Конспект урока по теме "Экология и здоровье человека"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Тема: «Экология и здоровье человека»
Цель: Используя здоровьесберегающие технологии, изучить влияние различных факторов среды на человека.
Задачи:
· Продолжить формирование навыков разрабатывать проекты
· Развивать творческие способности учащихся посредством создания презентаций.
· Убедить в необходимости бережного отношения к здоровью, а также к природе и окружающей среде в целом.
Оборудование: Компьютер, проектор.
Мероприятие проводится в рамках экологической декады.
Подготовительный этап.
Учащиеся изучают материал по данной тематике, используя различные источники, включая интернет. Проводят анкетирование и опрос учащихся по своей теме, готовят презентации. Перед проведением мероприятия учитель вместе с ребятами просматривает подготовленный материал и даёт рекомендации.
Ход мероприятия.
Учитель. Сегодня только ленивый не говорит об экологии (синоним загрязнение окружающей среды). Научно-технический прогресс принёс не только положительные результаты, но и повлёк за собой химическое, биологическое, физическое (шумовое, радиоволновое излучение сотовых телефонов) загрязнения, которые губительны не только для растений и животных, но оказывают значительное влияние на здоровье человека. Например, изучение влияния радиоволн на человека начали вскоре после появления первых мощных радиопередатчиков и особенно после создания радиолокаторов. Тогда же был зафиксирован первый трагический случай: по ошибке техник оказался возле антенны мощного радиолокатора, непосредственно в поле его излучения, и хотя он ощутил лишь «слабое дуновение ветра» спасти его не удалось.
Дело в том, что даже смертельные уровни радиоизлучения человеком практически не ощущаются. К моменту создания сотовых телефонов Госкомсанэпиднадзор России разработал нормативы от неионизирующего излучения.
Согласно гигиеническим нормам, утверждённым Россанэпиднадзором РФ «О временно допустимых уровнях воздействия электромагнитного излучения создаваемых систем сотовой связи» величина плотности потока электромагнитной энергии в районе головы пользователя не должна превышать 100 мкВт/см. Воздействие сотовых телефонов исследовалось на моделях человека, которые имитировали строение человека, его скелета и мягких тканей. Тепло- и электрофизические параметры( теплоёмкость, электро- и теплопроводность, диэлектрическую проницаемость и т.д.)
По мнению учёных Российского центра электромагнитной безопасности, последствия до конца не ясны, но точно известно, что излучение влияет на головной мозг по нарастающей.
Можно долго говорить об этой проблематике, но не стоить умолять и достоинства: например, вызов скорой помощи.
А теперь посмотрим как влияет шумовое загрязнение на организм человека(приложение 1)
Кроме физического загрязнения существуют различные виды и других загрязнений, например, биологические.
Учащиеся 9 класса представят вашему вниманию презентации на темы:
Влияние ГМО на здоровье человека (приложение 2)
Влияние Е-добавок на здоровье (приложение 3)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_i_zdorove_cheloveka.rar | 13.66 КБ |
issledovatelskaya_rabota_geneticheski_modifitsirovannye_produkty.rar | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Экология и здоровье человека»
Цель: Используя здоровьесберегающие технологии, изучить влияние различных факторов среды на человека.
Задачи:
- Продолжить формирование навыков разрабатывать проекты
- Развивать творческие способности учащихся посредством создания презентаций.
- Убедить в необходимости бережного отношения к здоровью, а также к природе и окружающей среде в целом.
Оборудование: Компьютер, проектор.
Мероприятие проводится в рамках экологической декады.
Подготовительный этап.
Учащиеся изучают материал по данной тематике, используя различные источники, включая интернет. Проводят анкетирование и опрос учащихся по своей теме, готовят презентации. Перед проведением мероприятия учитель вместе с ребятами просматривает подготовленный материал и даёт рекомендации.
Ход мероприятия.
Учитель. Сегодня только ленивый не говорит об экологии (синоним загрязнение окружающей среды). Научно-технический прогресс принёс не только положительные результаты, но и повлёк за собой химическое, биологическое, физическое (шумовое, радиоволновое излучение сотовых телефонов) загрязнения, которые губительны не только для растений и животных, но оказывают значительное влияние на здоровье человека. Например, изучение влияния радиоволн на человека начали вскоре после появления первых мощных радиопередатчиков и особенно после создания радиолокаторов. Тогда же был зафиксирован первый трагический случай: по ошибке техник оказался возле антенны мощного радиолокатора, непосредственно в поле его излучения, и хотя он ощутил лишь «слабое дуновение ветра» спасти его не удалось.
Дело в том, что даже смертельные уровни радиоизлучения человеком практически не ощущаются. К моменту создания сотовых телефонов Госкомсанэпиднадзор России разработал нормативы от неионизирующего излучения.
Согласно гигиеническим нормам, утверждённым Россанэпиднадзором РФ «О временно допустимых уровнях воздействия электромагнитного излучения создаваемых систем сотовой связи» величина плотности потока электромагнитной энергии в районе головы пользователя не должна превышать 100 мкВт/см. Воздействие сотовых телефонов исследовалось на моделях человека, которые имитировали строение человека, его скелета и мягких тканей. Тепло- и электрофизические параметры( теплоёмкость, электро- и теплопроводность, диэлектрическую проницаемость и т.д.)
По мнению учёных Российского центра электромагнитной безопасности, последствия до конца не ясны, но точно известно, что излучение влияет на головной мозг по нарастающей.
Можно долго говорить об этой проблематике, но не стоить умолять и достоинства: например, вызов скорой помощи.
А теперь посмотрим как влияет шумовое загрязнение на организм человека(приложение 1)
Кроме физического загрязнения существуют различные виды и других загрязнений, например, биологические.
Учащиеся 9 класса представят вашему вниманию презентации на темы:
- Влияние ГМО на здоровье человека (приложение 2)
- Влияние Е-добавок на здоровье (приложение 3)
Подписи к слайдам:
Тема нашей исследовательской работы: «Генетически модифицированные продукты» Генетически модифицированные продукты Генетически модифицированные продукты – это продукты, получаемые с использованием методов генной инженерии. Учёные выделяют ген, какого–нибудь организма и встраивают его в ДНК других растений или животных. Продукты с генетически модифицированными ингредиентами получили название ГМ-продуктов. Цель: Изучение генномодифицированных продуктов и их влияние на организм. Задачи: 1. На основе изучения специальной литературы выяснить всё о ГМ-продуктах. 2. В результате опроса и анкетирования выяснить уровень употребления ГМ-продуктов. Методы: 1. Сбор информации о ГМ-продуктах 2. Метод опроса 3. Анкетирование 4. Работа с научной литературой 5. Анализ и выработка рекомендаций учёных за и против разработок генной инженерии. Создание генетически модифицированных продуктов является сейчас самой главной и самой противоречивой проблемой. Преимущества ГМ-продуктов очевидны: они не подвержены вредному влиянию бактерий, вирусов, отмечаются высокой плодовитостью и длительным сроком хранения. Казалось бы, найден способ, избавить человечество от голода и нехватки вакцин. Неочевидны последствия их употребления: ученые генетики пока не могут ответить на вопрос, вредны ли генетически модифицированные продукты для человека.В своей работе мы хотим осветить аспекты проблемы производства и распространения ГМ продуктов и привести мнения ученых, выступающих за и против их внедрения. Большое внимание хотим уделить все-таки аргументам против использования и распространения ГМ продуктов, в частности позицию Гринпис по генетически модифицированным продуктам.
Генетически модифицированные продукты- это продукты, получаемые с использованием методов генной инженерии, ученые выделяют ген какого-нибудь организма и «встраивают» его в ДНК других растений или животных.Продукты с генетически модифицированными ингредиентами получили название ГМ-продуктов.Безопасность ГМ-продуктов в необходимом объеме не оценивалась. Последствия потребления ГМ-продуктов неизвестны, а их безопасность не доказана. Ни один из сертифицированных в России ГМ-продуктов не прошел полный комплекс испытаний на безопасность. Ученые предупреждают, что манипуляции с генами могут привести к непредсказуемому увеличению содержания или появлению в пище абсолютно новых токсинов.В 1989г. в результате употребления трансгенной пищевой добавки L-tryptophan производства японской химической компании Showa Denko постардали сотни человек. Имеются данные, что ряд ГМ-растении устойчивых к гербициду глифосфат, способны накапливать этот канцерогенный гербицид, вызывая тем самым лимфому. А используемый ген устойчивости к гербициду антразин при создании картофеля кроме канцерогенного может потенциально оказывать еще и иммунотоксическое воздействие.
Примерно половина трансгенных белков растений являются аллергенами. Самый распространенный генетически модифицированный продукт – соя. Исследования выявили, что число случаев пищевой аллергии связанных с соей, значительно увеличилось за последние годы.В России при производстве продуктов питания разрешено использование некоторых ГМ-культур: 6 сортов кукурузы, 2 сорта картофеля, 3 сорта сои, 1 сорт сахарной свеклы и 1 сорт риса.Основной поток ГМ-культур составляют ввозимые из-за рубежа (США) соя, кукуруза и картофель. Они могут попадать на наши столы как в «чистом» виде (импортированные, свежие и консервированные овощи и кукуруза, картофельные чипсы и продукты быстрого приготовления), так и в виде добавок в мясных, рыбных, кондитерских изделиях, а также в детском питании.Более 50 стран (в том числе страны ЕС, Япония, Китай и др.) законодательно ввели обязательную маркировку ГМ-продуктов, обеспечивая тем самым право миллиардов потребителей на осознанный выбор того, что они едят.В России постановлением главного санитарного врача РФ вводится обязательная маркировка продуктов питания, содержащих более 0,9% ГМИ. Но российские контролирующие службы не смогут контролировать его выполнение, т.к., к сожалению, в нашей стране: 1) не создана сеть технически оснащенных лабораторий для определенного ГМИ;2) отсутствуют методики количественного определения ГМИ в готовых продуктах питания;3) не принят закон об обязательной маркировке ввозимого сырья, что создает ситуацию, когда отечественные производители не знают о происхождении закупаемого сырья.
Ученые, выступающие против разработок генной инженерии приводят следующие доводы против использования ГМ продуктов:Генная инженерия в корне отличается от выведения новых сортов и пород. Искусственное добавление чужеродных генов сильно нарушает точно отрегулированный генетический контроль нормальной клетки.В настоящее время генная инженерия технически не совершенна, т.к. не в состоянии управлять процессом встраивания нового гена.В результате искусственного добавления чужеродного гена непредвиденно могут образовываться опасные вещества.Не существует совершенно надежных методов проверки на безвредность.Созданные до настоящего времени с помощью генной инженерии продукты питания не имеют сколько-нибудь значительной ценности для человечества, а удовлетворяют лишь коммерческие интересы.Знание о действии на окружающую среду генетически модифицированных продуктов привнесены туда, совершенно недостаточны, т.к. имеется много возможностей для неконтролируемого распространения потенциально опасных генов, используемых генной инженерииМогут возникнуть новые и опасные вирусы. Экспериментально показано, что выстроенные гены вирусов (рекомбинация).Генная инженерия не поможет решить проблему голода. В 1998г. Ханс Хайнрик Каац на опытах доказал, что измененный ген масленичного турнепса проникает в живущие в желудке пчелы бактерии и они начинают мутировать.
Позиция Гринпис по генетически модифицированным организмам (ГМО) изложена в речи исполнительного директора Т. Боде на международном экономическом форуме в Давосе (Швейцария).Гринпис совсем не против биотехнологий:Человечеству особенно нужны как обычные, так и «продвинутые» способы разведения растений при помощи молекулярной биологии;Использование генной инженерии в фармацевтике и других видах химического производства.Гринпис против, чтобы генетически модифицированные организмы попадали в окружающую среду.Известно о негативном влиянии ГМО: сопротивляемость воздействию гербицидов; растения устойчивые к воздействию инсектицидов; сопротивляемость болезнетворных организмов к воздействию антибиотиков – но есть риск воздействия ГМО на другие виды живых организмов, ведь у нас одна планета научно зафиксированы факты исчезновения в местах выращивания ГМ-растений целых групп насекомых и наоборот появление сорных растений и насекомых с новыми свойствами.Нужны ли человечеству ГМП и считаем ли мы, что результаты оправдывают использование еще «недоразвитых» технологий и согласие с тем, что опасность для человека и природы возрастает, грозит сокращением и объединением сортового биофазнообразия.Т.к. безопасность ГМ-продуктов для человека не доказана, то при отсутствии достоверной информации о содержании генетически модифицированных ингредиентов в продуктах все мы становимся своеобразными «подопытными кроликами», лишенными права выбора.В России запрещено промышленное выращивание генетически модифицированных культур.
Мы провели большую работу по изучению данной темы, проработали огромное количество специальной литературы, данные СМИ и позицию Гринпис. Так же провели исследования среди учащихся трёх восьмых классов по использованию генетически модифицированных продуктов.
,န$܀䐄」†ҲC*ЂЂ䄄.섅ĆP1010007ހ୭ᡈრ,န$܀䐄」Hఀѓ0Ɓ鋗вƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿
Анкетирование. 1. Вам известно о ГМП? 2. При покупке продуктов вы читаете их состав? 3. Вы покупаете продукты, включающие в свой состав белок? 4. Зависит ли ваш выбор продукта от его состава? 5. Зависит ли покупка продукта от количества белка в продукте? 6. Вам известно, что импортные фрукты обрабатываются от гниения специальными веществами? 7. Вы знаете, что крупные импортные яблоки чаще всего генномодифицированные? 8. Как вы думаете, ГМ продукты вредны? 1) Опрос Опрос показал, что многие слышали о ГМП, но не обращали на это внимание.2) Анкетирование. Учащимся была предложена анкета (приложение 2). Анализ анкеты показал, что многие учащиеся вообще не обращают внимание на состав продукта, и лишь 32,8% его читают. На вопрос знаете ли вы, что такое ГМП положительно ответили 50,7%. Тестирование.1. Как часто в течение дня вы едите? а) 5раз б) 3 раза в) 1 – 2 раза2. Всегда ли вы готовите завтрак или используете готовые? а) готовлю сам б) не всегда в) использую готовые3. Из чего состоит ваш завтрак? а) каша б) чай с бутербродом в) мюсли, каша быстрого приготовления4. Где вы предпочитаете есть в школе? а) в столовой б) в буфете в) не ем5. Как часто вы покупаете продукты импортного производства? а) 1 раз в неделю б) несколько раз в неделю в) всегда6. Как часто вы едите овощи и фрукты? а) 3 раза в день б) 1 – 2 раза в день в) 2 – 3 раза в неделю7. Какие фрукты вы предпочитаете отечественные или импортные? а) только отечественные б) отечественные и импортные в) только импортные8. Прежде чем купить продукт вы читаете состав на этикетке? а) всегда б) иногда в) никогда9. Задумываетесь ли вы о вреде и полезности продуктов? а) да б) никогда в) нет10. Вы хотите, чтобы у вас было здоровое питание? а) да б) нет в) мне всё равноЗа ответ а – 2 балла, б – 1 балл, в – 0 баллов. Если вы набрали: 0 – 10 баллов – будьте внимательны, есть опасность для вашего здоровья. 11 – 16 баллов – надо улучшить ваше питание. 17 – 20 баллов – у вас хорошее качество питания. Затем среди учащихся трёх восьмых классов было проведено тестирование (приложение 3). Результат был показательным, только 9,3% учащихся показали, что у них нет проблем с питанием, 57% надо улучшить питание, а 33,7% существует опасность их здоровью. Проведя все исследования, мы пришли к выводу: что нужно больше информировать учащихся о ГМП, объяснить важность знания состава продуктов, которые используются в пищу. Доводить до сведения учащихся точку зрению Гринпис. Преимущества ГМ – продуктов очевидны. Неочевидны последствия их употребления: учёные-генетики пока не могут ответить на вопрос, безвредны ли генетически модифицированные продукты для человека. Звучит убедительно. Но, с другой стороны, разрешение на применение медицинских препаратов выдаётся только после тщательного, многолетнего изучения их воздействия на животных и на человека. А трансгенные продукты свободно продаются во всём мире, хотя их начали производить всего лет 10 назад, и, по утверждению учёных, оценить их воздействие на человеческий организм можно будет только через полвека. р, $ с D 0 р† І р р C р* Ђ Ђ A1 Б P 1 0 1 0 0 9 9 р }M Z. р, $ с D 0 рH р р ѓ р0 ЃМяМ ѓ “Ћџ‹ ”ЮЅh ї я ?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Спорт и здоровье"
Конспект урока по теме "Спорт и здоровье"...
Конспект урока по теме "Проценты в жизни человека" 5 класс
Когда и с какой целью человек использует проценты в своей жизни?...
Конспект урока по теме: Нормы питания. Энергозатраты человека и пищевой рацион
В материале содержится информация для проведения лабораторной работы "Составление пищевого рациона подростка"...
план-конспект урока по теме "Экология" в 8 классе
Данный план-конспект содержит материал по теме "Экология", рассматривает разные экологические проблемы, содержит различные формы работы с учащимися.Урок является обобщающим...
план-конспект урока по теме " Экология"
Это обобщающее занятие по теме, на котором предполагается закрепление лексико-грамматического материала. Тип урока – комбинированный, так как содержание урока включает в себя отработ...
Конспект урока на тему: "Экология и энергосбережения"
Ребята, давайте вспомним с вами, что такое энергия, что она для нас делает, откуда она берется, и как сделать так чтобы сберечь энергию и не тратить ее в пустую? (дети высказ...
Конспект урока по теме "Экология" для 10 класса
Конспект урока по теме "Экология" для 10 класса. УМК Spotlight....