Цветок - генеративный орган растения, его строение и значение.
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Ввести учащихся в процесс познания, в поиск знаний о строении цветка как генеративного органа на примере растений родного края;
развивать умения учащихся искать, выбирать, систематизировать, отбрасывать, определять, какого рода информация нужна именно им, именно здесь и именно сейчас, навыки совместного с учителем познания материала;
воспитывать у учащихся чувство прекрасного, стремление оберегать красоту, которую нам дают цветковые растения родного края, оценивать их пользу в жизни всего живого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_6klass.docx | 28.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Цветок - генеративный орган растения, его строение и значение.
Цель: ввести учащихся в процесс познания, в поиск знаний о строении цветка как генеративного органа на примере растений родного края;
развивать умения учащихся искать, выбирать, систематизировать, отбрасывать, определять, какого рода информация нужна именно им, именно здесь и именно сейчас, навыки совместного с учителем познания материала;
воспитывать у учащихся чувство прекрасного, стремление оберегать красоту, которую нам дают цветковые растения родного края, оценивать их пользу в жизни всего живого.
Оборудование: таблица « Строение цветка», раздаточный материал «Цветковые растения», экибана, плоды растений нашей местности, заготовки для цветов нашей местности.
Ход урока.
Эпиграф к уроку (записать на доске). « Я сорвал цветок и он завял у меня в руке.
Я поймал жука и он умер у меня в ладонях
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем» _
Организация класса.
Актуализация знаний учащихся.
Положить на столе фрукты и овощи нашей местности.
Беседа с уч-ся: 1. Что лежит на столе? (Плод яблока, помидор),
Что находится внутри плода?
Из чего образуются плоды с семенами ?
Изучение нового материала.
Учитель: Да, ребята, наиважнейшей функцией цветка является образование плодов и семян. Сегодня будем говорить о цветке как генеративном органе, т. е. органе размножения растений растения . (объявление цели урока)
Но сначала поговорим о наших любимых цветах, которые вы нарисовали на уроке изо. Я вам расскажу о своем любимом цветке — это роза (показать рисунок). У нее очень
приятный аромат и красивые яркие цветки.
На своих рисунках напишите: каков ваш цветок? (учащиеся в группах обмениваются своими рисунками, наиболее удавшиеся записи зачитываются).
Вопрос классу: если бы среди нас был П.И.Чайковский, он бы сказал: «Царем цветов я признаю ландыши, к ним у меня какое-то бешенное обожание!»
П.И.Чайковский — композитор, как вы думаете, что он мог посвятить ландышам? (музыку).
Нет ребята, ЛАНДЫШАМ ОН ПОСВЯТИЛ СТИХИ, а для всех цветов написал « Вальс цветов» (звучит мелодия и на фоне ее ученик рассказывает стихотворение):
« О, ЛАНДЫШ ! Отчего так радуешь ты взоры? Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но прелести в них нет таинственной твоей!» (Создается праздничная атмосфера.)
Задание уч-ся: рассмотрите цветы друг друга и запишите в тетради чувства, вопросы, ассоциации, которые у вас появились. (Вопросы предварительно записаны на открытках с цветами, закрыты от уч-ся):
1. Сколько стоят цветы?
2.Зачем цветок рождается таким красивым, если его все равно сорвут?
Почему цветы такие разные?
4. Как ухаживать за растениями для получения таких цветов?
5.Почему у цветка именно такая форма?
Учитель: Эти вопросы касаются нравственности человека, селекции, агротехники, эстетики,
анатомического строения цветка. Так как все темы сразу изучить невозможно, то какую рассматривать первой? Конечно же, строение цветка!
Вопрос: - Для кого важна красота цветка и для чего?( для самого цветка).
Задание уч-ся по группам: используя свой опыт общения с природой, работы на уроке изо сконструируйте цветок нашей местности , который был бы самым привлекательным для насекомого. (Материал для изготовления предлагается).
Презентация моделей: 1.Показать части цветка на таблице чашелистики и лепестки (ученики показывают и называют части цветка на своих моделях).
2. Подписать их название в тетради с печатной основой.
Рассказ учителя: ( использовать модели цветков).!. Чашелистики образуют чашечку: раздельнолепестная или сростнолепестная; лепестки образуют венчик: раздельнолепестной или сростнолепестной. У основания лепестков находятся нектарники со сладким нектаром.
Чашечка и венчик образуют околоцветник: простой (нет разделения на венчик и чашечку) или двойной околоцветник ( есть и чашечка и венчик).
Работа в группах: 1. Какая же часть цветка наиболее привлекательна для насекомых ?( Венчик, а чашечка окрашена как правило в зеленый цвет).
Что происходит с лепестками венчика? ( они опадают) 3. Из чего же тогда образуются плоды с семенами? ( рассмотреть рис.66 стр.87).
4 .Так, что же является главными частями цветка? Показать на своих моделях.
Учащиеся из каждой группы рассказывают ( по таблице и модели своего цветка)
1.О строении пестика и тычинок.
Тычинка: пыльник - развитие и созревание пыльцы, в которой образуются мужские половые клетки – спермии; тычиночная нить поднимает пыльник на необходимую высоту. Тычинок в цветке много.
Пестик: рыльце - приспособлено для удержания пыльцы; столбик - поднятие рыльца на необ-
ходимую высоту; завязь - нижняя расширенная часть пестика. В ней находятся один или несколь-
ко семязачатков ( семяпочек) , в них формируются женские половые клетки — яйцеклетки, из ко- торых после опыления и оплодотворения образуются семена, а стенки завязи образуют мякоть пло-
да. Пестик один или много. Пестик и тычинки участвуют в оплодотворении и образовании плода
поэтому их называют половыми органами. Пестик - женский половой орган, а тычинки - мужской
половой орган..
Пестичные цветки- ; Тычиночные цветки-
Все части цветка расположены на цветоложе, продолжением которого является цветоножка.
Вывод: цветок - укороченный видоизмененный побег, который служит для семенного размно-
жения: цветоножка и цветоложе - видоизмененный стебель, чашечка, венчик, тычинки и пестики - видоизмененные листья.
Обоеполые и однополые цветки; пестичные и тычиночные стр.85 учебника; однодом ные и двудомные растения.
Краткая формула цветка: Чn Лn Тn Пn.
Учитель: 1 . Представьте на минутку, что из нашей жизни исчезли цветы? Какой она станет?
2. Что дают нам цветы?
2.Охрана цветущих растений (зачитать на стенде).
Закрепление материала. Задания уч-ся: 1. Покажите на таблице названия частей цветка.
В рабочей тетради на рисунке допишите название этих частей.
Определите на моделях типы цветков.
На доске - модель цветка на обратной стороне которой написано от имени цветка: « Как мне
повезло!!! - У меня есть яркие лепестки, издающие аромат.
- У основания лепестков нектарники со сладким нектаром.
- Много желтой пыльцы и пестик в центре цветка».
Пестик и тычинки - главные части цветка так как участвуют в образовании плодов и семян.
Цветы украшают нашу жизнь, создают хорошее настроение.
( Вернутся к стихотворению)
Итог урока.
Д / 3. стр. 86-88, заполнить таблицу в тетради стр. 45.
Ход мастерской.
Сонастройка: рассказ о любимом цветке в группе (для создания атмосферы).
Групповая социализация.
Индукция: индуктор- задания к открыткам или иллюстрациям с цветками и соцветиями (для создания информационного запроса).
Самоконструкция. Фиксирование в тетради вопросов, «услышанных в своей голове».
Социализация. Запись вопросов на доске мастером.
Социоконструкция. Задание: сконструировать в группе модель цветка, наиболее привлекательного для насекомого. Материал для изготовления предлагается.
Межгрупповая социализация. Презентация моделей. Высказыванием сомнений.
Расширение информационного запроса.
Работа с информацией в группах для возможного усовершенствования моделей.
Решение биологических задач.
Социализация. Беседа по возможному усовершенствованию моделей.
Самоконструкция . Индивидуальная работа. Написание текста - миниатюры на тему "Как мне повезло" от имени одного растения или одного животного .
Социализация в форме афиширования работ - миниатюр на доске или стенах класса с помощью скотча или липкой массы. Учащиеся вывешивают свои тексты, ходят и читают другие работы.
Рефлексия. Отражение своих состояний по ходу проживания мастерской,своих открытий в познании мира, людей и себя.
2. Пестичные цвеки: ; Тычиночные цветки: .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Цветок – генеративный орган растения
Углубить знания учащихся о стороении органов растения, их значении в жизни растений;Умение применять знания на практике....
Цветок – генеративный орган. Строение цветка
Урок по учебнику Н.И Сонина....
" Цветок - генеративный орган, его строение и значение"
Урок " Цветок - генеративный орган, его строение и значение" наглядно знакомит учащихся со строением цветка и его функциями как генеративного органа. Использование мультимедийных форм обучения п...
Цветок - генеративный орган и его значение
Класс: 6АЦель: формирование знаний о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений, роль и значение цветов в природе и жизни человека.Планируемые результаты:Предметные: научатся называть стр...
6 класс "Цветок - генеративный орган растения, его строение и значение".
Урок биологии в шестом классе. Полезна педагогам, работающим по УМК Плешакова....
Тема урока: «Цветок – генеративный орган, его строение и значение».
Интегрированный урок биология+математика для учащихся 6 класса, на котором учащиеся совершенствуют свои умения по математике при решении задач о цветах...
презентация к уроку биологии :"Цветок- генеративный орган, его строение и значение"
презентация к уроку биологии :"Цветок- генеративный орган, его строение и значение" ( 6 класс)...