Урок биологии.8 класс. Берегите зрение смолоду!
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Урок биологии. 8 класс. Берегите зрение смолоду!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beregite_zrenie_smolodu.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Берегите зрение смолоду, 8 класс
Прокопьева Елена Александровна,
учитель биологии и химии МКОУ «Прилогинская СОШ»
Тип урока: комбинированный.
Цель: обеспечить усвоение и развитие знаний о гигиене зрения.
Задачи:
- образовательные:
- обеспечить закрепление терминов и понятий;
- создать условия для формирования представления о причинах нарушения зрения, методах его коррекции, способах сохранения зрения, расширить знания о причинах нарушения зрения;
- развивающие:
- продолжить формирование умений применять знания о способах сохранения зрения;
- устанавливать причинно-следственные связи между воздействием вредных факторов и возникающими нарушениями зрения;
- анализировать знания при поиске ответа на проблемный вопрос;
- развивать познавательную активность;
- развивать умение работать с ЭОР;
- развивать навыки сравнительно- аналитической мыслительной деятельности;
- развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю;
- воспитательные:
- создавать условия для формирования у школьников стремления заботиться о своем здоровье;
- формировать гигиенические навыки сохранения зрения;
- воспитывать чувство ответственности в работе;
- воспитывать уверенность в себе.
Основное содержание темы, термины и понятия: содержание темы предполагает изучение основных правил гигиены органов зрения.
Планируемые результаты
Личностные
- сформированность познавательных интересов, направленных на изучение основных правил гигиены органов зрения;
- сформированность интеллектуальных умений (строить рассуждения, анализировать, сравнивать показатели);
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные
Познавательные:
- овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, анализировать, давать определения понятиям;
- умение прогнозировать ситуацию.
Регулятивные:
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Коммуникативные:
- умение работать в атмосфере сотрудничества.
Предметные
- знание основных особенностей гигиены зрения, причинах его нарушения, способах его сохранения;
- умение анализировать полученные знания,
- умения делать выводы и умозаключения .
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи: история, информатика
Ресурсы и оборудование
1. Компьютерный класс;
2. Выход в Интернет;
3. Мультимедийный проектор;
4. Презентация «Берегите зрение смолоду»;
5.Учебник «Биология» , 8 класс. Колесова Д. В. , Маша Р. Д., Беляева И. Н.
6.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
7. http://biouroki.ru/crossword/biologiya-8-klass-pasechnik/zritelnii-analizator.html Кроссворд «Зрительный анализатор».
8. http://prezentacii.com/obschestvoznanie/1166-elektronnye-fizkultminutki-dlya-glaz.html Электронная физминутка для глаз.
9. http://biouroki.ru/crossword/biologiya-8-klass-pasechnik/gigiena-zreniya.html Кроссворд «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней».
Формы организации работы детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы организации работы учителя: организатор, координатор, консультант.
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый, проблемный.
Структура урока:
1 этап. Организационный момент. Мотивация.
Мотивация
Ребята, я вас попрошу вас плотно сомкнуть веки и не открывать их до моей команды. Представьте себе на несколько секунд, что вы оказались в царстве вечной тьмы. Как жить, как выжить в этой черной бездне?
Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь,
С рожденья
Буйство весенних красот
Радуги наважденье.
Ю. Друнина (слайд 2)
Для чего нужно знать тему сегодняшнего урока?
Знания необходимы для сохранения здоровья.
2 этап. Постановка цели урока. Актуализация знаний и практических умений по сохранению зрения. Постановка проблемного вопроса. Историческая страничка.
Цели и задачи урока (на доске):
- Выявить – какие практическое значение для человека имеет знание гигиенических правил сохранения зрения.
- Обобщить и систематизировать знания о гигиене зрения.
Актуализация знаний.
Учитель: На сегодняшний день проблема, связанная с различными нарушениями зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, как среди детей, так и среди взрослых в нашей стране. Можно предположить, что основной причиной является несоблюдение правил гигиены зрения. Если учесть, что нагрузка на глаза у современного школьника существенно увеличилась, то можно смело утверждать, что незнание и несоблюдение правил гигиены зрения неизбежно приведет к серьезной проблеме по сохранению зрения у населения. Быстрый ритм жизни современного общества, большая информационная нагрузка ведут к тому, что люди забывают о необходимости заботиться о здоровье своем и своих детей. Однако не стоит забывать, что 90% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения – глаза (слайд 3).
Полученные при изучении данной темы знания помогут вам сохранить зрение. Девиз нашего урока: «Береги зрение как зеницу ока» (слайд 4).
Найти ответ на проблемный вопрос: «Зачем нам такие плоды цивилизации как книги, телевизор, компьютер, если они портят глаза, смотрящие в них?» ( слайд 5)
Историческая страничка. А сейчас немного об истории зрения ( рассказ подготовлен учеником заранее).
Ученик: С давних времен человека интересовал вопрос о природе зрения. В Древнем Египте существовала идея о «выходе» из глаз особых «лучей», которые как бы «ощупывают» окружающий мир. В V веке до нашей эры уже появились первые теории цветового зрения Демокрита и Эмпедокла. Демокрит считал, что цвет зависит от формы и расположения атомов. А Эмпедокл полагал, что любой предмет излучает некую субстанцию, когда субстанция от окружающих нас предметов сталкивается с субстанцией, излучаемой нашими глазами, появляется ощущение цвета. В 1672 году появилась первая научно-обоснованная теория восприятия цвета Ньютона, который пропустил белый свет через призму и получил семь цветов радуги. Вопросом цветного зрения занимались Ломоносов, Юнг, Геринг, Гельмгольц и многие другие. Многочисленные теории света и цвета в некоторых моментах были похожи, а в некоторых – абсолютно противоречивы. Научно-технический прогресс позволил объяснить процесс зрительного восприятия у животных и человека, но вплоть до настоящего момента среди ученых нет единого мнения относительно цветного зрения (слайд 6).
3 этап. Проверка домашнего задания.
Индивидуальные задания
1 группа. Откройте электронный ресурс: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Каталог для учителя. Биология. 8 класс. Предметные коллекции. Биология. http://school-collection.edu.ru/collection/
Перейти на вкладку. Анатомия и физиология человека. Анализаторы и органы чувств.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1d458c-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/
Перейти на вкладку. Предметные коллекции. Биология. Анатомия и физиология человека. Анализаторы и органы чувств. Интерактивные тесты для контроля знаний по теме "Зрительный анализатор" и выполнить задания.
2 группа. Откройте электронный ресурс: http://biouroki.ru/crossword/biologiya-8-klass-pasechnik/zritelnii-analizator.html Кроссворд «Зрительный анализатор» (без ответов). Решите кроссворд и проверьте себя.
4 этап. Воспроизведение знаний о распространенных нарушениях зрения.
Учитель: Зрение – один из важнейших способов восприятия действительности, данных человеку природой. Как известно, посредством оптической системы глаз мы воспринимаем до 90% информации об окружающем мире. Можно предположить, что основной причиной нарушения зрения у школьников является несоблюдение правил гигиены зрения. Если учесть, что нагрузка на глаза у современного школьника существенно увеличилась, то можно смело утверждать, что незнание и несоблюдение правил гигиены зрения неизбежно приведет к серьезной проблеме по сохранению зрения у населения. Какие наиболее распространенные нарушения зрения вам известны? Как можно корректировать нарушение зрения при этих нарушениях? Какие опасности могут подстерегать наши глаза? Это нам и предстоит сегодня узнать (слайд 7).
5 этап. Изучение нового материала с одновременным повторением ранее изученного ( работа с учебником).
Работа группами, выполнение полученных заданий (раздача карточек). Учащимся необходимо обсудить и выявить правила по сохранению здоровья глаз при воздействии различных факторов среды.
Вопросы первой группе:
1. Предупреждение глазных болезней. Как уберечься от конъюнктивита?
2. Чем близорукий и дальнозоркий глаз отличается от нормы?
3. В чем причина косоглазия?
4. Борьба с катарактой.
5. Что делать при глазных травмах?
Вопросы второй группе:
1. Назовите причины конъюнктивита. Какую помощь надо оказать пострадавшему? Как предупредить это заболевание?
2. Чем различается близорукое и дальнозоркое зрение?
3. Что такое бельмо и катаракта?
4. Объясните, что делать при ранении глаз, термических и химических ожогах.
6 этап. Электронная физминутка для глаз. http://prezentacii.com/obschestvoznanie/1166-elektronnye-fizkultminutki-dlya-glaz.html
7 этап. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых знаний с ранее приобретенными знаниями.
Далее учащиеся выступают с краткими сообщениями, которые сопровождаются слайдами презентации (слайды 8-26).
9 этап. Закрепление полученных знаний. Практическое задание. Откройте электронный ресурс: http://biouroki.ru/crossword/biologiya-8-klass-pasechnik/gigiena-zreniya.html
Кроссворд «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней» ( без ответов) и решите кроссворд. Затем проверьте себя (слайд 27).
8 этап. Подведение итогов.
Учащиеся подводят итоги. Отвечают на проблемный вопрос.
Учащиеся отвечают на проблемный вопрос; формулируют вывод: негативно влияют на глаза не телевизор или компьютер сами по себе, а нарушение гигиенических правил сохранения зрения (слайд 28).
Учитель подводит итоги, выставляет оценки за ответы на уроке.
9 этап. Рефлексия (слайд 29).
Закончите предложения.
На уроке я узнал (а) ….
Усвоил (а), что……
Я пришел (а) к выводу, что….
10 этап. Дифференцированное домашнее задание ( слайд 30).
На оценку «3» - выучить параграф 50.
На оценку «4» - выучить параграф 50, заполнить таблицу в рабочей тетради (задание 189).
На оценку «5» - выучить параграф 50, заполнить таблицу в рабочей тетради (задание 189), написать мини-сочинение «Берегите зрение смолоду».
Учитель: Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава? Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет». Советую прислушаться к словам мудрецов и твердо запомнить, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам (слайд 31).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый классный час "Береги зрение смолоду"
Конспект и презентация открытого классного часа в 5 классе "Береги зрение смолоду"...
Презентация к открытому уроку по теме «Береги честь смолоду»
Презентация на основе писем Д.С.Лихачева....
Классный час "Береги зрение смолоду"
Классный час «Береги зрение смолоду»Цель:-познакомить с элементарным строением глаза;- объяснить, отчего снижается острота зрения и что зрение необходимо беречь; -научить заботи...
Конспект урока по литературе 8 класс "Береги честь смолоду"
по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...
Конспект урока по литературе_"Береги честь смолоду"
Конспект урока...
Внеклассное мероприятие в 8 классе «Береги здоровье смолоду»
Цель: способствовать воспитанию активной жизненной позиции, здорового образа жизни, научить бережному отношению к собственному здоровью, как к величайшему дару природы.Задачи: Научить школ...
"Авторская разработка интегрированного урока по теме"Береги честь смолоду"
Данный урок совмещает в себе две дисциплины :литературу и обществознание....