Урок- турнир «Многообразие рыб в природе»
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Данный урок может быть использован для закрепления знаний по теме Класс Рыбы.Это игра. Класс разбивается на команды и выполняет предложенные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoobrazie_rybturnir.doc | 58.5 КБ |
voprosy_viktoriny.doc | 27.5 КБ |
1.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ№2 г.Щигры Курской обл.»
Урок- турнир
«Многообразие рыб в природе»
( к учебнику «Биология. Животные» 7кл.под ред.Трайтак Д.И, Суматохин С.В.)
в рамках введения ФГОС второго поколения досуговый урок рефлексии
Подготовила учитель биологии
I категории
Сергеева Елена Геннадьевна
Щигры 2012г.
Цели:
Обучать:
- умению ставить учебные цели, выбирать эффективные способы и средства для их достижения, планировать собственную учебную деятельность, прогнозировать результат, определять границы собственного знания и незнания, осуществлять контроль и коррекцию; умению работать с информацией
- умению эффективно действовать в нестандартной ситуации
Воспитывать:
- инициативность и самостоятельность
- волевую саморегуляцию, как способность к мобилизации сил, волевому усилию, преодолению препятствий
-навыки сотрудничества, толерантность
- систему познавательного интереса обучающихся к данному предмету
Развивать:
деятельность, мышление, рефлексию, познавательный интерес
Формируемые УУД:
Личностные:
- учиться иметь собственное мнение;
- учиться хорошо говорить и легко выражать
- свои мысли;
- развивать в себе познавательный интерес и
- творческую активность;
- учиться преодолевать трудности, используя
- для этого приобретённые знания.
Познавательные:
- Развивать умение формулировать свои мысли, оперировать понятиями,
- Учиться отбирать необходимую информацию,
- Формировать умение обобщать, исключать лишнее,
- Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи между отдельными фактами.
Коммуникативные:
- Развивать умение выражать свои мысли
- Учиться контролировать и корректировать действия партнёра
- Развивать умение определять цели и функции участников, способов взаимодействия.
Регулятивные:
- Развивать умение прогнозировать оценивать свои результаты.
Оборудование: презентация, таблицы «Внутреннее строение рыбы», стенд с рисунками, сообщениями учащихся, выполненные в ходе изучения темы, книжка- раскладушка с карточками-заданиями для команд, заранее обучающимся раздаются вопросы викторины, и задание придумать по три вопроса по данной теме.
Сценарий урока:
1.Организационный этап.
2.Предварителльно класс разбивается на три команды( для этих целей используются картинки с изображением разных видов рыб, разрезанные на 6-8 частей, в зависимости от количества обучающихся в классе), соответственно сразу же получаются и названия команд: Акулы, Осетры, Карпы. Так же 3 человека- жюри.
На доске пословица «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда»
Учитель:
- Давайте вспомним о чём мы говорили на протяжении всех предыдущих уроков?(особенностях строения рыб, их образа жизни, размножения, поведения и т.д.)
-А какое задание было вам на дом? ( найти ответы на вопросы викторины)
И всё это не случайно, сегодня мы с вами попытаемся повторить и закрепить полученные знания, но в особой форме. Как вы думаете, для чего я разделила вас на три команды?( предполагают, что будут соревноваться)
Верно, наш урок пройдёт в форме турнира трёх команд: Акулы, Осетры, Карпы.
А почему я выбрала этих трёх рыб?( они представители разных классов: хрящевые, костные, хряще- костные).
А, как вы думаете, для чего я написала пословицу и , что она означает?( для того, чтобы заработать оценку надо будет потрудиться)
Выбирайте себе капитана и пусть победит сильнейший.
(в ходе игры детям раздаются жетончики в виде рыбок, за каждый правильный ответ, это идёт в личный зачёт при выставлении оценки за урок, а командная победа оценивается отдельно)
Конкурс1:Командам нужно охарактеризовать название команды( рассказать о рыбе из названия всё, что известно)
-особенности среды обитания, питания, скелета, размножения.
Конкурс2: «Разминка» Каждая команда получает карточку с изображением «Зоошутки»( можно сделать одну проекцию на экран) Нужно как можно быстрее определить кого из рыб художник соединил вместе.(голова щуки,тело леща, хвост вуалехвоста, спина и анальный плавник ерша, грудные и брюшные плавники летающей рыбы)
5баллов за правильный ответ
Конкурс№3 «Что запомнил на уроке» (блиц-опрос)За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик рыбку в личный зачёт.
Вопросы:
- Какая форма тела рыбы? ( обтекаемая) - Чем покрыто тело рыбы? (чешуя, слизь)
- Почему рыбу тяжело удержать в руках?( слизь)
- А для чего им необходимы такие покровы и такая форма тела? ( уменьшается сопротивление воды и легче передвигаться в воде)
- Какие органы чувств есть у рыб?( глаза, ноздри, внутреннее ухо, боковая линия)
- Как дышат рыбы?( жабрами, у некоторых одно лёгкое)
- Из каких отделов состоит головной мозг рыбы?( передний, средний, промежуточный, продолговатый, мозжечок)
- К какому типу животных принадлежат рыбы? (хородовые)
- Что такое хорда? ( спинная струна, которая у большинства заменяется внутренним скелетом)
- Какое сердце у рыбы? ( двухкамерное)
- Какой тип кровеносной системы характерен для рыб, сколько у них кругов кровообращения?
-Для чего нужен плавательный пузырь?
- Все ли рыбы его имеют?
-Из каких отделов состоит скелет рыбы?
- Какие особенности пищеварительной системы рыб вам известны?
- А чем представлена выделительная система рыб?
- А половая?
- Как называется период размножения рыб?
- Чем интересны проходные рыбы?
-А на какие ещё группы в зависимости от мест обитания делятся рыбы?( пресноводные, солоноватые, морские)
Конкурс № 4 «Угадай кто это?» Раздаются карточки с изображением разных видов рыб. Должны угадать, что это за рыбы и рассказать всё, что о них известно.( парусник, конёк, рыба-молот, рыба- пила, морская игла)
3 балла.
Конкурс №5 « Хочу всё знать»
Каждой команде предлагается несколько вопросов на сообразительность. На обдумывание 3 мин. 5 баллов.
Вопросы:
1. У каких рыб кожа шершавая, что из неё можно делать напильники?(Акула)
1. Могут ли рыбы выживать в горячих источниках с температурой выше 50°С?( Да. Калифорния)
2. Почему у морского окуня глаза на выкате?(разность давления)
2. Может ли рыба добывать себе для корма мух и муравьёв. Как это используется?(брызгун, эту способность используют для организации соревнований.)
3. Почему аквариумная рыбка телескоп имеет такое название. (глаза как телескоп)
3. Всегда ли горбата рыба горбуша?( только в период нереста)
Конкурс№6 «Капитанов»
(На карточках тексты, нужно в них исправить ошибки.)
1-й кап. Выловили рыбаки из чёрного моря щуку (щука обитает в пресной воде).Это была огромная рыба весом 0,5 т.( таких щук не бывает). Зубы у неё очень острые, расположены в три ряда ( так бывает у акул). Но как выяснилось, она совсем не опасна, т. К. питается лишь водорослями и планктоном( щука хищница). А чешуи на её теле совсем немного, разве что один ряд на спине и по бокам немного(у щуки всё тело покрыто чешуёй). Вот такая эта была замечательная рыба.
1кап. – Как объяснить названия рыб: вьюн, илистый прыгун, лоцман, прилипало?
2-й кап. В природе часто случается много удивительных случаев. Вот такой случился с моими друзьями ровно год назад. Отправились мы в поход. Вечером стали ловить в пруду рыбу и попался нам красивый скат( скат морской обитатель),по форме он напоминал шарик( он придонный житель-плоский) пузо у него было чёрное, а спина белая (так не бывает) Вытащили его на траву, чтобы сварить из него уху, обрезали ему колючие плавники( не имеет таковых), хвост, убрали жаберные крышки( не имеет таковых).А когда распороли ему брюхо, то в самом центре увидели огромный плавательный пузырь( нет у скатов).Но при всём этом уха из него была отменная.
2кап.- Как объяснить названия рыб: электрический скат, рыба- лас
точка, барабанщик, змееголов?
3-й кап. Часами можно наблюдать за рыбками в аквариуме. Вот мой знакомый привёз с моря карпов( они живут в пруду) и поместил их в аквариум. Это такие небольшие разноцветные рыбёшки( крупные не яркие рыбки) привыкли жить и размножаться в прозрачной морской воде( живут в пресной воде)Самец строит гнездо, несколько самочек откладывают туда икру, а самец следит за появлением мальков и охраняет их, и защищает.( так поступает самец колюшки).Это очень интересное явление.
3кап. – Как объяснить названия рыб: рыба- луна, рыба- солнце, химера, хирург?
Конкурс№7 «Задай вопрос товарищам» (дети задают друг другу заранее заготовленные вопросы, которые учитель предварительно просматривает и утверждает, в то время пока капитаны работают со своим зданием) Примерное содержание детских вопросов:
- какая форма тела бывает у рыб?
- существует ли серебряная рыбка?( да)
- У каких древних рыб чешуя находится под кожей, покрывает голову, челюсти, нёбо и даже образует зубы?( акулы)
- Бывают ли голые рыбы? (угорь, сом)
- Какие рыбы прозрачны? (лич. Угря, голомянка)
- Ощущают ли рыбы запахи? (да, есть ноздри)
- Может ли рыба умереть о сильного звука?( от взрыва гранаты, это используют когда «глушат рыбу»)
- Можно ли увидеть рыб на ветвях деревьев? ( илистые прыгуны на ветвях мангровых деревьев)
- Каких рыб называют поющими и почему? (легенда о сиренах)
- Могут ли рыбы разгуливать по берегу?
- Какие рыбы мечут икру один раз в жизни?
- Почему самку горчака можно назвать «морской кукушкой»?( мечет икру в раковины двустворчатых)
- У каких рыб самец и самка всегда вместе?( рыба- рогатка)
- Какого цвета мясо и икра у красной рыбы? (мясо-белое, икра- чёрная)
- Какая рыба тает на солнце? (голомянка)
- Какие рыбы спят в рубашках?( рыба- попугай)
Конкурс№8 « Нужны ли рыбы?»
Ребята заполняют кластер « Значение рыб» кто быстрее и правильнее 5б.
3. Рефлексия
А. Закончите фразу: ( она написана на оборотной стороне доски)
«Сегодня на уроке я повторил…»,
«Сегодня на уроке я закрепил…»
«Сегодня на уроке я узнал, что …»,
«Сегодня на уроке я научился …»,
Б.Жюри подводит итоги и награждает победителей символическими медалями, а учитель выставляет отметки.
В.Каждый набравший не менее 5 рыбок за индивидуальные ответы получает «5».
Г. В заключении вопрос:
_ Понравился ли вам урок?
- Хотели бы ли вы ещё присутствовать на таких уроках?
Приложение1.Вопросы викторины:
1.У каких рыб кожа шершавая, что из неё можно делать напильники?
2.Почему у пойманного морского окуня глаза навыкате?
3.Может ли рыба добывать себе для корма мух и муравьёв. Как это используется?
4.Может ли рыба выжить в горячих источниках с температурой выше 50°С?
5.Почему аквариумная рыбка телескоп имеет такое название?
6.Всегда ли горбата рыба горбуша?
7.Куда прячут икру самцы морских коньков и морских игл?
8.Какое гнездо строит аквариумная рыбка макропод?
9.Как сооружает гнездо самец колюшки?
10.Какие звуки могут издавать рыбы?
11.Почему пищит рыба вьюн, когда его держат в руках?
12.У каких древних рыб чешуя находится под кожей, покрывает голову, челюсти, нёбо и образует зубы?
13.Бывают ли голые рыбы?
14.Какие рыбы прозрачны?
15Можно ли видеть рыб на ветвях мангровых деревьев?
16.Почему самку горчака можно назвать «морской кукушкой»?
17.У каких рыб самец и самка всегда вместе?
18.Какого цвета мясо и икра у красной рыбы?
19.Какая рыба тает на солнце?
20. Какие рыбы спят в рубашках?
Предварительный просмотр:
Вопросы викторины:
1.У каких рыб кожа шершавая, что из неё можно делать напильники?
2.Почему у пойманного морского окуня глаза навыкате?
3.Может ли рыба добывать себе для корма мух и муравьёв. Как это используется?
4.Может ли рыба выжить в горячих источниках с температурой выше 50°С?
5.Почему аквариумная рыбка телескоп имеет такое название?
6.Всегда ли горбата рыба горбуша?
7.Куда прячут икру самцы морских коньков и морских игл?
8.Какое гнездо строит аквариумная рыбка макропод?
9.Как сооружает гнездо самец колюшки?
10.Какие звуки могут издавать рыбы?
11.Почему пищит рыба вьюн, когда его держат в руках?
12.У каких древних рыб чешуя находится под кожей, покрывает голову, челюсти, нёбо и образует зубы?
13.Бывают ли голые рыбы?
14.Какие рыбы прозрачны?
15Можно ли видеть рыб на ветвях мангровых деревьев?
16.Почему самку горчака можно назвать «морской кукушкой»?
17.У каких рыб самец и самка всегда вместе?
18.Какого цвета мясо и икра у красной рыбы?
19.Какая рыба тает на солнце?
20. Какие рыбы спят в рубашках?
Предварительный просмотр:
1-й кап. Выловили рыбаки из чёрного моря щуку (щука обитает в пресной воде).Это была огромная рыба весом 0,5 т.( таких щук не бывает). Зубы у неё очень острые, расположены в три ряда ( так бывает у акул). Но как выяснилось, она совсем не опасна, т. К. питается лишь водорослями и планктоном( щука хищница). А чешуи на её теле совсем немного, разве что один ряд на спине и по бокам немного(у щуки всё тело покрыто чешуёй). Вот такая эта была замечательная рыба.
1кап. – Как объяснить названия рыб: вьюн, илистый прыгун, лоцман, прилипало?
2-й кап. В природе часто случается много удивительных случаев. Вот такой случился с моими друзьями ровно год назад. Отправились мы в поход. Вечером стали ловить в пруду рыбу и попался нам красивый скат( скат морской обитатель),по форме он напоминал шарик( он придонный житель, плоский) пузо у него было чёрное, а спина белая (так не бывает) Вытащили его на траву, чтобы сварить из него уху, обрезали ему колючие плавники( не имеет таковых), хвост, убрали жаберные крышки( не имеет таковых).А когда распороли ему брюхо, то в самом центре увидели огромный плавательный пузырь( нет у скатов).Но при всём этом уха из него была отменная.
2кап.- Как объяснить названия рыб: электрический скат, рыба- лас
точка, барабанщик, змееголов?
3-й кап. Часами можно наблюдать за рыбками в аквариуме. Вот мой знакомый привёз с моря карпов( они живут в пруду) и поместил их в аквариум. Это такие небольшие разноцветные рыбёшки( крупные не яркие рыбки) привыкли жить и размножаться в прозрачной морской воде( живут в пресной воде)Самец строит гнездо, несколько самочек откладывают туда икру, а самец следит за появлением мальков и охраняет их, и защищает.( так поступает самец колюшки).Это очень интересное явление.
3кап. – Как объяснить названия рыб: рыба- луна, рыба- солнце, химера, хирург?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия на тему" Причины многообразия видов в природе".
Данная экскурсия может быть проведена при изучении темы " Эволюционное учение". Она значительно повышает интерес обучающихся к учебному материалу темы, облегчает его усвоение, способствует пониманию у...
блиц-турнир "физика в живой природе"
блиц-турнир "физика в живой природе" 7-9 класс разработка презентации на неделю физики...
Тест «Бактерии. Общая характеристика, многообразие, роль в природе и жизни человека»
Тест по теме "Бактерии" для 6 класса с учетом ФГОС...
Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″
Цели урока:Содержательная (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...
Методическая разработка конспекта урока биологии: Многообразие простейших и их значение в природе и жизни человека.
Методическая разработка конспекта урока биологии с элементами интеграции....
Урок №32«Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека»
Конспект рока«Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека»...
Игра КВН по теме "Многообразие растений: знатоки природы" Биология 6 класс
Урок с использованием игровой технологии...