Статья. Тематический контроль знаний. Из опыта работы.
статья по биологии на тему

Белик Ольга Алексеевна

В статье описывается значение контроля знаний, способы контроля знаний и приведены примеры контрольных заданий по курсу "Человек", составленные автором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.tematicheskiy_kontrol_znaniy._iz_opyta_raboty.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический контроль знаний.  Из опыта работы.

                                                                                     Белик Ольга Алексеевна, учитель биологии

1. Значение контроля знаний

Чему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни. его всегда будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений. С пользой ли были потрачены на учебу время и усилия? Соответствуют ли приобретенные знания тем задачам, которые человек поставил перед собой?

Проверка знаний и умений – важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы.

Контроль знаний и умений учащихся – обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители, так как при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке обязательного учебного материала.

Учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны; из класса в класс постепенно с поднятием планки раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов (уровни организации жизни, свойства живого, взаимосвязь организма и среды и др.), формируется системное мышление. Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделить проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.

Проверка знаний и умений должна дать возможность оценить не только теоретические знания, но и практические умения.

В целях индивидуального подхода в обучении можно использовать разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся.

В связи с этим объективность учета успеваемости во многом связана с принятой учителем системой контроля.

Система тематического учета знаний и умений позволяет:

- подчинить поурочный контроль ведущим задачам темы;

- учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика, его работу на протяжении достаточно длительного времени (при изучении всей темы);

- выполнение заданий разного уровня сложности.

Она предполагает:

= выделение обязательных знаний и умений;

= исключение вопросов, излишне детализирующих учебный материал;

= контроль общеучебных навыков, а не только биологических (умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, переосмысливать учебную информацию, и т.д.).

Изучение состояния биологической подготовки учащихся – обязательное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять процессом обучения.

Систематическая проверка знаний способствует выработке у школьников установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.

В условиях подготовки к проведению итоговой аттестации в формате Единого государственного экзамена важно создать благоприятную обстановку для тренировки учащихся уже в основной школе.

Задания предусматривают возможность проверить знание материала на уровне запоминания, понимания, применения, а также умения (предметные, общеучебные и метапредметные) применять знания при сравнении, выявлении причин и следствий, решении задач, обобщении, формулировке выводов.

Последовательность заданий в каждой диагностической работе соответствует увеличению степени сложности. Наиболее сложными заданиями для учащихся являются задания на сравнение биологических объектов, на моделирование процессов, построение схем, на умение делать вывод. Такого рода задания будут полезны не только для постепенной подготовки к итоговой аттестации в формате Единого государственного экзамена, включающего подобные задания, но и для подготовки к итоговой аттестации в любо форме, к олимпиадам и конкурсам. Они способствуют формированию надпредметных умений, побуждают к интеграции знаний, применению их на практике.

В современных условиях основная педагогическая задача – получить новое качество образования, которое заключается не только в запоминании какой-либо информации, но и в умении анализировать и делать выводы, интерпретировать, систематизировать, сравнивать и прогнозировать, интегрировать знания и учения из разных областей познавательной деятельности. Все это поможет учащимся более быстро и успешно адаптироваться в дальнейшем обучении, полученной профессии, социальной среде.

Убедиться в успешности достижения цели обучения возможно при осуществлении обратной связи, которая может быть организована разными способами.

2. Способы контроля знаний

Различают текущую, тематическую и итоговую (годовую) проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей, так и для итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная, текстовая (письменная и графическая), практическая.

Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому особенно широкое применение в обучении биологии находят тестовые формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.).

Тестовые формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении. Только тестовые формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у школьников мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.

Тестовые формы проверки имеют определенные недостатки: например, высокая вероятность угадывания правильного ответа, ответы к тестовым заданиям легко списать у товарища. Устранению этого недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Тестовые формы проверки, как правило, не позволяют выявить умение учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. Поэтому, кроме тестовой проверки, целесообразно использовать задания, представленные вопросами, задачами и т.д.

Включение в задания для тематического контроля познавательных задач позволяет не только проверить качество усвоения  школьниками фактической информации, но прежде всего – оценивать и развивать у них умение использовать полученные знания для решения учебных проблем, требующих теоретического анализа ситуации или неоднозначного подхода к ней. Формируемые при этом гибкость мышления и его творческая направленность понадобятся будущим выпускникам не только в школьный период их жизни

3. Примеры заданий (из опыта работы)

8 класс. Курс «Человек и его здоровье».

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «НЕРВНАЯ И ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА».

Эта работа позволяет ученику выбрать разные варианты ее выполнения. Кроме того, она является разноуровневой: 1-я часть поверяет усвоение основных терминов, 2-я проверяет понимание основных процессов, протекающих в нервной системе и умение использовать схемы, 3-я предполагает умение выявлять и описывать взаимосвязи, а 4-я рассчитана на творческое применение полученных на уроках знаний.

Вариант 1.

Часть 1. Выберите по одному термину из каждого раздела и дайте им определения (всего три термина).

Раздел А.        - аксон

                    - нервный импульс

                    - синапс

Раздел Б.        - периферическая нервная система

                    - соматический отдел

                    - симпатический подотдел

Раздел В.        - гуморальная регуляция

                    - гормон

                    - гипофиз

Часть 2. Изобразите схему рефлекторной дуги рефлекса.

Рефлекс: при раздражении дыхательных путей инородным телом мускулатура гортани и межреберная мускулатура сокращаются, человек кашляет.

Часть 3. Какая связь существует между понятиями (выберите три пункта):

- железа внутренней секреции — гормон;

- чувствительный нейрон — рабочий нейрон;

- гипофиз — щитовидная железа;

- гормон — орган-мишень;

- симпатический подотдел — автономный отдел.

Часть 4. Ответьте на вопросы: (выберите два)

А) Как строение нервной ткани связано с ее функциями?

Б) Какие меры нужно принимать, чтобы уменьшить риск заболевания щитовидной  железы?

В) Почему все внутренние органы находятся одновременно под контролем и нервной системы (автономного отдела), и гормонов?

Г) За какие процессы отвечает кора больших полушарий? (5-7 примеров)

Д) Какое значение имеют кровеносные сосуды в оболочках мозга?

НА ОЦЕНКУ 3 --- часть 1 и часть 3

НА ОЦЕНКУ 4 --- часть 1 и часть 3

                             (только два пункта из ч.3)

                                часть 2

НА ОЦЕНКУ 5 --- часть 1 и часть 3

                         (только один пункт)

                                часть 2

                                часть 4

Вариант 2.

Часть 1. Выберите по одному термину из каждого раздела и дайте им определения (всего три термина).

Раздел А.        - дендрит

                    - нейрон

                    - миелиновая оболочка

Раздел Б.        - центральная нервная система

                    - автономный отдел

                    - парасимпатический подотдел

Раздел В.        - нервная регуляция

                    - железы внутренней секреции

                    - гипоталамус

Часть 2. Изобразите схему рефлекторной дуги рефлекса.

Рефлекс: при действии яркого света сокращается гладкая мышца глаза, зрачок сужается (уменьшается в диаметре).

Часть 3. Какая связь существует между понятиями (выберите три пункта):

- головной мозг — промежуточный мозг;

- нейрон — нервный импульс;

- миелиновая оболочка — нейрон;

- железа внутренней секреции — орган-мишень;

- нейрон — рефлекторная дуга.

Часть 4. Ответьте на вопросы: (выберите два)

А) Почему люди бывают разного роста? (Используйте знания об эндокринной системе).

Б) Почему нельзя есть много сладкого? На работе какой железы это может отразиться?

В) Почему все внутренние органы находятся одновременно под контролем и симпатического, и парасимпатического подотделов нервной системы?

Г) Как влияет на работу организма продолговатый мозг? (5-7 примеров).

Д) Какое значение для организма имеют нервы?

НА ОЦЕНКУ 3 --- часть 1 и часть 3

НА ОЦЕНКУ 4 --- часть 1 и часть 3

                     (только два пункта из ч.3)

                                часть 2

НА ОЦЕНКУ 5 --- часть 1 и часть 3

                           (только один пункт)

                                часть 2

                                часть 4

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА».

1 вариант.

Часть I. Тест (+/–).

1.Измельчение пищи - это переваривание.

2.Пища окончательно переваривается в кишечнике.

3.Ферменты ускоряют переваривание пищи.

4.Ферменты в организме человека есть только в пищеварительной системе.

5.Переваривание - это превращение веществ пищи в растворимые вещества.

6.Для доставки веществ к клеткам необходима кровь.

7.Процесс всасывания веществ из ПС в кровь происходит только в кишечнике.

8.Пища может перевариваться в ротовой полости, желудке и кишечнике.

9.Пищеварительный сок вырабатывается только в желудке.

10.Углеводы в ПС расщепляются на аминокислоты.

Часть II. Вопросы о взаимосвязях (выполните одно из этих 2-х заданий).

1. Проследите путь кусочка мяса от ротовой полости до клеток скелетных мышц (кусочек мяса состоит, в основном, из белков). Ответ постарайтесь написать в виде схемы со стрелками.

2. Как связана пищеварительная система:

а) с кровеносной системой;

б) с нервной системой;

в) с дыхательной системой;

г) с эндокринной системой.

Дайте объяснение для каждого пункта отдельно.

Часть III. Вопросы.

1.Почему ранки в полости рта быстро заживают?

2.Чем отличается по составу кровь, поступающая в капилляры кишечных ворсинок, от крови, оттекающей от ворсинок?

3.Почему вредно самолечение кишечных заболеваний антибиотиками?(в-ва, убивающие бактерий)

Часть IV. Вопросы на размышление –дополнительные (выберите любые 4 вопроса).

1. Почему необходим мышечный слой в стенках пищеварительной системы:

а) в пищеводе

б) в желудке

в) в кишечнике

2. Какое значение имеют волнообразные движения кишечника?

3. Почему в зубной эмали могут образоваться трещины?

4. Что такое желудочный сок?

5. Какие организмы живут в толстом кишечнике? Какова их роль?

6. Площадь поверхности тонкого кишечника очень велика – в три раза больше площади поверхности тела. Какое это имеет значение?

7. Стенки желудка не имеют ворсинок, а стенка кишечника вся покрыта ими. С чем связаны эти различия?

8. Мы не можем построить наши клетки из яичного белка, молочного белка или белка грибов. Тогда зачем мы употребляем их в пищу?

2 вариант.

Часть I. Тест (+/–).

1.Пища переваривается в основном в желудке.

2.Белки расщепляются в ПС на аминокислоты.

3.В пищеварительной системе здорового человека обязательно должны жить бактерии.

4.Пищеварительные соки образуются в ротовой полости, желудке и кишечнике.

5.Вещества пищи нужны организму только в качестве источника энергии.

6.Ферменты – это белки, ускоряющие любые реакции.

7.Всасывание веществ в кровь из ПС происходит с помощью диффузии.

8.Углеводы начинают перевариваться в желудке.

9.Вся пища окончательно переваривается в кишечнике.

10.Вода всасывается в кровь только в толстом кишечнике.

Часть II. Вопросы о взаимосвязях (выполните одно из этих 2-х заданий).

1. Проследите путь кусочка мяса от ротовой полости до клеток скелетных мышц (кусочек мяса состоит, в основном, из белков). Ответ постарайтесь написать в виде схемы со стрелками.

2. Как связана пищеварительная система:

а) с кровеносной системой;

б) с нервной системой;

в) с дыхательной системой;

г) с эндокринной системой.

Дайте объяснение для каждого пункта отдельно.

Часть III. Вопросы.

1.Почему у людей с плохими зубами часто заболевает желудок?

2.Почему желудок объёмистый и без ворсинок, а кишка длинная и с ворсинками?

3.В чем польза для здоровья грубой пищи: сырых овощей, ржаного хлеба и др.?

Часть IV. Вопросы на размышление – дополнительные (выберите любые 4 вопроса).

1. Почему необходим мышечный слой в стенках пищеварительной системы:

а) в пищеводе

б) в желудке

в) в кишечнике

2. Какое значение имеют волнообразные движения кишечника?

3. Почему в зубной эмали могут образоваться трещины?

4. Что такое желудочный сок?

5. Какие организмы живут в толстом кишечнике? Какова их роль?

6. Площадь поверхности тонкого кишечника очень велика – в три раза больше площади поверхности тела. Какое это имеет значение?

7. Стенки желудка не имеют ворсинок, а стенка кишечника вся покрыта ими. С чем связаны эти различия?

8. Мы не можем построить наши клетки из яичного белка, молочного белка или белка грибов. Тогда зачем мы употребляем их в пищу?

4. Заключение

В условиях подготовки к проведению итоговой аттестации в формате Единого государственного экзамена важно создать благоприятную обстановку для тренировки учащихся уже в основной школе.

Задания предусматривают возможность проверить знание материала на уровне запоминания, понимания, применения, а также умения (предметные, общеучебные и надпредметные) применять знания при сравнении, выявлении причин и следствий, решении задач, обобщении, формулировке выводов.

Последовательность заданий в каждой диагностической работе соответствует увеличению степени сложности. Наиболее сложными заданиями для учащихся являются задания на сравнение биологических объектов, на моделирование процессов, построение схем, на умение делать вывод. Такого рода задания будут полезны не только для постепенной подготовки к итоговой аттестации в формате Единого государственного экзамена, включающего подобные задания, но и для подготовки к итоговой аттестации в любо форме, к олимпиадам и конкурсам. Они способствуют формированию надпредметных умений, побуждают к интеграции знаний, применению их на практике.

5. Использованная литература

Т.С.Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии. Классы 6-8. Методическое пособие. М., Издательский дом «Дрофа», 1997.

В.З.Резникова и др. Тестовый контроль учащихся по биологии. Пособие для учителя. М., «Просвещение», «Учебная литература», 1997.

А.В.Кулев. Общая биология. 10 класс. Методическое пособие. С-Пб, «Паритет», 2002.

Г.Н.Панина. Биология. Диагностические работы. 6-9 классы (авторская линия И.Н.Пономаревой). С-Пб, «Паритет», 2006.

Г.Н.Панина. Биология. Диагностические работы. 6-9 классы (авторская линия Н.И.Сонина). С-Пб, «Паритет», 2005.

Н.В.Груздева. Способы систематизации и обобщения материала при изучении раздела “Человек и его здоровье». Методические рекомендации. Л., ЛГИУУ, 1990.

Г.М.Муртазин. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учащихся IX-X классов. М., «Просвещение», 1972.

Г.М.Муртазин. Активные формы и методы обучения биологии. Курс «Человек и его здоровье». М., «Просвещение», 1997.

В.Н.Семенцова. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс. Методическое пособие. С-Пб, «Паритет», 2003.

В.Н.Семенцова. Биология. Технологические карты уроков. 9 класс. Методическое пособие. С-Пб, «Паритет», 2005.

Под редакцией Г.С.Ковалевой. ЕГЭ. Биология. Контрольные измерительные материалы. 2003-2004. М., «Просвещение», 2003.

Г.Н.Панина, Г.А.Павлова. ЕГЭ. Биология. Контрольные измерительные материалы. 2009. М., «Просвещение», 2009.

Г.И.Лернер. ЕГЭ 2007. Биология: Тематические тренировочные задания. М., «Эксмо», 2007.

Г.И.Лернер. ЕГЭ 2008. Биология: Тематические тренировочные задания. М., «Эксмо», 2008.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль знаний по теме "Алгоритмизация и программирование" (9 класс)"

Цель контрольной работы: проверить  усвоения знаний по теме "Алгоритмизация и программирование" (9 класс)...

Тематический контроль знаний по теме "Первоначальные химические понятия"

Тематический контроль знаний по теме "Первоначальные химические понятия" представлен двумя вариантами тестов, в которых отражены практически все вопросы данной темы....

Тестовое задание на уроках математики - один из эффективных методов тематического контроля знаний учащихся.

В данной статье автор обращается к методике составления и проведения тестовых заданий, позволяющих повысить эффективность учебного процесса, оперативно проверить качество усвоения знаний и восполнить ...

Тематический контроль знаний учащихся по теме "Атмосфера" 6 класс

Тематический контроль знаний учащихся по теме "Атмосфера" включает в себя элементы тестирования, знаний определений географических понятий, решений задач на определение атмосферного давления, суточног...

Зачетные формы организации тематического контроля знаний учащихся. ( Хочу поделиться опытом работы) Учитель МОУ « ООШ № 10» Шепелева А.Б.

Важное звено учебного процесса в проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся – тематический  зачет....

Общественные смотры знаний – эффективная и нетрадиционная форма организации тематического контроля знаний учащихся на уроках математики

В данном докладе говорится о общественных смотрах знаний, которые являются одной из нетрадиционных форм проверки знаний учащихся по определенному, достаточно большому разделу программы. Многолетний оп...

Статья «Формы контроля знаний на уроках технологии»

Статья предназначена для контроля знаний учащихся (девочек) 7 класса. В статье предлагаются тестовые задания для проведения вводного, полугодового и иготового (промежуточного) контроля знаний....