Экологическое воспитание (ФГОС), 2015 год
материал по биологии (5 класс) на тему

Беликова Ольга Юрьевна

Новый взгляд на общие стандарты, или старый взгляд  на фгос

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Экологическое воспитание46 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ (По ФГОС)

Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.

 Сладков Артемий Николаевич

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется работе по экологическому воспитанию школьников. Зачастую у педагогов возникает целый ряд вопросов. Как работать с понятийным аппаратом? Как грамотно разработать образовательную программу по предмету с модулем по экологии? Какие формы и методы работы использовать? Как осуществлять мониторинг результативности программы? Как продолжить работу в этом направлении во внеурочной деятельности, внеклассной работе?

Часто можно слышать разговоры, что современных школьников интересуют только компьютерные технологии. Как же сделать так, чтобы увлечь школьника не интерактивными технологиями, а окружающим миром – красотой родной природы. Одним из перспективных и востребованных направлений воспитательной работы в современной школе – экологическое воспитание.

Предмета экологии в школе нет, но экологическое воспитание в школе проводится целенаправленно, междисциплинарно по учебным предметам начиная с начальной школы и до 11 класса:

  • через уроки биологии, географии, химии, краеведения у учащихся формируется экологическое мышление, их ответственность за поступки, чистоту мыслей, развивает личность
  • широко используется исторический и краеведческий материал о природоохранной деятельности
  • традиционно ведется просветительская работа с родителями по вопросам воспитания, бережного отношения к окружающей природе
  • через обучение и воспитание показывается единство человека  с природой

Внеучебная воспитательная работа обладает значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников.

Повысить эффективность этой работы можно, соблюдая определенные педагогические условия, к числу которых относятся:

  1. Ясное и четкое осознание целей образования и воспитание учащихся в области окружающей среды
  2. Определение компонентов структуры процесса экологического воспитания, к которым можно отнести:
  • цели, задачи, принципы;
  • содержание;
  • методы, формы и средства работы;
  • методику выявления результатов (определение уровня экологической воспитанности школьников и его динамики).
  1. Оптимальное сочетание традиционных форм и методов, теоретических и практических занятий, усиление практической направленности
  2. Использование возможности семьи в формировании у детей любви и бережного отношения к природе, привлечение родителей к организации этой работы
  3. Формирование у учащихся активной жизненной позиции, воспитание стремления к участию в практических мероприятиях по охране окружающей среды, в том числе и ведение просветительской деятельности.

Сегодня экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности. Все более активное участие в Экологическом марафоне школьников города Челябинска показывает, что у детей есть стремление изучать экологические проблемы, рассматривать их через призму актуальности в регионе, присутствует желание приобрести знания, умения и навыки природоохранных мероприятий и активно пропагандировать их среди сверстников. Какие формы работы можно предложить?

Массовые формы работы.

  • участие в ежегодных экологических акциях
  • озеленение школы и города.

Игровые формы работы:

  • экологические игры
  • викторины

Просветительные мероприятия:

  • конкурсы рисунков, плакатов
  • выпуск фотостенда «Природа в объективе»
  • конкурс слайд-шоу или видеороликов

Практические мероприятия.

  • защита и улучшение природной среды: изготовление кормушек, гнездовых домиков
  • озеленение классов, школьной территории

Пропаганда и разъяснение идей охранной природы:

  • беседа с учащимися, родителями, изготовление плакатов, рисунков, выпуск стенгазет
  • составление карты экологической тропы.

Исследовательская работа:

  • изучение антропогенного воздействия на природу;
  • изучение влияния меняющихся фактов природной среды на здоровье человека;
  • экологический мониторинг воды, почвы, воздуха, школьного здания;

Экологическое воспитание – важный этап формирования активной жизненной позиции школьника. Оно позволит сформировать свободную творческую личность, которая ощущает ответственность за наш общий дом, обладает знанием законов экологии и рационального природопользования, экологической культурой.

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического образования школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:

  • развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я с природой;
  • эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
  • формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

 Итак, экологическое образование школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы. 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание учащихся в условиях введения ФГОС

Статья  о проблемах экологического воспитания школьников на уроках биологи...

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...

Экологическое воспитание школьников в рамках реализации ФГОС

Экологическое воспитание школьников на основе принципов "Хартии Земли"...

Статья "Современный подход к экологическому воспитанию обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС"

О современном подходе  к экологическому воспитанию  обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС....