Конспект урока по биологии по теме "Иглокожие"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Урок биологии в 7 классе проведённый на заседании районного методического объединения. Тема заседания РМО "Личностно-ориентированное обучение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_iglokozhie.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их
многообразие и роль в природе.
Система понятий урока: иглокожие, морские звёзды, морские ежи, голотурии, воднососудистая (амбулакральная) система, лучевая симметрия, амбулакральные ножки.
Задачи: создать условия для ознакомления с особенностями строения и жизнедеятельности
иглокожих, с многообразием иглокожих и их ролью в природных сообществах и
жизни человека; продолжить формирование умений сравнивать, находить сходство и
различия, доказывать относительность приспособленности.
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация рисунков, коллекций.
Средства наглядности: натуральные: коллекции иглокожих;
изобразительные: рисунки из учебника и других книг, презентация.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.
II. Проверка знаний.
Лист оценивания учени_____ 7 класса
Фамилия, имя _______________________________
Дата: ______________
Тема урока. Иглокожие
№ п/п | Название заданий | Балл |
1 | Слова | |
2 | Схемы | |
3 | Древо жизни | |
4 | Форма тела Иглокожих | |
5 | Лабораторная работа | |
6 | Таблица «Система органов» | |
7 | Схема «Систематика Иглокожих» | |
8 | Тест | |
9 | Сообщение | |
Итого баллов | ||
Оценка за урок |
- Словарная работа (тест-проверка терминов)
Назови слово
Вариант 1
- Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.
- Двусторонняя симметрия тела, при которой через тело можно мысленно провести одну плоскость симметрии.
- Головной и грудной отделы ракообразных слиты и образуют монолитную…
- Совокупность организмов, обитающих в грунте и на поверхности грунта в глубинных частях водоёмов.
- Затвердевающий на воздухе секрет паутинных желез.
Вариант 2
- Расположение частей тела, при котором через тело можно мысленно провести несколько плоскостей симметрии. Она свойственна кишечнополостным, губкам, многим растениям.
- Короткие усики ракообразных.
- Совокупность организмов, обитающих в толще воды, пассивно переносимых течениями
- Внешние различия между самцами и самками одного вида.
- Сооружение, которое пауки плетут из нитей паутины особого свойства, чтобы поместить туда кладку яиц.
- Повторение изученного.
– Какие два подкласса выделяют в классе Насекомые?
– Перечислите и кратко охарактеризуйте отряды насекомых, для которых характерно прямое развитие?
– Перечислите и кратко охарактеризуйте отряды насекомых, для которых характерно развитие с полным превращением?
– Перечислите и кратко охарактеризуйте отряды насекомых, для которых характерно развитие с неполным превращением?
– Какую роль играют насекомые в природе и в жизни человека?
– Составьте предложение по пиктограммам.
III. Изучение нового материала.
1. Актуализация.
– А теперь поработаем по схеме эволюционных взаимоотношений между группами современных организмов.
– Когда появились первые животные на Земле? (Ответ: Животные появились 3,5 млрд лет назад.)
– Какие организмы были первыми на Земле? (Ответ: Первыми организмами были бактерии)
– Каким животным дали начало бактерии? (Ответ: Бактерии дали начало одноклеточным организмам. Это тип Простейшие.)
– Дальше по Древу жизни до Членистоногих. (Ответ: Из простейших появились Губки и Кишечнополостные. Это организмы – живущие в водной среде, имеющие два слоя дифференцированных клеток. Кишечнополостные явились предками для трёх типов червей – Плоских, Круглых и Кольчатых. А из Кольчатых червей произошли Моллюски и Членистоногие)
– Мы изучили строение и особенности жизнедеятельности организмов 8 типов. Строение каких организмов надо сейчас изучать? (Ответ: Иглокожие.) От кого они произошли, мы ответим в конце урока.
Запишите в тетрадях название темы урока: «Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе».
- Самомотивация школьников и целеполагание: Какую цель вы поставите на этот урок?
Я хочу узнать…
Я хочу научиться….
- Мотивация и целеполагание: Примерно 500 млн. лет назад, океаническое дно было заселено удивительными животными. Это было время расцвета иглокожих. Название «иглокожие» – было дано еще древними греками. Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительными животными, узнаем особенности их внешнего и внутреннего строения, рассмотрим их многообразие и роль в природе и жизни человека.
- Постановка проблемного вопроса:
Почему Иглокожих так назвали?
Чем они отличаются от других типов животных?
2. Знакомство с терминами. Запись слов в тетрадь: тип Иглокожие, Классы: Морские звёзды, Морские ежи, Морские лилии. Голотурии, Офиуры, трепанги, воднососудистая (амбулакральная) система, регенерация, метаморфоз.
- Знакомство с представителями типа Иглокожих (слайды ).
- Систематика типа Иглокожие.
– Иглокожие – это морские животные, ведущие прикрепленный или малоподвижный образ жизни. В настоящее время известно около 6 тыс. видов современных иглокожих, размеры тела которых колеблются от нескольких миллиметров до метра. Палеонтологи нашли 13 тыс. видов вымерших иглокожих.
- Изучение внешнего вида иглокожих (слайд)
– Внешне иглокожие не похожи на других животных.
1) Составьте предложения о внешнем виде иглокожих.
Вставить пропущенные слова в предложения:
1. Тело морских звёзд напоминает плоскую _____ с _____ или более _____.
2. Морские ежи похожи на ________, утыканный ___________.
3. Морские лилии Формой тела напоминают причудливый _________.
4. Тело голотурий ____________ или ____________.
2) Составьте схему «Форма тела Иглокожих» (слайд)
- Морские ежи – … Морские ежи – ….
- Морские звезды – …. Морские лилии – ….
- Голотурии – ….
- Лабораторная работа «Внешнее строение морской звезды» (слайд)
Цель работы: выявить черты, характерные для типа Иглокожие и отражающие приспособленность морской звезды к типу питания.
Материалы и оборудование: морская звезда (зафиксированный препарат).
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите строение морской звезды сверху, отметьте центральный диск и лучи.
2. Рассмотрите строение морской звезды снизу, отметьте рот, борозду с амбулакральными ножками и расположенные по краям иглы. Какие черты строения указывают на принадлежность морской звезды к типу Иглокожие?
Работа в печатной тетради.
Подпишите части морской звезды, обозначенные цифрами.
- Изучение систем органов
Все внутренние органы иглокожих располагаются во вторичной полости – целоме.
Целом распадается на несколько участков, из которых образуется отдельные системы органов
- Каковы ваши предположения о возможном строении систем органов иглокожих? (ПкС, ДхС, КС, ПщС, НС, ДвС, ПлС, ОЧ).
- Детям с порядковой доминантой в качестве подсказки можно предложить следующий алгоритм рассуждений: с изучения какой системы следует начать анализ проблемы? Рассмотрите строение системы и порядок расположения в ней органов, установите связи между особенностями жизнедеятельности организма и строением системы
1) дыхательная система – по какой системе поступает кислород ко всем органам и тканям у
иглокожих? какие органы входят в эту систему и почему?
2) кровеносная система – участвует ли кровь в переносе газов у иглокожих? Ответ поясните.
Ученику - «проективисту»: рассмотрите иллюстрации с изображением дыхательной и
кровеносной систем, и подумай, какие функции выполняют отделы этих систем.
3) пищеварительная система – учащимся с композиционной структурой стимулом для
дальнейших рассуждений может послужить вопрос: какие принципиальные отличия в строении
пищеварительной и дыхательной систем должны быть?
4) двигательная система могут ли быть у них тонкие и длинные ноги?
5) нервная система – какого вида нервная система у иглокожих?
6) покровная система – есть ли у них кожа, чем покрыта она?
7) органы чувств – зрения, обоняния, вкуса, равновесия
8) половая система – парные половые железы
- Может ли такая дыхательная система быть у иглокожих? Ответ обоснуйте.
Задание 2. Заполните таблицу «Системы органов иглокожих» используя учебник, слайды и дополнительную литературу
Системы органов | Органы | Функции |
Дыхательная | кожные жабры, амбулакральные ножки, водные лёгкие | дыхание |
Кровеносная | Околоротовое кольцо, 5 радиальных кровеносных сосудов | транспорт веществ (у голотурий - только транспорт газов) |
Пищеварительная | рот, пищевод, мешковидный желудок, задняя кишка, анальное отверстие, печёночные выросты | переваривание пищи |
Двигательная | водно-сосудистые или амбулакральные ножки | передвижение |
Нервная | нервная кольцевая трубка и нервные стволы отходящие в каждый радиальный сегмент | воспринимают и проводят раздражение |
Покровная система | Скелет, образованный известковыми пластинками с сидящими на них длинными иглами. | защитная функция |
Органы чувств | чувствительные клетки, глаза | ориентация в пространстве |
Половая | парные половые железы | размножение |
Сообщения учащихся (момент подготовки мотивированных учащихся к конкурсам, олимпиадам)
- Развитие иглокожих
- Происхождение иглокожих.
- Значение в природе и для человека
IV. Закрепление изученного.
1. Составьте схему «Систематика Иглокожих» (слайд )
2. Словарная работа по теме Иглокожие. Дайте определения терминам (устно).
- Тип Иглокожие – самостоятельный тип морских придонных животных, способных к медленному передвижению. К ним относятся морские звёзды, морские ежи, голотурии, офиуры.
- Класс Морские звёзды – группа животных, тело которых по форме напоминает звезду с пятью или более лучами. Живут на дне морей, спускаясь на большую глубину. Питаются донными животными, органическими остатками.
- Класс Морские ежи – группа животных, с шаровидным или уплощённым, телом, заключенным в известковый панцирь. Рот ежей окружен челюстным аппаратом с пятью зубами, обращёнными наружу. Донные малоподвижные животные, обитающие в море на различной глубине. Питаются они животной и растительной пищей.
- Класс Голотурии – группа животных, с мешковидным или червеобразным телом с венчиком ветвистых щупалец вокруг рта. Донные, реже плавающие морские животные, обычно ползают по дну, разыскивая пищу: мелких донных животных, водоросли, гниющие остатки.
- Воднососудистая (амбулакральная) система – система, представленная кольцевым каналом, окружающим пищевод и амбулакральными ножками. От канала отходят пять лучей радиальными каналами.
- Метаморфоз (от греч. метаморфозис – превращение) – процесс превращения личинки во взрослую особь у животных. Развитие с метаморфозом, когда в жизненном цикле представлена стадия личинки, свойственно земноводным, многим насекомым и иглокожим.
- Регенерация (от лат. регенерацию – восстановление, возрождение) – восстановление организмом утраченных или повреждённых органов и тканей или целого организма из его частей. Регенерация свойственна ящерицам, беспозвоночным животным.
V. Вывод по теме.
Почему Иглокожих так назвали?
Чем они отличаются от других типов животных?
Иглокожие – это морские, в основном донные, животные, имеющие радиальную симметрию тела. Скелет образован известковым пластинками. Основной отличительный признак – наличие воднососудистой системы, участвующей в передвижении, дыхании и выделении. Некоторые представители, используются в пищу (например морской огурец).
VI. Первичная проверка усвоения знаний. Тест. Какие утверждения верны?
- Иглокожие – обитатели морей.
- Предками иглокожих являются древние многощетинковые кольчецы.
- Голотурии относятся к классу морских ежей.
- тело морских звёзд заключено в известковый панцирь.
- Органы чувств иглокожих развиты слабо.
- Иглокожие дышат всей поверхностью тела.
- Иглокожие не имеют специальных органов выделения.
- Все иглокожие – гермафродиты.
- Морские звёзды передвигаются с помощью лучей.
- Голотурии имеют челюстной аппарат с пятью зубами.
VII. Рефлексия.
- Что было сложным для тебя в процессе изучения темы?
- Чем ты объяснишь эти сложности?
- Как бы ты сам оценил свои знания по теме?
- Какие ошибки тебе нужно учесть при изучении следующей темы?
VIII. Домашнее задание.
Обязательно: Изучить текст учебника;
По желанию (что-то одно): подготовить сообщение об интересных особенностях иглокожих, пользуясь дополнительной литературой, составить синквейн, презентацию, кроссворд.
Справочный материал для сообщений
Развитие иглокожих
Развитие иглокожих всегда сопровождается сложным превращением с прохождением стадии личинки. Личинки имеют двустороннюю симметрию. Размеры личинок очень незначительны, длина их менее 1 мм, но среди них имеются и гиганты – личинка морской звезды рода луидий достигает длины 15 см. Личинки находятся в планктоне от 5 до 7 недель и более. Это зависит от температуры и от количества желтка в яйце. Находясь в планктоне личинки могут перемещаться на большие расстояния от места обитания взрослых форм. Личинки, как составляющие планктона поедаются другими животными. Очень часто иглокожие проявляют заботу о потомстве. Мать прикрывает телом отложенные яйца или вынашивают их.
Наряду с половым размножением у иглокожих в отдельных случаях наблюдается и бесполое размножение, регенерацией, когда тело взрослой особи делится пополам или на несколько частей. Каждая образовавшаяся часть восстанавливает недостающие участки.
Происхождение иглокожих.
По поводу происхождения иглокожих до сих пор существуют только многочисленные догадки и гипотезы. Это объясняется до некоторой степени тем, что появление иглокожих относится к глубокой древности, т.к. в конце кембрия и начале ордовика, свыше 500 млн. лет назад уже имелись представители почти всех известных классов иглокожих. Предполагают, что иглокожие возникли в докембрии и наиболее известные из них, вероятно, имели слабый скелет, что не позволило им сохраниться в ископаемом состоянии. Предки иглокожих очевидно имели двустороннюю симметрию, вытянутое тело с пятью парами щупалец. Рот у них находился на передней части тела, анус – на задней. Некоторые иглокожие – реликты древней фауны. Все современные морские лилии относятся к подклассу членистых морских лилий.
Значение в природе и для человека
Иглокожие играют важную роль в жизни моря (придонного биоценоза). Подобно моллюскам и другим животным, они участвует в поддержании определённого состава морской воды. Они потребляют в процессе питания большое количество солей, особенно солей кальция, из которого строят свой скелет. Они способны извлекать из воды радиоактивные вещества, которые накапливаются у них прежде всего в жидкости полости тела. Иглокожие являются пищей различным животным. Например, треска, камбала и др. рыбы поедают значительное количество офиур и морских ежей. Морских ежей употребляет в пищу и морская выдра, калан. За ними охотятся и некоторые моллюски и ракообразные. Многие иглокожие являются хищниками и сами поедают различных животных. Особенно хищниками слывут морские звёзды, которые могут съесть рыбу, превышающую по размерам их тело. Некоторые иглокожие используются человеком в пищу. Среди них наиболее важное значение имеют голотурии – трепанги, которых насчитывается около 40 видов. Наиболее старыми потребителями являются жители Китая, Японии, малайского архипелага. В Китае по целебным свойствам трепангов сравнивают с корнем женьшеня и называют его «корнем моря». В Японии добывают и некоторые виды морских ежей, икру которых употребляют в пищу. Иглокожие являются предметом исследований. Так, яйца иглокожих, особенно морских ежей, используют для выявления излучения на живые организмы, т.е. берут в космос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии для 11 класса по теме Цитоплазма. Оболочка клетки. Лабораторная работа.rar
Конспект урока по общей биологии по теме "Цитоплазма, Оболочка". Рассматривается строение и функции таких органоидов клетки, как цитоплазма и оболочка. Представлена лабораторная работа по теме: "Плазм...
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»
Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...
конспект урока по биологии "Урок экологии"
Конспект предназначен для урока посвященному году экологии....
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...
Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.
План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...