Технологическая карта урока "Регуляция на популяционном уровне" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Технологическая карта урока "Регуляция на популяционном уровне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Регуляция на популяционном уровне" | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Тема раздела: Регуляция на популяционном уровне (9класс)
СМК раздела |
Экология, как наука. Экологические факторы. Основные факторы среды и характеристика закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания. Типы биотических взаимоотношений в природе. Позитивные отношения – симбиоз. Виды симбиоза. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтрализм. |
Тема урока: Биотические факторы среды.
Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.
Технологии: ПДУ, введение ТОУУ, элементы Технологи проблемного диалога, коллективного обучения , работы в группах.
Цели урока по линиям развития личности |
Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе, развитие информационных и исследовательских компетенций; |
Конкретные задачи по содержательно-методическим компонентам (СМК):
Информационные единицы | |
мини | Типы биотических взаимоотношений в природе |
база | Позитивные отношения – симбиоз. Виды симбиоза. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтрализм. |
макси | Определение на конкретных примерах типов биотических взаимоотношений в природе (+/+), (+/-), (+/0), (-/-), (0/0).Характеристика причинно-следственных связей между организмами: |
Учащиеся должны знать: Базовый уровень
– причины образования природных сообществ, приспособленных к совместному обитанию;
– формы взаимоотношений в природе;
– взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность растений к совместному обитанию;
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
– различать основные экологические факторы;
– определять типы биотических факторов на конкретных примерах;
– работать с текстом, рисунками и справочным аппаратом учебника и энциклопедии; находить ответы на поставленные учителем вопросы в тексте учебника;
– использовать элементарные навыки сравнения и классификации типов взаимоотношений в природе.
План урока
Этапы урока | Организация этапа доска и оборудование | Основное содержание этапа | |
учитель | ученики | ||
Оргмомент Опрос Сообщение темы раздела с мотивирующим приемом.
Демонстрация видеослайдов Презентация Выступления учащихся Создание проблемной ситуации №1 | Презентация, на доске стендовые доклады, заранее подготовленные для защиты мини проектов. | Пока учащиеся готовятся с мини проектами, проводит мозговой штурм: 1). Что изучает экология? 2). Что такое среда обитания? 3). Какие экологические факторы вы знаете? 4). Какие факторы относятся к абиотическим? 5). Какие приспособления к изменениям температуры окружающей среды существуют у растений и животных? 6). Какие приспособления имеют живые организмы к недостатку воды? | Заслушиваются ответы и мини проекты учащихся. 1.«Пищевые сети в степи», 2. «Пищевые сети в лесу», 3. «Пищевые сети водоема», 4) «Пищевые сети леса», |
Слайды №1, 2. Для работы в парах получают задания на карточках. Используют справочники, интернет, учебники разных авторов. Составляют таблицу в тетрадях Перед выступлением – проблемный вопрос. | Соседи, соседи: жуки и медведи, Как вы считаете, какая у нас сегодня тема урока? Цель нашего занятия: определить какие, виды взаимоотношений существуют между организмами в природе, с использованием информационных технологий, На уроке вы будете работать в группах.. 1. Симбиоз В желудке жвачных млекопитающих - коров, овец, оленей,, питающихся грубой растительной пищей, живут особые инфузории. Общая их масса в одном желудке коровы достигает 3 кг. Эти инфузории не причиняют вреда своему хозяину, скорее наоборот. Какова роль этих инфузорий в жизни жвачных млекопитающих? О каком типе взаимоотношения идет речь? | Тему урока определяют учащиеся «Взаимоотношения между живыми организмами». Вопросы на карточках. Ответы каждая группа фиксирует в таблицу в тетради. 1 группа «Дать характеристику симбиоза. Определить виды симбиоза» 2 группа «Дать характеристику паразитизму. Привести примеры» 3 группа «Дать характеристику хищничеству. Привести примеры» 4 группа «Дать характеристику конкуренции. Привести примеры». | |
Ответы учащихся | Ответы учащихся фиксируется на доске в таблице /Для сравнения открывается таблица на слайде №3/ | Комментарии Для обозначения характера взаимоотношений между организмами используются математические знаки. Сколько комбинаций знаков может быть? | Выводы 0/0 –нейтральные, -/- взаимовредные -/0 вреднонейтральные +/+ взаимополезные, +/0 полезнонейтральные +/- полезновредные |
Создание проблемной ситуации№2 формулирование проблемы выдвижение версий Создание проблемной ситуации№3 формулирование проблемы выдвижение версий Актуализация знаний учащихся Проблема№4 Актуализация знаний учащихся Проблема№5 | . Для создания проблемного вопроса по теме Слайды №4 – 8 Слайды №9 – 10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 | 1. Почему организм лишайника считают классическим примером симбиоза? 2. Почему термиты не могут жить без жгутиковых одноклеточных организмов? 3. Почему бобовые культуры вводят в севооборот как предшественников для других культур?
5. Пример. В нашем районе в 70-х годах уничтожили волков. К чему это привело? Как вы думаете? (Ящур) 6. Почему паразиты не доводят до смерти своего хозяина? Что имел в виду автор в данном стихе? Под микроскопом он открыл, что на блохе Живет блоху кусающая мошка; На блошке той - блошинка-крошка, В блошинку же вонзает зуб сердито Блошиночка ... и так до бесконечности. Д.Свифт. Вопрос по конкуренции…. 7. Началось все с пяти кроликов, привезенных в Австралию первой группой переселенцев в конце XVIII века. Вряд ли тогда кто-нибудь думал, что потомство этих безобидных пушистых зверьков со временем заполнит весь континент. Что явилось причиной массового расселения кроликов? 8. Почему сосна, выросшая на поляне, вдали от опушки леса, отличается широкой, развесистой кроной, начинающейся низко над землей. У сосен, растущих по соседству, но в лесу, кроны сдвинуты вверх, узкие, нередко неравномерно, асимметрично развитые. Стволы чаще голые. В чем причина такого развития? Может ли произойти смена соснового леса ? Что послужит причиной этому? Нейтрализм Почему белка и лось живут в лесу и не мешают друг другу? Аменсализм | Выдвижение версий. Организм лишайника- это водоросль и гриб жгутиковые одноклеточные организмы могут разрушать целлюлозу, которой питаются термиты. Да, приносят пользу истребля слабых и больных в природе (полезны…) Они приносят вред истребляя и сокращяя численность живых организмов. Выдвижение версий. Решение проблемы. Поголовье кроликов росло как лавина. От окрестностей Мельбурна они постепенно продвигались все дальше вглубь материка. Они переправились даже через Муррей - самую крупную австралийскую реку (хотя её годовой расход воды лишь 1/7 от расхода Дуная). Наивные фермеры торопливо начали возводить изгороди из колючей проволоки, которые протянулись через всю Австралию. Но кроличью армию уже ничто не могло остановить. В то время, когда в Австралии было всего 5000 переселенцев, кроликов, которым природа Австралии никого не смогла противопоставить, развелось до 500 тыс., а когда численность населения достигла 7 млн., на этих землях обитал уже 1 млрд. Проблема не решена полностью и по сей день. Решаем проблему. Выдвигаем версии. /Количество света/. Вывод: внутривидовая конкуренция. Да. Если поселится в сосновом лесу ель, то постепенно вытеснит сосну, т. к. сосна светолюбива, а ель успешно растет в тени. Белки и лоси обитают в одном лесу, практически не контактируют друг с другом. Однако угнетение леса длительной засухой сказывается на каждом из этих видов, хотя и в неодинаковой степени. |
Тест | Тестовые задания
Взаимопроверка и с самооценивание | ||
Домашнее задание | На выбор 1) Из дополнительной литературы подберите примеры взаимоотношений между организмами. | Учащиеся в тетрадях записывают задание по выбору. | |
2) Примите участие в конкурсе творческих работ на тему «Мир взаимоотношений в живой природе». | |||
3) Подготовьте проблемные вопросы к теме «Биотические факторы среды». | |||
Рефлексия | Показывает на последнем слайде № 14 рисунки, просит определить тип взаимоотношений, оценить уровень своих достижений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты на уроках математики, 5 класс;алгебры 7.8 классы
Технологическая карта является продуктом на завершающем этапе работы городской экспериментальной площадки на базе нашей школы. Работа по такому маршруту на уроке существе...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...
Технологическая карта по географии в 6 классе по теме:Решение практических работ по картам атласа.
Практические задания помогают учащимся усваивать новый материал....
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....
Технологическая карта. Учебный предмет: английский язык Класс: 6 класс УМК: УМК "Spotlight"6 класс, авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули и др. Тема урока: Free time”!
Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: УМК "Spotlight"6 класс, авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули и др.Тема урока: Free time”!...
Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»
Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...