Опыт осуществления квази-проекта по благоустройству и озеленению территории
проект по биологии (9 класс) на тему
Благоустройство и озеленение школьного двора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_osushchestvleniya_kvazi-proekta_po_blagoustroystvu_i_ozeleneniyu_territorii.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КВАЗИ-ПРОЕКТА
ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ И ОЗЕЛЕНЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ДВОРА
Лариса Аксентьевна Каменская,
Колычёвская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Коломенского муниципального района,
учитель биологии и социально-бытовой ориентировки
Квази-проектная деятельность школьников с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение для коррекции недостатков их психофизического развития, совершенствования познавательных возможностей и интересов учащихся.
В переводе с латинского quasi означает «якобы», «как-будто», «почти». То есть, квази-проект – почти проект. Но в отличие от проектно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательной школы, квази-проект учитывает определённые возможности воспитанников коррекционной школы, что требует внесения ряда уточнений в методику организации проектной деятельности наших детей. Проще говоря, проектная деятельность наших воспитанников в большей степени определена (подсказана) взрослыми.
Актуальность квази-проекта «Благоустройство и озеленение школьного двора» состоит в благоустройстве школьной территории как средстве повышения имиджа школы и улучшения экологической обстановки путём интенсивного его озеленения.
Под благоустройством и озеленением пришкольной территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха. игр и развлечений, что само по себе важно, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика школьного двора.
Красиво оформленный, окружённый зеленью и ухоженный, школьный двор воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. И во многом от того, что представляет собой пришкольная территория, зависит престиж и самого учебного заведения.
Территория нашей школы обширна и разнопланова. Кроме здания школы, здесь расположены: банно-прачечные и административно-хозяйственные постройки, гаражи интерната, котельная на угольном топливе, футбольное поле, спортивная площадка и детская площадка для малышей, школьная ферма и небольшой огород. К территории примыкают старинная тенистая липово-дубовая аллея и недавно заложенный Уголок Фруктового Сада.
Дворовая часть является также подъездными путями к складу школьной столовой и местом временной стоянки школьного автотранспорта.
Таким образом, наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, гражданского становления личности.
Большинство учеников проводят свободное время без всякой пользы для себя и для других. Много времени у них тратится на компьютер, телевизор, забавы с планшетами и мобильными телефонами. И мало – на физические занятия и пребывание на свежем воздухе.
Ухудшение состояния здоровья детей, рост вредных привычек, бесполезное времяпрепровождение подростков могут привести к негативным последствиям. Проект же поможет подросткам проявить себя, обрести уверенность в собственных силах во время его выполнения.
Так была определена цель проекта: благоустройство школьного двора как средство повышения имиджа школы и улучшения экологической обстановки путём интенсивного его озеленения при участии старшеклассников.
Для достижения цели были поставлены задачи.
Образовательные:
- ознакомить учащихся с основными понятиями о ландшафтном дизайне;
- способствовать формированию навыков здорового образа жизни.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес, творческие способности и практические навыки работы с растениями;
- содействовать развитию интереса к профессиям, связанным с экологией;
- освоить навыки коммуникативной культуры, работы в коллективе.
Воспитательные:
- способствовать улучшению экологической среды вокруг школы, развитию экологической культуры, умению совершать экологически грамотные поступки;
- соблюдать правила поведения в природе;
- способствовать развитию самостоятельной практической деятельности.
Акция благоустройства и озеленения традиционно проходит в школе каждый год в четыре этапа с февраля по октябрь. И в ней участвуют не только старшеклассники, но и ученики 5-7 классов.
На первом этапе (февраль–март) идёт разработка квази-проекта благоустройства, озеленения и рационального использования пришкольного участка.
Второй этап (апрель–май) включает в себя подготовку посадочного материала – семян овощей и цветочно-декоративных культур; выращивание рассады; подготовку садово-огородного инвентаря к новому сезону; весеннюю обработку почвы; работы по благоустройству территории; декоративную обрезку кустарников; весенние посадки.
На третьем этапе (июнь-август) проводится уход за посадками, их поливают, пропалывают, рыхлят. В это же время идёт систематический сбор урожая овощей (мы специализируемся на выращивании кабачков) и его реализация.
Четвёртый этап приходится на сентябрь-октябрь. В это время идёт сбор семян овощных и цветочно-декоративных однолетних культур; осенняя обработка почвы; высаживаются луковичные (тюльпаны, нарциссы, крокусы); подводятся итоги работы и готовится праздник Урожая с выставкой даров природы, композиций цветов, поделками из природного материала и поощрением отличившихся в реализации квази-проекта.
Ожидаемые результаты:
- улучшится эстетический вид школьного двора;
- повысится уровень заинтересованности учащихся в защите и сохранении природной среды;
- повысится экологическая культура учащихся;
- будет создаваться благоприятная среда для сохранения и укрепления здоровья детей;
- расширится видовое разнообразие растений на пришкольном участке;
- появится возможность использования пришкольного участка на уроках биологии, географии, трудового обучения;
- кустарники, деревья, травянистые растения зелёной зоны будут использоваться в качестве наглядного материала для изучения флоры родного края в учебной и внеучебной деятельности;
- цветники и декоративные кустарники с ранней весны до поздней осени будут радовать глаз своими яркими красками.
Растения для зелёных насаждений подбираются осторожно: они не должны быть аллергенами, содержать яды, шипы и колючки. И в большинстве своём – неприхотливые и не требующие особого ухода, а также способные сохранить свой декоративный вид даже после «неконтролируемых детских игр».
На школьных клумбах и в цветниках нашей школы высаживаются однолетние яркие бархатцы; ажурная цинерария в гармоничных посадках с бальзамином; колеус; махровая годеция, самой разнообразной окраски; сальвия, петуния, смесь георгины «Весёлые ребята»
Среди многолетников особое распространение у нас имеют лилейники, хосты, ирисы, каприфоль, очиток и многие другие растения. Отлично смотрятся вьющиеся цветущие растения, высаженные в контейнеры и вазоны. Среди них настурция, вьюнок декоративный. При насаждениях учитывается и то, какой облик растения будут иметь через определённое время.
Реализация проекта была бы невозможна без поддержки партнёров и единомышленников: администрации школы, педагогов и воспитанников школы-интерната, некоммерческой организации «Благотворительный Фонд помощи детям «Детские Домики», волонтёров производственно-торговой компании «Самсунг» (г. Москва), стоматологического центра «Зубр» (г. Коломна) в лице главного врача Д.Б.Слуцкого.
Выполнение проекта.
Работа началась зимой. В это время ухаживали не только за комнатными цветами в школе и интернате, но и за цветами, пересаженными из цветников в контейнеры для зимнего хранения. Их рыхлили, поливали, вовремя подкармливали, удаляли увядшие цветы и старые пожелтевшие листья.
Весной провели формирующую обрезку некоторых кустарников; удалили поросль, очистили растения от сухих стеблей и листьев; посадили и пересадили комнатные растения; произвели ревизию садово-огородного инвентаря, посевного и посадочного материала, а также подготовку и приобретение всего необходимого для продолжения успешной работы на пришкольном участке в новом сезоне. В конце марта посеяли семена однолетников на рассаду, позднее ухаживали за ней: поливали, пикировали, проводили подкормки минеральными и органическими удобрениями. В мае шла работа по высаживанию выращенной рассады в подготовленные клумбы.
Всё лето ребята с удовольствием работали в цветниках, многие определились с выполнением любимой работы: кому-то нравится поливать, кому-то рыхлить землю или красиво обрезать кустарники, кому-то интересно работать с рассадой, а кому-то – обрабатывать почву.
Ребята вырастили и собрали богатый урожай кабачков для школьной столовой и обитателей школьной животноводческой фермы. Подготовили огород к осенней вспашке, убрав растительные остатки с опустевших грядок.
До первых заморозков ухаживали за клумбами: удаляли увядшие цветы и пожелтевшие листья с цветочно-декоративных растений, вели прополку и полив цветущей второй раз за сезон настурции. Пересаживали петунии, бегонии из цветников в специальные ёмкости для зимнего хранения. Собирали плоды и семена однолетних цветочных растений (бархатцев, сальвии).
Черенковали колеус и помещали черенки в воду для образования придаточных корней. Выкапывали клубни георгины, обрабатывали их и готовили к хранению: мыли, дезинфицировали, просушивали, опудривали древесной золой. Высаживали луковичные: тюльпаны, нарциссы, крокусы.
Поздней осенью убирали цветочные клумбы от растительных остатков, обрезая надземную часть травянистых многолетников. Работали с укрывным материалом, убирая опавшие листья и укрывая ими посадки луковичных.
В конце сезона совместная работа с волонтёрами производственно-торговой компании «Самсунг» и нашими друзьями из Фонда помощи детям «Детские домики» украсила небольшой уголок нашего двора у нового учебного корпуса красивыми елями.
Поставленной цели мы достигли, выполнили и поставленные задачи, порадовались полученным результатам. Но, самое главное, у ребят появилась уверенность в необходимости благоустройства и озеленения территории вокруг дома, где живёшь. Появилось желание продолжить эту работу, чтобы радовать людей красотой цветущих растений.
ЛИТЕРАТУРА
- Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Информация из открытых интернет-источников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по благоустройству и озеленению территории детского дома "Сказочный городок"
В нашем учереждении для создания комфортных условий и организации экологического и эстетического воспитания детей и их отдыха сотрудниками и воспитанникаими ГБОУ АО «Северодвинский детский ...
Благоустройство и озеленение школьной территории
Школьная территория – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Одним из нап...
Работа по озеленению территории школы
Дендрологический отдел нашейшколы разнообразен. Здесь произрастают разные виды деревьев и кустарников.Постоянно происходить обновление видового состава деревьев....
Использование проектного метода на уроках и во внеурочное время на примере благоустройства и озеленения пришкольной территории
Представлен опыт благоустройства и озеленения пришкольной территории учащимися в рамках социального проекта "Красивая школа"...
Проект "План озеленения территории школы"
Задача проекта: разработать проект сквера: сделать чертеж сквера в масштабе 1:300. Запланировать клумбы, рассчитать необходимое количество фонарей, установить лавочки и урны, отметить на плане их расп...
Использование проектного метода на уроках и во внеурочное время на примере благоустройства и озеленения пришкольной территории
Обмен опытом благоустройства и озеленения пришкольной территории учащимися в рамках социального проекта "Красивая школа"...
школьный проект по озеленению территории «Детства яркие краски»
школьный проект по озеленению территории «Детства яркие краски»...