ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Всего 15 тысяч лет назад человечество состояло из бродячих «дикарей» - собирателей и охотников вроде тех индейцев, что все еще ведут исконный образ жизни в дебрях Южной Америки. Первоначально наши далекие предки были представлены формами, мало чем отличными от непоседливых шимпанзе, которые никогда не достигают большой численности, скитаясь стаями по десять-двенадцать особей. Спустя несколько тысячелетий число представителей Homo sapiens превратилось в устрашающую и непрестанно растущую величину: в 1000 году население планеты Земля составляло 275 млн человек, в 1900 - 16,6 млрд, в начале 1988 - 5 млрд человек...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proiskhozhdenie_cheloveka._etapy_ego_stanovleniya.doc | 104.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Уроки 3-4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ
Цели: углубление знаний учащихся о происхождении челове ка; этапах его эволюции. Формировать умения: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эво люции; работать с дополнительной литературой.
Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитаю щего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внут реннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.
Ход уроков
I. Организационный момент.
П. Введение в тему. Вступительное слово учителя.
Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки чело века, последнего предела планетарной эволюции. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пы тались ответить на вопрос о происхождении человека...
История возникновения человека сложна и противоречива, много в ней «белых пятен» и неразрешенных вопросов...
Всего 15 тысяч лет назад человечество состояло из бродячих «дикарей» - собирателей и охотников вроде тех индейцев, что все еще ведут исконный образ жизни в дебрях Южной Америки. Пер воначально наши далекие предки были представлены формами, мало чем отличными от непоседливых шимпанзе, которые никогда не достигают большой численности, скитаясь стаями по десять-двенадцать особей. Спустя несколько тысячелетий число предста вителей Homo sapiens превратилось в устрашающую и непрестанно растущую величину: в 1000 году население планеты Земля состав ляло 275 млн человек, в 1900 - 16,6 млрд, в начале 1988 - 5 млрд человек...
Ни один вид животного мира не способен генетически пере строиться м столь короткий срок, какой понадобился человеку, чтобы совершенно изменить свой образ жизни.
Давайте рассмотрим узловые моменты истории Homo sapiens.
Эволюция приматов началась примерно 60 млн лет назад. Группа высших обезьян - дриопитеков, - дала начало двум эволю ционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид - го риллы и шимпанзе - живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид - Человек разумный. Опираясь на факты, которые изложены в учебнике, попытаемся воспроизве сти этапы эволюции этого удивительного, уникального вида.
Для этого:
1) ознакомимся с материалом учебника на с. 10-13;
2) распределим информацию по колонкам таблицы «Этапы
эволюции человека».
III. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы «Этапы эволюции человека».
Этапы эволюции | Пища | Способы добывания пищи | Особенности | ||
Строение ротового аппарата | Объем голов ного мозга | Образ жизни | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Рамапи-тек | Раститель ная: - семена - коренья; - листья; - стебли | Искали; сры вали; выкапы вали; совер шали множе ство движений передними конечпосгями; наклонялись; разгибали и выпрямляли спину | Коренные зубы были широкими и плоскими; между рез цами и ко ренными зубами поя вились клыки | . | |
2. Австра лопитек | Раститель ная; живот ная (нали чие клы ков) | Искал; сры вал; выкапы вал | Имел рез цы, клыки и коренные зубы | 530 см3 | Не изготавли вали орудий труда |
3. Человек умелый | Раститель ная; живот ная | Искал; сры вал; выкапы вал; возмож но, охотился | 650-1100 см3 | Свободно хо дил на двух ногах; мог дер жать в руках каменные ору дия и использо вать их в рабо те; мог изготав ливать примитивные инструменты | |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
4. Человек прямохо дящий | Раститель ная; живот ная | Охотились; срывали; вы капывали | Массивная и тяжелая нижняя челюсть | 110 см3 | Жили группами; изготавливали примитивные орудия; строили жилища; могли пользоваться огнем;владели абстрактным мышлением и речью |
5. Неан дерталец | Раститель ная; живот ная ■ | Охотились; собирали; выкапывали; срывали | !600cmj | Добывали и поддерживали огонь; шили примитивную одежду из шкур; жили группами; существовало разделение тру да; изготавлива ли из камня различные ин струменты | |
6. Кро маньонец | Раститель ная; живот ная | Охотились; собирали; выкапывали; срывали | 1800 см3 | Изготавливали орудия из кам ня, рога, кости; делали рисун ки, украшения |
IV. Проверка и обсуждение самостоятельной работы уча щихся.
Дополнительная информация для обсуждения.
- Почти все сохранившиеся до нашего времени первобытные племена - жители леса; исключение составляют некоторые афри канские обитатели саванн и живущие в пустынях бушмены Кала хари, а также аборигены Австралии. Лес, несомненно, исконная среда первозданного представителя семейства Людей. Индейцы в обширном бассейне Амазонки, даяки в некогда дремучей чаще до ждевого леса Калимантана, коренные жители Филиппин, большая часть племен Африки - лесные люди.
- Ряд исследований позволяет заключить, что многие откры тые пространства, саванны и совсем безлесные области - плод раз рушительного обращения древнего человека с огнем.
- 3) Из всех лесных обитателей индейцы акурио, живущие на охотничье - собирательской стадии, несомненно, ближе всего к первобытности.
Взрослый акурио никому не подчинен, им никто не управляет, понятие «вождь» отсутствует у южноамериканских охотничье-со-бирательских племен.
Можно кого-то увлечь за собой на охоту или рыбную ловлю, но приказать нельзя.
Каждый мужчина делает то, что считает нужным. Женщина, пожалуй, не так свободна в своих действиях, но сама выбирает себе партнера и отца своих детей.
Суровые условия жизни акурио давали о себе знать: мужчины редко достигали пятидесятилетнего возраста, женщины доживали в лучшем случае до сорока.
Все племя акурио насчитывало семь десятков человек. Племя было разбито на группы по 15-20 человек, включавшие мужчин, женщин и детей. Каждая группа располагала для охоты очень большим ареалом.
Охота требует великого искусства и основательного знания по вадок каждого вида, на изучение которых уходит вся жизнь индейца.
Для акурио само собой разумеется, что его добыча идет в об щий котел. Да иначе и не может быть, когда кому-то удается под стрелить тапира весом 200 кг. Столько не съесть ни самому охот нику, ни его семье. Мясо делится между всеми поровну. В сле дующий раз поделится другой удачливый член группы.
Орудие охотника и рыболова - лук со стрелами. Чтобы срубить дерево, используют каменный топор.
Женщина должна готовить пищу и поддерживать огонь в очаге, рожать и вскармливать детей, искать вместе с детьми растительную пищу.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 10-13; выпол нить задания в рабочей тетради на с. 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Происхождение человека. Факторы и этапы антропогенеза"
Урок расчитан на 2 академических часа. В качестве иллюстративного материала испольузуется презентация Microsoft Office PowerPoint....
презентация и конспект урока "Этапы происхождения человека" 10 класс
Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спорных и в наши дни. урок по данной теме должен быть построен так, чтобы не ущемляя собственное воззрение ребёнка, спо...
"Система непрерывного экономического образования школьников как этап гражданского становления человека".
В нашей школе накоплен большой опыт по экономической подготовке и экономическому воспитанию школьников. Если в самом начале это был просто предмет «экономика» в учебной программе, то сегодня мы уже мо...
Методические рекомендации к изучению темы "Происхождение и этапы эволюции человека". Проектная деятельность
Данный проект охватывает учебную тему«Происхождение человека»,на которую в учебном плане 11 класса отводится 6 часов.Почему именно эта тема выбрана для проектной деятельности?Учащиеся име...
Текущий тест. Происхождение человека и становление общества.
Текущий тест по обществознанию. 10 класс....
Обобщающий урок по теме: "Этапы происхождения человека"
Презентация к уроку "Этапы происхождения человека" 10 класс по учебнику Пономарева...
Открытый урок в 10 классе "Этапы происхождения человека"
Изучения этапов антропогинеза человека в 10 классе включается в раздел "Эволюционное учение"...