Рабочая программа по биологии для 11 класса.
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС. Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень), Программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой В.И.Сивоглазова ( программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. –Дрофа, 2006.-138с.), Примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню подготовки выпускников по биологии.
Согласно действующему федеральному базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, всего за год 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
templan_bio_11_2014-2015.doc | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование курса «Общая биология» 11 класс (34 ч) (Базовый уровень). На 2014- 2015 учебный год.
№ п/п | Название тем раздела и темы урока | Количество час | Дата | Основные понятия темы | Требования к уровню подготовки (планируемый результат) | Педагогические средства. Форма и виды контроля | ||||
знать | уметь | |||||||||
по плану | по факту | |||||||||
1 четверть | 9 | 01.09.14-31.10.14 | ||||||||
Раздел 1. Вид. | 21 | |||||||||
Тема 1.1. История эволюционных идей. | 4 | |||||||||
1. | Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея. | 1 | 1 неделя сентября | Эволюция. Креационизм Трансформизм Классификация Таксоны- систематические категории |
|
| ИКТ | |||
2. | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | 1 | 2 неделя сентября | Эволюция. Креационизм Трансформизм Классификация Таксоны- систе матические категории |
Критика теории Ж.Б.Ламарка и его современниками.
|
| ИКТ | |||
3. | Предпосылки развития теории Ч.Дарвина. | 1 | 3 неделя сентября | Эволюционная палеонтология Определенная изменчивость Неопределенная изменчивость |
|
| ИКТ | |||
4 | Эволюционная теория Ч.Дарвина. | 1 | 4 неделя сентября | Искусственный отбор Наследственная изменчивость Борьба за существование Естественный отбор |
|
| ИКТ | |||
Тема 2.2. Современное эволюционное учение. | 9 | |||||||||
5. | Вид. Критерии и структура.. Лабораторная работа № 1 «Описание особей по морфологическому критерию». | 1 | 1неделя октября | Вид. Критерии вида. Генофонд. Популяция |
|
| ИКТ Лабораторная работа № 1 | |||
6. | Популяция – структурная единица вида и эволюции | 1 | 2неделя октября | Вид. Популяция Генофонд популяции |
|
| ||||
7. | Факторы эволюции. Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида». | 1 | 3неделя октября | Наследственная изменчивость. Мутации Популяционные волны Дрейф генов Изоляция |
|
| ИКТ Лабораторная работа №2 | |||
8. | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. | 1 | 4неделя октября | Борьба за существование Естественный отбор Движущий отбор Стабилизирую-щий отбор |
|
| ИКТ | |||
9 | Адаптации организмов к условиям среды обитания. Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». | 1 | 5 неделя октября | Адаптации и их многообразие, виды адаптаций (морфологичес кий, физиологи ческие, поведенче ские) |
|
>Приспособленность как закономерный результат эволюции; >виды адаптации.
> взаимосвязи организмов и окружающей среды: >механизм возникновения приспособлений; >Относительный характер приспособлений.
| ИКТ Лабораторная работа №3 | |||
2 четверть | 8 | 10.11.14-29.12.14 | ||||||||
10. | Видообразо вание. | 1 | 2 неделя ноября | Видообразование Географическое видообразование Экологическое видообразование |
|
| ИКТ | |||
11. | Сохранение многообразия видов. | 1 | 3 неделя ноября | Биологический прогресс Биологический регресс Генетическая эрозия. |
|
>причины процветания или вымирания видов; >условия сохранения видов.
| ИКТ | |||
12. | Доказательства эволюции органического мира. | 1 | 4 неделя ноября | Цитология Сравнительная морфология Палеонтология Эмбриология Биогеография Ароморфоз Дегенерация Конвергенция |
|
| ИКТ | |||
13. | Зачет № 1 по теме: «Основные закономерности эволюции». | 1 | 1 неделя декабря |
| Зачет № 1 | |||||
Тема 1.3. Происхождение жизни на Земле. | 3 | |||||||||
14. | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. | 1 | 2 неделя декабря | Материализм Идеализм Креационизм |
|
| ИКТ | |||
15. | Современные представления о развитии жизни на Земле. Практическая работа № 1 «Анализ и оценка различ ных гипотез происхождения жизни». | 1 | 3 неделя декабря | Абиогенез Биогенез Коацерваты |
|
| ИКТ Практическая работа № 1 | |||
16. | Развитие жизни на Земле. | 1 | 4 неделя декабря | Биологическая эволюция Зоны: криптозой, или докембрй, фанерозой. Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой |
|
| ИКТ | |||
3 четверть | 10 | 12.01.15-22.03.15 | ||||||||
Тема 1.4. Происхождение человека. | 5 | |||||||||
17. | Гипотезы происхождения человека. Практическая работа № 2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека». | 1 | 2 неделя января | Антропогенез |
|
>стадии эволюции человека; >представителей каждой эволюционной стадии.
>особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиции; >роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей. | ИКТ Практическая работа № 2 | |||
18. | Положение человека в системе животного мира. | 1 | 3 неделя января | Антропогенез Атавизмы Рудименты |
|
| ИКТ | |||
19. | Эволюция человека. | 1 | 4 неделя января | Антропогенез Атавизмы Рудименты |
|
>стадии эволюции человека; >представителей каждой эволюционной стадии.
>особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиции; >роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей. | ИКТ | |||
20. | Человеческие расы. | 1 | 1 неделя февраля | Расы и нации Расизм |
|
| ИКТ | |||
21. | Зачет № 2 по теме: «Происхождение человека». | 1 | 2 неделя февраля |
| Зачет №2 | |||||
Раздел 2. Экосистемы. | 12 | |||||||||
Тема 2.1. Экологические факторы. | 3 | |||||||||
22. | Организм и среда. Экологические факторы. | 1 | 3 неделя февраля | Экология Среда обитания Экосистема Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогены Ограничивающий фактор Экологическая ниша |
|
>задачи экологии; >экологические факторы.
| ИКТ | |||
23. | Абиотические факторы среды | 1 | 4 неделя февраля | Абиотические факторы Биологические ритмы Фотоперио-дизм |
|
>задачи экологии; >экологические факторы.
| ИКТ | |||
24. | Биотические факторы среды. | 1 | 1 неделя марта | Биотические факторы Хищничество Паразиты Конкуренция Симбиоз Антропогенный фактор |
|
ний между организма ми на формирование биологического разно образия и равновесия в экосистемах. | ИКТ | |||
Тема 2.2. Структура экосистем. | 4 | |||||||||
25. | Структура экосистем. | 1 | 2 неделя марта | Биоценоз Биогеоценоз Экосистема Биотоп Зооценоз Фитоценоз Микробиоценоз Продуценты Консументы Редуценты |
|
| ИКТ | |||
26. | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Практическая работа № 3 «Составление схем переноса веществ и энергии в эко-системах (пищевых цепей и сетей). | 1 | 3 неделя марта | Пищевые, или трофические связи, сети Пищевые цепи: пастбищная и детритная Трофические уровни Экологическая пирамида |
|
>трофическую структуру биоценоза; >роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии; >солнечный свет как энергетический ресурс.
энергии (цепей питания).
| ИКТ Практическая работа № 3 | |||
4 четверть | 8 | 31.03.15- 25.05.15
| ||||||||
27. | Причины устойчивости и смены экосистем. Лабораторная работа №4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях». | 1 | 1 неделя апреля | Динамическое равновесие |
|
>причину устойчивости экосистем; >причины смены экосистем; >необходимость сохранения многообразия видов.
| ИКТ Лабораторная работа №4 | |||
28. | Влияние человека на экосистемы. Лабораторная работа № 5 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности». Практическая работа № 4 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». | 1 | 2 неделя апреля | Аборигенные виды агроценозы |
|
>способы оптимальной эксплуатации агроценозов; >способы сохранения естественных экосистем.
Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения | ИКТ Лабораторная работа № 5 (выполняется дома). Практическая работа № 4 | |||
Тема 2.3. Биосфера – глобальная экосистема. | 2 | |||||||||
29. | Биосфера – глобальная экосистема. | 1 | 3 неделя апреля | Биосфера Биогенное вещество Живое вещество Косное вещество Биокосное вещество |
|
>структурные компоненты и свойства биосферы; >границы биосферы и факторы, их обуславливающие.
>живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы; >распределение биомассы на земном шаре. | ИКТ | |||
30. | Роль живых организмов в биосфере. | 1 | 4 неделя апреля | Круговорот веществ и элементов Ноосфера |
|
>сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; >роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы. | ИКТ | |||
Тема 2.4. Биосфера и человек. | 4 | |||||||||
31. | Биосфера и человек. Практическая работа №5 «Анализ и оценка послед ствий собствен ной деятель ности в окружа ющей среде». | 1 | 1 неделя мая | Экологические кризисы: Кризис продуцентов Кризис консументов Кризис редуцентов Экологическая катастрофа |
|
| ИКТ Практическая работа № 5 ( 1часть) | |||
32. | Основные экологические проблемы сов ременности, пу ти их решения. Практическая работа №5 «Анализ и оценка глоба льных экологи ческих проблем и путей их решения». | 1 | 2 неделя мая |
|
| ИКТ Практическая работа № 5 ( 2 часть) | ||||
33. | Зачет № 3 по теме: «Экосистема» | 3 неделя мая |
| Зачет № 3 | ||||||
34. | Роль биологии в будущем. | 1 | 4 неделя мая | Устойчивое развитие |
Рациональное использование природных ресурсов. Сфера жизни человека как фактор здоровья. |
| Мини-проекты, информационные буклеты, памятки – рекомендации, презентации по теме:
|
БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС.
Пояснительная записка.
- Настоящая рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень), Программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой В.И.Сивоглазова ( программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. –Дрофа, 2006.-138с.), Примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню подготовки выпускников по биологии.
Согласно действующему федеральному базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, всего за год 34 часа.
Базовый курс предполагает:
· Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов.
· Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в научных библиотеках.
· Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний.
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Основу отбора содержания составляет знание центрического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований.
Цели:
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
· овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
· воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
· использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса:
Биология как наука;
Методы научного познания;
Клетка;
Организм;
Вид;
Экосистемы.
Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи общего среднего образования.
При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся. Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения. Важным структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью запланировано систематически подводить итоги урока, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умениями.
В программе указано время, отведенное на изучение тем. Оно включает в себя и часы на обобщающие уроки.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности, при организации экскурсий учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе.
Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения. Измерители уровня учебных достижений школьников построены с учетом материалов предлагаемых при сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся. При распределении заданий используется индивидуальный подход к учащимся, учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний цитологической, экологической, практикоориентированной направленности;
Овладение способами деятельностей познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
Освоение компетенций ключевых, общепредметных и предметных (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной).
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств при описании биологических процессов и явлений. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие законы и закономерности в развитии биосистем; историю развития эволюционных представлений и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития биологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям биологической, экологической и национальной культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации. Внедрение современных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся. Новые информационные технологии и программные средства способны помочь более эффективно решать следующие задачи:
- стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;
- организация индивидуального обучения школьников;
- наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.
Для решения этих задач в программу включены занятия предусматривающие использование мультимедийного оборудования, при объяснении материала применяются мультимедийные презентации, flesh- анимации, видеоматериалы, Интернет-ресурсы.
Перечень лабораторных и практических работ
№. | Название лабораторной работы | № | Название практической работы | |
1. | Описание особей вида по морфологическому критерию. | 1. | Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле. | |
2. | Выявление изменчивости у особей одного вида. | 2. | Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. | |
3. | Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. | 3. | Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей). | |
4. | Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). | 4. | Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. | |
5. | Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. | 5. | Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде. | |
Итого: 5 лабораторных работ. | Итого: 5 практических работ. |
Виды контроля и система оценивания учащихся:
вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Итого в год |
Зачётная | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 |
Лабораторная | 3 | 0 | 0 | 2 | 5 |
Практическая | 0 | 1 | 2 | 2 | 5 |
всего уроков | 8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ВИД. - 21 час
ТЕМА 1.1 ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ - 4 часа
ТЕМА 1.2 СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ – 9 часов
ТЕМА 1.3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ - 3 часа
ТЕМА 1.4 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - 5 часа
РАЗДЕЛ 2. ЭКОСИСТЕМЫ - 12 часов
ТЕМА 2.1 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ - 3 часа
ТЕМА 2.2 СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ - 4 часа
ТЕМА 2.3 БИОСФЕРА – ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА - 2 часа
ТЕМА 2.4 БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК - - 4 часа
ИТОГО - 34 часа
Список литературы (основной и дополнительной) :
- Эволюция органического мира: Факультатив. курс.: Учеб. Пособие для 9-10 кл. сред.шк. – М. Просвещение, - 223 с. ил.
- Основы биологии: Курс для самообразования/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А.Козлова. – М.: Просвещение. – 416с.
- 5.Попова Л.А. Открытые уроки по биологии: 9-11 классы. М.: ВАКО, 2011. – 176 с. – (Мастерская учителя биологии).
- «Лекции по общей биологии» А.В. Пименов, 2003 год;
- «Уроки биологии в 10(11) классе» А.В. Пименов, 2003 год;
- Биология в схемах и таблицах /А.Ю.Ионцева, А.В.Торгалов. –М.:Эксмо, 2012. – 352 с. – (Наглядно и доступно).
- Р.Л.Сосновская Общая биология: В 2-х частях – Саратов: Лицей, 2003.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 464 с.
- Биология для поступающих в вузы. Общая биология. Дидактические материалы./ А.В.Пименов, И.Н.Пименова. – Ярославль:Академия развития, 2007.-352 с. ил.
- Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов/ Л.А.Гребеник (и др.); под ред. В.П.Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. 283 с. ил.- (Абитуриент).
- Кириленко А.А. Биология. Эволюция органического мира. Подготовка к ЕГЭ. : теория и тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко. – Ростов н/Дону: Легион, 2013. – 224 с. (Готовимся к ЕГЭ).
- Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. 10-11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни. Издание 4-е, переработанное и дополненное: учебно - методическое пособие. - Ростов н/Дону: Легион, 2012. – 384 с. (Готовимся к ЕГЭ).
- Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА -9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно- методическое пособие / А.А.Кириленко. Изд. 2-е. - Ростов н/Дону: Легион, 2013. – 298 с. (Готовимся к ЕГЭ).
- Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровни ЕГЭ. Изд. 5-е, перераб. и дополн. - Ростов н/Дону: Легион, 2013. – 272 с. (Готовимся к ЕГЭ).
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы /авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград:Учитель, 2007. – 174 с.
- «Биология: Пособие для поступающих в вузы» А.В. Пименов, О.В. Гончаров, 2003 год;
- «Готовимся к ЕГЭ: Общая биология» В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов, 2002 год;
- Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / Г.И. Лернер. Москва: Астрель, 2013. 350 с.
- Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005. – 352 с. – (Серия «Биология»).
- Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. Саратов: Лицей, 2005. -240 с. – (Биология).
- Лернер Г.И. Биология. Тема «Животные» (7-8 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
- Лернер Г.И. Биология. Тема «Человек» (8-9 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. –192с
- Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 10 – 11 КЛАСС.
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс учебное электронное издание, Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
1. научные новости биологии – www.nature.ru.
2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ МУЗЕИ РОССИИ
3. Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва http://www.museum.ru/museum/timiryazev/
- Государственный Дарвиновский музей, Москва
- http://darwin.museum.ru/
- Палеонтологический музей, Москва
- http://www.paleo.ru/index.html
- Музей истории Земли им. В.И. Вернадского, Москва
- http://www.sgm.ru/rus/science/index.html
:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Должны знать:
- характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе;
- понятие «биосистема»;
- возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира;
- значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии;
- основные царства органического мира, бактерии, растения, животные, грибы, вирусы, их роль в природе;
- организм как биосистему;
- регуляцию процессов жизнедеятельности организмов;
- половое и бесполое размножение организмов;
- оплодотворение и его значение;
- онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организма;
- основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности;
- изменчивость, её виды (мутационную, комбинативную и модификационную) и причины; норму реакции;
- значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения;
- факторы, формирующие здоровье человека;
- многоклеточные и одноклеточные организмы;
- основные положения клеточной теории;
- химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и др. неорганических веществ в жизни клетки;
- основные структурные элементы клетки и её части, ядро, цитоплазму, органоиды и включения;
- строение и функции прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
- деление клетки, митоз и мейоз; особенности половых клеток;
- клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке;
- строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации;
- значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом;
- ген и генетический код;
- основные биополимерные молекулы;
- процессы биосинтеза и расщепления биополимеров;
- роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов;
- сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организации.
Развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания.
Должны уметь:
- сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале,
- составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии,
- составлять тезисы текста, конспектировать текст,
- готовить рефераты.
- Способны решать следующие жизненно-практические задачи, т.е.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: формирования картины мира;
- доказательства единства органического мира;
- оценки состояния окружающей среды;
- объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции;
- гуманного, этического поведения в природе;
- охраны природы и редких, исчезающих видов;
- доказательства уникальной ценности жизни, всего живого;
- сохранения своего здоровья.
Перечень учебно – методического обеспечения.
- Федерального государственный стандарт
- Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень)
- Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой В.И.Сивоглазова ( программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. –Дрофа, 2006.-138с.),
- Примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006.
- Учебник: Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. для общеобразоват.учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2010. 304 с.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Таблицы по ботанике, анатомии и физиологии животных, Общей биологии.
- Рельефные таблицы.
- Динамические таблицы.
Объекты натуральные
- гербарий «Растительные сообщества»,
- гербарий «Основные отделы растений»,
- коллекция листьев, семян и плодов,
- набор микропрепаратов по разделам «Растения», «Бактерии. Грибы.
- Оборудование лабораторное
- Лупа (7-10*)
- световой микроскоп
- цифровой микроскоп
Дидактический материал:
- Раздаточный дидактический материал.
- Индивидуальные карточки с заданиями.
«Согласовано» Руководитель ШМО _________/Пушкарева В.Н./ ФИО Протокол № ____ от « » 08.2014 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 106 » __________ /_Слепова Е.В./ ФИО « » 09.2014 г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «СОШ № 106» _______________/Ткачёва Н.В. ФИО Приказ № ____ от « » 09.2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
_Сеферовой Ирины Николаевны учителя биологии и экологии
1 квалификационной категории
Ф.И.О., категория
по_биологии 11 класс
предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___
от « » 08.2014 г.
2014 - 2015 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка……………………………………….…стр.
2. Учебно – тематическое планирование……….. ……………….стр.
- Требования к уровню подготовки учащихся , обучающихся по данной программе………………………………………….……..стр.
4. Перечень учебно- методического обеспечения………………. стр.
5. Список литературы (основная и дополнительная) …………… стр.
6. Календарно-тематическое планирование ……………………… стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...