Рабочая программа курса "Основы санитарии и гигиены" 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа курса "Основы санитарии и гигиены" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_gigieny_i_sanitarii.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО_______ | Утверждена руководителем образовательного учреждения |
/__________________/ «___»__________20__г.
«___»___________20__г.
Согласована
заместителем директора
по учебно-воспитательной работе
/_______/ _______________/
«___»___________20__г.
Рабочая программа
элективного курса по биологии в 9 классе
Составитель:
учитель биологии - Конакова Е.С.
2013г.
«Основы гигиены и санитарии».
Пояснительная записка
Здоровье – это “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов”. Знания о причинах и факторах, влияющих на их здоровье и жизнеспособность, очень важны для сохранения здоровья и повышения продолжительности и качества жизни в условиях неблагоприятной экологической, социальной и демографической обстановки.
Элективный курс «Основы гигиены и санитарии» предоставляет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии. Получение ими знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи.
Предлагаемый элективный курс носит обучающий, ориентационный , развивающий и социальный характер. Он является необходимым для учащихся , так как позволит школьникам понять причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своем здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.
Цель программы: расширение и углубление знаний учащихся в области современных достижений гигиены и санитарии. Формирование здорового образа жизни, формирование культуры здоровья; создание ориентационной основы для осознанного выбора естественно-научного профиля
Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:
1) помочь школьникам овладеть современными достижениями биологической науки в области гигиены и санитарии;
2) формировать осознанное отношение к своему здоровью; (отношение к
здоровью как к ценности), конкретные привычки здорового образа
жизни
3) научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
4)использовать в поведении информацию, которая служит сохранению иукреплению здоровья;
5) использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.
Данный элективный курс разработан на основе программы элективного курса «Жизненные циклы» Н.Н.Сахарова, из сборника элективных курсов по биолоии (автор-составитель- И.П.Чередниченко) Волгоград:Учитель 2007г.
Данный элективный курс разработан на основе программы элективного курса «Основы гигиены и санитарии» Л.С.Усаковой, из сборника элективных курсов по биологии (автор-составитель- И.П.Чередниченко) Волгоград: Учитель 2007г.
Для реализации данной программы используется литература:
Никимов А.И. Биология. Справочник школьника.
Детская энциклопедия «Я познаю мир».
Батуев Л.С. Человек краткий курс. .:М. Дрофа 1997.
ЕвсеевИ.С. Биология за 24 часа Расто-на Дону Феникс 2008г.
Зверев И.Д. Хрестоматия для чтения по анатомии.
Привес М.Б. Анотомия человека Спб.; Изд.дом «СПбМАПО» 2004
Мультимедиа-поддержка:
1. Биология 6-11классы: лабораторный практикум(CD)
2. Биология. ( класс. Общие закономерности: мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова и др. (CD)
3. Биология репетитор (CD)
Интернет - ресурсы:
- http://bio/1september/ru - газета «Биология» (приложение к газете 1 сентября)
- www.sbio/enfo - научные новости биологии;
- www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования;
- www.km.ru/edikation - учебные материалы и словари «Кирил и Мифодий»;
- http://www.rusedu.ru – педсовет;
- http://school-collection.edu.ru –единая коллекция ЦОР.
В виду того, что программа является примерной, а также в виду того, что по учебному плану школы на этот курс выделено 17 часов в год, считаю возможным следующее тематическое планирование:
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
I | Введение. Предмет и методы гигиены | 1 | 1 | ||||
II | Физическая активность и здоровье Профилактика инфекционных заболеваний | 2 | 2 | 1 | |||
III | Профилактика травм | 2 | 2 | 1 | 1 | ||
IV | Сердечно-сосудистые заболевания | 2 | 2 | 1 | 1 | ||
V | Гигиена дыхания, питания. Гигиена кожи, одежды и обуви | 7 | 7 | 3 | 2 | ||
VI | Вредные привычки | 1 | 1 | 1 | |||
VII | Итоговое занятие. Защита проектных работ учащихся. | 1 | 1 | 1 | |||
Всего | 17 | 15 | 3 | 2 | 1 | 7 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Самостоятельные работы, ч. | Дата проведения занятия | ||
Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольные работы, ч. | По плану | По факту | ||||
I. Введение. Предмет и методы гигиены | 1 | ||||||
1.1 | Предмет и методы гигиены. Санитария как прикладная часть гигиены. Методы гигиены. | 1 | 16.01 | ||||
II. Физическая активность и здоровье | 2 | 1 | |||||
2.1 | Отрицательное влияние гиподинамии. | 1 | 23.01 | ||||
2.2 | Роль опорно-двигательной активности в физическом и психическом развитии ребенка. | 1 | 1 | 30.02 | |||
III. Профилактика инфекционных заболеваний | 1 | 1 | |||||
3.1 | Микроорганизмы – возбудители болезней. Защитные силы организма. Стадии развития инфекционных заболеваний | 1 | 1 | 6.02 | |||
IV. Профилактика травм | 2 | 1 | 1 | ||||
4.1 | Травматизм юношей. Ушибы, вывихи, переломы, ожоги, обморожения. Кровотечения: определение типа и способы остановки. | 1 | 13.02 | ||||
4.2 | Приемы оказания ПМП. Предупреждение травматизма. | 1 | 1 | 1 | 20.02 | ||
V. Сердечно-сосудистые заболевания | 2 | 1 | |||||
5.1 | Особенности строения ССС юношеского возраста. Тренировка сердца и сосудов. | 1 | 27.02 | ||||
5.2 | Влияние курения и употребления спиртных и наркотических веществ на ССС. Экскурсия в кардиологический кабинет «Знакомство с кардиографией». | 1 | 1 | 06.03 | |||
VI. Гигиена дыхания, питания. Гигиена кожи, одежды и обуви | 7 | 3 | 2 | ||||
6.1 | Особенности функционирования органов дыхания. Понятие о кислородном голодании. Гигиенические основы дыхания. | 1 | 13.03 | ||||
6.2 | Практическая работа «Дыхательные функциональные пробы» | 1 | 20.03 | ||||
6.3 | Принцип рационального питания. Режим питья. Санитарно - гигиенические требования к хранению и употреблению продуктов питания и воды. | 1 | 10.04 | ||||
6.4 | Заболевания органов пищеварения. Меры ПМП при отравлениях. Профилактика глистных инвазий. Вредоносное действие никотина, алкоголя, наркотиков. | 1 | 17.04 | ||||
6.5 | Практическая работа «Рацион и режим питания и питья» | 1 | 24.04 | ||||
6.6 | Функции кожи и причины их нарушений. Профилактика аллергических, гнойничковых и грибковых заболеваний. Закаливание. Гигиена. | 1 | 1 | 02.05 | |||
6.7 | Приемы ухода за кожей и её производными Защита кожных покровов в быту и на производстве. Приемы закаливания. ПМП при солнечных, тепловых ударах и переохлаждении. Подбор одежды и обуви | 1 | 1 | 1 | 08.05 | ||
Итоговое занятие. Защита проектных работ учащихся. | 2 | 2 | 2 | 15.05 | |||
Всего | 17 | 4 | 2 | 8 |
Предполагаемые результаты.
В результате проводимых занятий должны преобрести
Знания
- о физиологии и здоровье человека,
- приспособительных особенностях организмов,
- о значении правильного питания, дыхания,
- о необходимости закаливания, соблюдения правил гигиены и санитарии для укрепления здоровья.
- о профилактике наиболее опасных заболеваний.
Умения и навыки
- умение применять методики оценки состояния сред на практике
- организовать работу в группах;
- работать по алгоритму;
- работать с дополнительной литературой, с определителями, энциклопедиями, справочниками;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- общеучебные умения (обобщать, сравнивать, делать выводы)
- организацию первой помощи при сердечно – сосудистых заболеваниях;
- система психофизического саморегулирования;
- организация труда и отдыха;
- составление рациона питания;
- проведение санитарного анализа воздуха в помещении;
- проведение санитарного анализа природной воды на предмет ее пригодности для питья.
- представлять итоги работы в виде сообщений, проектов, презентаций.
Содержание курса
Содержание программы раскрывает научно – биологические проблемы, которые в незначительном объеме представлены в базовом курсе биологии 8 класса; включает в себя теоретический и практический материал. В ходе теоретических занятий рассматриваются гигиена питания, дыхания; вопросы профилактики сердечно – сосудистых, кожных и инфекционных заболеваний; предупреждение наркомании и табакокурения.
Предмет и методы гигиены. Санитария как прикладная часть гигиены. Методы гигиены. Физическая активность и здоровье. Отрицательное влияние гиподинамии. Роль опорно-двигательной активности в физическом и психическом развитии ребенка. Профилактика инфекционных заболеваний
Микроорганизмы – возбудители болезней. Защитные силы организма. Стадии развития инфекционных заболеваний. Профилактика травм
Травматизм юношей. Ушибы, вывихи, переломы, ожоги, обморожения. Кровотечения: определение типа и способы остановки. Приемы оказания ПМП. Предупреждение травматизма. Сердечно-сосудистые заболевания
Особенности строения ССС юношеского возраста. Тренировка сердца и сосудов. Влияние курения и употребления спиртных и наркотических веществ на ССС. Гигиена дыхания.Особенности функционирования органов дыхания. Понятие о кислородном голодании. Гигиенические основы дыхания
Гигиена питания. Принцип рационального питания. Режим питья. Санитарно - гигиенические требования к хранению и употреблению продуктов питания и воды. Заболевания органов пищеварения. Меры ПМП при отравлениях. Профилактика глистных инвазий. Вредоносное действие никотина, алкоголя, наркотиков. Рацион питания. Гигиена кожи. Гигиена одежды и обуви
Функции кожи и причины их нарушений. Профилактика аллергических, гнойничковых и грибковых заболеваний. Закаливание. Гигиена. Приемы ухода за кожей и её производными Защита кожных покровов в быту и на производстве. Приемы закаливания. ПМП при солнечных, тепловых ударах и переохлаждении. Подбор одежды и обуви. Вредные привычки
Наркотики. Их свойства. Стадии развития наркомании. Подростковый алкоголизм. Никотин – младший брат наркотиков.
Практическим содержанием программы является определение функциональных сердечно – сосудистых проб, измерение артериального давления и частоты пульса до и после физической нагрузки, выявление плоскостопия и недостатков осанки, приемы оказания ПМП, определение дыхательных функциональных проб, составление примерных меню на день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
рабочая программа по санитарии и гигиене
рабочая программа по санитарии и гигиене для студентов СПО...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...