календарно-тематическое планирование по природоведению
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Лукьяненко Анна Сергеевна

планирование по природоведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon прланирование по природоведению133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование 5 класс

(68 часов;2часа в неделю)

Тема урока

Часы

Дата

Знания, умения, навыки

Наглядность

Домашнее задание

ТЕМА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ  (3 ЧАСА + 1 ИЗ РЕЗЕРВА = 4 ЧАСА)

1 (1)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология)

1

Изучить:

  • Разнообразные естественные науки.
  • Методы изучения природы.
  • Оборудование для лабораторных исследований.

Уметь:

  • Описывать собственные наблюдения, опыты.
  • Пользоваться приборами для измерения изученных физических величин.

Портреты ученых естествоиспытателей.

2 (2)

Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, опыт, измерение.

Практическая работа № 1

«Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы».

1

Секундомер, термометр, весы, линейка.

3 (3)

Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы)

1

Лабораторное оборудование и лабораторная посуда.

4 (4)

Практическая работа №2

«Знакомство с оборудованием для научных исследований»

1

Лабораторное оборудование и лабораторная посуда.

ТЕМА 2. ВСЕЛЕННАЯ (14 ЧАСОВ)

1 (5)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков.

1

Изучить:

  • Историю изучения небесных тел от древних людей до наших дней,
  • Взгляды Н.Коперника и других ученых, их вклад в развитие астрономии,
  • Небесные тела.

Уметь:

  • Делать самостоятельные выводы,
  • Сравнивать небесные тела, находить сходство и различие,
  • Сформировать понятие о Галактике, о бесконечности Вселенной.

Развивать:

  • Представления о Вселенной, полученные в начальной школе,
  • Логическое и абстрактное мышление.

Воспитывать:

  • Бережное отношение к своей планете и жизни на ней.

Иллюстрации

2 (6)

Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

1

Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею, портреты ученых.

3 (7)

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия 15-17 веков и их влияние на развитие астрономии.

1

Географическая карта

4 (8)

Система мира по Копернику.

1

Модель Вселенной по Копернику, портрет ученого

5 (9)

Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.

1

Портреты ученых, их системы.

6 (10)

Солнечная система, ее состав.

1

Таблица: «Солнечная система»

7 (11)

Планеты земной группы.

1

Таблица: «Солнечная система»

8-9

(12-13)

Планеты – гиганты. Плутон.

2

Таблица: «Солнечная система»

10 (14)

Спутники планет.

1

Иллюстрации, фотографии

11 (15)

Астероиды, кометы, метеоры, метеориты

1

Иллюстрации, фотографии

12-13

(16-17)

Звезды, многообразие звезд, созвездия.

Практическая работа №3

«Работа с подвижной картой звездного неба».

2

Карта звездного, фотографии

14 (18)

Солнце как ближайшая к нам звезда.

Практическая работа №4

«Наблюдение суточного движения Солнца и звезд».

1

Таблица: «Солнце»

ТЕМА 3. ЗЕМЛЯ (18 ЧАСОВ)

1 (19)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

1

Изучить:

  • Понятие гипотеза, основные гипотезы о возникновении Земли.
  • Внутреннее строение Земли.
  • Полезные ископаемые, их разнообразие, значение, охрана.
  • Дать понятие о землетрясениях и вулканах
  • Дать понятие о гидросфере и атмосфере Земли.

Уметь:

  • Различать разнообразные горные породы и минералы, давать им характеристику.
  • Правильно вести себя во время стихийных бедствий.
  • Работать с раздаточными материалами, контурными картами.

Развивать:

  • Знания о планете Земля, ее уникальности.
  • Умение самостоятельно работать и делать выводы.

Воспитывать:

  • Бережное отношение к природе.
  • Бережное отношение к природным богатствам планеты.

Портреты ученых, их гипотезы

2 (20)

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора, различие по толщине материковой и океанической коры.

1

Таблица: «Внутреннее строение Земли»

3-4

 (21-22)

Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире.

2

Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых

5-6

(23-24)

Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

2

Таблицы: «Землетрясения», «Вулканы», фотографии, иллюстрации

7 (25)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком.

1

8 (26)

Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Практическая работа №5

«Описание и сравнение признаков 2 – 3 веществ»

1

Химические вещества

9 (27)

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления.

Практическая работа №6

«Наблюдение признаков химических реакций»

1

Химические вещества, лабораторное оборудование, посуда

10 (28)

Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Практическая работа №7

«Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости)»

1

Химические вещества, лабораторное оборудование, посуда

11-12 (29-30)

Суша планеты, материки, острова. Характеристика природных условий материков.

2

Географическая карта материков

13 (31)

Атмосфера, состав воздуха. Облака, типы облаков

1

Таблица: «Состав атмосферы»

14 (32)

Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер.

1

Иллюстрации, дополнительная литература

15 (33)

Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Практическая работа №8

«Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра».

1

Термометр

16-17 (34-35)

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды.

2

Таблица: «Состав гидросферы», карта океанов

18 (36)

Планета Земля как среда обитания организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

1

ТЕМА 4. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (14 ЧАСОВ)

1-2

 (37-38)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

2

Изучить:

  • Древних представителей животного и растительного мира.
  • Строение клетки как элементарной единицы всех живых организмов.
  • Устройство светового микроскопа и правила работы с ним.
  • Разнообразных представителей животного и растительного миров (их среды обитания, особенности расселения на материках).
  • Приспособленности живых организмов к среде обитания.

Уметь:

  • Работать с микроскопом и микропрепаратами, выполнять практические работы.
  • Самостоятельно выполнять задания, делать зарисовки, выводы.
  • Работать с гербариями, коллекциями и влажными препаратами.

Развивать:

  • Понятие о живом организме как о целостной системе.
  • Умение находить сходство и различие между организмами.
  • Понятие о связях организма и среды обитания.

Воспитывать:

  • Бережное отношение к живой природе.
  • Экологическое воспитание.

Таблицы, иллюстрации, окаменелые останки древних животных и растений, коллекции

3-4

(39-40)

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма, ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки, оплодотворение.

2

Таблица: «Строение клетки», микроскоп, микропрепараты

5-6

(41-42)

Разнообразие живого, царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

2

Таблицы, иллюстрации, фотографии, коллекции, гербарии

7-8

(43-44)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Практическая работа №9

«Примеры приспособленности животных и растений к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности».

2

Таблицы, иллюстрации, фотографии, коллекции, гербарии

9-10

(45-46)

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Практическая работа №10

«Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации».

2

Таблицы, иллюстрации, фотографии, коллекции, гербарии

11-12

(47-48)

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанный и широколиственный леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

2

Таблицы, иллюстрации, фотографии, коллекции, гербарии

13-14

(49-50)

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

2

Таблицы, иллюстрации, фотографии, коллекции, гербарии

ТЕМА 5. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (16+1ч из резерва=17 ЧАСОВ)

1 (51)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки.

1

Изучить:

  • Научные представления о происхождении человека, древних предков человека.

  • Естественные науки, методы изучения природы, лабораторное оборудование.
  • Великих путешественников и их открытия.
  • Экологические проблемы современного мира.

Уметь:

  • Сравнивать современных и древних людей, находить сходство и различия.
  • Уметь использовать лабораторное оборудование, производить наблюдения, измерения, опыты.
  • Работать над решением экологических проблем.
  • Овладеть простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Развивать:

  • Понятие о взаимосвязи всего живого на планете.
  • Научные взгляды на возникновение и развитие жизни на Земле.
  • Умение работать самостоятельно.

Воспитывать:

  • Бережное отношение к природе.
  • Бережное отношение к собственному здоровью.
  • Экологическое воспитание.

Иллюстрации, таблицы, муляжи, коллекции

2 (52)

Человек умелый, человек прямоходящий.

1

Иллюстрации, таблицы, муляжи, коллекции

3 (53)

Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек)

1

Иллюстрации, таблицы, муляжи, коллекции

4 (54)

Страницы истории географических открытий. Географические представления древних ученых.

1

Географическая карта

5-6

(55-56)

Открытие Америки, Австралии, Антарктиды.

2

Географическая карта, портреты путешественников, дополнительная литература

7-8

(57-58)

Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

2

Географическая карта, портреты путешественников, дополнительная литература

9-10

(59-60)

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

2

Фотографии, статьи из периодической печати

11 (61)

Биологическое разнообразие, его обеднение, пути сохранения.

1

Фотографии, «Красная книга Р.Ф.»

12-13

(62-63)

Опустынивание, его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов опустынивания.

2

Фотографии, статьи из периодической печати

13 (64)

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Практическая работа №11

«Измерения своего роста и массы тела»

1

Весы, ростомер

14 (65)

Вредные привычки и их профилактика.

1

Таблицы: «Вред курения», «Вред алкоголя»

15 (66)

Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

1

Таблицы, иллюстрации, дополнительная литература

16 (67)

Простейшие способы оказания первой помощи.

Практическая работа №12

«Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

1

Таблицы: «Оказание первой помощи при переломах, кровотечениях, тепловом ударе»

68

Обобщающий урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...