Методическая разработка урока в 7классе
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Голубева Наталья Ник

                   Тема: Тип Круглые черви.

Цель: дать представление учащимся о типе круглых червей, их  строении, процессах жизнедеятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tip_kruglye_chervi.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

             Методическая разработка урока в 7 классе

                   Тема: Тип Круглые черви.

Цель: дать представление учащимся о типе круглых червей, их  строении, процессах жизнедеятельности.

Задачи:

Образовательные: углубить знания учащихся об особенностях строения и процессах жизнедеятельности круглых червей; выявить черты организации их по сравнению с плоскими червями.

Развивающие: продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов с их жизнедеятельностью, связанные с паразитизмом; развивать навыки самостоятельной работы учащихся, самостоятельного мышления, правильного оформления  таблицы, интереса к сохранению своего здоровья.

Воспитательная :воспитывать чувство бережного отношения к здоровью, личной гигиене, формированию эстетических норм.

Проблемный эпиграф к уроку:

А стоит ли грызть ногти ?

                      Ход урока.

  1. Орг.момент. Настрой на урок.
  2. Опрос домашнего задания.

Учитель: Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

Фронтальная беседа с классом- разминочка:

  1. Какой тип мы изучаем?
  2. Почему он так называется?
  3. Какими формами животных он представлен?
  4. Кто такие черви- паразиты?
  5. Какие черты приспособления они имеют?
  6. В 19 веке петербургский врач Вейс  заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали сырое мясо, часто обнаруживались солитеры- паразитические черви. Объясните, почему?

Проведем небольшой биологический диктант по паразитическим червям по вариантам.

1 вариант- цикл развития печеночного сосальщика.

2 вариант- цикл развития бычьего цепня.( 10 минут)

  1. Мотивация к новому материалу?

Проблемный эпиграф к уроку:

А стоит ли грызть ногти ?

Учитель  объявляет тему урока: Тип Круглые черви.

1)Работа с диском.(10 минут)

Включаю диск и прошу учащихся внимательно прослушать и отметить в тетради. Затем проверим с классом.

  • 1млн. видов, описано 20 тыс.
  • Свободноживущие и паразиты
  • Произошли от древних плоских червей
  • Форма тела веретеновидная
  • Тело круглое на поперечном сечении
  • Раздельнополые животные- половой диморфизм- значки.
  • Кожно- мускульный мешок – кутикула(вспомнить, где раньше встречали):защита, опора, наружный скелет
  • Продольные мыщцы и тело изгибается дугой
  • Внутри кожно- мускульного мешка первичная полость, заполнена жидкостью- функция крови.
  • Нервная система усложнена
  • Органы чувств слабые
  • Дыхательной и кровеносной систем нет, просто диффузия.
  • Имеется анальное (заднепроходное отверстие)

Представитель- Человеческая аскарида.

Основной хозяин- тонкий кишечник человека

Промежуточного хозяина- нет.

Приспособления к паразитизму: (работа с учебником)

  • Тонкие, острые концы тела
  • Движение против тока кишечных масс

Цикл развития человеческой аскариды:

Обратите внимание!

1) Из каких этапов состоит цикл развития аскариды?

 2) Какие условия необходимы для развития червя?

                   Заболевание- аскаридоз.

Вред, наносимый аскаридами:

 Симптомы болезни: головные боли, слабость, снижение памяти у детей, раздражительность, истощение организма, гибель.( пример из студенческой практике)

     Многообразие круглых червей (работа с диском и учебником)

Название червя

Где обитает

Аскарида

Тонкий кишечник

Острица

Толстый кишечник

Трихинелла

Мышцы

Филлярия

Лимфососуды

Ришта

Подкожная клетчатка

Власоглав

Толстая кишка

Свайник- великан

Почки

Почвенная нематода

В почве

Мононх- однозуб

Хищник-почва

Закрепление:

1)Выполняем следующее задание – вам нужно обобщить перечень слов одной фразой или словом.

Рот с губами, кишечник, анальное отверстие -пищеварительная система

Волосатик, луковая нематода, аскарида- тип круглые черви

 Кутикула, продольные мышцы- кожно- мускульный мешок

Яичники, яйцеводы, матка, половое отверстие- половая система самки

Семенник, сперматозоиды- половая система самца.

2)Учащиеся должны закончить мысль учителя.

Заражение человека яйцами аскариды происходит( через грязные руки)…

Яйцо попадает(в почву)…

Из яйца в кишечнике развивается(личинка)…

Личинка с кровью отправляется в печень и легкие.

Личинка с мокротой откашливается в рот и проглатываются

В аскариду личинка превращается в…кишечнике

Паразитирует взрослая аскарида в тонком кишечнике.…

Оплодотворенные яйца с испражнениями выбрасываются в…почву

3)Внимание- вопрос! Заражение человеческой аскаридой происходит гораздо чаще, чем другими паразитическими червями. Почему?

4) Длина  органов размножения в 10 раз превышает длину ее тела. Какое значение имеет для аскариды такое развитие органов размножения?

                                         Пути заражения

  • Речная вода    
  • Мухи    
  • Немытые руки  
  •  Плохо промытые фрукты и овощи
  • Домашние животные

Итак, ребята,  представьте, вы – доктор-гельминтолог. Вам предложили выступить перед младшими школьниками по вопросу профилактики гельминтозов. Что вы посоветуете детям, как уберечь себя от заражения паразитическими червями? Составьте памятку.

                    Памятка «Меры профилактики»               

  • Не пить сырую воду из рек и озер.
  • Вести борьбу с мухами.
  • Выделенных аскарид сжигать.
  • Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты
  • Соблюдать правила личной гигиены(мыть руки, овощи перед едой)
  •  Не грызть ногти
  • Воду пить кипяченную
  • Не брать в природе растения в рот
  • Тщательно проваривать и прожаривать пищу.
  • Проводить уборку в домах

Гельминты – черви-паразиты, глисты.

Гельминтология – наука о паразитических червях.

Удаление или изгнание паразита из тела хозяина – дегельминтизация.

Большую роль в разработке способов борьбы с гельминтами и профилактике гельминтозов сыграл советский академик Константин Иванович Скрябин.

Итоги урока: Объявление оценок. Домашнее задание:

Изучить стра.122-125 и  в тетради выполнить задание на стр 127


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 7классе «Кто он Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»

В ходе дискуссии, организованной на  уроке учащиеся определяют  роль Ивана Грозного  в истории страны,учатся аргументированно высказывать своё мнение,анализировать информацию,  дел...

Методическая разработка урока "Функция" 7класс

На уроке вводится понятие функции в доступной для учеников 7 класса форме....

Методическая разработка урока геометрии 7класса по теме:"Медианы, биссектрисы и высоты треугольника".

Введение понятий медианы, биссектрисы и высоты треугольника через построения, работа в парах, возможно в группах....

Методическая разработка урока геометрии 7класса №2 по теме:"Медианы, биссектрисы и высоты треугольника".

Закрепление понятий медианы, биссектрисы и высоты треугольника при решении задач....

Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам"

Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам" .ЦЕЛЬ УРОКА:  ...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Наречие. Обобщение изученного. 7класс"

Тип урока: комбинированный (интегрированное изучение русского языка и литературы) Цель урока: обобщение изученного о наречии, повторение орфографических правил, развитие речи учащихся, освоение л...

Методическая разработка урока английского языка "A packet of crisps, please" (для 7класса)

Закрепление полученных лексических и грамматических навыков  по теме «Food»...