Урок биологии по теме "Цветение и опыление"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Гуркина Лидия Викторовна
Сформировать на уроке понятие о цветении и опылении; познакомить с различными типами опыления цветков и факторами, их определяющими; раскрыть преимущество перекрестного опыления по сравнению с самоопылением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок получения новых знаний15.39 КБ

Предварительный просмотр:

План о ходе урока по теме «Цветение и опыление».

                          Выполнила: Гуркина Лидия Викторовна

    Задачи урока: сформировать понятие о цветении и опылении; познакомить  с  различными  типами  опыления  цветков  и  факторами, их  определяющими; раскрыть  преимущество  перекрестного  опыления  по сравнению  с  самоопылением.  

                                                 Ход урока.

I.Организационный момент.                                                                                
II.Контроль знаний.

Игра «Домино».

      Детям раздаются по 1 карточке. На 1 написан только вопрос, на всех остальных вначале ответ на вопрос ,затем задать вопрос, и только на последней карточке стоит один ответ. Карточки домино перед началом игры перемешиваются.  

     Какие группы органов имеются у цветковых растений?
                                                                                                                                     Вегетативные и генеративные.                                                                              Перечислите вегетативные органы цветковых растений?

Корень, стебель, лист, почка, вегетативный побег.                                            Назовите генеративные органы цветковых растений?

Цветок, плод, семя.                                                                                                Перечислите части цветка?

Чашечка цветка, венчик цветка.                                                                                       Какое строение имеет чашечка цветка?

Цветоножка, цветоложе, чашелистики.                                                                        Какое строение имеет венчик цветка?

Лепестки, тычинки, пестики.                                                                                              Какое строение имеет пестик цветка?

Рыльце, столбик, завязь.                                                                                                        Где в пестике и какие половые клетки созревают?

В завязи пестика созревают женские половые клетки(яйцеклетки).                    Какое строение имеют тычинки?

Тычиночная нить, пыльцевой мешочек.                                                                                Где созревают и как называются мужские половые гаметы?

В пыльцевых мешочках, спермии.                                                                                           Что обеспечивает цветок у растений?

Половое размножение.                                                                                                      Какие виды цветков имеются у покрытосеменных растений?

Обоеполые , однополые.                                                                                                   Какие органы есть в обоеполом цветке?

И пестики , и тычинки в одном цветке.                                                                              Какие виды однополых цветков известны у покрытосеменных?

Пестичные или женские ,тычиночные или мужские.                                           Приведите примеры однополых растений?

Огурец, тыква.                                                                                                                          Какие бывают растения по виду расположения на них однополых цветков?

Однополые и двудонные.                                                                                                        Что такое соцветие?

Это группа цветков, собранных в определенной последовательности.       Какие соцветия различают?

Простые и сложные.                                                                                                             Виды простых соцветий?

Кисть, колос, зонтик, щиток.  

III. Изучение нового материала.

1.Цветение -  это состояние растения от начала раскрытия цветков до засыхания его тычинок и лепестков, или всего околоцветника.                               Что образуется на растении, на месте цветка? Плод.                                                Но ведь это происходит не всегда. Образованию плода предшествует процесс опыления и оплодотворения.

2.Опыление - это процесс переноса пыльцы из пыльцевых мешочков тычинок на рыльце пестика.

3.                                         Виды опыления. 

Перекрестное – перенос                                   Самоопыление-пыльца                              пыльцы с тычинок одного                                 Данного цветка попадает             цветка на рыльце                                               на рыльце пестика этого         пестика  другого цветка.                                  же цветка.  

4. Виды перекрестного опыления.                                                                      1).Опыление животными.                                                                                         2).Опыление ветром.

5.Признаки растений,  опыляемых животными:                                             а)крупный яркий околоцветник;                                                                                          б) крупные, заметные соцветия;                                                                             в)выделение нектара, запаха;                                                                                                      г) выросты или колючки на оболочке пыльцы, способствующие удержанию её на теле животных.                                                                                                       Примеры насекомоопыляемых  растений: львиный зев, ромашка, василёк.

6.Признаки ветроопыляемых растений: а)цветут рано, до распускания листьев или одновременно с распусканием листьев;                                                            б) околоцветник слабо развит или отсутствует;                                                                         в) цветки мягкие, невзрачные, собраны в соцветия;                                                                     г) образуют много пыльцы;                                                                                                     д ) пыльца мелкая, сухая;                                                                                                            е) растения растут большими группами. Примеры ветроопыляемых растений: ольха, орешник, мятник, овёс.

7.Признаки самоопыляющихся растений:                                                                                       а) опыление происходит в бутоне;                                                                                              б) тычинки длиннее пестиков;                                                                                                     в) пыльца тяжёлая.                                                                                                          Примеры: горох, фасоль, картофель.

IV. Закрепление.

Биологическая задача.

    Известно, что если в период цветения яблонь на улице стоит холодная и дождливая погода, то урожай яблок летом будет крайне низким или может вообще отсутствовать.  Объясните причину этого явления. Что необходимо предпринять, чтобы обеспечить урожай яблок при условии, что в период цветения погода останется дождливой и прохладной.

V. Домашнее задание. §24 учить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Строение цветка, Опыление"

Урок содержит полный материал по строению цветка, видам опыления. На уроке используются различные организации учебгой деятельности: например социоконструкция, социоафиширование. Для повторения рекомен...

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

урок на тему "Цветение и опыление растений. Плод его значение и многообразие форм" биология – 6 класс

раскрыть значение опыления; познакомить учащихся с типами опыления, приспособительными особенностями цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений; познаком...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...