Конспект урока 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Конспект урока 9 класс
Л.А. Виноградова, учитель биологии
ГБОУ СОШ №455 Санкт-Петербурга
Предмет: Биология, урок ознакомления с новым материалом
Тема: Тема Биосфера- биологическая оболочка Земли
Класс: 9
Технологии: проектор, компьютер
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать знания об основных положениях учения о биосфере В.И.Вернадского.
- Продолжить развитие умений работать с текстом и иллюстрациями учебника, с доской, таблицами.
- Продолжить развитие умений составлять схематические рисунки и объяснять их смысл.
Развивающие:
- Продолжить развитие мыслительных операций, таких как анализ, выделение главного, обобщение, сравнение при изучении постулатов учения о биосфере. Раз
Воспитательные:
- Продолжить развитие научно-материалистического мировоззрения при изучении основ учения о биосфере, понятия о живом веществе, его свойствах.
- Продолжить развитие элементов экологической культуры через понимание значения знаний о биосфере как глобальной экосистемы.
Тип урока: урок, раскрывающий содержание темы.
Методы обучения:
Словесные – беседа, описание, объяснение, рассказ.
Наглядные – демонстрация презентации
Практические – работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
«… Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы только знаем малую частичку этой непонятной, неясной , всеобъемлющей загадки…»
В.И. Вернадский
Уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели внешний облик нашей планеты. Но еще в начале 20 века В.И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с еще более далекого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет- наличие на ней «проникнутой жизнью оболочкой».
(О какой оболочке идет речь?)
Правильно, итак запишем тему нашего сегодняшнего урока:
Биосфера- биологическая оболочка Земли
- Каковы же цели нашего урока? (Изучить границы, состав и функции биосферы. Вспомнить основные сферы жизни живых организмов и выявить приспособленность организмов к определенной среде обитания.)
1. Понятие о биосфере было упомянуто в книге “Гидрогеология” (1802г) французским естествоиспытателем Ж. Б. Ламарком. В научном обиходе слово “биосфера” появилось в1875г. на страницах книги “Лик Земли” австрийского геолога Э. Зюсса. Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.
2. Сообщение учащегося – « В.И. Вернадский»
3. По современным представлениям, биосфера ( от греч.» БИОС»- жизнь, « сфера» - шар) - это своеобразная оболочка Земли, содержащая
всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.
А) На доске схема « Структура биосферы» ( учащиеся в тетради)
Биосфера включает:
живое вещество, образованное совокупностью организмов;
биогенное, которое создаётся в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, осадочные породы),
косное вещество, которое формируется без участия живых организмов (к ним относятся магматические и метаморфические горные породы),
биокосное вещество, построенное из живого и косного (к ним относятся природные воды и почвы).
Атмосфера. Гидросфера. Литосфера
Б) Вопрос: - Если биосфера объединяет эти сферы, то существуют её границы. Где они проходят по вашему предположению? Какие гипотезы можете выдвинуть?
Работа в группах( каждая группа получает задание для самостоятельной работы с текстом)
На доске вопросы для обсуждения:
1) Прочитайте текст « Границы биосферы» Приложение 1
2) Укажите границы распространения организмов в верхней части земной коры( литосфера); нижних слоях воздушной оболочки Земли ( атмосфера); в водной ( гидросфера).
3) Укажите физико-химические условия, определяющие границы биосферы.
Обсуждение: 1) содержание кислорода и углекислого газа; 2) содержание воды( в жидкой фазе) ; 3) благоприятный температурный режим; 4) наличие элементов минерального питания.
- Биосфера занимает нижнюю часть атмосферы, верхний слой литосферы и всю гидросферу. Общая толщина биосферы ~ 17км. Вглубь литосферы организмы проникают ~на 6 – 7км, в гидросфере живые организмы проникают ~ на 11км. В атмосфере биосфера занимает только тропосферу.
Границы биосферы определяются естественными факторами, воздействующими на организм. Основным из них является действие ультрафиолетовых лучей и температуры
Для существования биосферы необходимо непрерывное поступление энергии. Её главным источником является световое и тепловое излучение Солнца. Энергия солнечного света накапливается в органическом веществе зелёных растений в виде энергии химических связей и может передаваться от одних организмов к другим.
4. Беседа: Изучая биологию, с представителями каких царств живой природы вы познакомились?
Что окружает представителей этих царств? ( окружающая среда)
Живые организмы населяют определенную среду обитания.
Какие вы знаете среды жизни?
(водная, наземно- воздушная, почвенная, организменная)
Давайте попробуем дать характеристику каждой среде обитания и приспособленности живых организмов к условиям обитания в данной среде ( Презентация )
Результатом нашей работы будет заполнение таблицы.( работа в паре)
Среда обитания | Характерные признаки | Приспособленность организмов |
5.Закрепление
Решение задач.
1. Учёные – ихтиологи сталкиваются с серьёзными проблемами при сохранении для музеев глубоководных рыб. Поднятые на палубу корабля, они в буквальном смысле слова взрываются, что вызывает нарушение их наружных и внутренних органов. Объясните, почему это происходит?
2. Если смешать воду, песок, неорганические и органические удобрения, будет ли эта смесь почвой? Ответ пояснить.
3. На большой глубине в океане практически нет живых растений. Однако здесь обитают различные животные, например: губки, гидроиды, роговые кораллы, крабы, донные рыбы. Как объяснить отсутствие растений и что служит первичным источником энергии живущим здесь животным
5. Рефлексия деятельности (итог урока).
- Итак, подведём итог урока? Все ли мы цели и задачи выполнили?
За урок ставлю следующие оценки…
Вы хорошо поработали. Я благодарю вас.
Домашнее задание
Приложение 1
Границы биосферы
Область устойчивости жизни (экстремальные пределы выживания организмов) - от предельных океанских глубин до атмосферных высот порядка 25-30 км.
Область существования жизни (область воспроизводства организмов) - от дна Марианской впадины (11 км±40 м ниже уровня моря) до вершины Эвереста (8848 м).
В глубь Земли живые организмы проникают на небольшое расстояние. В литосфере жизнь ограничивает прежде всего температура горных пород и подземных вод, которая постепенно возрастает с глубиной. Наибольшая глубина, на которой в породах земной коры были обнаружены живые бактерии, составляет 4 км. В нефтяных месторождениях на глубине 2-2,5 км бактерии регистрируются в значительном количестве.
Верхняя граница жизни в атмосфере определяется уровнем УФ- радиации. Если живые организмы поднимаются выше защитного слоя озона (25-30 км), они погибают. Споры бактерий и грибов обнаруживают до высоты 20-22 км, но основная часть аэропланктона сосредоточена в слое до 1—1,5 км. В горах граница распространения наземной жизни — около 6 км над уровнем моря.
Аэропланктон - совокупность взвешенных в воздухе живых организмов (различные виды бактерий, грибов, мхи, водоросли; взвешенные в атмосфере споры, пыльца, фитопланктон, мелкие семена, а также мелкие животные, например, членистоногие).
Споры многих бактерий легко поднимаются в высокие слои атмосферы, что позволяет им высеиваться на больших площадях.
Учёные изучают организмы аэропланктона, захватывая их с помощью фильтров, устанавливаемых на самолёты, воздушные змеи или аэростаты
На высоте более 30-40 км наблюдается слой атмосферы, лишенный жизни.
Космическая орбита расположена на высоте 400-600 км (МКС - примерно 380 км над уровнем моря, потому что на высоте около 400 км влияние атмосферы на МКС снижается до минимума). Можно ли считать эту высоту зоной проникновения жизни?
Естеств. пределами развития жизни являются повышенные и пониженные темп-ры, давления и радиация.
Крайние пределы температур, которые выносят некоторые формы жизни (в латентном состоянии), - от практически абсолютного нуля до 180°С. Давление, при котором существует жизнь, - от малых долей атмосферы на большой высоте до тысячи и более атмосфер на больших глубинах. Для ряда бактерий верхние критические точки давления лежат в области 12 тыс. атм. Споры бактерий, конидий и мицелий некоторых грибов не теряют жизнеспособности в условиях высокого вакуума, достигающего 10-13 - 10-11 мм рт. ст. (вакуум космического пространства составляет 10-16 мм рт.ст.). Бактерии обнаружены в водах атомных реакторов, некоторые из них выдерживают облучение порядка 2—3 млн рад. При температурах жидкого воздуха (-192°С), гелия (-268,9°С), водорода (-259 °С) ряд бактерий остаются живыми.
На основании приведенных данных можно сделать важный вывод: выносливость жизни в целом к отдельным факторам среды шире диапазонов тех условий, которые существуют в границах современной биосферы. Следовательно, жизнь обладает значительным «запасом прочности», устойчивости к воздействию среды и потенциальной способностью к еще большему распространению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_9_klass.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока 9 класс
Л.А. Виноградова, учитель биологии ГБОУ СОШ №455 Санкт-Петербурга
Предмет: Биология, урок ознакомления с новым материалом
Тема: Тема Биосфера- биологическая оболочка Земли
Класс: 9
Технологии: проектор, компьютер
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать знания об основных положениях учения о биосфере В.И.Вернадского.
- Продолжить развитие умений работать с текстом и иллюстрациями учебника, с доской, таблицами.
- Продолжить развитие умений составлять схематические рисунки и объяснять их смысл.
Развивающие:
- Продолжить развитие мыслительных операций, таких как анализ, выделение главного, обобщение, сравнение при изучении постулатов учения о биосфере. Раз
Воспитательные:
- Продолжить развитие научно-материалистического мировоззрения при изучении основ учения о биосфере, понятия о живом веществе, его свойствах.
- Продолжить развитие элементов экологической культуры через понимание значения знаний о биосфере как глобальной экосистемы.
Тип урока: урок, раскрывающий содержание темы.
Методы обучения:
Словесные – беседа, описание, объяснение, рассказ.
Наглядные – демонстрация презентации
Практические – работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
«… Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы только знаем малую частичку этой непонятной, неясной , всеобъемлющей загадки…»
В.И. Вернадский
Уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели внешний облик нашей планеты. Но еще в начале 20 века В.И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с еще более далекого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет- наличие на ней «проникнутой жизнью оболочкой».
(О какой оболочке идет речь?)
Правильно, итак запишем тему нашего сегодняшнего урока:
Биосфера- биологическая оболочка Земли
- Каковы же цели нашего урока? (Изучить границы, состав и функции биосферы. Вспомнить основные сферы жизни живых организмов и выявить приспособленность организмов к определенной среде обитания.)
1. Понятие о биосфере было упомянуто в книге “Гидрогеология” (1802г) французским естествоиспытателем Ж. Б. Ламарком. В научном обиходе слово “биосфера” появилось в1875г. на страницах книги “Лик Земли” австрийского геолога Э. Зюсса. Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.
2. Сообщение учащегося – « В.И. Вернадский»
3. По современным представлениям, биосфера ( от греч.» БИОС»- жизнь, « сфера» - шар) - это своеобразная оболочка Земли, содержащая
всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.
А) На доске схема « Структура биосферы» ( учащиеся в тетради)
Биосфера включает:
живое вещество, образованное совокупностью организмов;
биогенное, которое создаётся в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, осадочные породы),
косное вещество, которое формируется без участия живых организмов (к ним относятся магматические и метаморфические горные породы),
биокосное вещество, построенное из живого и косного (к ним относятся природные воды и почвы).
Атмосфера. Гидросфера. Литосфера
Б) Вопрос: - Если биосфера объединяет эти сферы, то существуют её границы. Где они проходят по вашему предположению? Какие гипотезы можете выдвинуть?
Работа в группах( каждая группа получает задание для самостоятельной работы с текстом)
На доске вопросы для обсуждения:
- Прочитайте текст « Границы биосферы» Приложение 1
- Укажите границы распространения организмов в верхней части земной коры( литосфера); нижних слоях воздушной оболочки Земли ( атмосфера); в водной ( гидросфера).
- Укажите физико-химические условия, определяющие границы биосферы.
Обсуждение: 1) содержание кислорода и углекислого газа; 2) содержание воды( в жидкой фазе) ; 3) благоприятный температурный режим; 4) наличие элементов минерального питания.
- Биосфера занимает нижнюю часть атмосферы, верхний слой литосферы и всю гидросферу. Общая толщина биосферы ~ 17км. Вглубь литосферы организмы проникают ~на 6 – 7км, в гидросфере живые организмы проникают ~ на 11км. В атмосфере биосфера занимает только тропосферу.
Границы биосферы определяются естественными факторами, воздействующими на организм. Основным из них является действие ультрафиолетовых лучей и температуры
Для существования биосферы необходимо непрерывное поступление энергии. Её главным источником является световое и тепловое излучение Солнца. Энергия солнечного света накапливается в органическом веществе зелёных растений в виде энергии химических связей и может передаваться от одних организмов к другим.
- Беседа: Изучая биологию, с представителями каких царств живой природы вы познакомились?
Что окружает представителей этих царств? ( окружающая среда)
Живые организмы населяют определенную среду обитания.
Какие вы знаете среды жизни?
(водная, наземно- воздушная, почвенная, организменная)
Давайте попробуем дать характеристику каждой среде обитания и приспособленности живых организмов к условиям обитания в данной среде ( Презентация )
Результатом нашей работы будет заполнение таблицы.( работа в паре)
Среда обитания | Характерные признаки | Приспособленность организмов |
5.Закрепление
Решение задач.
- Учёные – ихтиологи сталкиваются с серьёзными проблемами при сохранении для музеев глубоководных рыб. Поднятые на палубу корабля, они в буквальном смысле слова взрываются, что вызывает нарушение их наружных и внутренних органов. Объясните, почему это происходит?
- Если смешать воду, песок, неорганические и органические удобрения, будет ли эта смесь почвой? Ответ пояснить.
- На большой глубине в океане практически нет живых растений. Однако здесь обитают различные животные, например: губки, гидроиды, роговые кораллы, крабы, донные рыбы. Как объяснить отсутствие растений и что служит первичным источником энергии живущим здесь животным
5. Рефлексия деятельности (итог урока).
- Итак, подведём итог урока? Все ли мы цели и задачи выполнили?
За урок ставлю следующие оценки…
Вы хорошо поработали. Я благодарю вас.
Домашнее задание
Приложение 1
Границы биосферы
Область устойчивости жизни (экстремальные пределы выживания организмов) - от предельных океанских глубин до атмосферных высот порядка 25-30 км.
Область существования жизни (область воспроизводства организмов) - от дна Марианской впадины (11 км±40 м ниже уровня моря) до вершины Эвереста (8848 м).
В глубь Земли живые организмы проникают на небольшое расстояние. В литосфере жизнь ограничивает прежде всего температура горных пород и подземных вод, которая постепенно возрастает с глубиной. Наибольшая глубина, на которой в породах земной коры были обнаружены живые бактерии, составляет 4 км. В нефтяных месторождениях на глубине 2-2,5 км бактерии регистрируются в значительном количестве.
Верхняя граница жизни в атмосфере определяется уровнем УФ- радиации. Если живые организмы поднимаются выше защитного слоя озона (25-30 км), они погибают. Споры бактерий и грибов обнаруживают до высоты 20-22 км, но основная часть аэропланктона сосредоточена в слое до 1—1,5 км. В горах граница распространения наземной жизни — около 6 км над уровнем моря.
Аэропланктон - совокупность взвешенных в воздухе живых организмов (различные виды бактерий, грибов, мхи, водоросли; взвешенные в атмосфере споры, пыльца, фитопланктон, мелкие семена, а также мелкие животные, например, членистоногие).
Споры многих бактерий легко поднимаются в высокие слои атмосферы, что позволяет им высеиваться на больших площадях.
Учёные изучают организмы аэропланктона, захватывая их с помощью фильтров, устанавливаемых на самолёты, воздушные змеи или аэростаты
На высоте более 30-40 км наблюдается слой атмосферы, лишенный жизни.
Космическая орбита расположена на высоте 400-600 км (МКС - примерно 380 км над уровнем моря, потому что на высоте около 400 км влияние атмосферы на МКС снижается до минимума). Можно ли считать эту высоту зоной проникновения жизни?
Естеств. пределами развития жизни являются повышенные и пониженные темп-ры, давления и радиация.
Крайние пределы температур, которые выносят некоторые формы жизни (в латентном состоянии), - от практически абсолютного нуля до 180°С. Давление, при котором существует жизнь, - от малых долей атмосферы на большой высоте до тысячи и более атмосфер на больших глубинах. Для ряда бактерий верхние критические точки давления лежат в области 12 тыс. атм. Споры бактерий, конидий и мицелий некоторых грибов не теряют жизнеспособности в условиях высокого вакуума, достигающего 10-13 - 10-11 мм рт. ст. (вакуум космического пространства составляет 10-16 мм рт.ст.). Бактерии обнаружены в водах атомных реакторов, некоторые из них выдерживают облучение порядка 2—3 млн рад. При температурах жидкого воздуха (-192°С), гелия (-268,9°С), водорода (-259 °С) ряд бактерий остаются живыми.
На основании приведенных данных можно сделать важный вывод: выносливость жизни в целом к отдельным факторам среды шире диапазонов тех условий, которые существуют в границах современной биосферы. Следовательно, жизнь обладает значительным «запасом прочности», устойчивости к воздействию среды и потенциальной способностью к еще большему распространению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."
Тема: "Общая характеристика и особенности строения класса птиц" является актуальной для формирования восприятия материалистического мировоззрения , помогает сформировать ...
Конспект урока "Классы органических веществ"
Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...