урок на тему "Цветение и опыление растений. Плод его значение и многообразие форм" биология – 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
- раскрыть значение опыления;
- познакомить учащихся с типами опыления, приспособительными особенностями цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений;
- познакомить учащихся с разнообразием плодов растений;
- дать представление о плоде как органе размножения и расселения цветковых растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biolog58.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
биология – 6 класс
урок на тему Цветение и опыление растений. Плод его значение и многообразие форм
задачи урока: а) раскрыть значение опыления;
б) познакомить учащихся с типами опыления, приспособительными особенностями цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений;
в) познакомить учащихся с разнообразием плодов растений;
г) дать представление о плоде как органе размножения и расселения цветковых растений.
оборудование урока: модель цветка вишни, пшеницы, таблица "Типы опыления", таблица "Плоды сухие и сочные", коллекция плодов.
содержание урока:
- Организация учащихся на урок.
- Проверка знаний. 1) Строение цветка (учащиеся на доске выполняют рисунок цветка)
2) Строение тычинки и пестика (учащиеся на доске выполняют рисунок), значение тычинки и пестика.
3) Зарисовать простые соцветия, привести примеры растений, имеющих такие соцветия, объяснить биологическое значение соцветий (Ученик рисует на доске и готовится отвечать.)
4) Работа с классом. Разгадывание кроссворда (подготовлен заранее).
5) Опрос учащихся у доски
* Строение цветка.
Дополнительные вопросы:
- определение цветка;
- отличия цветков у однодольных и двудольных растений.
*Строение тычинки и пестика, их значение.
Дополнительные вопросы:
- какие цветки называют обоеполыми?
- почему тополь, осина двудольные растения?
*Соцветия простые, биологическое значение соцветий.
Дополнительные вопросы
- отличие простого околоцветника от сложного?
- из чего развиваются плод, семя?
6) Обобщение ответов учителем, обращенные к кроссворду – учитель выделяет слова опыление, цветение, растение.
– Переход к новой теме.
3. Изучение новой темы
Часть 1. "Цветение и опыление растений".
1) Цветение. (В ходе беседы формулируется определение цветения, рассматриваются сроки цветения у разных растений.)
Вопросы классу:
– Зачём цветёт растение?
– Почему в этот период на растениях много самых различных насекомых: мух, пчёл, ос, шмелей и т.д.?
Значит, растение цветёт для того, чтобы образовался плод, а насекомые помогают этому, так как они опыляют растение, перенося пыльцу с одного цветка на другой, с пыльников одного цветка пыльца попадает на рыльце пестика другого цветка, при этом происходит ещё один важный процесс, характерный для растений, - оплодотворение, то есть слияние спермия (образующегося в пыльниках) с яйцеклеткой (находящейся в завязи пестика). Таким образом, в период цветения у растений происходит опыление, оплодотворение и развитие плода. Нет опыления – нет плодов.
2) Типы опыления. (Объяснение учителя) Схема в тетради и на доске
ветроопыляемые растения насекомоопыляемые растения
3) Признаки ветроопыляемых растений (беседа с демонстрацией моделей цветков ветроопыляемых растений, а так же гербарных экземпляров растений с ветроопыляемыми цветками, запись признаков в тетрадь).
- Цветут до распускания листьев либо одновременно с распусканием;
- Околоцветник развит слабо либо отсутствует;
- Цветки мелкие, невзрачные, без запаха, часто собраны в соцветия;
- Образуют много пыльцы, пылинки мелкие, сухие;
- Растут большими скоплениями.
4) Признаки насекомоопыляемых растений (аналогично):
- Цветки крупные, яркие;
- Имеют нектар и пыльцу липкую;
- Мелкие собраны в соцветия;
- Имеют запах (аромат)
5) Коэволюция – совместная эволюция цветков и животных- опылителей. (Объяснение учителя).
Есть цветки, у которых нектар и пыльца расположены совершенно открыто и доступны всем насекомым (ромашка, мак). Другие, например, львиный зев, опыляются только шмелями. Венчик у цветка сростнолепестный, несколько похожий на звериную пасть. Он двугубый – два верхних лепестка образуют как будто верхнюю губу пасти, а три нижних – нижнюю. Обе губы плотно прилегают друг к другу спереди, а на некотором расстоянии срастаются в трубочку. Когда шмель садится на такой цветок, то под его тяжестью нижняя губа опускается, открывая узкую щель, куда вползает насекомое.
Ещё один пример. Нектар душистого табака находится в глубине длинной трубочки венчика и доступен лишь для ночных бабочек – бражников с длинным хоботком. В тропических странах крошечные птички колибри опыляют цветки.
6) Формулирование вывода о значении опыления, типах опыления.
Вопрос классу: - каково биологическое значение перекрёстного опыления и самоопыления у растений?
7) лабораторная работа 12 " Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений".
Часть 2. "Плод и его значение и многообразие форм".
Во второй части урока мы познакомимся с многообразием и значением плодов по плану:
- Плод, строение и значение (рассказ учителя).
- Покрытосеменные растения (объяснение учителя).
- Многообразие плодов (в ходе беседы и объяснения демонстрация муляжей плодов, коллекции плодов, а также использование таблицы с изображением плодов), вычерчивание схемы на доске учителем, а учащимися в тетради
- Семянка костянка сливы коробочка яблоко
подсолнечника костянка вишни льна ягода
- зерновка пшеницы стручок помидора
- Орех лещины редиса тыквина
боб
фасоли
4) Вскрывающиеся и невскрывающиеся семена (учащиеся самостоятельно изучают материал по учебнику, с.94).
5) Беседа. Распространение семян, приспособленность семян к распространению:
- ветром; 4. с помощью животных;
2. водой 5. с участием человека;
3. саморазбрасыванием 6. транспортировкой в другие страны (самолетом, поездом).
6. Формулирование вывода о значении семян и плодов в жизни растения.
Закрепление урока:
- каково биологическое значение перекрестного опыления и самоопыления у растений?
- Чем покрыты плоды с поверхности?
- Значение околоплодника.
- Биологические функции плодов и семян у растений.
Итог урока.
Домашнее задание: §24, записи в тетради, §25 выучить, повторить§§10,1316,18,20,23,24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Строение цветка, Опыление"
Урок содержит полный материал по строению цветка, видам опыления. На уроке используются различные организации учебгой деятельности: например социоконструкция, социоафиширование. Для повторения рекомен...
План-конспект урока "Цветение и опыление растений" с использованием ЭОР
План-конспект комбинированного урока "Цветение и опыление растений" с использованием ЭОР....
Методическая разработка урока по теме: ,,Путешествие по комнатным растениям" ( урок экскурсия для 6 класса)
Ознакомление учащихся с систематикой комнатных растений.Умение пользоваться бинарной системой латинских названий.Использование элементов лабораторной работы....
урок по теме "Размножение и оплодотворение растений" 5 класс
разработка содержит технологическую карту урока по теме, в соответсвии с ФГОС. по УМК Пономаревой...
Урок биологии по теме "Цветение и опыление"
Сформировать на уроке понятие о цветении и опылении; познакомить с различными типами опыления цветков и факторами, их определяющими; раскрыть преимущество перекрестного опыления по сравнен...
Цветение и опыление растений. Плод его значение и многообразие форм
задачи урока: а) раскрыть значение опыления; б) познакомить уч...
Урок по теме «Изучение покрытосеменных (цветковых) растений» 5 класс 2015
Урок деятельностной направленности по формированию УУД учащихся. Урок «открытия» нового знания...