Методическая разработка урока в 7классе
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Тема: Тип Круглые черви.
Цель: дать представление учащимся о типе круглых червей, их строении, процессах жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tip_kruglye_chervi.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока в 7 классе
Тема: Тип Круглые черви.
Цель: дать представление учащимся о типе круглых червей, их строении, процессах жизнедеятельности.
Задачи:
Образовательные: углубить знания учащихся об особенностях строения и процессах жизнедеятельности круглых червей; выявить черты организации их по сравнению с плоскими червями.
Развивающие: продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов с их жизнедеятельностью, связанные с паразитизмом; развивать навыки самостоятельной работы учащихся, самостоятельного мышления, правильного оформления таблицы, интереса к сохранению своего здоровья.
Воспитательная :воспитывать чувство бережного отношения к здоровью, личной гигиене, формированию эстетических норм.
Проблемный эпиграф к уроку:
А стоит ли грызть ногти ?
Ход урока.
- Орг.момент. Настрой на урок.
- Опрос домашнего задания.
Учитель: Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
Фронтальная беседа с классом- разминочка:
- Какой тип мы изучаем?
- Почему он так называется?
- Какими формами животных он представлен?
- Кто такие черви- паразиты?
- Какие черты приспособления они имеют?
- В 19 веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали сырое мясо, часто обнаруживались солитеры- паразитические черви. Объясните, почему?
Проведем небольшой биологический диктант по паразитическим червям по вариантам.
1 вариант- цикл развития печеночного сосальщика.
2 вариант- цикл развития бычьего цепня.( 10 минут)
- Мотивация к новому материалу?
Проблемный эпиграф к уроку:
А стоит ли грызть ногти ?
Учитель объявляет тему урока: Тип Круглые черви.
1)Работа с диском.(10 минут)
Включаю диск и прошу учащихся внимательно прослушать и отметить в тетради. Затем проверим с классом.
- 1млн. видов, описано 20 тыс.
- Свободноживущие и паразиты
- Произошли от древних плоских червей
- Форма тела веретеновидная
- Тело круглое на поперечном сечении
- Раздельнополые животные- половой диморфизм- значки.
- Кожно- мускульный мешок – кутикула(вспомнить, где раньше встречали):защита, опора, наружный скелет
- Продольные мыщцы и тело изгибается дугой
- Внутри кожно- мускульного мешка первичная полость, заполнена жидкостью- функция крови.
- Нервная система усложнена
- Органы чувств слабые
- Дыхательной и кровеносной систем нет, просто диффузия.
- Имеется анальное (заднепроходное отверстие)
Представитель- Человеческая аскарида.
Основной хозяин- тонкий кишечник человека
Промежуточного хозяина- нет.
Приспособления к паразитизму: (работа с учебником)
- Тонкие, острые концы тела
- Движение против тока кишечных масс
Цикл развития человеческой аскариды:
Обратите внимание!
1) Из каких этапов состоит цикл развития аскариды?
2) Какие условия необходимы для развития червя?
Заболевание- аскаридоз.
Вред, наносимый аскаридами:
Симптомы болезни: головные боли, слабость, снижение памяти у детей, раздражительность, истощение организма, гибель.( пример из студенческой практике)
Многообразие круглых червей (работа с диском и учебником)
Название червя | Где обитает |
Аскарида | Тонкий кишечник |
Острица | Толстый кишечник |
Трихинелла | Мышцы |
Филлярия | Лимфососуды |
Ришта | Подкожная клетчатка |
Власоглав | Толстая кишка |
Свайник- великан | Почки |
Почвенная нематода | В почве |
Мононх- однозуб | Хищник-почва |
Закрепление:
1)Выполняем следующее задание – вам нужно обобщить перечень слов одной фразой или словом.
Рот с губами, кишечник, анальное отверстие -пищеварительная система
Волосатик, луковая нематода, аскарида- тип круглые черви
Кутикула, продольные мышцы- кожно- мускульный мешок
Яичники, яйцеводы, матка, половое отверстие- половая система самки
Семенник, сперматозоиды- половая система самца.
2)Учащиеся должны закончить мысль учителя.
Заражение человека яйцами аскариды происходит( через грязные руки)…
Яйцо попадает(в почву)…
Из яйца в кишечнике развивается(личинка)…
Личинка с кровью отправляется в печень и легкие.
Личинка с мокротой откашливается в рот и проглатываются
В аскариду личинка превращается в…кишечнике
Паразитирует взрослая аскарида в тонком кишечнике.…
Оплодотворенные яйца с испражнениями выбрасываются в…почву
3)Внимание- вопрос! Заражение человеческой аскаридой происходит гораздо чаще, чем другими паразитическими червями. Почему?
4) Длина органов размножения в 10 раз превышает длину ее тела. Какое значение имеет для аскариды такое развитие органов размножения?
Пути заражения
- Речная вода
- Мухи
- Немытые руки
- Плохо промытые фрукты и овощи
- Домашние животные
Итак, ребята, представьте, вы – доктор-гельминтолог. Вам предложили выступить перед младшими школьниками по вопросу профилактики гельминтозов. Что вы посоветуете детям, как уберечь себя от заражения паразитическими червями? Составьте памятку.
Памятка «Меры профилактики»
- Не пить сырую воду из рек и озер.
- Вести борьбу с мухами.
- Выделенных аскарид сжигать.
- Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты
- Соблюдать правила личной гигиены(мыть руки, овощи перед едой)
- Не грызть ногти
- Воду пить кипяченную
- Не брать в природе растения в рот
- Тщательно проваривать и прожаривать пищу.
- Проводить уборку в домах
Гельминты – черви-паразиты, глисты.
Гельминтология – наука о паразитических червях.
Удаление или изгнание паразита из тела хозяина – дегельминтизация.
Большую роль в разработке способов борьбы с гельминтами и профилактике гельминтозов сыграл советский академик Константин Иванович Скрябин.
Итоги урока: Объявление оценок. Домашнее задание:
Изучить стра.122-125 и в тетради выполнить задание на стр 127
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 7классе «Кто он Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»
В ходе дискуссии, организованной на уроке учащиеся определяют роль Ивана Грозного в истории страны,учатся аргументированно высказывать своё мнение,анализировать информацию, дел...
Методическая разработка урока "Функция" 7класс
На уроке вводится понятие функции в доступной для учеников 7 класса форме....
Методическая разработка урока геометрии 7класса по теме:"Медианы, биссектрисы и высоты треугольника".
Введение понятий медианы, биссектрисы и высоты треугольника через построения, работа в парах, возможно в группах....
Методическая разработка урока геометрии 7класса №2 по теме:"Медианы, биссектрисы и высоты треугольника".
Закрепление понятий медианы, биссектрисы и высоты треугольника при решении задач....
Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам"
Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам" .ЦЕЛЬ УРОКА: ...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Наречие. Обобщение изученного. 7класс"
Тип урока: комбинированный (интегрированное изучение русского языка и литературы) Цель урока: обобщение изученного о наречии, повторение орфографических правил, развитие речи учащихся, освоение л...
Методическая разработка урока английского языка "A packet of crisps, please" (для 7класса)
Закрепление полученных лексических и грамматических навыков по теме «Food»...