Статья "Внеурочная деятельность школьников по биологии"
статья
В статье кратко обобщен мой педагогический опыт преподавания биологии: некоторые направления работы, использование местной флоры и фауны для проведения уроков, перечислены основные проекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_statya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВНЕУРОЧНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
ПО БИОЛОГИИ В РАМКАХ ФГОС»
Якушева Светлана Алексеевна
Учитель биологии МАОУ СОШ № 3 станица Динская
Современный образовательный стандарт (ФГОС) предполагает развитую внеурочную деятельность ученика и учителя, ведь на уроке не возможно в полной мере показать все признаки и свойства изучаемых объектов. Биология – это та область, где изучение натуральных объектов максимально способствует лучшему усвоению теории. Многие дети желают всерьез и глубоко изучать некоторые отдельные направления биологической науки, что не всегда возможно, так как программ жестко диктует свои требования к количеству часов на изучение материала. Эти и другие мысли (в том числе и творческая исследовательская натура самого учителя) подтолкнули меня к организации научно-исследовательского кружка по биологии для учащихся 6 – 11 классов, где все желающие смогут реализовать себя в той или иной мере.
Изучение живой природы невозможно без изучения жизни в родном районе, а Динской район – аграрная территория, поэтому изучение флоры и фауны заметно облегчается. Это связано в первую очередь с тем, что на территории района произрастает в основном травянистая растительность (деревья представлены в основном в виде полезащитных лесных полос). Южное расположение района благоприятствует тому, что наблюдается большое разнообразие птиц, насекомых и других представителей фауны, а это также облегчает поиск и изучение объектов.
Мягкая смена сезонов года способствует более длительному периоду наблюдений в природе, что не маловажно, так как исследование проводят дети еще не знакомые со многими методиками постановки опытов и экспериментов в полях, степях, лесных полосах, водоемах.
Сельские школы наиболее полно способствуют тесному общению школьников с природой, ведь нет необходимости далеко ходить и искать объекты наблюдения и изучения.
Главная идея моего педагогического опыта – всестороннее знакомство школьников с природой родного района (изучение анатомии, фитоценотических связей, жизненных форм, морфологии – пыльцевых зерен и семян). Изучение флоры и фауны способствует расширению кругозора учащихся, поэтому дополнительные мысли, касающиеся моего опыта, заключены в следующем: экология местных видов (в первую очередь антропогенное влияние на флору), а также охрана природы (создание красной книги и пропаганда идеи сохранения биоразнообразия).
Эти идеи и занимают центральное место в моем педагогическом опыте, так как на уроках нет возможности полностью рассмотреть все аспекты биологической науки.
В связи с потребностью общества в высокоспециализированных и в то же время разносторонне развитых кадрах, в нашей школе появилась потребность в более углубленном изучении отдельных разделов и тем биологии.
Школьники охотно занимаются исследовательской деятельностью (проводят наблюдения, ставят эксперименты, сравнивают и обобщают, измерят и описывают окружающую природу).
Изначально опыт нес чисто общеинтеллектуальную направленность, но со временем я поняла, что кроме познавательной ценности есть еще и другие направления, требующие дальнейшей проработки. В связи с вышесказанным, основные цели внеурочной исследовательской деятельности заключаются в следующем:
- Природоохранное направление – изучение редких растений и животных Динского района.
- Общеинтеллектуальное направление – изучение анатомии и морфологии растений Динского района, сопредельных территорий и, в конечном итоге, Краснодарского края.
- Прикладное направление – изучение ресурсных групп растений Динского района и использование их в народно-хозяйственной деятельности человека.
- Краеведческое направление – изучение животных и растений Динского района.
- Экологическое направление – изучение влияния антропогенных факторов на природу.
- Эстетическое направление – изучение озеленения станиц Динского района, фитодизайн, озеленение пришкольной территории (ландшафтный дизайн).
При обобщении названных направлений можно выделить глобальную цель внеурочной исследовательской деятельности школьников – всестороннее изучение флоры и фауны родного края (вначале в пределах Динского района).
Разносторонняя постановка целей исследования требует решения широкого круга задач, стоящих перед учителем и учениками. Для удобства все задачи были разбиты по направлениям изучения живой природы родного Динского района:
1. Природоохранное направление. Ведущие задачи сводятся к следующему:
- Создание красной книги Динского района;
- Изучение местообитания краснокнижных видов;
- Изучение лимитирующих факторов на численность редких видов животных и растений;
- Создание питомника для разведения редких видов растений с последующей пересадкой в природу;
- Анализ численности редких насекомых и посадка растений для из разведения;
- Создание карт встречаемости редких видов в пределах района.
2. Общеинтеллектуальное направление требует от школьников особых навыков, так как работа в основном ведется с применением микроскопа. Основные задачи:
- Изучение клеточного строения растений (вначале наиболее многочисленных групп травянистых растений);
- Создание атласа на основе полученных микрофотографий срезов листовой пластинки, стебля (в перспективе – корня, изучение нодальной анатомии);
- Изучение морфологии пыльцы растений (травянистых, в будущем и деревьев тоже);
- Создание морфологического атласа пыльцевых зерен;
- Создание определителя растений на основе строения пыльцы;
- Изучение формы и микроскульптуры семян травянистых растений (в перспективе и деревьев);
- Изучение микроскопических животных рек Динского района;
- Создание атласа животных подцарства Одноклеточные (инфузории, амебы, жгутиковые) и подцарства Многоклеточные (коловратки, нематоды, брюхоресничные черви, ракообразные и т.д.);
- Изучение устьичного аппарата растений разных экологических групп (ксерофиты, мезофиты, гидрофиты);
- Создание атласа по морфологии устьиц;
- Создание определителя растений по покровной ткани с устьичными клетками;
- Изучение опушения листьев травянистых растений (трихом);
- Создание атласа опушения листьев растений различных экологических групп.
3. Прикладное направление – ботаническое ресурсоведение. Задачи сводятся к следующему:
- Создание каталога ресурсных растений Динского района (и Краснодарского края в перспективе);
- Создание атласа полезных растений (лекарственные, красильные, дубильные, пищевые, кормовые и т.д.) Динского района и потом Краснодарского края;
- Поиск перспективных растений для использования в народно-хозяйственной деятельности человека.
4. Краеведческое направление – комплексное. Сюда входят следующие задачи:
- Создание конспекта (списка видов) дикорастущих растений Динского района (и в перспективе Краснодарского края);
- Создание конспекта (списка видов) животных Динского района;
- Изучение количества видов животных в связи с их местообитанием (лягушки).
5. Экологическое направление очень разнообразное, поэтому задачи перед нами стояли глобальные:
- Изучение качества среды с помощью флуктуирующей асимметрии (поиск новых модельных видов);
- Изучение качества среды палинологическими методами (реакция пыльцы на антропогенное загрязнение);
- Лихеноиндикация;
- Изучение фенов клевера ползучего;
- Изучение фенов некоторых насекомых (божьи коровки);
- Изучение экологической валентности травянистых растений;
- Создание экологических шкал травянистых растений;
- Анализ качества воды по обитающим в ней беспозвоночным животным;
- Опыты на растениях по моделированию различных экологических условий (засоленность, закисление, подщелачивание, различных загрязняющие вещества и т.д.).
6. Эстетическое направление – самое молодое, мы только приступили к выполнению запланированных задач:
- Ландшафтный дизайн (пришкольная территория, дом);
- Изучение озеленения станиц Динского района.
Многие из поставленных задач уже решены, над некоторыми сейчас ведется кропотливая работа. Фронт работы выбран очень большой, поэтому остальные задачи будут решены в ближайшее время.
Полученные данные во время внеурочной исследовательской деятельности школьников широко применяются в урочное время. При изучении ботаники (7 класс), зоологии (8 класс), анатомии и физиологии человека (9 класс), общей биологии (10 – 11 классы) – везде можно использовать результаты исследований. Проследим более подробно темы уроков, на которых активно используются атласы, списки и фотографии объектов живой природы.
7 класс (ботаника). В седьмом классе можно использовать местный краеведческий материал на всех уроках (начиная с органов растений до систематических групп). Для этого уместно активно применять гербарии растений, гербарии отдельных органов (листья, стебли, корневые системы, цветки и т.д.), микрофотографии (пыльцевые зерна), коллекции (семена).
8 класс (зоология):
- Подцарство Одноклеточные (микрофотографии и видеозаписи движения инфузории, амебы, жгутиковых);
- Тип Круглые черви (показ свободноживущих нематод);
- Тип Членистоногие (микрофотографии ракообразных, коллекции насекомых);
- Тип Хордовые (фотографии местных представителей);
- Охрана природы (красные книги Динского района и Краснодарского края).
9 класс (анатомия и физиология человека). В восьмом классе применение местного материала ограничено, но в некоторых темах можно найти место отдельным элементам исследовательской деятельности:
- Клеточное строение (сравнение клетки человека и одноклеточного животного);
- Ресурсные растения (кровоостанавливающие, ранозаживляющие, витаминоносные, пищевые, ядовитые и т.д.).
10 – 11 классы (общая биология). Здесь тоже можно использовать только некоторые результаты исследований:
- Клеточное строение организмов (фотографии срезов и одноклеточные животные);
- Размножение (показ пыльцевых зерен);
- Изменчивость (флуктуирующая асимметрия, разнообразие трихом в зависимости от экологических факторов);
- Охрана биосферы (красные книги Динского района и Краснодарского края);
- Экология (антропогенное влияние на природу).
Разработка внеурочной исследовательской деятельности позволяет школьникам углубить знания по отдельным темам курса биологии, а учителю помогает организовывать интересные и познавательные уроки с использованием местного материала.
Итогом нашей внеурочной исследовательской деятельности являются многочисленные проекты. Сюда относятся:
- «Анатомия травянистых растений Динского района» - изучается микроскопическое строение на срезах листа и стебля (с небольшим анатомическим атласом).
- «Флуктуирующая асимметрия» - на примере яснотки пурпурной.
- «Биоморфы травянистых растений» - по классификации Серебрякова изучаются биологические особенности некоторых травянистых растений Динского района.
- «Карпология травянистых растений Динского района» - изучаются семена растений и прилагается небольшой анатомический атлас.
- «Конспект флоры Динского района и сопредельных территорий» - прилагается список из 214 видов растений.
- «Изучение лягушек Динского района» - результаты каждодневных наблюдений за лягушками в течение месяца.
- «Опушение (трихомы) травянистых растений Динского района» - прилагается также изменчивость трихом в зависимости от условий произрастания на примере амброзии полыннолистной.
- «Палинология и качество окружающей среды» - прилагаются микрофотографии пыльцевых зерен, подвергшихся антропогенному влиянию.
- «Ресурсные растения Динского района» - список растений, используемых человеком в народном хозяйстве.
- «Устьичный аппарат травянистых растений» - морфология устьиц в зависимости от их размера и прилагается атлас устьиц.
- «Фитоценотическая роль некоторых травянистых растений» - схемы проективного покрытия и атлас фотографий некоторых видов.
- «Экологические шкалы травянистых растений» - список видов по классификации Раменского.
- «Экоморфы травянистых растений» - жизненные формы по Раункиеру и Бельгарду.
Анализ проведенных исследований показал, что эти работы востребованы в педагогической практике учителя, расширяют кругозор учащихся и способствуют более глубокому пониманию процессов, происходящих с живыми организмами и роли человека в этих процессах.
Мой опыт внеурочной исследовательской работы положительно влияет на все сферы деятельности учащихся:
- Воспитанность. Школьники работают с живыми объектами, поэтому эти задания формируют бережное отношение к природе и жизни в целом (создание красной книги Динского района, наблюдение за растениями и животными, описание и фотографирование их). Дети учатся видеть прекрасное в процессе работы над проектами по ландшафтному дизайну.
- Обученность. Выполняя поручения учителя по изучению родной природы, школьники повышают свой интеллектуальный уровень, так как такая работа требует большого числа умений и навыков: работа с различными источниками информации, определителями, работа с микроскопом, подсчет по формулам (флуктуирующая асимметрия) и т.д. Для достижения цели ученики используют знания, полученные на уроках географии, физики, математики, истории, ИЗО. В этих исследовательских работах максимально используется межпредметный характер деятельности.
- Личностные качества. Каждая работа, будь то простое наблюдение или сложное комплексное исследование по фитоценологии, требует от учащихся определенных волевых усилий: не бросить работу, а во что бы то ни стало довести дело до конца; аккуратность – при работе с приготовлением микропрепаратов (работают дети с обычными лезвиями); терпение – при подсчете показателей флуктуирующей асимметрии (обрабатываются данные, полученные из 200 листьев) и т.д.
Каждая исследовательская работа мотивирует учащихся, ведь закончить ее необходимо к определенному сроку, они учатся планировать свое время не в ущерб остальным урокам.
Таким образом, исследовательская деятельность обогащает школьников новой информацией, новыми личностными качествами, повышает уровень мотивированности и настроенности на результат, а все они строят целостного и всесторонне развитого гражданина, способного понять живую природу, и имеющего стойкое убеждение в хрупкости жизни и важности ее охраны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательская деятельность школьников в рамках предмета "Биология"
статья о организации исследовательской деятельности в рамках предмета "Биология"...
Обобщение педагогического опыта: Экскурсии по биологии как активная форма познавательной деятельности школьников.
Экскурсии – главнейшее после урока звено процесса воспитывающего обучения. Экскурсии по биологии и экологии позволяют добиться прочных, осознанных знаний, установить связь теории с практикой в процесс...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников по биологии в условиях введения ФГОС ООО.
В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе быон не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставячеловека в подходящие общественные и материальные условия. А.Н. Толсто...
Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской деятельности школьников по биологии в образовательном учреждении"
В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии в образовательном учреждении, алгоритм разработки проекта, подготовки к...
Обобщение опыта по теме "Исследовательская деятельность школьников на уроках биологии"
Приемы и методы исследование на уроках биологии...
Сообщение на тему: «Внеурочная деятельность школьников по биологии, экологии и химии в условиях реализации ФГОС ОО.»
Тема выступления на августовской конференции учителей естественнонаучного курса....