Рабочая программа курса "Основы санитарии и гигиены" 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Конакова Екатерина Сергеевна

Рабочая программа курса "Основы санитарии и гигиены" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_gigieny_i_sanitarii.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

 Председатель МО_______

       Утверждена руководителем                                           образовательного учреждения
 
__________/_____________/

/__________________/                                    «___»__________20__г.

«___»___________20__г.
 
  Согласована

 заместителем директора

по учебно-воспитательной работе

/_______/ _______________/

«___»___________20__г.

 

Рабочая программа

элективного курса по  биологии в  9  классе

 


 

Составитель:

 учитель биологии - Конакова Е.С.

 

2013г.

 «Основы гигиены и санитарии».

Пояснительная записка

           Здоровье – это “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов”. Знания о причинах и факторах, влияющих на их здоровье и жизнеспособность, очень важны для сохранения здоровья и повышения продолжительности и качества жизни в условиях неблагоприятной экологической, социальной и демографической обстановки.

Элективный курс «Основы гигиены и санитарии» предоставляет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии. Получение ими знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи.

Предлагаемый элективный курс носит обучающий, ориентационный , развивающий и социальный характер. Он является необходимым для учащихся , так как позволит школьникам понять причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своем здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.

Цель программы: расширение и углубление знаний учащихся в области современных достижений гигиены и санитарии. Формирование здорового образа жизни, формирование культуры здоровья; создание ориентационной основы для осознанного выбора естественно-научного профиля

Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:

1) помочь школьникам овладеть современными достижениями биологической науки в области гигиены и санитарии;

2) формировать осознанное отношение к своему здоровью; (отношение к

здоровью как к ценности),  конкретные привычки здорового образа

жизни

3) научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;  

4)использовать в поведении информацию, которая служит сохранению иукреплению здоровья;

5) использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.

Данный элективный курс разработан на основе программы элективного курса «Жизненные циклы» Н.Н.Сахарова, из сборника элективных курсов по биолоии (автор-составитель- И.П.Чередниченко) Волгоград:Учитель 2007г.

Данный элективный курс разработан на основе программы элективного курса «Основы гигиены и санитарии» Л.С.Усаковой, из сборника элективных курсов по биологии (автор-составитель- И.П.Чередниченко) Волгоград: Учитель 2007г.

Для реализации данной программы используется литература:

Никимов А.И. Биология. Справочник школьника.

Детская энциклопедия «Я познаю мир».

Батуев Л.С. Человек краткий курс. .:М. Дрофа 1997.

ЕвсеевИ.С.  Биология за 24 часа Расто-на Дону  Феникс 2008г.

Зверев И.Д. Хрестоматия для чтения по анатомии.

Привес М.Б. Анотомия человека  Спб.; Изд.дом «СПбМАПО» 2004

Мультимедиа-поддержка:

1. Биология 6-11классы:  лабораторный практикум(CD)

2. Биология. ( класс. Общие закономерности: мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова и др. (CD)

3. Биология репетитор (CD)

Интернет - ресурсы:

  1. http://bio/1september/ru - газета «Биология» (приложение к газете 1 сентября)
  2. www.sbio/enfo - научные  новости биологии;
  3. www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования;
  4. www.km.ru/edikation - учебные материалы и словари «Кирил и Мифодий»;
  5. http://www.rusedu.ru – педсовет;
  6. http://school-collection.edu.ru –единая коллекция ЦОР.

           В виду того, что программа является примерной, а также в виду того, что по учебному плану школы на этот курс выделено 17 часов в год, считаю возможным следующее тематическое планирование:

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные  и  практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная  работа, ч.

I

Введение. Предмет и методы гигиены

1

1

II

Физическая активность и здоровье

Профилактика инфекционных заболеваний

2

2

1

III

Профилактика травм

2

2

1

1

IV

Сердечно-сосудистые заболевания  

2

2

1

1

V

Гигиена дыхания, питания. Гигиена кожи,   одежды и обуви

7

7

3

2

VI

Вредные привычки        

1

1

1

VII

Итоговое занятие. Защита проектных работ учащихся.

1

1

1

Всего

17

15

3

2

1

7

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Самостоятельные работы, ч.

Дата проведения занятия

Лабораторные  и практические работы, ч.

Контрольные  работы, ч.

По плану

По факту

I. Введение.  Предмет и методы гигиены

1

1.1

Предмет и методы гигиены. Санитария как прикладная часть гигиены. Методы гигиены.

1

16.01

II. Физическая активность и здоровье

2

1

2.1

Отрицательное влияние гиподинамии.

1

23.01

2.2

Роль опорно-двигательной активности в физическом и психическом развитии ребенка.

1

1

30.02

III. Профилактика инфекционных заболеваний

1

1

3.1

Микроорганизмы – возбудители болезней. Защитные силы организма. Стадии развития инфекционных заболеваний

1

1

6.02

IV. Профилактика травм

2

1

1

4.1

Травматизм юношей. Ушибы, вывихи, переломы, ожоги, обморожения. Кровотечения: определение типа и способы остановки.

1

13.02

4.2

Приемы оказания ПМП. Предупреждение травматизма.

1

1

1

20.02

V. Сердечно-сосудистые заболевания  

2

1

5.1

Особенности строения ССС юношеского возраста. Тренировка сердца и сосудов.

1

27.02

5.2

Влияние курения и употребления спиртных и наркотических веществ на ССС.

Экскурсия в кардиологический кабинет  «Знакомство с кардиографией».

1

1

06.03

VI. Гигиена дыхания, питания. Гигиена кожи, одежды и обуви

7

3

2

6.1

Особенности функционирования органов дыхания. Понятие о кислородном голодании. Гигиенические основы дыхания.

1

13.03

6.2

Практическая работа «Дыхательные функциональные пробы»

1

20.03

6.3

Принцип рационального питания. Режим питья. Санитарно - гигиенические требования к хранению и употреблению продуктов питания и воды.

1

10.04

6.4

Заболевания органов пищеварения. Меры ПМП при отравлениях. Профилактика глистных инвазий. Вредоносное действие никотина, алкоголя, наркотиков.

1

17.04

6.5

Практическая работа «Рацион и режим питания и питья»

1

24.04

6.6

Функции кожи и причины их нарушений. Профилактика аллергических, гнойничковых и грибковых заболеваний. Закаливание. Гигиена.

1

1

02.05

6.7

Приемы ухода за кожей и её производными Защита кожных покровов в быту и на производстве. Приемы закаливания. ПМП при солнечных, тепловых ударах и переохлаждении. Подбор одежды и обуви

1

1

1

08.05

Итоговое занятие. Защита проектных работ учащихся.

2

2

2

15.05

Всего

17

4

2

8

Предполагаемые результаты.

В результате проводимых занятий должны преобрести

Знания

  • о физиологии и здоровье человека,
  • приспособительных особенностях организмов,
  • о значении правильного питания, дыхания,
  • о необходимости закаливания, соблюдения правил гигиены и санитарии для укрепления здоровья.
  • о профилактике наиболее опасных заболеваний.

Умения и навыки

  • умение применять методики  оценки состояния сред на практике
  • организовать работу в группах;
  • работать по алгоритму;
  • работать с дополнительной литературой, с определителями, энциклопедиями, справочниками;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • общеучебные умения (обобщать, сравнивать, делать выводы)
  • организацию первой помощи при сердечно – сосудистых заболеваниях;
  • система психофизического саморегулирования;
  • организация труда и отдыха;
  • составление рациона питания;
  • проведение санитарного анализа воздуха в помещении;
  • проведение санитарного анализа природной воды на предмет ее пригодности для питья.
  • представлять итоги работы в виде сообщений,  проектов, презентаций.

Содержание курса

Содержание программы раскрывает научно – биологические проблемы, которые в незначительном объеме представлены в базовом курсе биологии 8 класса; включает в себя теоретический и практический материал. В ходе теоретических занятий рассматриваются гигиена питания, дыхания; вопросы профилактики сердечно – сосудистых, кожных и инфекционных заболеваний; предупреждение наркомании и табакокурения.

Предмет и методы гигиены. Санитария как прикладная часть гигиены. Методы гигиены. Физическая активность и здоровье. Отрицательное влияние гиподинамии. Роль опорно-двигательной активности в физическом и психическом развитии ребенка. Профилактика инфекционных заболеваний

Микроорганизмы – возбудители болезней. Защитные силы организма. Стадии развития инфекционных заболеваний. Профилактика травм

Травматизм юношей. Ушибы, вывихи, переломы, ожоги, обморожения. Кровотечения: определение типа и способы остановки. Приемы оказания ПМП. Предупреждение травматизма. Сердечно-сосудистые заболевания

Особенности строения ССС юношеского возраста. Тренировка сердца и сосудов. Влияние курения и употребления спиртных и наркотических веществ на ССС. Гигиена дыхания.Особенности функционирования органов дыхания. Понятие о кислородном голодании. Гигиенические основы дыхания

Гигиена питания. Принцип рационального питания. Режим питья. Санитарно - гигиенические требования к хранению и употреблению продуктов питания и воды. Заболевания органов пищеварения. Меры ПМП при отравлениях. Профилактика глистных инвазий. Вредоносное действие никотина, алкоголя, наркотиков. Рацион питания. Гигиена кожи. Гигиена одежды и обуви

Функции кожи и причины их нарушений. Профилактика аллергических, гнойничковых и грибковых заболеваний. Закаливание. Гигиена. Приемы ухода за кожей и её производными Защита кожных покровов в быту и на производстве. Приемы закаливания. ПМП при солнечных, тепловых ударах и переохлаждении. Подбор одежды и обуви. Вредные привычки

Наркотики. Их свойства. Стадии развития наркомании. Подростковый алкоголизм. Никотин – младший брат наркотиков.

Практическим содержанием программы является определение функциональных сердечно – сосудистых проб, измерение артериального давления и частоты пульса до и после физической нагрузки, выявление плоскостопия и недостатков осанки, приемы оказания ПМП,  определение дыхательных  функциональных проб, составление примерных меню на день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

рабочая программа по санитарии и гигиене

рабочая программа по санитарии и гигиене для студентов СПО...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...