рабочая программа 10 класс по курсу "Общая биология"
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Олейникова Лариса Ивановна

рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10_kl.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

г. Белая Калитва

государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской                             области кадетская школа-интернат          

«Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус»

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

«Утверждаю»


                                                        Директор   корпуса                                          

                                                                              Приказ oт___________№_______

                                                                                        __________  В.Н. Диденко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по     БИОЛОГИИ  «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

среднее общее образование, 10  класс

                                     (начальное обшее, основное обшее,среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов  70 часов

Учитель        Олейникова Лариса Ивановна

                                                              (ФИО)

Программа разработана на основе

Программы среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология 10-11 классы. Базовый уровень. Автор В.В. Пасечник, Москва. «Дрофа», 2011г

________________________________________________________________

(указать примерную программу, издательство, год издания)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Данная программа разработана с учетом следующей нормативной базы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№ 273-ФЗ « Об образовании Российской Федерации»;

- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-  приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федераль-ный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

 - приказ Минобразования Ростовской области  от 30.04.2014 года № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»,

 - приказ Минобрнауки России от13.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;

- Учебный план кадетского корпуса

- программой среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология 10-11 классы. Базовый уровень. Автор В.В. Пасечник, Москва. «Дрофа», 2011г

- учебником для общеобразовательных учебных заведений «Биология. Общая биология 10 – 11 классы» под редакцией А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В. В. Пасечника. изд. «Дрофа» 2012-2014 г.

              Преподавание биологии в 10 классе ведётся на базовом уровне. Региональный компо-нент распределяется диффузно в зависимости от изучаемых тем.

              Согласно действующему Базисному учебному плану на изучение курса «Общая биоло-гия» отводится два года (10-11 классы) по 1 часу в неделю. Учебным планом ГБОУ РО кадет-ской школы-интерната «Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус» на 2014-2015 учебный год предусмотрено преподавание биологии в 10 классе 2 раза в неделю, т.е. 70 часов в год, из них 1 час в неделю (35 часов в год) добавлен из вариативной части на усиление курса.    
              Это время распределено по темам следующим образом:

- на тему «Клетка» добавляется 12 часов (10 часов/22 часа)

- на тему «Организм» добавлено 22 часа (19 часов/41 час)

              По программе среднего (полного) общего образования  по биологии  (автор В.В. Пасеч-ник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова) и в соответствии с графиком работы кадетского корпуса на преподавание биологии в 10 классе отводится 70 часов.  В соответствии с учебным планом и расписанием уроков по планированию учителя – 68 часов.

              Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую прог-рамму включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной про-граммой). Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Лабораторные работы «Сравнение строения клеток растений и животных», ««Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказа- тельство мх родства» являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные работы «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание», «Приготовление и описание микро-препаратов клеток растений»;  практические работы «Составление простейших схем скрещи-вания», «Решение элементарных генетических задач», «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм» рассчитаны на урок и обязательны для проверки.


             Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточ-ными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу

и использованию информации.
             

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В  ДЕСЯТОМ КЛАССЕ

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природ; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биоло-гической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятель-ности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, раз-личых гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными ис-точниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы; уважения к мнению оппо-нента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственно-му здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний;

               Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.

               На уроках биологии в 10 классе более глубоко и подробно, чем в 9 классе, освещены пробемы общей биологии. Это позволяет обобщить предшествующие курсы, использовать и уг-лубить полученные раннее знания при изучении общих свойств живого, законов его существо-вания и развития, в установлении и развитии исторического подхода к общей теории развития природы, выработать стойкие материалистические представления, умение правильно объяснять явления природы и общества, формировать биологическое мышление и экологическую культу-ру у каждого члена общества.

                          В рабочую программу внесены следующие изменения:

             Тема «Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология» изучается в 11 классе

Последовательность изучения тем

Тема

Тема урока

Кол-во

часов

Лабораторные

работы, практические работы

"Биология как наука. Мето-ды научного познния"

1.Краткая история развития биологии. Правила техники безопасности

2.Методы исследования в биологии. Диагностическая контрольная работа

3.Сущность жизни и свойства живого.

4.Уровни организации живой природы

4 часа

" Клетка"

5. Методы цитологии. Клеточная теория.

6. Особенности химического состава клетки

7. Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

8. Минеральные вещества и их роль в клетке

9. Углеводы и их роль в жизнедеятель-ности клетки

10. Липиды и их роль в жизнедеятель-ности клетки

11. Строение белков

12. Функции белков

13. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки

14. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки

15. АТФ и другие органические соедине-ния клетки

16. Контрольная работа №1 по теме «Химическая организация клетки»

17. Лабораторная работа № 1 «Наблюде-ние клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описание»

18.Строение клетки. Клеточная мембра-на. Ядро.

19. Строение клетки. Цитоплазма. Кле-точный центр. Рибосомы.

20. Строение клетки. Эндоплазматиче-ская сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Включения.

21. Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

22. Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток

23. Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов

24. Лабораторная работа № 3 «Приготов-ление и описание микропрепаратов клеток растений»

25.Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

26. Контрольная работа №2 «Клетка – структуная единица живого»

22 часа

л.р.№ 1«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описание»

л.р. № 2 «Сравнение строе-ния клеток растений и живот-ных»

л. р. № 3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

"Организм"

27. Обмен веществ и энергии в клетке

28. Энергетический обмен в клетке

29. Питание клетки

30. Автотрофное питание. Фотосинтез

31. Автотрофное питание. Хемосинтез

32. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке

33. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке

34. Регуляция транскрипции и трансля-ции в клетке и организме

35. Решение задач по молекулярной биологии

36. Решение задач по молекулярной биологии

37. Обобщающий урок по теме «Обмен веществ и превращение энергии – свой-ство живых организмов» 

38. Жизненный цикл клетки

39. Митоз. Амитоз

40. Мейоз

41. Формы размножения организмов. Бесполое размножение

42. Формы размножения организмов. Половое размножение.

43. Развитие половых клеток

44. Оплодотворение

45. Онтогенез – индивидуальное разви-тие организмов

46. Индивидуальное развитие. Эмбрио-нальный период

47. Индивидуальное ра-витие. Пост-эмбриональный период

48.Контрольная работа №3 по темам  «Размножение»,  «Индивидуальное развитие организма (онтогенез)»

49. История развития генетики. Гибридо-логический метод

50. Закономерности наследования. Моно-гибридное скрещивание

51. Множественные аллели. Анализиру-ющее скрещивание

52. Решение задач на  моногибридное скрещивание

53. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

54. Решение задач на  дигибридное скре-щивание

55. Практическая работа  № 1 «Составле-ние простейших схем скрещивания»

56. Хромосомная теория наследственнос-ти

57. Взаимодействие неаллельных генов

58. Цитоплазматическая наследствен-ность

59. Генетическое определение пола

60. Решение задач по генетике пола

61. Практическая работа  № 2  «Решение элементарных генетических задач»

62. Изменчивость

63. Виды мутаций

64. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации

65. Практическая работа  № 3 «Выявле-ние источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

66. Контрольная работа №4 по теме «Наследственность и изменчивость»

67. Методы исследования генетики человека

68. Генетика и здоровье человека. Проблемы генетической безопасности.

42 часа

л.р. № 4 «Выявление приз-наков сходства зародышей человека и других млекопи-тающих как доказательство их родства»

п.р.  № 1 «Составление прос-тейших схем скрещивания»

п.р. № 2  «Решение элемен-тарных генетических задач»

п.р. № 3 «Выявление источ-ников мутагенов в окружаю-щей среде (косвенно) и оцен-ка возможных последствий их влияния на организм»

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – 4 ЧАСА

Тема1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2 часа)

     Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Методы ис-следования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

 Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.           (2 часа)

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические сис-темы. Методы познания живой природы.

Демонстрация портреты учёных, схемы «Связь биологии с другими науками», «Система биоло-гических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства жи-вой материи», «Методы познания живой природы».  

РАЗДЕЛ 2

КЛЕТКА – 22 ЧАСА

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)

      Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Э. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн).  Клеточная теория и её основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Методы цитологии.

Тема 2.2. Химический состав клетки (11 часов)

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.

Тема 2.3. Строение клетки (8 часов)

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокарио-тические клетки. Строение и функции хромосом.        

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (1 час)

     ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Тема 2.5. Вирусы (1 час)

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

 Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строе-ние молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК»

      Лабораторные работы

      1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах  
         и их описание
 

      2. Сравнение строения клеток растений и животных

      3. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений  

РАЗДЕЛ 3

ОРГАНИЗМ – 42 ЧАС

Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)

       Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. Одноклеточные, многоклеточ-ные и колониальные организмы.

Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов (10 часов)

Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Тема 3.3. Размножение (7  часов)

      Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Типы бесполого размножения.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение  у живот-ных.

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (4 часа)

 Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (20 часов)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая термино-логия и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная тео-рия наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хро-мосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные заболевания человека, их причины и профилактика.

Демонстрация  схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращение энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Опло-дотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание»,  «Дигибридное скрещивание»,  «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование»,  «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни чело-века»,  «Влияние алкоголя, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификацион-ная изменчивость».

Лабораторная работа и практические работы

      1. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказа-тельство их родства

      2. Составление простейших схем скрещивания

      3. Решение элементарных генетических задач

      4. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

- Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требо-вания к уровню подготовки выпускников.


Тематическое планирование уроков по курсу «Общая биология» (2 часа в неделю – 70 часов в год)

Раздел курса

№ урока

Тема урока

Сроки изучения

Региональный компонент

Лабораторные и

практические

работы

Биология как наука. Методы научного познания

(4 ч)

1

1.Краткая история развития био-логии. Правила техники безопас-ности

история развития био-логии в Ростовской области

2  

2.Методы исследования в биоло-гии.. Диагностическая контроль-ная работа

3  

3.Сущность жизни и свойства живого

4  

4.Уровни организации живой природы

Клетка

(20 ч)

5

1.Методы цитологии. Клеточная теория.

6

2.Особенности химического со-става клетки

7

3.Вода и её роль в жизнедея-тельности клетки.

особенности питьевой воды в Ростовской обл

8

4.Минеральные вещества и их роль в клетке

9

5.Углеводы и их роль в жизне-деятельности клетки

10

6.Липиды и их роль в жизнедея-тельности клетки

11

7.Строение белков

12

8.Функции белков

13

9.Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки

14

10.Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки

15

11.АТФ и другие органические соединения клетки

16

12.Контрольная работа №1: «Химическая организация клетки»

17

13. Лабораторная работа № 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описа-ние»

18

14.Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

19

15.Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

 20

16.Строение клетки. Эндоплаз-матическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Включения.

21

17.Строение клетки. Митохонд-рии. Пластиды. Органоиды движения

22

18.Сходства и различия в строе-нии прокариотических и эукариотических клеток

23

19.Сходства и различия в строе-нии клеток растений, животных и грибов

л.р. № 2 «Сравнение строения клеток растений и животных»

24

20. Лабораторная работа № 3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

25

21.Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

вирусные и бактерии-альные заболевания на Дону

26

22.Контрольная работа №2 «Клетка – структурная единица живого»

Организм

(42 ч)

27

1.Обмен веществ и энергии в клетке

28

2.Энергетический обмен в клетке

29

3.Питание клетки

30

4.Автотрофное питание. Фотосинтез

31

5.Автотрофное питание. Хемосинтез

хемосинтезирующие растения Дона

32

6.Генетический код. Транскрип-ция. Синтез белков в клетке

33

7.Генетический код. Трансляция. Синтез белков в клетке

34

8.Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме

35

9.Решение задач по молекуляр-ной биологии

36

10.Решение задач по молекуляр-ной биологии

 37

11.Обобщающий урок по теме «Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов»

38

12.Жизненный цикл клетки.

39

13.Митоз. Амитоз

40

14.Мейоз

41

15.Формы размножения организ-мов. Бесполое размножение

42

16.Формы размножения организ-мов. Половое размножение.

43

17.Развитие половых клеток

 44

18.Оплодотворение

45

19.Онтогенез – индивидуальное развитие организмов

л.р. № 4 «Выявление приз-наков сходства зародышей человека и других млеко-питающих как доказатель-ство их родства»

46

20.Индивидуальное развитие. Эмбриональный период

47

21.Индивидуальное развитие. Постэмдриональный период

48

22. Контрольная работа №3 по темам  «Размножение»,  «Инди-видуальное развитие организма (онтогенез)»

49

23.История развития генетики. Гибридологический метод

развитие генетики в ростовской области

50

24.Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

 51

25.Множественные аллели. Анализирующее скрещивание

 52

26.Решение задач на  моногибри-дное скрещивание

 53

27.Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследова-ния признаков

 54

28.Решение задач на  дигибрид-ное скрещивание

 55

29. Практическая работа  № 1 «Составление простейших схем скрещивания»

 56

30.Хромосомная теория наслед-ственности

 57

31.Взаимодействие неаллельных генов

 58

32.Цитоплазматическая наслед-ственность

 59

33.Генетическое определение пола

 60

34.Решение задач по генетике пола

 61

35. Практическая работа  № 2  «Решение элементарных генетических задач»

 62

36.Изменчивость

63

37.Виды мутаций

64

38.Причины мутаций. Сомати-ческие и генеративные мутации

65

39. Практическая работа  № 3 «Выявление источников мутаге-нов в окружающей среде (косвен-но) и оценка возможных послед-ствий их влияния на организм»

практическая работа выполняется на местных примерах

66

40.Контрольная работа №4 по те-ме «Наследственность и изменчи-вость»

67

41.Методы исследования генетики человека

68

42.Генетика и здоровье человека. Проблемы генетической безопасности.

проблемы генетичес-кой безопасности в Ростовской области

Календарно-тематическое планирование по биологии (I полугодие) 10 класс  (2 часа в неделю; 70 часов в год)

учитель Олейникова Л.И.   2014-2015 уч. год

с е н т я б р ь

о к т я б р ь

1 – 6

8 – 13

15 - 20

22 - 27

29 – 4

6 – 11

13 – 18

20 – 25

27 – 31

3 – 8

диагн. к.р.

к.р.№1

л.р. №1

Биология как наука. Методы научного познания – 4 ч

Клетка   –  22 ч

1.09-13.09

15.09-05.12

н о я б р ь

д е к а б р ь

10 – 15

17 – 22

24 – 29

1 – 6

8 – 13

15 – 20

22 - 27

29 – 30

         

     л.р. № 2

л.р. № 3

к.р.№2

Клетка   –  22 ч

Организм    –  42 ч

15.09-05.12

08.12-30.05

Календарно-тематическое планирование по биологии (II полугодие) 10 класс  (2 часа в неделю; 68 часов в год)

учитель Олейникова Л.И.   2014-2015 уч.год

я н в а р ь

ф е в р а л ь

м а р т

апрель

12 – 17

19 – 24

26 – 31

2 – 7

9 – 14

16 – 21

23 – 28

2 – 7

   9 – 14

  16 – 20

 30 – 4

л.р. №4

   к.р.№3

Организм    –  42 ч

08.12-30.05

а п р е л ь

м а й

6 – 11

13 – 18

20 – 25

     27 – 2

      4 – 9

   11 – 16

    18 - 23

   25 – 30

пр.р.№1

пр.р.№2

пр.р.№3

к.р.№4

Организм    –  42 ч

08.12-30.05


Учебно-методический комплект включает

      1.   программа среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология 10-11 классы.
           Базовый уровень. Автор В.В. Пасечник, Москва. «Дрофа», 2011г

      2.   учебник «Биология. Общая биология 10 – 11 классы» под редакцией А. А. Каменского, Е.    
           А. Криксунова, В. В. Пасечника. изд. «Дрофа» 2012-2014 г.

Литература для учителя:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
  4. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
  5. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
  7. Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  8. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  9. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  10. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
  11. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
  12. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
  13. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  14. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
  15. Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
  16. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  17. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  18. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Литература для учащихся:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  3. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
  5. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  6. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  7. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  8. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
  9. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Интернет-ресурсы:

                                         Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

      http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»                                                
     
www.bio.nature.ru - научные новости биологии.  

     www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Материально-техническая база

    1. доска ученическая

    2. компьютер

    3. проектор

    4. интерактивная доска

Учебно-лабораторное оборудование

    1. световой микроскоп

    2. набор микропрепаратов «Общая биология»

Демонстрационные пособия

    1. комплект таблиц к курсу «Общая биология»

    2. модель плазматической мембраны

    3. модель ДНК

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ДЕСЯТОГО КЛАССА

ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

предполагает, что учащиеся

- имеют твёрдые навыки проведения наблюдений за живыми объектами и собственным  

  организмом, биологических экспериментов;

- владеют приёмами работы с биологическими приборами и инструментами, справочниками и      

  определителями;

- используют биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы и

  жизнедеятельности собственного организма;

- оценивают последствия своей деятельности по отношению к природной среде, собственному  
 организму и здоровью других как основы соблюдения правил поведения в окружающей сре-
 де, санитарно-гигиенических норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, трав-
 матизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;

- умеют выращивать и размножать растения, домашних животных и ухаживать за ними;

- умеют использовать лекарственные растения, съедобные грибы, плоды и семена;

- умеют ухаживать за собственным организмом, оказывать первую помощь себе и окружающим.

СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

предполагает, что учащиеся

- умеют находить и использовать информацию о современных исследованиях в области биоло-
 гии, экологии и генетики, о факторах здоровья и риска;

- овладевают образным и логическим стилем мышления;

- умеют логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы, проверять их в ходе  биологи-
 ческих экспериментов, оценивать результаты своей деятельности;

- умеют чётко, ясно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, аргумен-
 тировать и доказывать;

- умеют осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации;

- умеют использовать разнообразные информационные источники;

- интегрировать новую, в том числе самостоятельно полученную информацию в личный опыт.

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

предполагает наличие у учащихся

- позитивного, ценностного, гуманного отношения к живым организмам, окружающей среде,
  собственному здоровью и здоровью других людей;

- экологической, гигиенической и генетической грамотности;

- общей культуры поведения в природе;

- убеждённости, что живая природа познаваема.

Критерии и нормы оценивания                                                                                                                     устного ответа по биологии

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материа-ла; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фак-тами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правиль-ный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основа-нии фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные свя-зи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, пер-воисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
  4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содер-жание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важ-ное значение в этом тексте.
  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обоб-щений.
  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
  5. Полностью не усвоил материал

Оценка выполнения практических работ                                                                                                              по биологии:

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
  2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудова-ние, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
  3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В пред-ставленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чер-тежи, графики, вычисления и сделал выводы.
  4. Правильно выполнил анализ погрешностей.
  5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
  6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
  2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
  3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

                                          Оценка «3» ставится, если ученик:

  • Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполови-ну, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные резуль-таты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
  • Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
  • Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, ана-лизе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повли-явших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
  • Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подгото-вил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
  2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
  3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформле-нии работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и обо-рудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
  5. Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсут-ствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопас-ности труда.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  1. незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  2. незнание наименований единиц измерения;
  3. неумение выделить в ответе главное;
  4. неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
  5. неумение делать выводы и обобщения;
  6. неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
  7. неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, на-блюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
  8. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  9. нарушение техники безопасности;
  10. небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второ-степенными;

2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением це-ны деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптичес-кие и др.);

3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий рабо-ты прибора, оборудования;

4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (напри-мер, изменение угла наклона) и др.;

5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

7. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Региональный компонент

Тема «Многообразие животных»

          -  многообразие насекомых Дона

          -  рыбы, которыми богаты реки Дона

          -  пресмыкающиеся Ростовской области

          -  пернатые Дона и их охрана

          -  история коневодства на Дону

Тема «Биоценозы»

         -  биоценозы  Ростовской области

         -  цепи питания, складывающиеся в Ростовской области

         -  экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» (на  
           примере местного биоценоза)

Тема «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

          -  Донские промыслы

               

     СОГЛАСОВАНО                                                           СОГЛАСОВАНО

     Протокол заседания                                                      Заместитель директора по УВР

     методического совета

     корпуса                                                                           ____________________ Махина Л.П.

     от _____________ года                                                          подпись                     Ф.И.О.              

     № _____________

                                                                                             ______________________года

     __________________   Котова  Г.И.                                           дата

     Подпись руководителя МС    Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов

Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9  класса к ГИА  (в новой форме ОГЭ) по биологии)...

Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС

Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...

Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС

    Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....