Современное состояние проблемы формирования УУД при обучении биологии
статья по биологии на тему

Королева Мария Александровна

Статья, опубликованная в сборнике материалов научно-методической конференции  "Инновации в естественно-нучно образовании" 18-19 ноября 2014, Красноярск

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasnoyarsk.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Королева Мария Александровна

Современное состояние проблемы формирования УУД при обучении биологии

Ключевые слова: универсальные учебные действия, формирование универсальных учебных действий, федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, урок биологии.

Аннотация: статья посвящена актуальному вопросу введения новых образовательных стандартов и изменению основных подходов в их осуществлении. В связи с этим приводятся результаты анализа понятия «универсальные учебные действия». Существенное внимание уделено исследованию ряда проблем, появляющихся в связи с формированием универсальных учебных действий у учащихся на уроках биологии в школьной практике, а также рассмотрены пути их решения.

В современном обществе сугубо специализированные отрасли стремительно теряют свои лидерские позиции. Каждое явление, каким бы оно ни было, сегодня можно (и даже необходимо) рассматривать полифункционально. Различные термины и виды деятельности свободно перетекают из одной области науки в другую, сближая их, объединяя, смывая границы между ними.

Соответственно, чтобы быть успешным в такой ситуации, теперь недостаточно иметь только большой объем косных знаний (под «косными» подразумеваются инвариантные, фундаментальные знания, накопленные в каждой из областей наук). Сегодня гораздо важнее уметь быстро получить ту или иную информацию, перестроиться под новые обстоятельства, обновить свои знания и умения в соответствии с новыми требованиями.

Именно поэтому так много внимания со стороны научной и педагогической общественности привлекла категория «универсальные учебные действия», заявленная в Федеральных государственных образовательных стандартах последнего поколения, и вызвала на себя большое количество обсуждений и споров.

Рассматривая это понятие с разных сторон, современные деятели психологии, педагогики и методики предлагают различные его определения.

Глоссарий ФГОС дает следующее определение, в котором акцентируется внимание на глобальном значении универсальных учебных действий: универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного присвоения нового социального опыта [1].

А.Г. Асмолов предлагает уточнить и конкретизировать данное определение еще и в узком смысле:

- универсальные учебные действия – совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ним навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].

М. Пак и А.Н. Лямин в своей статье говорят об универсальных учебных действиях как о разносторонних и многофункциональных учебных действиях интегративного характера, пригодных для достижения образовательных, а также социально-значимых и жизненно важных целей [3].

Слово «универсальный» в этом понятии отражает все те особенности, которые рассмотрены выше. То есть, полифункциональность, гибкость, вариативность, и даже скорость, актуальность, современность и своевременность.

Слово «учебный» в контексте этого понятия следует рассматривать скорее как процесс присвоения опыта на протяжении всей жизни, а не как процесс, приуроченный к обучению в каком-либо образовательном учреждении.

И, наконец, слово «действия» предполагает активное участие школьников в образовательном процессе. Превращение их во многом из пассивной «впитывающей губки», как говорят многие педагоги, в исследователя, конструктора и контролера своей познавательной деятельности.

То, что мы вкладываем сегодня в понятие «универсальные учебные действия» должно обеспечить развитие способности обучающихся не только к поиску и отбору новых знаний, но и к формированию готовности ценить и оценивать их. Следовательно, универсальные учебные действия должны обеспечить развитие потребности получать знания, различать ценность той или иной информации, критически оценивать ее достоверность, отбирать те знания, которые необходимы в данной ситуации.

Созвучны требованиям времени и современные цели биологического образования, которые заключаются не только в передаче знаний, умений и навыков от учителя к ученику, но и в переводе их взаимодействия на уровень формирования компетентности. Это позволит учащимся «научиться учиться», разовьет в них способность к постоянному непрерывному самообразованию, стремление к поиску новой информации из различных источников, ее осмыслению и творческому использованию в своей деятельности. [4]

В связи с этим нам представляется важным исследование современного состояния проблемы формирования универсальных учебных действий в школе в процессе обучения биологии.

В рамках нашего исследования приняли участие 73 учителя биологии школ города Мурманска и Мурманской области и школ города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Анализ ответов респондентов позволяет нам сделать следующие выводы.

Как показало анкетирование учителей, 63% опрошенных неверно определяют понятие «универсальные учебные действия» или толкуют его с допущением ошибок. 13% учителей оставили данный вопрос без какого-либо ответа. Такие показатели могут быть вызваны тем, что ознакомление педагогов с нормативными документами зачастую носит лишь формальный характер. Также можно предположить непосредственное влияние устоявшегося негативного отношения к изменениям и реформам образовательной сферы, существующим в нашей стране.

Данные опрошенных учителей биологии свидетельствуют о том, что им зачастую трудно разграничить понятия «универсальные учебные действия» и «общеучебные» умения. Об их значительном отличии друг от друга говорят лишь 37% респондентов. А 39% отмечают, что отличий почти не наблюдается. 16% педагогов оставили данный вопрос без какого-либо ответа.

Вместе с тем подавляющая часть педагогов – 77% - считает, что развивать универсальные учебные действия на уроках биологии необходимо. Кардинально противоположного мнения придерживается лишь 1% респондентов. Одна шестая опрошенных учителей считает, что достаточно будет только эпизодически обращаться к вопросу формирования универсальных учебных действий на уроках биологии. А 6% затруднились ответить, что, возможно, связано с непониманием значения понятия «универсальные учебные действия», а, соответственно, и его места в учебном процессе.

43% учителей руководствуются принципом формирования универсальных учебных действий на практике систематически, а 39% осуществляют его лишь эпизодически. Совсем не развивают или затрудняются ответить 17% респондентов. Сравнивая эту информацию с полученной ранее, мы можем заметить, что не все педагоги, считающие необходимым развивать универсальные учебные действия на уроках биологии, осуществляют эту деятельность в реальной практике. Зато процент педагогов, обращающихся к данному виду деятельности эпизодически, значительно возрастает. Но известно, что любую деятельность можно сформировать лишь путем систематических тренировок и эпизодического обращения не может быть достаточно.

Чаще всего универсальные учебные действия подразделяют на 4 группы: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Они формируются в результате взаимодействия обучения всем предметам, в каждом из которых преобладают определенные виды учебного действия. При обучении биологии особое внимание, по мнению респондентов, следует уделять познавательным универсальным учебным действиям. Этот вариант ответа отметил 91% респондентов. Почти в два раза меньшее количество педагогов считают необходимым развивать коммуникативные и личностные универсальные учебные действия. Последнее место по значимости (23%) отведено регулятивным универсальным учебным действиям.

Такое внимание педагогов к формированию познавательных универсальных учебных действий при обучении биологии можно объяснить несколькими причинами.

Во-первых, умения, входящие в группу познавательных универсальных учебных действий, наиболее удобно развивать в рамках предмета «биология», опираясь на его содержание, методы и средства обучения.

Во-вторых, преобладание познавательной группы универсальных учебных действий может объясняться также тем, что школа в течение долгого времени выполняла функцию, прежде всего, транслятора готовых знаний, поставив познавательный аспект деятельности превыше остальных.

Кроме того, не существует четкой границы, разделяющей универсальные учебные действия на группы. Они все взаимосвязаны между собой, схожие элементы и операции встречаются в разных группах универсальных учебных действий. Поэтому любые задания на формирование личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, построенные на материале предмета «биология», будут нести в себе также и познавательный аспект.

Значительное отставание регулятивной группы может говорить о том, что учителя еще не готовы выпустить контроль учебной деятельности школьников из своих рук и передать эту инициативу самим учащимся.

На вопрос: «Какие виды универсальных учебных действий необходимо в первую очередь формировать при обучении биологии в основной школе?» - большинство учителей отметили существенным создание алгоритмов деятельности при решении проблем учебного, исследовательского и творческого характера применения методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств, анализ полученной информации. Чуть менее половины опрошенных учителей биологии указали на такие виды, как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Рефлексия способов и условий деятельности, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов деятельности, а также учебная коммуникация с учителем и одноклассниками – были указаны в анкетах 43 и 41% опрошенных соответственно.

Чуть больше трети респондентов выделили в качестве приоритетных  видов универсальных учебных действий  планирование учебной деятельности. Аутсайдерами оказались умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и выделять нравственный аспект поведения.  Следует отметить, что лидирующие позиции снова остались за теми видами универсальных учебных действий, которые относятся к познавательной группе. Последнее место по значимости было отведено личностным универсальным учебным действиям.

Такая ситуация может быть вызвана тем, что, понимая необходимость личностного развития ребенка и привития ему общепринятых моральных норм, учителя зачастую не находят для этого времени непосредственно на уроке. Такого рода работа, по их мнению, прежде всего, должна осуществляться во внеурочной и внеклассной работе, в процессе воспитания детей в семье. Как показывает практика, эти надежды не редко остаются неоправданными.

Развивая универсальные учебные действия при обучении биологии, учителя-предметники опираются преимущественно на практические работы и исследовательскую деятельность школьников. При этом они отводят главную роль традиционному уроку биологии и крайне редко отступают от уже устоявшихся форм. Лишь 11% респондентов отметили значение творческих заданий, учебных проектов, практикумов, лекционно-семинарских занятий, смарт-уроков и применение различных педагогических технологий в качестве возможных способов формирования универсальных учебных действий.

Категория универсальных учебных действий была введена в науку и школьную практику относительно недавно, поэтому учителя биологии сталкиваются с рядом трудностей при их формировании. Основными из них по результатам исследования выступают: нехватка времени на уроках, отсутствие специальных методик, пооперациональных алгоритмов формирования и оценивания универсальных учебных действий. Были отмечены и проблемы развития мотивационного компонента учебной деятельности, трудности, связанные с установлением межпредметных связей в целях формирования универсальных учебных действий. Также учителя ссылались на нехватку опыта в новом для них ракурсе деятельности.

Универсальные учебные действия обладают рядом функций, которые выделили Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Наиважнейшей из них, по мнению педагогов-предметников, является создание условий для развития компетентности «умения учиться»; на треть менее значимым выступает создание условий для гармоничного развития личности и обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений и навыков. Менее важной, со стороны опрошенных, оказалась функция обеспечения возможности обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения.

Несмотря на большое отставание последней функции, учителя отмечают возрастание самостоятельности школьников при  полном овладении универсальными учебными действиями (значительное – 69% и незначительное – 26%). 61% учителей считает, что развивать самостоятельность на основе универсальных учебных действий эффективно.

В результате анализа современных школьных учебников по биологии, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных школах было отмечено, что далеко не все из них включают задания, ориентированные на развитие универсальных учебных действий. В учебных книгах до сих пор не редко преобладают  вопросы репродуктивного характера, направленные на воспроизведение знаний, количество заданий, способствующих развитию различных видов деятельности учащихся, в целом не велико.

Таким образом, анализ психологической, педагогической литературы, результатов анкетирования учителей биологии и организация экспериментального обучения по развитию универсальных учебных действий у школьников позволили сделать вывод, что успех их формирования определяется следующими методическими условиями:

  1. мотивацией учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе решения учебных задач;
  2. четкостью и доступностью задач, которые учащиеся должны решить в ходе учебной деятельности;
  3. организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями на основе использования системы заданий; в том числе, включением заданий межпредметного характера, позволяющих «перенести» учебное действие на новое содержание;
  4. наличием четкого и ясного представления о структуре формируемого умения и способах выполнения деятельности; разработка и применение в целях развития универсальных учебных действий специальных алгоритмов, раскрывающих сущность и последовательность выполнения операций, методические «подсказки» и др.;
  5. опорой на внутренние психические механизмы развития способов деятельности, предложенные выдающимися психологами - Л.С. Выгодским, П.Я Гальпериным и др. (для традиционной методики обучения биологии характерно акцентирование внимания на внешних факторах, направляющих процесс освоения общеучебных и специальных умений);
  6. постепенным повышением уровня самостоятельности школьников при выполнении учебных действий;
  7. всесторонней оценкой уровня сформированности универсальных действий, которая включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий (операций), контроля и рефлексии [5].

Важно отметить, что универсальные учебные действия могут быть сформированы только в процессе специально организованной учебной работы с учащимися на основании использования педагогами новых технологий, методов и приемов организации учебной деятельности. А значит, необходимо значительное внимание уделять  просветительской работе среди учителей и разрабатывать методические пособия, направленные на формирование универсальных учебных действий у школьников в отдельных предметных областях.

Результаты анкетирования учителей биологии также убедили нас в необходимости включения системы заданий, направленных на развитие различных универсальных учебных действий, в содержание школьных учебников. При этом данные задания должны выступать в виде одного из критериев экспертной оценки качества учебника или учебного пособия.  Сопровождать и методически поддерживать процесс развития универсальных учебных действий могут соответствующие рекомендации для учителей и учащихся. В случае необходимости целесообразно осуществить специальную психолого-педагогическую и методическую подготовку учителей в рамках существующих форм повышения квалификации или подготовки кадров по данной проблеме.

Библиографический список

  1. Глоссарий ФГОС – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313 (дата обращения: 12.11.2012)
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.];  под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  3. Пак М., Лямин А.Н. Формирование универсальных учебных действий школьника при обучении химии // Концепт. 2012. №6. URL: http://www.covenok.ru/koncept/article/94/2012_iyun_art12079.html (дата обращения: 23.03.2013)
  4. Королева М.А. Формирование универсальных учебных действий при обучении биологии в школе // Биологическое и экологическое образование: традиции и инновации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 26-29 ноября 2012 г., Вып. 11, Санкт-Петербург. – СПб. Изд-во «ТЕССА», 2012. 241-244 с.
  5. Королева М.А. Формирование универсальных учебных действий при обучении биологии // Развитие педагогической науки в современной России: результаты исследований аспирантских школ: Материалы Интернет-конференции / Ред. сов.: Т.Б. Алексеева, И.В. Гладкая, Н.М. Федорова – СПб., Изд-во «Свое издательство», 2013. 67-70 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди «проблемных» детей. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического пор...

«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Формирование УУД при обучении биологии в условиях перехода на ФГОС ООО

В статье, давая характеристику УУД, я представляю свой опыт по формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД при использовании разных форм деятельности....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: "Современное состояние проблемы письменной речи""

Только начинаешь прекрасную работу? Эта презентация научит тебя большему!...

Статья на тему: "Современное состояние проблемы изучения особенностей усвоения детьми с общим недоразвитием речи навыков языкового анализа и синтеза".

В современной логопедии одной из актуальных проблем является совершенствование методов и приемов, которые направлены на устранение нарушений языкового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием р...

Литературное краеведение в школе: современное состояние, проблемы и «точки роста»

Основные нравственные качества человека закладываются в школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть свой город  растущим и расцветающим – все эти чувства в основном зависят от того...

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек, общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Декоративное искусство в современном мире»

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек,  общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жиз...