6 класс "Цветок - генеративный орган растения, его строение и значение".
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Урок биологии в шестом классе. Полезна педагогам, работающим по УМК Плешакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetok-generativnyy_organ_6_klass.docx43.24 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета-заявка

на участие в I Республиканском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» по естественнонаучному направлению, 2013-2014 учебный год.

  1. Фамилия, имя, отчество автора – Кунгаа Азиата Николаевна.
  2. Год, месяц, день рождения – 1976, июль 04.
  3. Место работы – МБУ Тоора-Хемская СОШ.

Полный адрес – 668530, Тоджинский район, с. Тоора-Хем,

 ул. Советская, 26.

Телефон: (394-50)2-12-23

Факс: (39450)2-16-04

Эл. почта: tyva_shool_180@mail.ru

  1. Должность – учитель биологии.
  2. Педагогический стаж работы – 13 лет.
  3. Преподаваемый предмет – биология.
  4. Класс проведения урока – 6 класс, количество детей в классе – 19.
  5. Домашний адрес автора – 668530, Тоджинский район, с. Тоора-Хем, ул. Таёжная, 1-2.Сотовый телефон: 89133474791,89232609071, е-mail: aziata.kungaa@ mail.ru
  6. ФИО руководителя образовательного учреждения – Монгуш Артур Дажымаевич.

Телефон: 89232687334

Факс: (39450)2-16-04

Эл. почта: tyva_shool_180@mail.ru

МБУ Тоора-Хемская СОШ

Тоджинский кожуун

C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0281904.wmf

Автор – Кунгаа А. Н., учитель биологии

Тема урока: «Цветок – генеративный орган, его строение и значение.

Цели: обучающая - познакомить с особенностями строения цветка, как генеративного органа покрытосеменных растений; развивающая -сформировать навыки о биологическом значении частей цветка; воспитывающая - сформировать представление о значении цветов в жизни растений; деятельностная - научить показывать основные части цветка на разборных моделях и уметь пользоваться гербариями.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы: карточки с заданиями; таблицы: «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений»; цветущие комнатные растения, гербарии цветущих растений; разборные модели: «Цветок картофеля», «Цветок вишни» и др.; по возможности живые цветки различных растений.

Методы:

1). Словесные (лекция, беседа)

2). Наглядные (иллюстрации, таблицы, модель цветка)

3). Практические (работа в тетради)

4). Проектный (показ слайдов)

Характеристика класса:

-количественная – в классе всего 19 учащихся, 2- со справками СКУ  VII вида.

-социальная – в основном большинство учащихся из благополучных, социально обеспеченных семей, малообеспеченных – 5, многодетные – 4.

Программа: стандартная

Автор программы: И. Н. Пономарёва.

Учебник: Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники.

Раздел: глава 3 «Органы цветковых растений», п. 23 «Цветок – генеративный орган, его строение и значение».

Количество часов в неделю – 2, в год – 68.

Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок и мотивирует их к уроку.

- Здравствуйте, дети. У вас хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что с таким же хорошим настроением вы будете работать весь урок.

II. Актуализация полученных знаний.

Учитель: на прошлом уроке мы  изучали вегетативное размножение растений. Попрошу сюда выйти трёх учеников. Я вам дам индивидуальные задания на карточках.

Карточка 1.

  1. Дайте определения термина « вегетативное размножение».
  2. Приведите примеры природного вегетативного размножения. Для каких растений характерен такой способ размножения?
  3. Дайте подробное описание размножения корневыми черенками. Какие растения так размножаются?

Карточка 2.

  1. Дайте определение термина «Вегетативные органы».
  2. Перечислите способы вегетативного размножения растений, используемые человеком, но также встречающиеся в природе.
  3. Дайте подробное описание размножения растений прививкой. какие растения так размножают?

Карточка 3.

  1. Дайте определение термина «Генеративные органы».
  2. Перечислите способы вегетативного размножения растений, которые использует человек и которые при этом отсутствуют в природе.
  3. Дайте подробное описание размножения  культурой тканей. Какие растения так разводят?

(В то время как ученики готовят свои ответы, учитель общается с классом)

Фронтальный опрос.

- Ответьте на вопросы.

  1. Какие органы растения называются вегетативными?
  2. Что такое вегетативное размножение?
  3. Какие природные способы вегетативного размножения вы знаете?
  4. Каково значение вегетативного размножения для растений?
  5. В чём преимущества вегетативного размножения перед семенным?
  6. Какие способы вегетативного размножения, встречающиеся в природе, использует человек?
  7. Какие растения чаще всего размножаются таким способом?
  8. Какие из методов вегетативного размножения являются исключительно человеческим изобретением? В чём преимущества и в чём недостатки метода размножения растений культурой тканей?
  9. На чём основывается принцип черенкования растения?
  10. Почему плодовые деревья, выращенные из семян, растут дольше и  начинают позже плодоносить по сравнению с деревьями тех же пород, размноженных вегетативным путём (прививкой или корневыми отпрысками)?

III. Выявление места и причины затруднения.

(Учитель выдвигает проблему и подводит к теме урока.)

Учитель: Какие растения называются цветковыми?

Уч-ся: Растения, которые образуют цветки.

Учитель: Мы знаем, что большинство цветковых растений средней полосы цветут практически каждую весну и лето? А все ли цветковые цветут регулярно?

Уч-ся: Цветковыми являются те растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни.

Учитель: Какие растения могут цвести только один раз за всю свою жизнь?

Уч-ся: Например, бамбук. После цветения бамбук погибает.

Учитель: Вспомним, какова основная функция цветка?

Уч-ся: Из цветов образуются плоды, в которых созревают семена.

Учитель: Каким органом, в связи с выполняемыми функциями, является цветок?

Уч-ся: Цветок – генеративный (репродуктивный) орган растения.

Учитель: Значит, о каком органе растения сегодня пойдёт речь?

Уч-ся: О цветке.

Учитель: Правильно. Вспомним, какими разными бывают цветки различных растений. Одни крупные, другие - мелкие. Одни собраны в пышные соцветия, а другие расположены одиночно. Тем не менее, у всех цветков можно выделить ряд общих черт. Давайте более подробно рассмотрим строение цветка на примере модели цветка вишни и картофеля.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

(Учитель подводит учащихся к проекту будущих учебных действий. Показывает и объясняет органы цветкового растения на модели. Учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий. По ходу показа учителем на модели частей цветка, учащиеся записывают и схематично зарисовывают части цветка снизу вверх).

Учитель: Для краткости обозначения всех характеристик цветка их принято записывать в виде формулы цветка.

(По ходу объяснения, учитель на слайде показывает диаграмму цветка и записывает краткое обозначение на доске. Учащиеся записывают в свои тетради).

Самая яркая и заметная часть цветка – венчик. Именно он бывает окрашен в различные цвета. Венчик состоит из лепестков. Л – лепестки.

Основной функцией яркоокрашенного венчика чаще всего является привлечение насекомых-опылителей.

Достаточно часто случается так, что венчик окружён чашечкой, которая состоит из чашелистиков. Ч – чашелистики.

Чашечка, как правило, окрашена в зелёный цвет. Основной её функцией является защита внутренних частей цветка.

Совокупность чашечки и венчика называют околоцветником. О – простой околоцветник.

(Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией цветков комнатных растений, гербариев, рисунков и моделей цветков и таблиц).

Если листочки околоцветника расположены таким образом, что через цветки можно провести несколько осей симметрии, их называют правильными. Если через цветки можно провести только одну ось симметрии, такие цветки называют неправильными. (учитель показывает примеры цветков)

Околоцветник получил такое название, потому что он как бы окружает основные части цветка.

- В чём состоит основная функция цветка? (Ответы учащихся).

Цветок – генеративный орган растения, это значит, что основная функция цветка и  состоит в образовании плодов и семян, т.е. в размножении. Но ни венчик, ни чашечка в размножении не участвуют. Поэтому основными частями цветка являются тычинки и пестик. П – пестик, Т – тычинка.

Рядом с буквой, обозначающей элемент цветка, ставится индекс, соответствующий количеству этих элементов в данном цветке. Если число элементов больше 12, то пишут  не их точное количество, а значок «∞».

 Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Внутри пыльника развивается и созревает пыльца, а тычиночная нить поднимает пыльник на необходимую высоту.

Пестик делится на три части. Рыльце – верхняя часть – приспособлено для удержания на нём пыльцы. Для этого оно может быть шероховатым или на нём выделяется клейкая жидкость. Столбик служит для поднятия рыльца пестика на необходимую высоту. Внутри нижней, расширенной части пестика – завязи – находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения образуются семена, а из завязи чаще всего формируется плод. Пестиков в цветке может быть  много, но чаще встречаются цветки с одним пестиком.

Все перечисленные части расположены  на цветоложе, являющемся продолжением цветоножки – тоненького стебелька, на котором находится цветок.

Обоеполые цветки – в цветках имеются как тычинки, так и пестики. Но есть растения, цветки которых содержат только тычинки или только пестики. Такие цветки называют однополыми. Если в цветке находятся только тычинки – тычиночный, или мужской. Если в цветке имеется только пестик, такие цветки – пестичные, женские.

Цветки образуются на побегах. Часто ветвление побега в его верхушечной части приводит к тому, что на нём развивается не один, а несколько цветков и располагаются они в определённом порядке. Такая группа цветков – соцветие. Различают простые:  кисть, щиток, колос, зонтик; и сложные соцветия – сложный колос, сложный зонтик (показывает на таблице соцветия  цветков).

V. Самостоятельная работа по эталону.

(Учитель создаёт ситуацию успеха, организует самостоятельную работу сначала индивидуально, затем работу в парах для самооценки.)

Учитель: А сейчас проведём индивидуальную самостоятельную работу. На слайде зарисована  схема строения цветка, части  указаны цифрами. В тетради записать основные части цветка.

Работа в парах. А теперь зарисовываем типы соцветий и записываем примеры цветов.

VI. Рефлексия учебной деятельности.

Проверка способности самооценки как личностный результат. Научить себя адекватно оценивать.

VII. Домашнее задание.

п.23, записать формулу цветка шиповника.

Рецензия

по проведённому уроку в 6 «а» классе.

Тема: Цветок – генеративный орган, его строение и значение.

Дата проведения – 11 декабря 2013г.

Учитель: Кунгаа Азиата Николаевна.

      Учителем подготовлен и проведён урок изучения нового материала (по типу), как урок объяснения нового материала (по виду). Педагог  чётко определила цели структуру урока. Умение использовать ИКТ, наличие на уроке эмоциональных разрядок, спокойное завершение учебного занятия – создали комфортность в классе.

       Хорошая подготовка урока обеспечила продвижение учащихся в развитии и усвоении знаний. Урок отвечал принципам природосообразности, индивидуально-личностного подхода. Ученики чувствовали себя хозяевами урока, его соавторами и проявили следующие субъективные свойства:  активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, давать оценку фактам, уважение к чужому мнению, стремление к согласию.

       Учительница использовала гуманистические педагогические технологии, реализовала стратегию сотрудничества, педагогической помощи и поддержки учащихся, умело сочетала фронтальную работу с индивидуальной работой с отдельными учащимися, поощряла индивидуальные творческие достижения детей. Видна заинтересованность учителя в успехах учеников. в ходе овладения знаниями.

      Общая атмосфера и образовательная среда урока способствовала самовыражению учащихся в ходе овладения знаниями. Учебное занятие соответствует требованиям современного урока.

Зам. директора по МР МБУ Тоора-Хемской СОШ

Посохина Г. Л.

14 декабря 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Цветок – генеративный орган растения

Углубить знания учащихся о стороении органов растения, их значении в жизни растений;Умение применять знания на практике....

Цветок - генеративный орган растения, его строение и значение.

Ввести учащихся в процесс познания, в поиск знаний о строении цветка как генеративного органа на примере растений родного края;       развивать умения учащихся иска...

" Цветок - генеративный орган, его строение и значение"

Урок " Цветок - генеративный орган, его строение и значение" наглядно  знакомит учащихся со строением цветка и его функциями как генеративного органа. Использование мультимедийных форм обучения п...

«Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления».

Цель: ознакомить учащихся с понятием побега, с особенностями вегетативных и генеративных почек.Задачи:-         Сформировать представление о побеге как сложном ...

Тема урока: «Цветок – генеративный орган, его строение и значение».

Интегрированный урок биология+математика для учащихся 6 класса, на котором учащиеся совершенствуют свои умения по математике при решении задач о цветах...

презентация к уроку биологии :"Цветок- генеративный орган, его строение и значение"

презентация к уроку биологии :"Цветок- генеративный орган, его строение и значение" ( 6 класс)...