.С. Ю. Берников, В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова, Э. А. Введенский. «Готовые домашние задания». Правильные ответы на вопросы учебника «Биология. Живой организм».
Для учащихся:
1. Акперова И. А., Сысолятина Н. Б.,. Сонин Н. И. «Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику «Биология. Живой организм».
4. Наумов А. А, Старцев П. Е.. «Биология. Живой организм». Биологические карты.
5. Наумов А. А., Старцев П. Е.. «Биология. Живой организм». Биологические лабиринты.
7. Сонин Н.И. «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2006.
8. Семенцова В. Н., Сивоглазов. В. И. «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. «Живой организм». «Уроки биологии по курсу «Биология. Живой организм». 2008
Для учителя:
1.Акперова И. А.. «Уроки биологии к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Живой организм».М.:: Дрофа 2005
2. Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
3. Багоцкий С. В., Рубачева Л. И., Шурхал. Л. И. «Биология. Живой организм». Тестовые задания М.: Дрофа 2007
4. Высоцкая М.В.Биология. живой организм. 6 класс. Поурочные планы. По учебнику Н.И. Сонина Волгоград: Учитель 2007
5. Высоцкая М.В.Биология.. 6-7 класс. Развёрнутое тематическое планирование. По учебнику Н.И. Сонина Волгоград: Учитель 2005
6. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.- М.: Дрофа, 2004..
7.Сонин Н. И,. Бровкина Е. Т. «Биология. Живой организм». Рабочая тетрадь для учителя.
8.. Сонин Н. И, Агафонова И. Б.. «Твои открытия». Альбом-задачник
9.Н. И. Сонин, В. Н. Кириленкова. «Биология. Живой организм». Дидактические карточки-задания .М. :Дрофа 2006
10. Сивоглазов В.И. уроки по курсу Н.И. Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм» М: Дрофа 2006
11. Парфилова Л.Д., Шмарина И.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс М.:: «Экзамен» 2006
MULTIMEDIA – поддержка курса:
- КМ-школа;
- Интернет – ресурсы;
- CD-диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Растения. Бактерии.
- Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина. «Биология. Живой организм».
- Уроки биологии с применением информационных технологий 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением. М. «Глобус » 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...