календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) на тему

Лукьяненко Анна Сергеевна

календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование 11 класс

34 часа (1 час в неделю)

ТЕМА УРОКА

ЧАСЫ

ДАТА

З.У.Н.

М.П.С, ПОВТОРЕНИЕ

НАГЛЯДНОСТЬ

Д.З.

ВИД (19 ЧАСОВ)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ (4 ЧАСА)

1 (1)

Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея. Учение Ж.Б. Ламарка. Теория Ж. Кювье.

1

Изучить:

  • Историю развития эволюционной теории.
  • Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.

Уметь:

  • На основе знаний о движущих силах эволюции объяснять причины возникновения и разнообразия видов.

История, география.

Портреты ученых

2 (2)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

1

Экономика, экономическая география.

3 (3)

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

1

Биология 9 класс

Тема: «Эволюционная теория Ч.Дарвина»

Портрет Ч.Дарвина, дополнительная литература, иллюстрации

4 (4)

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1

Дополнительная литература.

СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (8 ЧАСОВ)

1 (5)

Вид и его критерии.

Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию».

1

Изучить:

  • Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.
  • Разнообразие приспособленностей организмов к среде обитания.
  • Главные направления эволюционного процесса.

Биология 9 класс

Тема: «Критерии вида»

Таблица: «Критерии вида», гербарии

2 (6)

Популяция – структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции.

1

Таблица: «Популяция»

3 (7)

Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция их влияние на генофонд популяции.

1

Биология 9 класс

Тема: «Движущие силы эволюции».

Таблица: «Движущие силы эволюции»

4 (8)

Движущий и стабилизирующий естественный отбор.

Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости особей одного вида»

1

Биология 9 класс

Тема: «Формы естественного отбора»

Таблица: «Естественный отбор»

5 (9)

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.

Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

1

Уметь:

  • На основе знаний о движущих силах эволюции объяснять причины возникновения и разнообразия видов.
  • Различать различные приспособления организмов к условиям обитания.

Развивать:

  • Понятие о естественном происхождении и развитии жизни на Земле.
  • Умение выполнять самостоятельные работы, делать выводы.

Воспитывать:

  • Бережное отношение к природе.

Биология 9 класс

Тема: «Приспособление организмов к среде обитания»

Таблица: «Адаптации», влажные препараты, иллюстрации, коллекции.

6 (10)

Видообразование как результат эволюции, способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

1

Таблица: «Способы видообразования», иллюстрации.

7 (11)

Главные направления эволюции: биологический прогресс и регресс. Причины вымирания видов.

1

Биология 9 класс

Тема: «Направления эволюционного процесса»

Таблицы: «Ароморфозы животных», «Идиоадаптация и общая дегенерация», иллюстрации, фотографии, дополнительная литература.

8 (12)

Доказательства эволюции органического мира.

Обобщение и зачет по теме: «Современное эволюционное учение»

1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ (3 ЧАСА)

Изучить:

  • Современные представления о возникновении и развитии жизни.
  • Основные ароморфозы животных и растений.
  • Постепенное усложнение живых организмов в процессе эволюции.
  • Происхождение человека, движущие силы антропогенеза.

Уметь:

  • Использовать текст учебника и пособий для составления таблиц, отражающих развитие жизни на Земле.
  • Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами.
  • Давать аргументированную критику расизма.

Развивать:

  • Понятие о естественном происхождении и развитии жизни на Земле.

Биология 9 класс

Тема: «Эволюция жизни на Земле»

Портреты ученых, таблицы: «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», иллюстрации, дополнительная литература, окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.

1 (13)

Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

1

2 (14)

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина – Холдейна.

Экскурсия

История развития жизни на Земле (краеведческий музей)

1

3 (15)

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Лабораторная работа №4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (4 ЧАСА)

1 (16)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди).

Лабораторная работа №5 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

1

Биология 8 класс

Тема: «Положение человека в системе животного мира»

Биология 7 класс

Тема: «Отряд приматы»

Скелеты человека и других позвоночных, зародыши курицы, крысы, ящерицы, фотографии, иллюстрации.

2 (17)

Эволюция человека, основные этапы.

Лабораторная работа №6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

1

Биология 9 класс

Тема: «Эволюция человека»

Таблица: «Эволюция человека», иллюстрации, дополнительная литература.

3 (18)

Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Обобщение и зачет по теме: «Происхождение и развитие жизни на Земле»

1

Таблица: «Расы человека»

4 (19)

Экскурсия

Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей)

1

ЭКОСИСТЕМЫ (11+3(резерв)=14 ЧАСОВ)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (3 ЧАСА)

1 (20)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы.

1

Изучить:

  • Основные понятия темы: экологические факторы, абиотические, биотические и антропогенные факторы, взаимосвязи организмов, продуценты, консументы, редуценты.

Уметь:

  • Составлять схемы передачи вещества и энергии в экосистемах (цепи питания).
  • Выявлять изменения в экосистемах своей местности.
  • Давать сравнительную характеристику разным экосистемам.

Воспитывать:

Бережное отношение к природе.

Биология 9 класс

Тема: «Экологические факторы»

Наглядные материалы, иллюстрации, дополнительная литература, статьи из периодической печати.

2 – 3

(21–22)

Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

2

Биология 9 класс

Тема: «Формы взаимоотношений организмов»

Наглядные материалы, иллюстрации, дополнительная литература, статьи из периодической печати.

СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ (4 + 2 (резерв)= 6 ЧАСОВ)

1 (23)

Видовая и пространственная структура экосистем.

Экскурсия

 естественные (лес, поле) и искусственные (парк, сад, сквер школы) экосистемы

1

Биология 9 класс

Тема: «Экосистемы»

Таблица: «Структура экосистем»

2 (24)

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Лабораторная работа №7 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.

1

Биология 9 класс

Тема: «Экосистемы»

Таблица: «Цепи питания в экосистеме»

3 (25)

Причины устойчивости и смены экосистем.

Лабораторная работа №8 «Исследование изменений в экосистемах на биологически моделях»

1

Биология 9 класс

Тема: «Экосистемы»

Таблица: «Смена экосистемы, этапы зарастания водоема»

4 (26)

Влияние человека на экосистемы.

Лабораторная работа №9  «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

1

Биология 9 класс

Тема: «Экосистемы»

Дополнительная литература, иллюстрации, материалы периодической печати

5 (27)

Искусственные сообщества – агроценозы.

Лабораторная работа №10 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

1

Биология 9 класс

Тема: «Экосистемы»

6 (28)

Обобщение и зачет по теме: «Экосистемы»

Лабораторная работа №11 Решение экологических задач

1

БИОСФЕРА – ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 ЧАСА)

1 - 2

(29-30)

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода)

2

Изучить:

  • Основные понятия темы: биосфера, живое, биогенное, косное, биокосное вещество, глобальные экологические проблемы.

Уметь:

  • Анализировать глобальные экологические проблемы.
  • Давать оценку собственной деятельности в окружающей среде.

Воспитывать:

Бережное отношение к природе.

Биология 9 класс

Тема: «Биосфера»

Таблица: «Состав и структура биосферы»

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2+1(резерв)=3ЧАСА)

1 (31)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Лабораторная работа №12 «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»

1

Дополнительная литература, фотографии, иллюстрации, материалы периодической печати, сообщения учащихся.

2 (32)

Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана ресурсов и их рациональное использование.

Лабораторная работа №13  «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

1

Дополнительная литература, фотографии, иллюстрации, материалы периодической печати, сообщения учащихся.

3 (33)

Обобщение и зачет по теме: «Биосфера»

1

34

Заключение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...