Урок биологии: «Общая характеристика грибов»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Галимьянова Гульшат Фаатовна

Место урока в теме ׃  урок «Общая характеристика грибов» это первый урок в разделе «Царство Грибы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchaya_harakteristika_gribov_5_klass.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Общая характеристика грибов»

Место урока в теме ׃  урок «Общая характеристика грибов» это первый урок в разделе «Царство Грибы»

ЦЕЛИ УРОКА: 

Образовательные: 
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); 

• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы; 

Развивающие: 
• развивать понятия о многообразии живых организмов;

 • продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера. 
Воспитательные: 
• Воспитывать любовь к природе;

 • развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

 

Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ

Предметные:        

  • формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

Метапредметные:

Познавательные:          

  • Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации и находить в них достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
  • Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему), составлять конспект урока в тетради.

Коммуникативные: воспринимать информацию  на слух; формулировать вопросы и отвечать на них

Регулятивные׃

  • Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  • Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  • Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

  • Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  • Формирование познавательного интереса к изучению биологии; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.
  • Повышать экологическую культуру учащихся

Формы работы: парная, фронтальная

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, доска, схема «Живые организмы», таблица «Грибы», презентация, учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС), тетрадь.

Примечания׃ синим цветом выделено то, что должно быть записано в тетрадь.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения грибов,
  • способы питания грибов,
  • роль грибов в природе и жизни человека,
  • значение терминов: микология, грибница, сапротрофы, гетеротрофы, симбиоз, микориза.
  • способы размножения.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять признаки грибов, как представителя самостоятельного царства
  • различать грибы: сапротрофы, паразиты.
  • объяснять явления симбиоза.
  • сравнивать с представителями разных царств живой природы.        

                                                           


Ход урока

Гриб – одно из самых интересных и таинственных явлений природы.

В.Л. Солоухин.

Этап

Содержание

Оборудова-ние

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

Организационный  момент 
1. Настрой на урок

Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Я умею думать.
Я умею рассуждать.                                  

Что полезно для работы, 

То и буду выполнять.

Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.                            
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, для того, чтобы разгадать некоторые лесные тайны

- Лес… Это сказочный мир удивительных загадок. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил.

Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки.

А сколько в нем разнообразных ягод и грибов!

 Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух

(слайд 2)

(слайд 3)

(слайд 4)

Коммуникативные: воспринимать информацию  на слух;

Личностные результаты:

-Формирование познавательного интереса к изучению биологии; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.

-Повышать экологическую культуру учащихся

2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

-Давайте вспомним, на какие царства делится живая природа?
Царства:  Животных  Растений  Бактерий  Грибов  

-Докажите, что эти царства относятся к живой природе.
(дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются)

-Какое из царств мы уже с вами знаем? (Бактерии)

- Какая же особенность в строении бактерий (не имеют ядра, ДНК лежит непосредственно в цитоплазме и не одета в ядерную оболочку)

Как называются такие организмы, у которых нет ядра? (прокариоты)

(5 слайд)

Коммуникативные:

отвечать на вопросы

Познавательные:          

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

      3. Изучение нового материала

Все остальные живые организмы относятся к другой группе. Их клетки всегда содержат ядро, то есть наследственная информация одета в ядерную оболочку. Посмотрите, такие организмы называют… (Эукариоты)

Давайте запишем в тетради

Эукариоты – это организмы, клетки которых содержат ядро

Коммуникативные: воспринимать информацию  на слух;

А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.      

                                            И на горке, и под горкой,                

                                            Под березой и под елкой,

                                            Хороводами и в ряд

                                            В шапках молодцы стоят.  (Грибы)

- Верно, это грибы, и речь пойдет сегодня о них.

В рабочих тетрадях запишем число и тему урока.

Грибы

(слайд 6)

Регулятивные׃

Формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Формулирование задач

Как вы считаете, что нам необходимо узнать о грибах?    

- какие грибы бывают (классификация)          

- строение грибов

- распространение грибов

- питание грибов

- размножение грибов

- роль грибов в природе

Итак, задачи нашего путешествия сформулированы, и я приглашаю вас в путь.

(слайд 7)

Формирование новых знаний

А) - Знаете ли вы, где растут грибы?          

(в лесу) – да, но это только часть из них – шляпочные грибы. О них мы поговори на следующем уроке. А сейчас откройте стр. 66 и давайте прочитаем 1 абзац и узнаем, где обитают грибы..  (читает вслух 1 ученик)

Что мы узнали (грибов около 100 тыс. видов)

Да, а в нашей стране 200 видов грибов.  

(в почве, воде, жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных)

Б) Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы узнать о питании, строении и размножении грибов? (            ) – Читают стр. 66 по рдам (у каждого ряда своя тема)

Чем же питаются грибы (           )

Чем же они питаются (Питаются готовыми органическими веществами)

(на доске)                                                   Грибы

Сапротрофы                                                Паразиты

питаются мёртвыми орг. в-вами                      поселяются на жив орг.  и питаются за их счёт

Симбионты                            Хищники

Давайте на стр. 72-73 узнаем что такое симбиоз (1 ученик читает)

Что такое симбиоз? (Симбиоз – тесная связь между деревьями и грибами, полезная как одному, так и другому организму)

грибокорень  (микориза)

                                                                                  органич в-ва

  дерево                                   гриб                  

                                                                                      вода и минеральн в-ва

доска

Познавательные:  

- Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации и находить в них достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

- Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему), составлять конспект урока в тетради.

Регулятивные׃

-Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

-Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

В) Что же вы узнали о строении грибов? (ответы)

                                                        Грибы

Одноклеточные                                  Многоклеточные

клеточная оболочка – хитин

Сост. из тонких белых нитей, образующих грибницу или мицелий)

Г) Теперь нам осталось поговорить про размножение

Каким оно может быть? (бесполым и половым)

Как мы это предложение запишем схематично (на доске)

                        Размножение

                 Бесполое                                                                             Половое

                                                                                               (при слиянии спорами                               вегетативно                       специализированных                                    

                                                                                                   половых клеток)

           частями грибницы                         почкованием

                                                   (у 1кл. дрожжевых грибов )

(слайд 8)

доска

Предметные:        

- формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

- формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

Познавательные:  

- Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

- Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации и находить в них достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

- Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему), составлять конспект урока в тетради.

Физминутка

Зарядка для глаз

здоровьезбережение

Рассказ учителя о грибах. 

Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое

грибы? Их относили то к растениям, то к животным. Как вы думаете, почему? (ответы)

давайте для удобства начертим таблицу. В ходе обсуждения она заполнится

признак

Растение

Животные

Грибы

Способ питания

Автотрофный

Гетеротрофный

Гетеротрофный

Клеточная стенка

Целлюлозная

-

Хитиновая

Запасные вещества

Крахмал

Гликоген  

Гликоген

Рост

Неограниченный

Ограниченный

Неограниченный

В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии или от гниения веществ.

 И лишь в 19 веке их выделили в отдельное царство.

доска

Коммуникативные: воспринимать информацию  на слух; формулировать вопросы и отвечать на них

Регулятивные׃

-Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

-Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Проверка.

Расскажите об открытиях, сделанных на уроке

Что интересного вы узнали об этих организмах?:

  1. Назовите у грибов признаки растений.
  2. Назовите признаки животных.
  3. Необходим ли грибам солнечный свет? Почему?
  4. Как делятся грибы по способу питания?

Отлично.

Регулятивные׃

-Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

-Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

-Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Рефлексия

Скажите, что мы хотели сегодня узнать?

(вспоминают задачи урока)

И формулируют вывод

Вы довольны своей работай на уроке и уроком в целом?

Д.з.

§13 пересказ, определения по тетради наизусть

 Индивидуальное задание на выбор для тех, кто успешно усвоил материал:

а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;

б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);

в) сообщение о плесневых грибах;

г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);

д) сказка собственного сочинения по теме урока.

        

Используемые информационные и образовательные ресурсы:

  1. Четверостишье организационного момента (http://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-dlya-4-klassa-lug-rasteniya-i-zhivotnie-luga-ohrana-lugov)
  2. Стихотворение про лес (http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%20%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0.html)
  3. Загадка про грибы (http://ped-kopilka.ru/blogs/ermilova-irina/zagadki-o-rastenijah-s-otvetami-dlja-detei.html)
  4. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.׃ учебник / В.В. Пасечник. – 3-е. изд., стереотип. – М.׃ рофа, 2014. – 141, [3] с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Общая характеристика царства Животные"

Данный урок проводится в 7 классе. Особенностью урока является то, что он проводится с применением технологии развития критического мышления....

Урок биологии "Общие признаки насекомых" в 8 классе специальной (коррекционной) школы-интерната

Данный урок в полном объёме даст учащимся представление о разнообразии насекомых и их признаках....

Презентация к уроку биологии "Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины"

Данная презентация использовалась на  уроке биологии, который был проведен в рамках программы инклюзивного образования детей с ОВЗ.  На занятии присутствовали воспитанники 8 класса Льговской...

Урок биологии «Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины

Данный урок был проведен в рамках программы  инклюзивного обучения детей сОВЗ в общеобразовательной школе. На уроке присутствоваль воспитанники 8 класса Льговской школы-интерната и обучающиеся 7 ...

Самоанализ урока биологии "Общая характеристика типа Кишечнополостные. Гидра - пресноводный полип"

САМОАНАЛИ3 УРОКА БИОЛОГИИ  «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. ПРЕСНОВОДНАЯ ГИДРА, ОСОБЕННОСТИ ЕЁ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Конспект урока биологии "Общая характеристика животных"

Данный урок разработан для учащихся 7 класса. Тип урока - урок изучения нового материала. В разработке есть игровые моменты, которые помогают в непринужденной обстановке усваивать материал....

Технологическая карта урока биологии. "Общая характеристика бактерий" 5 класс

Этапы урока:1.Мотивация2.Актуализация3.Создание проблемной ситуации4.Целеполагание5.Планирование6."Открытие нового знания"7.Первичное закрепление во внешней речи8.Самостоятельная работа с са...