Тема: Органы слуха. Гигиена и предупреждение заболеваний.8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Таиса Михайловна Киреева

Тема: Органы слуха. Гигиена и предупреждение заболеваний.8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Органы слуха. Гигиена и предупреждение заболеваний.

ЦЕЛЬ:

- сформировать знания о строении  и функциях слухового анализатора;

- выявить значение слуха в жизни человека;

- развивать самостоятельное мышление;

- продолжить формировать санитарно-гигиенические навыки, способствовать воспитанию полезных привычек по соблюдению правил гигиены;

- продолжить развитие умений и навыков ( работа с текстом и рисунками учебника, опорными конспектами сравнение и обобщение материала).

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы с изображением строения слухового анализатора; фотографии различных форм ушных раковин.

ХОД УРОКА:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: (1-2 мин.)

2. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ: (10 -12 мин.)

На доске выписаны термины для повторения:

-анализатор, рецепторы, глазница, радужка, хрусталик, бинокулярное зрение, стекловидное тело.

2.1  Карточки для слабых учащихся (выполняют 3-4 ученика).

2.2. Устный опрос – «цепочка»: что вы знаете о гигиене зрения или как вы соблюдаете гигиену зрения?

- почему важно иметь хорошо освещённое рабочее место?

- с какой стороны должен падать свет на рабочее место?

- почему глаза нужно оберегать от загрязнения?

- чем различается близорукое и дальнозоркое зрение?

- что такое бельмо и катаракта?

- почему рекомендуется употреблять в пищу свежую морковь?

2.3 Индивидуальный дифференцированный опрос у доски: см. приложение 1

- зарисовать строение анализатора

- определить, кто из пациентов здоров и какая часть зрительного анализатора повреждена у каждого больного?

( здоров пациент Д, А – повреждена сетчатка, Б – нервы, С – зрительная зона коры больших полушарий).

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА: (20 мин.)

Оформление доски: выписать ведущие понятия (ушная раковина, барабанная перепонка, слуховые косточки, перепонка овального и круглого окна, костный лабиринт, улитка)

3.1 Значение слуха:

- Возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии;

- Слуховой анализатор учувствует в формировании членораздельной речь (слух + речь =средство общения между людьми);

3.2 Строение и функции слухового анализатора. Эта таблица заполняется по ходу объяснения.

Отдел уха

среда

Структура

Функции

Наружное ухо

Воздушная

Ушная раковина,

Слуховой проход,

Барабанная перепонка

Направление ушной раковиной звуковых колебаний в слуховой проход и превращение колебаний звуковой волны в механические колебания барабанной перепонки

Среднее ухо

Воздушная

Слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко

С помощью костных рычагов усиливаются механические колебания и передаются перепонке овального окна

Слуховая труба (евстахиева)

Уравнивается давление воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха

Внутреннее ухо

Жидкая

Перепонки овального и круглого окна

Способствуют передаче механических колебаний жидкости внутреннего уха

Улитка со слуховыми рецепторами

Улавливает механические колебания жидкости    рецепторами органа слуха и полученную информацию в форме нервных импульсов направляет в мозг

1.Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Покрытые кожей ушные раковины состоят из хряща. По форме ушные раковины сильно отличаются друг от друга и в этом вы можете убедиться посмотрев на раздаточный материал (фотографии различных форм ушных раковин, по мнению учёных, ухо похоже на зародыш). Они улавливают звуки и направляют их в слуховой проход. Он покрыт кожей и состоит из наружной хрящевой части и внутренней — костной. В глубине слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкое желтое вещество, называемое ушной серой. Она задерживает пыль и уничтожает микроорганизмы. Внутренний конец наружного слухового прохода затянут барабанной перепонкой, которая преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.

2. Среднее ухо представляет собой полость, заполненную воздухом. В ней имеются три слуховых косточки. Одна из них, молоточек, упирается в барабанную перепонку, вторая, стремечко, в перепонку овального окна, которое ведет во внутреннее ухо. Третья косточка, наковальня, находится между ними. Получается система костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивающая силу воздействия колебаний барабанной перепонки.

Полость среднего уха с помощью слуховой трубы сообщается с полостью глотки. При глотании вход в слуховую трубу открывается, и давление воздуха в среднем ухе становится равным атмосферному. Благодаря этому барабанная перепонка не выгибается в ту сторону, где давление меньше.

2. Внутреннее ухо отделено от среднего костной пластинкой с двумя отверстиями — овальным и круглым. Они также затянуты перепонками. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий и канальцев, расположенных в глубине этого лабиринта, как в футляре, лабиринт. В нем имеется два разных органа: орган слуха орган равновесия — вестибулярный аппарат. Все полости лабиринта заполнены жидкостью.

   Орган слуха находится в улитке. Её спирально закрученный канал огибает горизонтальную ось в 2,5 – 2,75 оборота. Он разделен продольными перегородками на верхнюю и нижнюю части.

   Рецепторы слуха находятся в спиральном органе, расположенном в средней части канала. Наполняющая его жидкость изолирована от остальной: колебания передаются через тонкие мембраны.

   Продольные колебания воздуха, несущие звук, вызывают механические колебания барабанной перепонки. С помощью слуховых косточек оно передаётся перепонке овального окна, а через нее — жидкости внутреннего уха. Эти колебания вызывают раздражение рецепторов спирального органа, возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга и здесь формируются в слуховые ощущения.

  Каждое полушарие получает информацию от обоих ушей, благодаря чему становится возможным определять источник звука и его направление. Если звучащий предмет находится слева, то импульсы от левого уха приходят в мозг раньше, чем от правого.Эта небольшая разница во времени и позволяет не только определять направление, но и воспринимать звуковые источники из разных участков пространства. Такое звучание называется объемным или стереофоническим.

РАЗМИНКА: ( на 20 мин.)

 - расслабляющие упражнения для глаз

- упр. для шейного отдела позвоночника

 - упр. для кистей рук

 - наклоны туловища

 - упражнение на расслабление позвоночника.

3.3 Слуховое воспроизведение (записать на доске)

Схема передачи звуковых волн на слуховые рецепторы:

Звуковая волна  -  наружное ухо

Колебания

Барабанной

Перепонки

Колебания

слуховых            - среднее ухо

косточек

колебания

перепонки

овального

окна

колебание

жидкости

в улитке

раздражение            - внутреннее ухо

слухов

рецепторов

формирование

нервных

импульсов

Самонаблюдение:

Задание 1

  Докажите, что изменение давления в ротовой и носовой полостях приводят к изменению давления в среднем ухе. (1 способ – зажать нос и попытаться надуть щёки. При этом в ушах возникает неприятное ощущение. 2 способ – зажать нос не сильно и закрыть рот, сделать глотательное движение. При этом ощущается толчок в барабанные перепонки).

3. 4. Работа с учебником:

Задание: прочитать и сформулировать гигиенические правила и причины, влияющие на снижение слуха.

  1. Своевременная чистка ушей,
  2. Нельзя чистить острыми предметами (булавки, спички);
  3. Осложнения после инфекционных заболеваний;
  4. Сильные шумы (притупляют слух, утомление, бессонница).

- Ребята, а как вы думаете, что такое «капушки»?

(Заглянём в историю, в старину «капушками» называли специальные палочки изготовленные из дерева для чистки слуховых проходов, а человек который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, называли капушами, от сюда и пошло такое название.)

- От куда же берётся сера?

( Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустевающий и приобретающий всё более тёмный оттенок, - это изменённые сальные железы кожи.)

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ: (5-7 мин.)

4.1. Лабораторная работа «Определение остроты слуха»

Задание. Приставьте к уху механические часы и отодвигайте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние ( в сантиметрах ) между часами и ухом. Чем оно больше, тем выше слуховая чувствительность. Теперь приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука и измерьте соответствующее расстояние. Повторите измерения обоих типов несколько раз и вычислите среднее значение расстояния слышимости тиканья часов. Таким образом, вы найдёте свою слуховую чувствительность.

4.2 Выбери верные суждения:

1. Орган слуха расположен в височной кости и делится на наружное, среднее и внутреннее.

2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.

3. Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.

4. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.

5. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.

6. Внутреннее ухо представляет собой систему полостей и извитых канальцев.

7. Вестибулярный аппарат уха – орган равновесия.

8. В лабиринте внутреннего уха расположены улитка, два маленьких мешочка, а также три полукружных канала.

9. Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.

10. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.

11. Рецепторы слуха находятся в среднем ухе.

12. Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.

13. Полукружные каналы лежат в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12.

  1. Познавательные задачи:

1. Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему?

( При выстреле мощная звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может порвать её. В таком случае с целью выравнивания давления на барабанную перепонку рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдёт взрыв).

2. Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему , вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Какие меры вы можете предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека?

( Увеличить зелёные насаждения, т.к. они заглушают шум, применять изоляционные материалы при строительстве, соблюдать тишину в общественных местах).

4.4. Информационные подборки.

*А знаете ли вы, что самая маленькая мышца у нас – в ухе. Она служит для поворота стремечка с целью уменьшить нагрузку на барабанную перепонку при чересчур сильных звуках.

*А известно ли вам, что среднее ухо человека содержит 25000 клеточек, реагирующих на звуки. Верхний предел воспринимаемых нами частот достигает 16-20 млн. герц. С течением лет чувствительность уха, особенно к высоким звукам, уменьшается.

*А знает ли вы, что самая маленькая кость – стремечко, одна из трёх косточек, участвующих в передаче звука во внутреннее ухо. Её длина всего 2,6-3,4 миллиметра, а вес – от 2 до 4,3 миллиграмма.

*Музыкальный слух у женщин лучше, чем у мужчин на 6 не фальшивящих женщин приходится один мужчина с идеальным слухом.

*Известно, что великий композитор Людвиг Бетховен, будучи глухим, слушал игру на рояле с помощью трости, которой он опирался на рояль, а другой конец держал в зубах.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (5мин.)

- на какие части делится орган слуха?

- из каких отделов состоит наружное ухо, среднее, внутреннее ухо?

- докажите, что изменение давления в ротовой полости и носовых полостях приводит к изменению давления в среднем ухе. ( Зажать нос и попытаться надуть щёки, при этом в ушах возникает неприятное ощущение. Ещё можно зажать нос и закрыть рот, сделать глотательные движения и почувствуется толчок в барабанной перепонке ).

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ И ВЫСТАНОВЛЕНИЕ ОЦЕНОК: (1-2мин.)

САМОАНАЛИЗ УРОКА

1.1 Данный урок проводился в курсе анатомии, в разделе анализаторы и органы чувств и тема звучала следующим образом «Слуховой анализатор»

1.2 Этот урок непосредственно связан с предыдущими, т.к речь идёт ещё об одном виде анализатора (слуховой). На уроке было повторение строения анализатора.

1.3 Этот урок связана с последующими темами этого раздела (например строение вестибулярного аппарата, где нужно знать строение полукружных каналов и их расположение, а об этом мы говорили на сегодняшнем уроке), а также прослеживается межпредметная связь с предметом истории.

1.4.

1.5 Для учёта особенностей содержания урока использовала следующие формы и методы обучения. Для проверки домашнего знания применялась индивидуальная, общеклассная работа. При изучении новой темы использовала следующие методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, метод лабораторно-практического контроля, обьяснительно-иллюстративный, метод практического учения.

1.6 Тип урока закрепление и усвоение новых знаний, умений, навыков. На мой взгляд, этот тип эффективен для усвоения знаний.

2. На данном уроке осуществлялся дифференцированный подход (карточки для слабых учащихся и работа у доски сильных учеников)

3.  Цель:

- сформировать знания о строении  и функциях слухового анализатора;

- выявить значение слуха в жизни человека;

- развивать самостоятельное мышление;

- продолжить формировать санитарно-гигиенические навыки, способствовать воспитанию полезных привычек по соблюдению правил гигиены;

- продолжить развитие общеучебных умений и навыков ( работа с текстом и рисунками учебника, опорными конспектами сравнение и обобщение материала).

4. На мой взгляд, эта структура урока помогает эффективно оценить знания учащихся по пройденному материалу

6. На данном уроке были созданы учебно-материальные, морально-психологические, эстетические, временные (заранее раздавались наглядности, одновременно был опрос и работа у доски).

7. Были ли отклонения в ходе урока и почему?

8. Я считаю что поставленные цели выполнила, учащиеся работали активно перегрузки не наблюдалось, была быстрая смена действий.

9. Каковы причины успеха и недостатков урока?

10. Что в данном уроке стоило бы сделать по-другому?

11. Какие выводы необходимо сделать на будущее из результатов урока?

12. Какова самооценка урока учителем?

 «Биос» - наука, «логос» - ученье,

Это - наука о превращенье,

Где из маленькой клетки рождается чудо

Как многим кажется из не откуда.

Детям бывает понять очень сложно,

Но объяснить, конечно, возможно.

А, дети вопросы могут задать

Краснеешь, бледнее в ответ, что сказать…?

И начинаешь ответы искать.

Как бы детишкам так рассказать,

Чтоб было доступно, понятно и уху конечно приятно.

Чтобы тему рассказать

Материал надо подобрать,

Лучшее средство Интернет!!!

Но к сожаленью пока у нас нет.

А я использую другие технологии

Для изученья биологии.

Чтоб интерес к предмету возрос

Я, использую: экспресс – опрос, устное тестирование, письменное анкетирование, кроссворды, ребусы, загадки,

Предлагаю вам, ребятки интересные загадки.

Кто ответ к загадке знает – быстро руку поднимает.

Кто с анатомией знаком, тому загадки не почём.

Кто загадку отгадает, тот жетончик получает.

Пять жетонов соберёшь – приз с собою заберёшь.

(Попробуй отгадать и получить оценку «5».)

Чтобы тему животного мира познать,

Достаточно видео фильм показать.

О редких растениях много узнать?

При этом в гербарий их не срывать

Их можно на камеру круто, заснять

И в классе детям показать,

При этом подробно о них рассказать.

Но вызывает интерес размножения процесс

Кто от куда появился?

Кто и как там зародился?

Нынче их не проведёшь, много знает молодёжь.

И тут биология становится опасная, а под час ужасная.

Как всё это объяснить?

Первая мысль была уволиться и перед детьми не позориться,

Но на уроке, как в бою и знания, я им даю.

Чтоб многословной не казаться

Пора, пожалуй, закругляться.

И в заключении скажу, свою науку я люблю!

Здравствуйте, коллеги, друзья и господа!

На последний конкурс, пришла сегодня я.

Поклон особый для жюри

Прошу, ты строго не суди.

Решила рассказать я, немного о себе.

Ой, вот прыщик на губе,

Ох, растрачу я здоровье в этой конкурсной борьбе,

Ну, продолжу свой рассказ.

Не великий будет сказ

Чтоб мою кандидатуру поддержать

Вы должны мои достоинства узнать.

Сели с мужем вечерком за чаем с вкусненьким чайком

Стали думать и гадать

Какое хобби показать.

Моих достоинств Вам не счесть,

Их штук пожалуй пять иль шесть.

Умею я: читать, писать, в снежки играть, задачи по генетике решать.

Ну, а серьёзно господа

Всего могу я по не многу.

Люблю очень вышивать

За вышиванием совсем, я отвлекаюсь от проблем,

Когда получиться работа её ведь показать охота.

Мои работы посмотрите, но очень строго не судите.

НЕОБЫЧНОСТЬ И НОВИЗНА МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ

   Каждый, кто пытался описать свой педагогический опыт, знает, как это трудно сделать. Хочется объять необъятное: чтобы знания, полученные на моих уроках, пригодились бы каждому в жизни. А ещё хочется, чтобы ученики на уроках общались, думали, творили, а само учение было бы радостным процессом самопознания и саморазвития. Из этих фантастических желаний закономерно вытекает главная цель педагогической деятельности – создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей. В связи с этим хочу рассказать нескольких методических приёмах которые я использую на уроке. Приведу три примера.

*Во-первых, на уроке ребёнок должен проявляться творчески. Чтобы полученная информация стала интеллектуальной собственностью ученика, она должна быть переосмыслена. Многие ребята, особенно среднего звена с радостью берутся за выполнение творческих заданий.

 Например, 1.Сказочные истории (сказка о путешествии плодов и семян, или спор органов растения или животного кто из них главнее).

2. Можно придумывать, стихи, загадки, рассказы по любой из изученных тем.

3. Можно давать задания в виде рисунков, кроссвордов, поделок (дети с удовольствием мастерят макеты вулканов)

*Во-вторых, чтобы на уроке не было скучно можно отступить от методических канонов и внести черты нестандартности.

Я использую на уроке «таинственные шкатулки», в ней могут находится различные объекты имеющие отношение к данной теме. Интригующе описываю содержимое. Тема: Фотосинтез – в шкатулке солнечная энергия, которая была «законсервирована» 350 млн. лет назад. (каменный уголь)

В шкатулке – скелеты веществ, благодаря которым мы становимся умнее (мел).

*В-третьих, можно использовать интригующее начало урока, изучение нового материала должно начинаться ярко, чтобы привлечь внимание, заставить задуматься, удивить. Так вот изучение нового может начинаться с эпиграфа, с удивительного факта или проблемного вопроса. «Этот процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время», к теме размножение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Органы слуха и гигиена" 8 класс

Тема: Органы слуха. Гигиена и предупреждение заболеваний. ЦЕЛЬ:- сформировать знания о строении  и функциях слухового анализатора;- выявить значение слуха в жизни человека;- разв...

Проект урока по биологии 8 класса "Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Проект урока комбинированного типа разработан по программе Сонина Н. И. Биология . Человек. 8 класс и учебнику Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс. Проект урока сделан в соответстви с...

Обобщающий урок биологии на тему: «Органы дыхания. Гигиена дыхания».

Данный урок является последним в теме "Органы дыхания. Гигиена дыхания". Тип урока: обощение и систематизация знаний учащихся. На уроке используется компьютер, проектор, компьютерная презентация.Этот ...

Тема: Органы слуха. Гигиена и предупреждение заболеваний.Презентация 8 класс

Тема: Органы слуха. Гигиена и предупреждение заболеваний.Презентация 8 класс...

Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.

Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....

Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»

Формируемые УУД: п – уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формул...