Экологическое воспитание (ФГОС), 2015 год
материал по биологии (5 класс) на тему
Новый взгляд на общие стандарты, или старый взгляд на фгос
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитание | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ (По ФГОС)
Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.
Сладков Артемий Николаевич
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется работе по экологическому воспитанию школьников. Зачастую у педагогов возникает целый ряд вопросов. Как работать с понятийным аппаратом? Как грамотно разработать образовательную программу по предмету с модулем по экологии? Какие формы и методы работы использовать? Как осуществлять мониторинг результативности программы? Как продолжить работу в этом направлении во внеурочной деятельности, внеклассной работе?
Часто можно слышать разговоры, что современных школьников интересуют только компьютерные технологии. Как же сделать так, чтобы увлечь школьника не интерактивными технологиями, а окружающим миром – красотой родной природы. Одним из перспективных и востребованных направлений воспитательной работы в современной школе – экологическое воспитание.
Предмета экологии в школе нет, но экологическое воспитание в школе проводится целенаправленно, междисциплинарно по учебным предметам начиная с начальной школы и до 11 класса:
- через уроки биологии, географии, химии, краеведения у учащихся формируется экологическое мышление, их ответственность за поступки, чистоту мыслей, развивает личность
- широко используется исторический и краеведческий материал о природоохранной деятельности
- традиционно ведется просветительская работа с родителями по вопросам воспитания, бережного отношения к окружающей природе
- через обучение и воспитание показывается единство человека с природой
Внеучебная воспитательная работа обладает значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников.
Повысить эффективность этой работы можно, соблюдая определенные педагогические условия, к числу которых относятся:
- Ясное и четкое осознание целей образования и воспитание учащихся в области окружающей среды
- Определение компонентов структуры процесса экологического воспитания, к которым можно отнести:
- цели, задачи, принципы;
- содержание;
- методы, формы и средства работы;
- методику выявления результатов (определение уровня экологической воспитанности школьников и его динамики).
- Оптимальное сочетание традиционных форм и методов, теоретических и практических занятий, усиление практической направленности
- Использование возможности семьи в формировании у детей любви и бережного отношения к природе, привлечение родителей к организации этой работы
- Формирование у учащихся активной жизненной позиции, воспитание стремления к участию в практических мероприятиях по охране окружающей среды, в том числе и ведение просветительской деятельности.
Сегодня экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности. Все более активное участие в Экологическом марафоне школьников города Челябинска показывает, что у детей есть стремление изучать экологические проблемы, рассматривать их через призму актуальности в регионе, присутствует желание приобрести знания, умения и навыки природоохранных мероприятий и активно пропагандировать их среди сверстников. Какие формы работы можно предложить?
Массовые формы работы.
- участие в ежегодных экологических акциях
- озеленение школы и города.
Игровые формы работы:
- экологические игры
- викторины
Просветительные мероприятия:
- конкурсы рисунков, плакатов
- выпуск фотостенда «Природа в объективе»
- конкурс слайд-шоу или видеороликов
Практические мероприятия.
- защита и улучшение природной среды: изготовление кормушек, гнездовых домиков
- озеленение классов, школьной территории
Пропаганда и разъяснение идей охранной природы:
- беседа с учащимися, родителями, изготовление плакатов, рисунков, выпуск стенгазет
- составление карты экологической тропы.
Исследовательская работа:
- изучение антропогенного воздействия на природу;
- изучение влияния меняющихся фактов природной среды на здоровье человека;
- экологический мониторинг воды, почвы, воздуха, школьного здания;
Экологическое воспитание – важный этап формирования активной жизненной позиции школьника. Оно позволит сформировать свободную творческую личность, которая ощущает ответственность за наш общий дом, обладает знанием законов экологии и рационального природопользования, экологической культурой.
В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического образования школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:
- развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я с природой;
- эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
- формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.
Итак, экологическое образование школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план информационно-экскурсионной деятельности по экологическому воспитанию школьников для 1-го класса в рамках ФГОС
рабочий опробированный план для 1 класса в рамках ФГОС...
Экологическое воспитание учащихся в условиях введения ФГОС
Статья о проблемах экологического воспитания школьников на уроках биологи...
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...
Экологическое воспитание школьников в рамках реализации ФГОС
Экологическое воспитание школьников на основе принципов "Хартии Земли"...
Экологическое воспитание школьников в рамках реализации ФГОС
Хартия Земли...
Статья "Современный подход к экологическому воспитанию обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС"
О современном подходе к экологическому воспитанию обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС....